Тема № 15: Постмодернизм в зеркале философии культуры. Массовая культура и массовые коммуникации



Лекция № 15. После «современности»: прелюдия Ф.Ницше к философии будущего. Споры о понятии «современность». Понятие «постмодерна». История возникновения и распространения термина. Ж.-Ф.Лиотар, закрепивший понятие в 80–х гг. ХХ века. Постмодерн как «транскультурный и мультирелигиозный феномен» и его проявление в различных формах общественного сознания. Соотношение терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Постструктурализм как колыбель постмодернистской теории, его истоки и философско-теоретическая ориентация. «Постмодернистская чувствительность»: восприятие мира как хаоса и «метафорическая эссеистика».

Выражение протеста против насильственного, самоуверенного перевода реальности из «неразумного» состояния в «разумное». Постмодернизм как протест против жестких, системных представлений о миропорядке (Ж.Бодрийяр), против оперирования привычными ценностями (типа Запад-Восток, мужское – женское начало, и т.д.). Наступление на классического субъекта: философия без субъекта, текст при «смерти автора» (Р.Барт), письмо как таковое, которое ведет субъекта (Ж.Деррида). Теоретические разработки И.Хассана: сопоставление модернизма и постмодернизма и классификация его признаков. 

Деконструкция Ж.Деррида. Значение термина «деконструкция». Деконструкция как децентрация: отрицание классической «метафизики присутствия», полноценного, целостного смысла, трансцендентального означаемого. Вместо этого – проблема отсутствия истины бытия, игра означаемых не столько в центре, сколько на периферии текста. «Событийность» и «телесность» сами по себе, как таковые. Деконструкция знака. Деконструкция оппозиции «речь – письмо». Понятие текста и его «работа». «Шлейф» термина «деконструкция»: письмо, след, различание, приложение, фармакон. Проблема интертекста.

Понятие симулякра (Ж.Деррида). Предыстория термина (Платон)  и его критика (Делез, Бодрийяр, Клоссовски). Понятия «текста» (Р.Барт) и интертекста (Ю.Кристева).

Возникновение технических средств распространения культуры в новое время. Наступление эпохи массовых форм в художественной культуре. Стирание граней между «высоким искусством» и кичем. Роль средств массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века. Многотиражность произведения искусства как свойство художественной культуры ХХ века. Продуктивные и репродуктивные формы в современной художественной культуре. Технические виды искусства и процесс визуализации культуры. Воздействие средств массовой коммуникации на классические виды искусства. Феномен «массовой культуры». 

Технические средства воспроизведения – подрыв классических и модернистских форм бытия искусства. Цитаты как результат «окультуривания» материала искусства. Ирония, игра как выражение разочарования в идеалах и ценностях и как производное письма. Значение фактора бессознательного. Шизофрения как метафора самопроизводства бессознательного. «Шизоанализ».

Замещение «мимезиса» моделированием. Значение эксперимента. Поп-арт и концептуальное искусство как игровые пространства. Профанация классики и модернизма. Кризис оригинальности. Антилогоцентризм, интерес к маргинальному, локальному и периферийному.

Практическое занятие № 15.

1.Исторические, социально-политические, научные и художественные предпосылки постмодернистского движения.

2.Постмодернизм в зеркале философской теории (Ж..Бодрийяр, Ж.Деррида, Р.Барт).

3.Особенности постмодернистского искусства.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 16: Массовая и «желтая» пресса в контексте массовой культуры

Лекция № 16. Социализирующая функция СМИ. СМК и ценностные ориентации общества. Место ценностных ориентаций в социализации личности. СМК как агент социализации. Влияние экранных образов на формирование «картин мира». Концепция «исчезновения детства» (Н.Постман).

Социальное влияние рекламы. Ценностное содержание рекламы. Социальная реклама как современный образ социально одобряемого и социально неодобряемого действия.

Концепции «массового общества» и «массовой культуры» (О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гасет и др.). Массовая культура и «индустрия культуры» в работах представителей Франкфуртской школы (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Ю.Хабермас, Г.Маркузе). Концепция массовой культуры В.Беньямина. Массовая коммуникация и культура в постмодернисткой перспективе (Г.Маклюэн, Ж.Бодрияр, Ж.-Ф.Лиотар, Ги Дебор).

СМК как часть индустрии развлечений. Глобализация и средства массовой коммуникации. Транснациональные СМИ. СМК и формирование глобальной культуры. Понятие «макдональдизации», культурного империализма, культурной экспансии, американизации.

Элитарная и массовая культура. Определение и продукты массовой культуры. Интенсивное развитие СМИ как фактор формирования массовой культуры. Специфика массовой и «желтой» прессы: сходство и различия.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!