Богословие Русской цивилизации 39 страница



Но этого постичь вам не дано.

155. Поистине, Мы испытаем вас и долей страха,

И голодом, убытками в добре,

Потерей жизни (тех, кто дорог),

Потерями плодов (труда).

Ты сообщи благую Весть

Всем тем, кто стойко терпит (беды),

156. Всем, кто в минуты горя говорит:

"Поистине, мы все во власти Бога,

И лишь к Нему мы возвратимся", -

157. Они - все те, на коих снизойдет

Благословение и милость Бога,

И их направит Он по праведной стезе.

158. Поистине, Сафа и Маруа -

(Одни) из Божьих знаков,

А потому греха в том нет,

Коль те, кто совершает к Дому Хадж

Иль совершает праздничный молебен - (гумря),

Вокруг холмов сих сделают обход;

И если кто к свершению добра испытывает тягу, -

Поистине, Творец признателен и знающ!

159. Те, кто утаивает посланные Нами

Знаменья ясные и руководство к правоте,

Когда Мы людям все уж изъяснили в Книге, -

На них падет проклятие от Высшего

И тех, кому дано проклятье изрекать, -

160. Помимо тех, к кому раскаянье пришло,

И (за содеянное зло) он возместил (добром),

И возгласил открыто Истину Владыки, -

К тому Я обращусь, -

Ведь обращающ Я и милосерд!

161. На тех же, кто в неверии живет

И умирает, будучи неверным,

Лежит проклятье Высшего, и ангелов Его,

И праведного люда (всего мира).

162. Над ними оно будет вечно,

Им наказания не облегчат

И им не ждать отсрочки (Божьей кары).

163. Ваш Бог Един,

И нет другого божества, помимо Бога.

Всемилостив и милосерден Он!

164. Поистине, в создании небес и тверди,

И в смене (мрака) ночи (светом) дня,

И в кораблях, пересекающих моря по нуждам человека,

В дожде, что льет Творец с небес

И им живит поникшую от смерти землю,

Во всякой живности, что Он рассеял по земле,

В движении и смене ветров,

Что облака меж небом и землей

Как слуг своих перегоняют, -

Поистине, здесь кроются знамения для тех, кто разумеет.

165. Но средь людей такие есть,

Которые берут себе для почитанья

Других с Владыкой наравне

И любят их, как должно им любить Владыку, -

И все ж безмерно выше этой

Любовь у праведных к Владыке.

И если бы неверные прозрели,

Они, поистине, увидели бы кару

И осознали бы, что лишь Творец,

Поистине, могущ над всем, (что суще),

И в наказании суров.

166. Тогда все те, кто за собою вел других,

От тех, кто следовал за ними, отделятся,

И им предстанет наказание Владыки.

И оборвутся между ними связи.

167. И скажут те, кто следовал за ними:

"О, если б нам возможен был возврат,

Мы б отошли от них тогда,

Как отошли они от нас теперь".

Так им Творец представит их деянья,

Что стали им (не в радость, а) в погибель,

И из Огня им выхода уж нет!

168. О люди! Вы из того, что на земле,

Берите в пищу лишь благое и разрешенное Владыкой.

Не следуйте стопами Сатаны!

Ведь он - ваш враг заклятый.

169. Он зло и мерзость вам повелевает

И чтобы вы против Владыки возводили то,

О чем не ведаете сами.

170. Когда им говорят:

"Вы следуйте тому, что вам открыл Творец",

Они ответствуют: "О нет!

Пойдем мы по наследию отцов", -

Неужто и тогда, когда отцы их были лишены

И разумения, и руководства (от Владыки)?

171. Те, кто не верует, подобны пастуху,

Который голосит призывно (к стаду),

Что не способно различать (слова),

А слышит только зов и крики.

Глухи, немы и слепы -

Они любого разуменья лишены.

172. О вы, кто верует!

Берите в пищу ту благую снедь,

Которой вас Мы наделили,

Будьте Владыке благодарны,

Коль вы, поистине, Ему предались.

173. Он запретил вам в пищу только мертвечину,

Кровь, и свинину, и всякую живую тварь,

Что с именем других, а не Владыки была заколота (для пищи).

Но кто принужден будет к этой пище

Без нечестивости и своевольного непослушанья,

На том греха не будет, -

Творец ведь всепрощающ, милосерд!

174. А кто утаивает (от людей) из Книги

За мизерную цену (преходящих благ)

То, что Творец им ниспослал,

Лишь Огнь будут пожирать;

В День Воскресения Творец их не очистит

И слова к ним не обратит, -

Суровой будет их расплата.

175. Они ведь те, которые купили заблужденье

Ценою праведной стези,

А наказание - ценой Верховного прощенья.

О, как же они дерзки и терпимы к этому Огню!

176. (Такой их участь будет) оттого,

Что Книгу Истины Творец им ниспослал,

(Они ж о ней разноголОсят);

Но те, которые о Книге затевают спор,

Поистине, находятся в расколе,

Что (от единой веры) так далек!

177. Не в том лежит благочестивость,

Чтоб на восток иль запад лик свой обратить,

А благочестье в том,

Чтобы уверовать Владыке,

И в Последний День,

И в ангелов Его,

В Писание (Святое) и в пророков;

Любя (свое добро), все же делиться им

И с тем, кто близок по крови,

И с сиротой, и с нищим,

И с путником, и с теми, кто взывает;

И дать рабам на откуп,

И по часам молитвы совершать,

Платить закат,

Скрепленный договор исполнить;

И стойким быть, и терпеливым

В несчастье и в страдании своем,

Во все минуты страха и смятенья, -

Таков лик праведных - предавшихся Владыке!

178. О вы, кто верует!

Предписано вам право

За смерть (убитых близких) отплатить:

За жизнь свободного - свободный,

И раб - за жизнь раба,

И за жену - жена.

Но тот, кому собратом будет прощено,

Благодеянием разумным должен возместить.

Сие для вас - Владыки облегчение и милость. Того ж, кто после этого дозволенный предел преступит,

Мучительная кара ждет.

179. В Законе этом

Кроется сохранность вашей жизни -

О вы, кто обладает разуменьем! -

Чтоб благочестие могли вы обрести.

180. И вам предписано:

Когда пред кем-нибудь из вас предстанет смерть -

А вы владеете добром, -

Составить завещание родителям и близким

По соответствию разумной доле;

И это надлежит блюсти всем тем,

Кто (гнева Божьего) страшится.

181. Но если кто, прослушав завещание сие,

Потом его изменит,

Он грех возьмет на свою душу, -

Творец (все) слышит, знает (обо всем)!

182. Кто ж опасается от завещателя

Пристрастия или греха

И их (со всею справедливостью) поправит,

Тот остается неповинным, -

Творец ведь всепрощающ, милосерд!

183. О вы, кто верует! Предписан пост вам,

Как он предписан был для тех, кто был до вас,

Чтоб благочестие могли вы обрести

184. На дни, определенные числом.

Но тот, кто болен иль находится в пути,

Предписанные дни поста

Поститься должен в дни другие.

Для тех, кто может пост держать (с трудом),

Назначен откуп - накормить голодных.

Но кто по своей доброй воле

Прибавит к этому (другое благо),

Так будет лучше для него.

(А если все-таки при тяготах земных)

Вы пост (намеренно) блюдете,

Вам лучше (Владыкой воздастся), -

О, если бы вы только знали!

185. И месяц Рамадан есть тот,

В который (Владыкой) Коран

Ниспослан в руководство людям,

А также с ясным наставленьем

И различением (добра и зла).

И кто из вас застанет его (дома),

Поститься должен в продолжение его,

А тот, кто болен иль находится в пути,

Предписанные дни поста

Поститься должен в дни другие, -

Творец вам создает возможность облегченья,

Он не желает отягчать вам жизнь,

Чтоб завершили вы число, назначенное Им,

И славили Его за то,

Что Он стезею праведною вас направил, -

Чтоб вы могли быть благодарны.

186. Когда же вопрошают обо Мне тебя служители Мои,

Я рядом нахожусь

И внемлю каждому призыву,

Когда ко Мне в молитве он взывает.

Пусть и они призыву Моему послушны будут

И пусть уверуют Мне,

Чтоб праведным путем могли идти.

187. Вам в ночь поста разрешено

К супругам приближаться:

Они - одежда вам, а вы - одежда им.

И ведает Творец, что меж собой

Вы были не всегда благочестивы,

Но обратился к вам Он и простил.

А потому вы с ними сообщайтесь,

Вкушая то, что вам Творец назначил.

И есть, и пить дотоле можно вам,

Пока седая нить (зари)

Не отойдет от черной нити (ночи), -

От сей минуты до захода солнца

Должны вы пост держать

И к ним не прикасаться,

Когда вы пребываете в мечетях,

Творя обряды благочестья, -

Вот таковы пределы, установленные Богом.

Не приближайтесь к ним (под страхом преступить)!

Так вам Творец Свои знаменья разъясняет,

Чтобы смирение и праведность могли вы обрести.

188. Свое добро на тщету меж собой не расточайте

И не используйте его на подкуп судей,

Чтоб долею имущества других преступно завладеть,

(Заведомо в душе) об этом зная.

189. Тебе о новолуниях они вопросы задают.

Скажи: "Они определяют (людям)

Сроки (ведения их дел) и сроки Хаджа".

Не в том лежит благочестивость,

Чтоб в дом входили вы с обратной стороны,

А благочестье - в том,

Чтобы страшиться гнева Бога.

Входите же в дома, как надлежит вам,

Владыки страшитесь гнева,

Чтоб в благости могли вы пребывать.

190. Сражайся за Владыки дело

Лишь с тем, кто борется с тобой,

Дозволенного грань не преступай, -

Творец не любит тех, кто преступает

(Пределы, установленные Им).

191. Но с ними не воюй у стен Святой Мечети,

Пока они не трогают тебя,

А если все ж они начнут сраженье в этом месте,

Убей их, -

Таким должно быть воздаяние неверным.

192. Но если прекратят они, -

Творец ведь всепрощающ, милостив безмерно!

193. Борьбу ведите с ними до того мгновенья,

Пока не будет больше угнетения и смут

И воцарит религия Владыки;

Когда же враг ваш прекратит борьбу,

Оружие сложите и гоните тех,

Кто продолжает сеять смуту.

194. Запретный месяц - за запретный,

А также все (места святые и обряды) -

Под право отплатить.

И кто запреты против вас преступит,

Вы преступайте их против него,

Как преступил он против вас,

Страшитесь гнева Высшего и знайте:

Творец лишь с теми,

Кто способен удержать себя

(В пределах, что Он вам назначил).

195. И на Владыки Промысле

Из своего добра расход несите.

(Следите), чтоб деянья ваших рук

К погибели вас не влекли.

Добро творите, - ведь Творец

Благотворит к тому, кто делает добро.

196. Вы завершите Хадж иль Умру,

Во славу и служение Владыке,

Но если вы затруднены,

Вы жертвенный пошлите дар,

Что будет вам по силам,

И голову не брейте, пока сей дар

Назначенного места не достигнет.

Но если болен кто из вас

Иль недуг в голове имеет,

Тому назначен пост, иль милостыня, или жертва.

Когда же вновь наступит мир для вас,

То тот из вас, кто пожелает

Соединить аль-умру с посещением для Хаджа,

Пусть в жертву даст посильное ему;

Но кто и это не осилит,

Тому три дня поститься в праздник Хаджа

И семь - по возвращении домой;

Тем самым полных десять дней, -

Но лишь для тех, чьи семьи не живут

В окрестности Святой Мечети.

Страшитесь гнева Высшего и знайте:

Суров Он в наказании Своем.

197. Хадж совершайте в месяцы, известные для вас.

Тот, кто себе в обязанность вменил

Хадж совершить во время них,

От женщин должен воздержаться,

От нарушения благочестивых норм и от раздоров

На все указанное время.

И все хорошее, что вы

(По доброй воле) совершите,

Известно Высшему. Берите в путь с собой припасы,

А благочестье - лучшее из них,

И гнева Моего страшитесь,

О вы, в ком разумение живет!

198. На вас не ляжет грех,

Коль вы (во время Хаджа)

Испросите щедрот у вашего Владыки.

Когда толпою вы сойдете с Арафата,

Воздайте Высшему хвалу на заповедном месте

И славьте Его имя

За то, что вас, в неведенье блуждавших до того,

Он праведной стезей направил.

199. Потом от места этого,

Откуда сходят быстрою толпою люди,

Сойдите вместе с ними

И возмолите о прощении Владыки, -

Творец ведь всепрощающ, милостив безмерно!

200. И, завершив благочестивые обряды,

Славьте Владыку так же,

Как вы прежде славили отцов,

Но с еще большим рвением и силой.

Среди людей такие есть, кто говорит:

"Владыка наш!

Даруй нам Свою щедрость в этом мире!" -

Но ни единой доли благодати

Им в жизни будущей не обрести.

201. А есть и те, кто говорит:

"Владыка наш!

Даруй добро нам в этой жизни

И в будущей даруй нам благодать -

От мук Огня нас защити!"

202. Таким назначен тот удел,

Что загодя они себе уготовали, -

Творец в Своем расчете скор!

203. Воздайте Высшему хвалу во дни,

Определенные числом. Кто ж поспешит в два дня отбыть,

На том греха не будет,

И кто задержится подольше,

Себе на душу тоже не положит грех,

Коль в этом благочестие он видит.

А потому страшитесь разгневить Владыку

И знайте: вам предстоит собраться у Него.

204. Среди людей такие есть,

Чья речь о жизни в этом мире

Тебя восторгом ослепляет;

Зовет Владыку он в свидетели тому,

Чем переполнены его душа и сердце, -

И все ж он самый несговорчивый из недругов (твоих).

205. Едва тебя покинув,

Спешит он по земле нечестие рассеять

И погубить и пахоту, и всходы.

Творец нечестия не любит.

206. Когда же говорят ему: "Побойся Бога!",

Его ведет гордыня к большему греху.

Его уделом станет Ад -

Прескверное пристанище усопших!

207. Но есть среди людей такие,

Кто отдает всего себя угоде Бога, -

Благоволит Творец к служителям Своим.

208. О вы, кто верует!

В ислам смиренно всей душой войдите,

Не следуйте стопами Сатаны, -

Ведь он вам явный враг.

209. Но если повернете вспять,

Когда вам ясные знамения уже предстали,

То знайте: всемогущ Творец и мудр!

210. Неужто они будут ждать,

Пока к ним не сойдут Творец

Под сенью облаков и ангелы Его -

И тем вопрос решится?

Но лишь к Владыке одному

Решение всех дел восходит.

211. Сынов Исраиля спроси:

Как много им знамений ясных

Мы (милостью Своей) послали?

А кто изменит милости Владыки,

Когда она к нему уже пришла,

Творец суровым будет в своей каре!

212. Жизнь в этом мире для неверных

Полна прелестных искушений,

И предают они насмешкам верных.

Но встанут верные над ними

В День Воскресения (на Суд);

И тех, кого Творец Своим желанием сочтет,

Одарит Он безмерной благодатью!

213. (Ведь некогда) одной общиной жили люди,

И посылал Творец пророков к ним

С благою Вестью и с предупрежденьем

(О Дне Верховного Суда).

Он с ними Книгу Истины послал,

Чтоб рассудили люди меж собой

Все то, в чем разошлись (их страсти).

Когда же им знаменья ясные предстали,

То в разногласии остались только те,

Кто был исполнен зависти и злобы.

Творец же милостью Своей

Направил праведных к той Истине заветной,

Что вызывала прежде разногласия средь них, -

Ведь праведным путем Творец ведет того,

Кого сочтет Своим желаньем.

214. Иль думаете вы, что в Рай войдете,

Не испытав того, чему подверглись те, кто был до вас?

Они прошли страдания и беды.

И так был потрясен их дух,

Что и пророк, и те, которые уверовали с ним,

Взмолили: "Когда ж Владыки помощь (снизойдет)?"

Поистине, (всегда) близка Владыки помощь.

215. И задают они тебе вопрос:

Какой расход им надлежит

(на милостыню) издержать?

Ответь: "Что вы даете - добрым быть должно,

Оно идет родителям, и близким, и сиротам,

Тем, кто в нужде, и тем, кто держит путь.

И что бы доброе ни совершили вы,

Творец всегда тому свидетель".

216. Вам воевать предписано (на Промысле Вдадыки),

И это крайне ненавистно вам.

Быть может, то, что ненавистно вам,

(Со временем) вам обратится благом,

И может быть, вам любо то,

Что злом (со временем) вам станет, -

Вам (никогда) не знать того,

О чем, поистине, известно лишь Владыке.

217. Они тебя о месяце запретном вопрошают

Касательно возможности ведения войны.

Скажи: "Вести войну в сей месяц - грех великий,

Но еще больший грех в глазах Владыки -

Ставить преграды на Его пути,

Отречься от Него и доступ не давать

К Запретной (для греха) Мечети

И изгонять живущих там людей, -

Поистине, страшнее убиенья - гнет и смута.

Они не перестанут с вами воевать,

Пока от вашей веры вас не отвратят,

Коль будут в состоянье это сделать.

Но если кто из вас от веры отречется

И примет смерть неверным (Богу),

Деяния их станут тщЕтой

И в ближней жизни, и в далекой;

Они все станут обитателями Ада

И в нем останутся навечно.

218. Те ж, кто уверовал,

И те, кто испытал изгнанье,

Боролся и радел на Промысле Владыки, -

В тех есть надежда на Владыки милость, -

Творец ведь всепрощающ, милосерд!"

219. Они тебя о винах и азартных играх вопрошают.

Скажи: "В них грех большой,

Но есть для вас и польза,

Хоть больше в них греха, чем пользы".

И задают они вопрос:

Как много надлежит им издержать (на милость)?

Скажи: "Все, что выходит за пределы ваших нужд".

Так вам Творец Свои знамения толкует,

Чтоб поразмыслить вы могли

220. О жизни ближней и далекой.

И о сиротах задают тебе вопрос.

Скажи: "Для них благое совершать

Есть лучшее, что можно сделать",

И если примете вы их в свои заботы,

Они вам станут братья, -

Творец ведь различит творящего добро от совершающего злое.

И если бы Творец желал того,

Он возложил бы тяготы на вас (земные), -

Он, истинно, всесилен, мудр!

221. Вы многобожниц в жены не берите,

Доколе не уверуют они.

Рабыня, что уверовала (Богу),

Вам лучше многобожницы-жены,

Хотя вторая вас прельщает больше.

За многобожцев (дочерей) своих не выдавайте,

Доколе не уверуют они, -

Ведь раб, уверовавший (Богу),


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!