Тема № 4: Поиск прекрасного: ретроспективный взгляд. Восток – Запад - Россия: альтернативные пути гармонизации



Лекция № 4. Восточная ментальность восприятия эстетического. Установка на слияние человека с природой, пассивность, неамбициозность, эмоциональная восприимчивость, отказ от активного вмешательства в течение бытия. Человеческое сознание как главный, неисчерпаемый источник красоты. Понятие «нирвана». Гармония как фундамент мироздания. Конфуций, Лао-Цзы. «Недеяние» как основной способ обретения гармонии. Восприятие феномена беспредельности в восточной культуре.

Западная ментальность восприятия эстетического. Хаос как первопотенция бытия. Тяготение к утилитаризму, прагматизму, потребительский интерес к сиюминутным результатам своего труда.

Российская ментальность восприятия эстетического. Особый путь гармонизации общества и личности. А.С. Пушкин, статья «О ничтожестве литературы русской». Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев о потребности в красоте и творчестве.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 5: Проблема вселенской ответственности

Лекция № 5. Ответственность человека перед миропорядком в древнеегипетской культуре.

Античная культура. Анаксагор: Логос как всеобщий закон, слово, разумность. Анаксимандр, Плутарх, Платон о законе Возмездия как регуляторе устойчивости всеобщей гармонии.

Древнекитайская философия об абсолютной гармонии универсума. Учение о Дао Лао-Цзы. Древнеиндийская культура: идея кармы.  

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Раздел 2. Модификация эстетического мировосприятия: от архаической до индустриальной культуры

Тема № 6: Древнегреческая цивилизация: красота как единство многообразного

Лекция № 6. Хронологические рамки античного периода. Особенности развития античной культуры. Представление о чувственно-материальном космосе как структурообразующем порядке бытия. Мифология как форма общественного сознания, ее значение в формировании и развитии эстетических представлений. Боги как воплощения античных идеалов. Значение принципов и характеристик телесности в формировании представлений о прекрасном. Красота – как овеществленная и явленная телесность. Соотношение искусства и ремесла. Морфология искусства: искусства экспрессивные (временные) и конструктивные (пространственные).

Ранняя классика. Дофилософское развитие эстетических взглядов: сущность эстетической проблематики у Гомера и Гесиода. Анализ основных эстетических объектов и характеристик.

Начало философии как начало теоретической эстетики: Пифагор и его школа.Учение о числовой гармонии и катарсической роли музыки. Теория музыкального искусства. Подход к проблеме морфологии искусств.

Материалистическая эстетика Гераклита и Демокрита: субстанциональное обоснование красоты. Значение учения о противоположностях.

Зрелая классика. Антропологическая эстетика Сократа. Прекрасное как единое: обоснование принципа калокагатии. Отношение к искусству и критерии оценки произведения. Проблема элитарности искусства.

Эйдологическая эстетика Платона. Прекрасное как идея и прекрасное как вещь. Постижение прекрасного как припоминание и иерархия постижения красоты. Отношение к искусству, его задачи и социальный статус. Интуитивная природа знания истинно прекрасного.

Значение Аристотеля в осмыслении основных эстетических понятий Античности и морфологии искусства. Признаки красоты. Проблема происхождения искусства и его функции. Катарсис. Концепция трагедии. Проблема классификации видов и жанров искусства.

Эллинистическая эстетика. Отношение к сущему у киников  в свете эстетической проблематики. Эстетические принципы скептицизма (релятивизм и плюрализм) и особенности отношения к искусству. Эпикуреизм: гедонизм как жизненная позиция и его проекция на эстетическую проблематику. Эстетический идеал (мудрость и добродетель) и специфика отношения к искусству в стоицизме. Неоплатонизм: виды красоты (сверхчувственная и чувственная) и иерархия ее постижения.

Основные термины античной эстетики: «техне», «катарсис», «мимезис», «калокагатия», «гармония», «мера», «прекрасное», «пропорциональное», «соответственное», «соразмерное», «совершенное». Доминирующие виды искусств и доминантные принципы культуры античности.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!