Тема № 11: Вариативность прекрасного в индустриальном обществе



Лекция № 11. Значение немецкой классической эстетики в развитии мировой эстетической мысли. Общие черты немецкой классической философии: критика познания как средство достижения философских выводов; абсолютная доминанта Разума (идеи) по отношению к материи; отрицание утилитарной эстетики в пользу систем, доказываемых абстрактными философскими доводами. Эстетическая наука как особая система в идеалистической философии. Методологические различия в подходе к анализу эстетической проблематики у Гегеля (объективный идеализм) и Канта (субъективный идеализм).

И.Кант о роли и месте эстетики в общей системе познания. Основная проблематика в докритический период творчества. Соотношение чувства «возвышенного» и «прекрасного» Критический период творчества: место эстетики в философской системе Канта. «Критика способности суждения». Эстетическое суждение как свободная игра рассудка и воображения и способность мыслить частное заключение в общем. Основные проблемы: учение об искусстве как мире свободы и гения, дающем законы миру природы; разработка проблемы гения и игры; анализ эстетического чувства (бескорыстное и незаинтересованное любование); учение о вкусе как способности эстетического суждения и творческом воображении художника; воплощение игрового подхода в классификации искусств; обоснование принципа целесообразности по форме. «Трансцендентальная эстетика». Эстетика Канта как философское осмысление художественной культуры XVIII века.

Г.В.Ф.Гегель о прекрасном в природе, искусстве и абсолютном духе. Искусство как истинная сфера свободы. Эстетика как философия изящного искусства, ее диалектика и историческая динамика. Его учение об исторических формах искусства (символической, классической и романтической). Исторические формы как ступени развития идеала через единство идеи (содержания) и материала (формы). Прекрасное в искусстве как идеал, т.е. оформленная соразмерно своему понятию действительность. Идеал как уравновешенность внутреннего и внешнего, как чувственное выражение абсолютного духа.

Происхождение термина «романтизм». Социально-исторические, философские и художественные предпосылки возникновения и развития романтического движения. Значение Иенской школы (братья Шлегель, Тик, Новалис и др.) в теоретическом осмыслении ее программы. Романтизм как бунт чувства против разума. Обоснование индивидуализма и особой роли художника в романтической традиции. Проблема гения. «Мечты и жизнь» как основной лейтмотив романтического мироощущения и причины трагической трактовки бытия и эстетической реальности. Активизация религиозно-мистических настроений. Культ природы. 

Особенности романтического искусства: культ экзотики в природе, неповторимо-индивидуальное в человеке и исключительное в обществе. Принципы романтизма как «урбанного» искусства. Теория отстраняющей иронии. Новые мотивы в художественном творчестве: интерес к архаике, восточным и азиатским мотивам, к фантастическим сюжетам и образам (людей-фантомов, автоматов и пр.). Проявление новых жанров, олицетворяющих культ чувства и интуиции в постижении реальности (ноктюрн – в музыке, эссе – в литературе). Проблема смешения жанров (трагикомедия, трагифарс и т.д.) и видов искусств (драма для чтения). Теория «чистого искусства». Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы эпохи.

Влияние романтизма на русскую эстетическую традицию в философии и искусстве.

Основные термины эпохи: «одиночество», «страдание», «страх», «грезы», «сны», «смерть», «безумие», «томление», «видение», «праздность».

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 12: Иррационализм как культурологическая концепция глобального диссонанса в человеческом универсуме

Лекция № 12. Эстетика иррационализма. Идея Мировой воли в философии А. Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».Искусство как элитарное средство познания мира на основе интуиции и рефлексии. Проблема воли у Ф.Ницше. Ретроспектива развития цивилизации: аполлоновское и дионисийское начала в культуре и искусстве.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!