Раздел 1. Теоретические основы философии культуры



Тема № 1: Устремленность к гармонии как мегаархетип культуры

Лекция № 1. Происхождение термина «эстетика»: начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений – прекрасного и искусства (А.Баумгартен). Человек как субъект эстетического. Эстетическое как выразительная форма, воспринимаемая чувствами. Эстетизация мира как логическое, интуитивное и творческое преобразование «хаоса» бытия в субъективный «порядок». Специфика эстетической чувственности. Субъективные и объективные факторы, влияющие на формирование и развитие эстетической чувственности. Объекты эстетического.

Научный и социальный статус эстетики как теории. Эстетическая онтология (сущностные характеристики бытия), эстетическая гносеология (особый способ познания-освоения) и эстетические аспекты аксиологии (философской теории ценностей). Эволюция взглядов на сущность эстетического. Эстетика как специфическая философская наука о чувственном восприятии и чувственно-предметном бытии, которое осмыслено и выразительно (А.Ф.Лосев). Задачи эстетики как специфической области научного знания.

Проблема преодоления узкого понимания предмета эстетики как науки о прекрасном и тавтологического понимания эстетического. Необходимость корректной (онтологической) дефиниции. Методологическое основание историко-эстетического исследования. Соотношение исторического и логического подходов. Проблема источников эстетического знания.

Эстетика в современной системе гуманитарного знания: поиск новой методологической парадигмы. Факторы, влияющие на развитие эстетической теории. Структура предмета.

Эстетические ценности как особый класс ценностей. Их отличие от этических и утилитарных. Специфика художественных ценностей.

Предмет эстетики. Эволюция взглядов на сущность «эстетического». Эстетика как раздел философии о чувственном восприятии и о чувственно-предметном бытии которое может быть осмысленно и выражено (А.Ф. Лосев). Задачи эстетики как специфической области научного знания.

Эстетическое как интегральная категория, вбирающая всю совокупность основных категорий эстетики.

Основные эстетические категории и другие понятия эстетики. Систематизация категорий. Эстетические категории и их связь с понятием идеала.

Прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное в природе, человеке, искусстве. Прекрасное и возвышенное как положительные эстетические ценности. Диалектика количества и качества в прекрасном и возвышенном.

 Категория возвышенное как выражение субъективной дисгармонии. Возвышенное как духовная ценность. Возвышенное и героическое. Возвышенное и низменное. Проявление возвышенного и низменного в современной действительности.

Трагическое и комическое как эстетические категории. Особенности трагических коллизий в современную эпоху. Сущность эстетического и нравственного воздействия трагического на человека. Трагическое как совершенное выражение противоречия между необходимостью и невозможностью ее осуществления. Особенности трагедии как жанра искусства. Значение трагедии в катарсическом переживании. Трагедия и драма.

Категория комическое. Совершенное выражение в комическом – противоречия между ничтожным содержанием и внешне значительной формой. Сущность комического эффекта и условия возникновения комической ситуации. Комедия как жанр искусства. Многообразие форм проявления комического (ирония, юмор, сатира, шарж, гротеск, сарказм, остроумие). Смех как разрушитель стереотипов.

Особенности проявления трагического и комического в разных видах искусства. Диалектическая взаимосвязь этих категорий.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 2: Интегративная «логика» мифа. Красота и мировые религии

Лекция № 2. Эстетика как специфическая область гуманитарного знания. Возникновение эстетики в недрах античной философии. Историческая подвижность границ эстетической проблематики. Несводимость эстетики к философии искусства. Эстетика и повседневность: понятия «эстетика производства», «техническая эстетика», «эстетика быта», «эстетика спорта» как проявление связи науки и эстетики с жизнью. Взаимосвязь эстетики с другими гуманитарными науками – философией, этикой, искусствознанием, семиотикой, герменевтикой, социологией искусства, психологией. Единство исторического и теоретического подходов к философско-эстетической проблематике и к вопросам совершенствования реальности на эстетических началах.

Миф как форма общественного сознания. Феномен мифа. Архачная мифология и мифология современности.

Религия как форма общественного сознания. Роль поэзии в развитии вероучения. Храмовое искусство и религиозное искусство. Конфессиональные особенности взаимодействия мировых религий и искусства.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!