Богословие Русской цивилизации 40 страница



(В мужьях) ей лучше многобожца,

Хотя второй прельщает больше вас.

Вас многобожцы в Ад зовут,

Творец же - к саду Рая и к прощенью,

Свои знаменья людям разъясняя,

Чтоб помнили Его и воздавали славу.

222. Они тебя о регулах у женщин вопрошают.

Скажи: "Сие есть течь и недуг".

А потому вам надлежит

Держаться в стороне на это время

И к ним не прикасаться, пока они не будут чисты.

Когда ж они пройдут обмыв,

Вы продолжайте с нею здравую супружескую связь,

Как вам Творец назначил, -

Творец ведь любит тех, кто обращается к Нему,

И тех, кто в чистоте себя содержит.

223. Для вас супруги ваши - нива,

И вы на свою ниву приходите,

Когда желание в вас есть;

Но перед этим вы для душ своих

Какую-либо благость уготовьте.

Страшитесь гнева Высшего и знайте,

Что все вы встретите Его.

(Ты ж, Мухаммад!), обрадуй праведных сей вестью.

224. Владыки имя не берите

Для ваших клятв о благочестии своем,

О страхе пред Владыки гневом,

О водворении согласия и мира меж людьми,

(Коль не сумели проявить вы это), -

Творец ведь слышит все и знает обо всем.

225. Творец не спросит с вас за пустословье клятв,

Он спросит с вас за то лишь,

Что схоронилось в вашем сердце, -

Ведь всепрощающ и воздержан Он!

226. Для тех, кто клятву даст с женой не сообщаться боле,

Назначено четыре месяца (под крышей дома) выждать,

И коль за этот срок муж обратится вновь к жене, -

Творец, поистине, всемилостив и всепрощающ!

227. Но если их желание развода неизменно, -

Творец ведь слышит все и знает обо всем.

228. И жены, получившие развод,

Пусть выждут время трех регулов,

И им запрещено сокрыть,

Что им Творец создал в их чреве,

Коль веруют они Владыке и в Последний День.

Для их мужей достойнее всего

При этом их принять обратно,

Коль они склонны к примиренью.

И здесь для женщин справедливы те права,

Что и права над ними у мужчин, -

Но у мужей сих прав - на степень больше.

Творец всесилен, мудр безмерно!

229. Развод возможен в две ступени,

После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно

Иль отпустите от себя с благодеяньем.

Вам недозволено брать из того,

Чем вы ее (во время брака) одарили,

Разве что оба вы таите опасенья,

Что не сумеете блюсти пределы,

Которые для вас Творец установил.

И если вы, (кто призван рассудить их),

Боитесь тоже, что они не соблюдут

Пределов, установленных Владыкой,

Не будет в том греха,

Если жена даст выкуп за свою свободу.

Вот таковы пределы, которые Творец установил.

А если кто преступит эти грани,

Пребудет (пред Владыкой) нечестивым.

230. И если муж с женою (окончательно) развелся,

То в жены недозволена она ему (опять),

Пока не выйдет замуж за другого

И тот не даст развода ей.

И здесь на них греха не будет,

Коль они вновь друг к другу возвратятся

И чувствуют, что смогут соблюдать

Пределы, что Творец установил.

Вот таковы Его пределы,

Которые Он изъясняет тем,

Кто обладает разуменьем.

231. И при разводе с женами своими,

Когда назначенный им срок истек,

Верните их с достоинством обратно

Или с достоинством их отпустите.

Но против воли не удерживайте их,

Чиня им зло и непристойность.

А кто поступит так -

Зло причинит своей душе.

Знамений Высшего не обращайте в шутку,

С признаньем помните Владыки милость к вам

И то, что ниспослал Он Книгу вам и мудрость,

Чтобы наставить вас на верный путь. А потому страшитесь Высшего

И знайте: Он всеведущ!

232. И при разводе с женами своими,

Когда назначенный им срок истек,

Вы не препятствуйте их браку с бывшими мужьями,

Коль меж собой они достойно согласятся, -

И это - наставление для тех,

Кто верует Владыке и в Последний День;

Для вас сие - благочестивее и чище, -

Творец ведь знает то, чего не ведаете вы.

233. Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит

Два полных года,

Если отец желает норму завершить;

Ему же надлежит нести расход

На добростойное питание ее и вещи.

И ни одна душа не понесет тот груз,

Что больше, чем она поднимет, -

Так пусть же материнская душа

За детище свое обид не терпит,

А равно и отец ребенка,

А равно и наследник их.

И если оба пожелают

С согласия меж ними и совета

Ребенка от груди отнять,

На них греха не будет.

Как равно и на вас не ляжет грех,

Коль вы ребенка своего

Поручите вскормить другой,

Благопристойно уплатив по договору.

Страшитесь гнева Высшего и знайте:

Он видит все, что делаете вы.

234. И если кто из вас уйдет из жизни,

Оставив овдовевших жен,

Им надлежит срок выжидать по вас

Четыре месяца и десять дней;

Когда же истечет назначенный им срок,

На вас греха не будет от той разумности,

С какой они сочтут собой распорядиться, -

Владыке, истинно, известно все то, что делаете вы.

235. На вас греха не будет в том,

Коль к этим женщинам намеком тайным

Вы обратитесь с предложением о браке

Или сокроете в своей душе намерение это, -

Ведь ведает Творец о том,

Что вы о них в заветной памяти храните.

Но тайных обещаний не давайте им

И речь пристойную ведите.

На узы брака с ними не решайтесь,

Пока не истечет назначенный им срок,

И знайте: ведает Творец

Все, что сокрыто в ваших душах.

Остерегайтесь гнева Бога

И знайте: всепрощающ и воздержан Он!

236. На вас греха не будет в том,

Коль вы развод даете женам,

К которым вы еще не прикасались,

Иль не скрепили договора о предбрачном даре.

Вы одарите их согласно своему достатку:

Богатый - сообразно своему, а бедный - своему,

Дав им дары в благопристойной мере,

Как подобает всем благотворящим.

237. Но если вы развод даете женам,

К которым вы еще не прикасались,

А ваш предбрачный дар уже исчислен,

Им половина этой доли надлежит,

Коль они сами (в вашу пользу) не простят

Иль не простит (в их пользу) тот,

В руках которого завязан узел брака;

Но уступить жене (вторую половину доли) -

Благочестивее всего для мужа.

Великодушие и благость меж собой

Забвению не предавайте, -

Творец ведь видит все, что делаете вы.

238. Свои молитвы строго соблюдайте,

Особо (чтите) среднюю молитву,

Благоговейно стойте пред Владыкой

(В своем молитвенном призыве).

239. Но если вас преследует опасность,

Молитесь пешими иль не сходя с коня;

Когда ж опасность вас минует,

Вы призовите Высшего хвалой,

Как Он вас научил

И как дотоле вы не знали.

240. И те из вас, которые уйдут из жизни,

Оставив овдовевших жен,

Должны им завещать на содержание надел

И проживание под крышей дома сроком на год.

Но коль они покинут стены дома,

На вас греха не будет от той разумности,

С какой они сочтут собой распорядиться, -

Ведь всемогущ Творец и мудр!

241. Для разведенных жен на содержание -

Надел благопристойный.

(Творец) вменил сие благочестивым.

242. Так вам Творец Свои знамения толкует,

Чтоб вы могли уразуметь.

243. Неужто ты не видел тех,

Которые, остерегаясь смерти,

Покинули свои жилища -

А было их немало тысяч.

Творец сказал "Умрите!" им,

Потом же возвратил их к жизни, -

Ведь полон щедрости Творец к земному люду,

Но большинство из них Ему неблагодарны.

244. А потому боритесь на пути Владыки

И знайте, что Творец все слышит и ведущ обо всем!

245. Так кто же тот,

Кто даст Владыке щедрый займ,

Что будет Им великим множеством возвышен?

Творец лишь повергает вас в нужду

Иль осыпает изобильем;

К Нему лежит и ваше возвращенье.

246. Неужто ты не видел родовую знать сынов Исраиля,

Что были после Мусы?

Посланнику, кто был средь них, они сказали:

"Дай нам царя, чтоб мы могли

Сражаться на пути Владыки".

И он сказал: "Не может ли случиться так -

Когда назначат вам сраженье,

Не станете сражаться вы?"

Они ответили:

"Что ж на пути Владыки нам не воевать,

Коль из домов мы изгнаны

И с нашими детьми разлучены?"

Когда ж назначено сражение им было,

Отворотилися они, за исключением немногих, -

Творец, поистине, прекрасно различает нечестивых!

247. И их пророк сказал им:

"Творец послал Талута царствовать над вами".

Они ответили:

"Как может он над нами править,

Когда достойнее мы сами этой власти?

К тому ж не одарен он ни богатством, ни умом".

Но он сказал: "Избрал Творец его над вами

И щедро одарил и мудростью, и удалью мужскою".

Поистине, Творец дарует царство

Тому, кого сочтет Себе угодным.

(Своею милостью) объемлет всех Он и ведает над всем и вся!

248. И их пророк сказал им:

"Знамением его предназначенья

К вам явится ковчег (Завета),

В котором вам от Высшего сакина

И что осталось от потомков Мусы и Харуна, -

И ангелы его вам принесут;

И в этом кроется знамение для вас,

Коль вы, поистине, уверовали (Богу)".

249. Когда Талут с войсками выступил в поход,

Сказал он:

"Творец пошлет на испытание вам реку,

И кто напьется из нее,

Средь воинов моих не будет,

А несколько глотков с ладони будет прощено".

Но все испили из нее, кроме немногих.

Когда же все они чрез реку перешли,

И он, и те, которые уверовали с ним,

Сказали те: "Теперь у нас нет мОчи

Джалута с его войском одолеть".

Но те, которые уверовали, зная:

Им предстоит Владыки лицезреть,

Сказали: "Как часто небольшая сила

Владыки волей побеждала многочисленных врагов!"

Поистине, благоволит Творец к тому,

Кто терпелив и стоек духом.

250. И вот когда они предстали

Перед Джалутом и его войсками,

Они взмолили: "О наш Творец!

Влей стойкость Нам, и укрепи наши стопы,

И помоги против неверных!"

251. И с изволения Владыки

Они неверных в бегство обратили,

И умертвил Дауд Джалута,

И одарил его Творец и мудростью, и властью

И научил его всему, что он желал.

И, если б не удерживал Творец

Одних людских племений над другими,

Бедой бы преисполнилась земля, -

Но полон щедрости Творец к мирам Своим!

252. Вот таковы знамения Владыки,

И Мы их в Истине тебе читаем -

Ведь ты, поистине, в одном ряду посланников (Моих).

253. И всех посланников Мы наделили разными дарами,

Возвысив (миссию) одних перед другими;

Средь них был тот, с кем речь держал Творец,

Других Он (на пророчество) возвысил степенями. И Исе, сыну Марйам, Мы даровали Ясные Знаменья

И Дух Святой для укрепления (пророчества) его.

И будь на то желание Владыки,

Пришедшие за ними вслед

Не воевали б меж собой, -

Они же разошлись между собой,

И были среди них

Те, кто уверовал, и те, которые не обратились.

И будь на то желание Владыки,

Они б не воевали меж собой.

Но Свою Волю (на земле) вершит Владыка!

254. О вы, кто верует!

Расходуйте из благ, что Мы вам даровали,

Пока не наступил тот День,

Когда не будут (приняты в защиту)

И ни оплата торгом (за грехи),

Ни дружба, ни заступничество (верных), -

Неверные, поистине, дурные люди.

255. Творец! Нет божества, кроме Него,

Живущего и самосущего извечно!

Не склоняет Его ни сон, ни дремота,

Всем в небесах и на земле владеет Он Один.

Кто может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)?

Он знает все, что предварило их (приход)

И что последует за их (уходом).

А им из знания Его назначено постичь

Лишь (малость) ту, что Он дозволит.

Престол Его (Державия) простерся

Над небесами и землей, -

Сохранность их Ему не в тягость.

В Своем могуществе, поистине, велик Он

И (в высшей степени) возвышен.

256. Не разрешил в религии Он принужденья,

Разнится ясно истина от заблужденья;

Кто зло отверг и верует (Владыке),

Обрел себе надежную опору,

Для коей сокрушенья нет, -

Творец, поистине, все слышит и всеведущ!

257. Творец - Друг и Хранитель тех, кто верует (Ему),

Из тьмы Он выведет их к свету.

Но станут идолы напутствовать неверных

И поведут от света к мраку их.

Они все - обитатели Огня

И в нем останутся навечно.

258. Ужель не видел ты того,

Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге

За то, что царством одарил его Творец?

И Ибрахим сказал:

"Поистине, Творец мой - Тот,

Кто жизнь и смерть дарует".

Но тот сказал: "Дарую я и жизнь, и смерть".

Ответил Ибрахим:

"Поистине, Творец повелевает Солнцу

Восходить с востока -

Ты с запада вели ему взойти".

Так был в смущение повергнут тот,

Кто пренебрег Владыки верой.

Творец не направляет тех, кто нечестив.

259. Иль (странник) тот, кто близ селенья проходил,

Разрушенного до единой кровли.

И он сказал: "Как может оживить его Творец,

Когда оно уже застыло в смерти?"

И странника поверг Творец во смерть на сотню лет,

Затем Он оживил его и вопросил:

"Как долго здесь ты находился?"

Ответил тот: "Быть может, день иль часть его".

Но Бог сказал: "О нет!

Сто долгих лет ты пробыл здесь. Теперь взгляни на свою пищу и питье -

Их порча не коснулась вовсе.

Теперь на своего осла взгляни -

(Лишь кости от него остались).

Тебя Мы сделали знаменьем для людей. И далее - смотри на кости:

Совокуплю Я их и в плоть одену!"

Когда сие ему предстало ясно,

Сказал он: "Знаю я теперь,

Что всемогущ Творец над всем!"

260. И (вспомните), как Ибрахим сказал:

"О мой Творец! Дай мне узреть,

Как мертвым жизнь Ты возвращаешь".

(Творец) сказал: "Ты разве не уверовал еще?"

"О да! Я верую, - воскликнул Ибрахим, -

Но сердцем (и умом) хочу проникнуть".

(Творец) сказал:

"Тогда возьми четырех птиц

И приручи к тебе слетаться,

Затем порежь на части их

И помести на каждый холм отдельно,

А после этого ты созови их, -

Они стремительно к тебе слетятся.

Так знай же ты:

Творец всесилен, мудр (безмерно)!"

261. И те, кто на пути Верховнем

Расходует из своего добра,

Тому единому зерну подобны,

Что породило семь колосьев,

Хранящих сто таких же зерен в каждом.

Творец удвоит Свой надел тому,

Кого сочтет Своей угодой, -

Поистине, объемлет все Он и всеведущ!

262. И те, кто на пути Верховнем

Расходует из своего добра

И вслед за тем попреков и обид не посылает,

Награду Высшего получат -

На них не ляжет страх,

Не отягчит печаль их.

263. Речь добрая, прощение обид

Превыше милостыни всякой,

За коей следует попрек.

Творец свободен от любой нужды и кроток!

264. О вы, кто верует!

Благодеяния свои не обращайте в тщЕту,

Послав им вслед попреки и обиды,

Подобно тем, кто лишь для виду

Расходует из своего добра, а сам не верует

Ни Высшему, ни в День Последний.

Они подобны обнаженному холму,

Едва покрытому землей:

Прольется дождь обильный на него -

Останется он голым камнем!

А также и для них - бесплодным будет то,

Что (на земле) приобрели они (деяньями своими), -

Творец не направляет тех, кто нечестив.

265. Те, кто расходует из своего добра,

Желая заслужить благоволение Владыки

И свои души (верой) укрепить,

Подобны саду на холме высоком:

Прольется на него обильный дождь -

И он взрастит свои плоды вдвойне.

А коль дождя обильного не будет,

Его заменит легкая роса!

Творец ведь видит все, что делаете вы.

266. И кто захочет обладать прекрасным садом

Из финиковых пальм и виноградных лоз,

Что омывается обильными ручьями,

Где для его довольства всякие плоды,

В то время как постигнет его старость,

А дети же слабы, -

Чтоб вихрь огненный обрушился на сад

И поглотил в нем все дотла?

Так вам Творец Свои знаменья изъясняет,

Чтоб вы могли уразуметь.

267. О вы, кто верует!

Благотворите лучшим из добра,

Что вы приобрели,

Иль из того, что из земли

Мы милостью Своей для вас изводим.

И не стремитесь ухватить дурное,

Чтобы потом благотворить из этой доли,

А сами б этого не взяли,

Зажмурив разве что глаза.

И знайте, что Творец свободен от любой нужды

И преисполнен славы!

268. Вас бедностью пугает Сатана

И побуждает вас к поступкам непристойным -

Творец же обещает вам Свое прощение и милость, -

Поистине, (Своею милостью)

Объемлет всех Он и ведает над всем и вся!

269. Он мудростью дарит того, кого захочет, -

И тот, кому дарована она,

Получит всеобъемлющие блага,

Но осознают это те,

Кто обладает разуменьем.

270. И что б на пОдать вы ни издержали,

Какой обет ни дали б вы, -

Творец, поистине, об этом знает,

И нет заступников у скверных!

271. И если на виду вы милостыню подаете,

Сие для вас пристойно;

Когда ж вдали от всяких глаз

Вы бедным по нужде ее даете,

Сие есть лучшее для вас,

Что вам часть прегрешений сгладит, -

Творец ведь знает то, что делаете вы!

272. Не на тебя возложено вести их праведной стезей, -

Творец ведет прямым путем того,

Кого сочтет Себе угодным.

И что бы вы из благ своих ни издержали,

Сполна воздастся вашим душам, -

Ведь вы даете только потому,

Что ищете Верховного благодаренья;

И что бы вы из своего добра ни издержали,

Сполна вам будет воздано,

И вам не нанесут обид несправедливых.

273. (Вам пОдать надлежит давать)

И тем в нужде, кто на пути Владыки

Удержаны (от промыслов своих)

И в поисках (себе достатка)

Не могут двигаться по сей земле.

Их скромность побудит незнающего думать,

Что нет нужды у них ни в чем,

И ты их различишь по видимому знаку:

Своими просьбами они не докучают людям;

И что бы вы из своего добра ни издержали,

Творец, поистине, об этом знает.

274. И те, кто днем и ночью милостью дарит


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!