Памяти Риммы Михайловны Ивановой 1 страница



Ю.Н. Иванова

Храбрейшие из прекрасных

Женщины России в войнах

 

Памяти моей мамы

Евдокии Михайловны

Докучаевой посвящаю.

Автор

 

 

О жены русские! Великая Россия

Навеки сохранит святые имена...

С. Глинская

 

Введение

 

Служба женщин в действующей армии России вызывала интерес исследователей и раньше. Вернее сказать, нам досталось в наследство немало преданий, рассказов и личных воспоминаний. Появлялись и небольшие исследования, освещавшие узкую тематику: службу сестер милосердия в военных госпиталях, на полях сражений; были работы, посвященные отдельным личностям. Однако все попытки раскрыть столь обширную проблему имели отрывочный, бессистемный характер. В то же время изучение новых архивных и литературных источников дает основание утверждать, что в различные исторические эпохи женщины активно участвовали в войнах, проводившихся Россией, и позволяет выявить степень, формы участия женщин, тенденции, этапы и масштабы этого в общем-то беспрецедентного явления.

Важно не только рассмотреть зарождение, развитие и становление такого феномена - женщина на войне, но и проанализировать мотивы стремления женщин вступить в ряды армии. Выявить, взвесить «за» и «против» привлечения женщин на военную службу. Точки зрения существуют разные. Они полярны. Одни утверждают, что женщинам в армии не место, что они вносят дезорганизацию, разлагают дисциплину, провоцируют аморальные явления. Другие же, наоборот, считают, что женщины могут принести большую пользу, так как не хуже мужчин справляются со многими воинскими профессиональными обязанностями и даже могут способствовать укреплению дисциплины, вдохновляют мужчин на ратные подвиги.

Опираясь на исторические факты, попробуем внести ясность. Тем более, что Россия за свою многовековую историю накопила богатейший опыт решения этой сложной и важной проблемы.

 

Ретроспективный взгляд показывает, что в различные исторические эпохи военная служба, как правило, была полем деятельности мужчин. Хотя нам известны имена отдельных женщин, оставивших яркий след своей беззаветной службой Отечеству, возвысивших честь мундира российской армии.

Социально активные личности на Руси - явление не столь уж диковинное и наблюдавшееся в различные исторические эпохи еще с древнейших времен. Это княгиня Ольга, имевшая дружину, осуществлявшая успешные военные походы, беспощадно, но мудро управлявшая княжеством; властная новгородская посадница Марфа Борецкая; героини земли русской Феодора Ивановна Пужбольская, Дарья Андреевна Ростовская, сражавшиеся на поле Куликовом; женственная и твердая Елизавета Петровна; умная, волевая, дипломатичная правительница России Екатерина II; президент Академии наук умница Е.Р.Дашкова; мужественная штабс-ротмистр Н.А.Дурова; отважная первая русская женщина-летчица (авиатрисса) Л.В.Зверева. Изумляет бесстрашием первая женщина-испытатель реактивных самолетов О.Н.Ямщикова. Незабываемы имена Даши Севастопольской, Н.Комаровой (кавалерист). Славны подвиги георгиевских кавалеров З.Ф.Смирновой (унтер-офицер), Е.К.Цебржинской (фельдшер); А.Т.Палыниной (кавалерист). Многие женщины стали Героями Советского Союза в 1941 - 1945 гг.; известны имена женщин-космонавтов В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой. Скромную беззаветную службу несли женщины различных военных профессий в локальных войнах СССР.

Особенно пристально изучается «женский фактор» периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Глубокие исследования В.С.Мурманцевой1, прекрасные мемуары участниц войны2, теплые слова о женщинах в воспоминаниях военачальников, рядовых бойцов, рассказах, очерках3, имена женщин-героев, отраженные в энциклопедическом труде «Герои Советского Союза»4, и целый ряд других источников дают нам возможность полно представить боевой подвиг, ратную службу советских женщин в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Это весьма ценно.

Однако не следует терять из вида истоки данного явления - целый временной пласт до 1917 г. Попытаемся по мере возможности восполнить пробел.

Знакомство с литературой, освещающей прямо или косвенно, тот период в рассматриваемой нами теме, позволяет условно разделить ее по следующим группам.

Первая группа - сборники законоположений, постановлений, распоряжений правительства, относящиеся «до лиц женского пола» 5. В них отражаются узаконенные права женщин в области государственной, общественной службы. Конкретно о службе женщин в военных лечебных учреждениях сказано лишь в сборнике по военному и морскому ведомствам. Здесь содержатся статьи, определяющие статус сестер милосердия, их функциональные обязанности, права и льготы. Законом было признано право женщин и необходимость применения их труда на военном поприще лишь в одной области - медицине, и то на вспомогательном уровне.

Вторая группа - это исследования общего характера, посвященные социальному положению женщин, быту, обрядам, религии и т.д. Среди них есть крупные труды, например, С.С.Шаш-кова6, Д.Л.Мордовцева7, и носящие популярный характер таких авторов, как Н.Е.Кудрин8, И.Л.Ласкос9 и других10, дающие представление о взглядах на так называемый женский вопрос передовых мыслителей прошлого века.

К третьей группе можно отнести представляющие особый интерес воспоминания, письма, записки, дневники самих участниц военных событий11. Ценность их заключается в том, что они доносят до нас атмосферу тех лет, дают возможность из первых уст познать побудительные мотивы, предпосылки гражданских поступков, моральное состояние, личные переживания, оценки, взгляды на военную службу и происходящие события.

Четвертую группу могут составить отчеты о деятельности общества Красного Креста, общин сестер милосердия; обзоры и очерки о медицинской деятельности в период войн12.

Пятая группа - это работы о войнах и отдельных участницах военных действий13.

Что примечательно и положительно в них, так это стремление авторов разобраться в сути происходящих событий, оставить в памяти имена самоотверженных защитниц Отечества.

Нельзя не отметить, что несмотря на всю ценность и уже библиографическую редкость вышедшей в XIX и начале XX века литературы, она ограничена тем, что в ней нет крупного исследования вопроса, в основном это эпизодические, разбросанные материалы, единого же, целого, обобщающего, «сквозного» труда не было создано.

Объясняется это тем, что, во-первых, материал по теме только накапливался; во-вторых, по условиям жизни общества, традициям, социальному положению женщин этот вопрос в плане специального исследования не стоял. Хотя попытки осветить данный вопрос были. Это П.А.Илинский14, А.Е.Зарин15; крупнейший исследователь женского вопроса С.С.Шашков, изучавший положение женщин в древнейшем старославянском укладе жизни, в эпоху реформ Петра I и после них, а также в обрядах и традициях до второй половины XIX века. Он всесторонне рассматривал женский вопрос, но военную службу женщин не отразил. Д.Л.Мордовцев высказал мысль, что редко женщины появляются на страницах истории, однако, несомненно их весомое влияние на ход исторических событий (в 3-м томе его исследований повествуется о Н.А.Дуровой).

Представительницы прекрасного пола сами пытались исследовать жизнь женщин древнейшего периода, отражение ее в обрядах, сказаниях, былинах, женских песнях; положение в семье по Домострою; в допетровскую эпоху; быт, положение в провинции, столицах и т.д. Этим занималась, в частности, Е.Щепкина, но о военной службе сведений у нее также нет16.

Ценность вышеназванных работ несомненна. Переиздание с комментариями многих из них способствовало бы нравственному очищению России.

В данной монографии предпринята попытка создать целостную картину привлечения женщин к службе Отечеству и воинству российскому от ее зарождения и до участия в последней мировой войне включительно.

 

Глава I

ВРАГОВ ОНИ ИЗУМЛЯЛИ МУЖЕСТВОМ,

ДРУЗЕЙ - НЕЖНОЙ ПРЕЛЕСТЬЮ

 

Родная дочь великого народа,

Ты словно рождена для горя и невзгод,

Но не убьют в тебе ни горе, ни невзгоды,

Движенья смелого к Страданию вперед...

Удар Судьбы встречаешь грудью смело -

Не падая под ним, и не страшась их вновь...

И твой девиз: забыть себя всецело...

И твой пароль: к страдающим любовь...

Где боль и скорбь гнездо свое свивают,

Где слезы жгучие сжигают грудь собой,

Где в муках и крови бесстрашно умирают

Там твой великий пост подвижницы святой...

 

Этими волнующими, душевными стихами хочется начать повествование о величии подвига Женщины во славу Отечества.

Многое хранит память человеческая. Она, например, помнит легенду о миротворческой миссии женщин: когда воинственные мужи двух государств вели бесконечную войну, женщины встретились и договорились между собой о прекращении безумия - войны. И настал желанный мир. Мирные, добрые, разумные переговоры женщин победили кровавый звон мечей. Может быть, поэтому Богиней Победы является женщина - как символ миролюбия, мудрости, стремления к покою, счастью, охране жизни, победы созидания над разрушением.

Но если Отечеству грозит порабощение и враг топчет родную землю, то женщины плечом к плечу с мужчинами встают на ее защиту. Примеров таких немало. История свидетельствует, что истоки героического стремления женщин встать на защиту Родины в тяжелое для нее время идут из глубокой древности. Устные народные предания, дошедшие до нас письменные источники повествуют об этом. Былины, например, говорят о воинственных богатырщах-поленицах, которые на могучем коне, в боевых доспехах скакали в поле и сражались с врагами, вступая порой в единоборство с богатырями-мужчинами и одерживали победу. В одной из былин о поединке между Настасьей Микуличной и Добрыней Никитичем раскрывается сила духа русской женщины, стоявшей на страже рубежей Отечества, ее удаль, ратное мастерство, презрение к опасности, достоинство женщины, сознание своей силы. Остерегались богатыри меряться силой с этими храбрыми и мощными женщинами. И не напрасно. Не только сила, вид ее уже приводил в трепет могучих мужей.

В былине «Об Илье Муромце и удалой поленице» образно описывается ее внешний вид, который дает нам колоритное представление об отважной воинственной женщине.

Проехала поленичища удалая,

Конь под нею как сильна гора,

Поленица на коне как сенна копна...

Проехала в раздолыще в чисто поле...

Кличет, выкликает поединщика,

Супротив себя да супротивника.

 

Из былинных строк видно, что женщинам не только не запрещалось заниматься ратным трудом, но не было даже малейшей разницы в ратоборческих правах и способностях женщин и мужчин. Вероятно, в древности смотрели на это занятие, как на одинаково приемлемое, доступное и мужчинам и женщинам. Со временем такой взгляд, видимо, был утрачен, поскольку даже в Куликовской битве, где решалась судьба Руси, огромные надежды возлагались и церковью, и князьями, и крестьянами - всем миром на князя Дмитрия, которого благословил на святую битву самый почитаемый служитель Церкви Русской Сергий Радонежский. Несмотря на то, что все понимали - от исхода битвы зависит быть ли Руси освобожденной от ига захватчиков или погибнуть, потеряв самостоятельность - идти на поле брани с несметным количеством врагов женщинам приходилось все же тайно, одеваясь в мужской костюм. А о том, что русские женщины участвовали в Куликовской битве, известно из очень скудного источника - из преданий о ростовских князьях.

В этих преданиях рассказывается о Фекле, дочери воеводы Фили; о Дарье, дочери князя Андрея Федоровича - героя Куликовской битвы - тайно ушедшей из родительского дома со своим любимым князем Иваном Александровичем и вместе с ним в мужской одежде храбро сражавшейся на поле Куликовом. Упоминается имя княжны Феодоры, дочери ростовского князя Ивана Ивановича Пужбольского-Верши, тяжело раненной на поле боя. Все они обладали доблестями амазонок2.

Несомненно, кроме вышеназванных высокородных девиц в битве участвовали и русские женщины-простолюдинки. Однако, кроме ростовских источников, в известных нам летописях и сказаниях сведений об участии женщин в этой исторической битве обнаружить пока не удалось.

Знакомство с литературой, в той или иной степени затрагивающей данную проблему, дает основание полагать, что вопрос, связанный с деятельностью женщин на военном поприще, в своем развитии прошел различные этапы. Интерес к этому вопросу сохранялся на протяжении всего существования человеческого рода. Устные предания, письменные источники предшествующих эпох свидетельствуют, что в отдельные периоды жизни человеческого общества женщине поклонялись и обожествляли ее (очень жаль, что сейчас это не так). В иные времена общество низводило женщину до такой степени, что она предстает затворницей, чуть ли не рабыней безгласной, терпящей абсолютно все - бесправие, побои, домашний гнет, умаление человеческого достоинства. Слово «женщина» было унижающим, показывающим все ничтожество существа, ее даже не считали за человека, не выделяли на нее участок земли в крестьянском хозяйстве; когда рождалась девочка, переживали словно наказание, лишний рот в семье. Она была забита, запугана, хуже домашнего скота, который, как считалось, приносил пользу - кормил, поил, одевал семью. А ведь не учитывалось то, что семью-то создавал не один мужчина, а при непосредственном участии женщины - этого забитого им же существа, которого затворническая жизнь приводила к умственному отупению. Так было долго, слишком долго...

Женщина была госпожой, она была и рабой. Рабство в различных видах наложило отпечаток и на положение в обществе, и на характер женщины. И настолько тесно все переплелось, перемешалось, что по психологии женщина стала каким-то невероятным гибридом, сочетающим в себе совершенно взаимоисключающие черты. В ней можно найти все - от самого высокого до самого низкого.

Умный, тонкий психолог, уделявший женскому вопросу, и в том числе ратным способностям женщины, немало внимания, В.И.Немирович-Данченко в прекрасной статье «О русских женщинах» прослеживает жизнь и положение славянской женщины, в особенности на Руси, от светлых дней равноправия с мужчиной до эпохи низведения ее до положения домашней рабыни, придатка дома. Вслед за предшествующими мыслителями он высказывает ту неоспоримую аксиому, что социальное положение женщины данного общества или народа есть мерило нравственной высоты и развития последних. К сожалению, это мерило свидетельствовало, что женские права постепенно сводились к нулю.

Высоко оценивая умственные, духовные качества женщины, сочувствуя ей, он верит в нее, в ее возрождение. С ним можно во многом согласиться. Вчитаемся же в тонкие наблюдения, умные оценки этого человека. «...И всюду по окраинам, куда только не взглянешь - всюду она, эта вечная труженица земли русской, наша женщина - является и сильной, и способной, и энергичной... Тут у нее развивается характер, которого зачастую не достает ее повелителю мужу, и изобретательность, помогающая ей  найти способы к жизни в обстановке, где, пожалуй, только и возможно, что умереть с голоду, и чем скорее, тем лучше. В красивый и сильный тип сложилась она. Здесь - это прямая дочь тех славянских матерей, которым удивлялись некогда византийские писатели... Еще и теперь, глядя на нее, понимаешь, как ее предки - первобытные славянки - пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках, врываясь между сражающимися... Отголоски того времени слышатся еще в русских сказках. Жена богатыря Дуная, славная по всему Киеву искусством стрелять из лука, до своей свадьбы искала себе жениха, который оказался бы сильней ее. Она выходит в поле, схватывается с супротивниками, побеждает их. Случалось, что такие женщины сами предлагали свою любовь. Жена Святогора сама бросается на Илью Муромца, Марина обращается к Добрыне Никитичу:

 

Ты Добрыня, Добрынюшка, сын Никитьевич

Возьми-ко, Добрыня, меня замуж за себя.

 

Того же Добрыню «Поленица - женщина великая» схватывает «за желты кудри», сажает его «во глубок карман» это после того, как он бьет ее в буйну голову своею палицей булатною. В преданиях всех вообще славянских народов сохраняются черты этого древнего быта, когда женщина чуть ли не играла и в семье, и в труде преобладающую роль (если могла эту роль отстоять и морально, и физически. - Ю.И.).

С.Шашков в превосходной книге своей «История русской женщины», пишет далее Немирович-Данченко, говорит между прочим: «Воинственность древнеславянской женщины, ее равноправность с мужчиной и в особенности ее вещая сила была основой ее общественного значения. Первыми знаменитыми правительницами славян, первыми их законодательницами, судьями-устроительницами мира и порядка являются сильные, мудрые, великие жены. Славянская цивилизация начинается женщинами и пока женщина, особенно у русских, не оттеснена была на задний план, не обращена в полное рабство, до тех пор эта первичная цивилизация имела в себе тоже хорошие задатки, которые могли поставить славян наряду с западными европейцами и едва ли допустили бы до того, чтобы название народа, бывшее синонимом свободолюбия, получило значение - раба»3.

История знает о том, что в древние времена жили три замечательные сестры, старшая из которых занималась постройкой городов, средняя - врачеванием, а младшая Либуша правила чехами. В Богемии правила Драгомира, не менее славная, чем названные сестры.

В развитии человеческой цивилизации известны имена женщин, которые обладали высокими командными способностями и личной храбростью. Например, в конце VIII в. славянка Висна умело и успешно командовала ратью в битве при Бравалле. В книгах, спектаклях, кинофильмах нашел воплощение яркий образ «Орлеанской девы» - француженки Жанны д'Арк, полководческое искусство и личная отвага которой несомненны. Звание полковника лейб-гвардии Преображенского полка имели «по штату» все самостоятельно правившие русские императрицы: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II.

Девятнадцатый век. Командир корабля - очаровательная Боболина. Для прошлого века - удивительное явление. Эта женщина участвовала со своими соотечественниками-греками в борьбе за свободу и независимость от турецкого владычества. В гром нескольких морских сражений вливались залпы и ее корабля (одного из семи построенных на ее средства). Отважная женщина погибла в 1825 г. в морском бою.

Но наиболее яркая личность из всех незаурядных женщин, стоящая выше других выдающихся представительниц прекрасного пола русская княгиня Ольга (по Иоакимовой летописи правнучка Гостомысла, родившаяся под Псковом, вернее в той стороне, где позже был основан Псков). Очень рано (совсем девочкой) отданная замуж за князя Игоря, она становится мудрой правительницей, на много порядков выше как своих современниц, так и знаменитых женщин последующих веков. В ней сочетался проницательный, обширный государственный ум с твердой волей, энергичной деятельностью, дальновидностью. Она, оставшись вдовой с сыном Святославом на руках, которому шел пятый год, правила так, как до нее не умел или не решался править ни один князь. Кроме политической мудрости, она обладала воинской хваткой, возглавляла военную дружину и одерживала победы. Гибель своего мужа, убитого древлянами в 946 г., использует как повод для покорения древлян и подчинения себе их исключительно богатых земель. Впрочем, не останавливается перед массовыми казнями. Она предпринимает долгое и опасное странствие в Царь-град (где пробыла почти 3 месяца), все внимательно и пытливо изучает и оценивает, проявляя гибкий, глубокий ум. Ольга принимает крещение и, возвратившись в Киев, занимается распространением христианства, заронив семена веры в сердце внука Владимира. Церковь называет Ольгу святой равноапостольной. Управляя княжеством, она составляет законы, налагает огромные подати, но устанавливает не военный, а более гуманный и разумный административный способ сбора податей. И, как точно заметил Немирович-Данченко, «все, что до нее совершали князья - все это делает и она, но несравненно шире и с такой энергией, которая, казалось бы, совсем должна быть не по силам женщине». Опираясь на исторические сведения, мы можем сказать, что в древние времена, кроме занятия своими чисто женскими домашними хозяйственными делами, женщина правила, судила, предписывала законы, следила за их исполнением на равной основе с мужчинами.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!