Тема № 13: Эстетические теории и художественные принципы развития искусства конца Х I Х – ХХ века



Лекция № 13. Факторы, влияющие на развитие эстетической мысли: идеологические, философские, научные и художественные. Ощущение утраты целостного представления о мире, усиление индивидуализма, чувство свободы, отчаяние одиночества и стремление к обретению гармонии. Позиция противостояния буржуазной действительности, массовому сознанию от нигилистического отрицания до экзистенционального пессимизма. Методологическое разнообразие и неоднородность эстетических концепций. Развитие традиционных и новационных идей в эстетике конца XIX- XX века.

Феноменологическая эстетика Э.Гусерля и Р.Ингардена как учение о предметах (феноменах) в их чувственном восприятии. Интуиция как важнейший способ постижения истины и ее эстетическое значение.

Экзистенциональная эстетика ХХ века (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Бердяев и др.). Жизнь как трагедия существования. Особенности религиозного и атеистического направлений в экзистенциализме. Проблемы свободы, выбора, одиночества и возможность прорыва в творчестве.

Эстетика марксизма. Диалектический материализм как основа философской концепции. Проблема исторического развития художественного чувства в эстетике К.Маркса. Роль труда в процессе эстетического развития человечества. Специфика эстетического отношения к действительности и основные эстетические принципы в трудах Г.Плеханова.

Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Моррис) о необходимости позитивного знания в эстетике. Язык как главный объект исследования. Анализ Эстетической терминологии, отсутствие интереса к содержательной стороне искусства. Продолжение теории позитивизма в значении исследования языка, знака и текста в герменевтике и структурализме. Г.Г.Гадамер о трех периодах в развитии искусства (подражание, выражение и язык).

Фрейдизм и неофрейдизм. З. Фрейд итеоретические основы психоанализа. Теория бессознательного. Понятия «либидо», «сублимация», «сверх-я», «эдипов комплекс» и др. Значение «цензуры» и «табу» в бытии культуры. Искусство и творчество как сублимации либидо. Расширение понятия «бессознательного» (Хорни, Салливан, Фромм). К.Юнг и понятие «архетип». Типологизация творчества (визионарное и психологическое).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Раздел III . Эстетический мир техногенной цивилизации

Тема № 14: Сущностные аспекты формирования деструктивной личности. Эстетика авангардизма

Лекция № 14. Ускорение художественного развития в ХХ веке. Последовательная смена и параллельное существование многочисленных школ, течений и направлений. Потребность в размежевании. Программные манифесты художественных направлений ХХ века. Влияние философских идей экзистенциализма, фрейдизма, интуитивизма и других эстетических теорий ХХ века на теорию и практику искусства. Новые жанры: философский роман, философский фильм. Концепции реализма и модернизма и их недостаточность для адекватного постижения художественной культуры ХХ века.

Особенности развития искусства. Специфика мировосприятия художника, диктуемая общим «духом» эпохи. Поиски новых основ построения общества и идеи жизнестроительства в искусстве. Тенденция к эклектическому совмещению разных стилей. Промышленная революция и строительство. Новые материалы и конструкции, позволившие решать более сложные конструктивные и пространственные проблемы.

Реализм: содержание термина. Возрастание роли бытового жанра, бытоописательства, демократизма и социальной тенденциозности в искусстве.

Импрессионизм и его живописная система. Новая живописная концепция Э.Мане. Светоносность, разложение красочного тона, использование системы дополнительных цветов, раздельный мазок и импровизационность метода. Неожиданные и необычные точки зрения. Композиционные срезы, фрагментирование изображения.

Модерн: формирование нового стиля, противостоящего эклектике. Идеи преобразования среды и мира. Поиски синтеза искусств. Соотношение интернациональных и национально-романтических идей в развитии стиля. Противоречия стиля: социальный идеализм и реальности буржуазного общества, эстетизм и поиски функциональных решений. Ремесло и фабричное производство, уникальное и массовое. Обилие орнаментального декора и выразительность новых конструкций и материалов.

Постимпрессионизм. Концепция «синтетического искусства» у П.Гогена. Преодоление реализма, интеллектуализма и эстетизма европейского искусства XIX века путем возвращения к патриархальной жизни и истокам цивилизации.

Искусство авангарда. Резкое убыстрение художественного процесса в начале ХХ века. Стремление к объединению и множественность направлений в поисках нового языка и новых форм выражения своих представлений и эмоций. Фовизм: главенствующая роль цвета в живописи (А.Матисс). Кубизм (П.Пикассо): новое понимание пространства, отказ от подражания натуре и традиционной структуры картины, построенной по физическим и оптическим законам. Утверждение живописи как самостоятельной реальности. Экспрессионизм: художественные принципы группы «Мост». Программная антиклассичность образов. Острота гротеска в истолковании реальности. Абстракционизм: развитие идей символизма и романтизма о назначении искусства, взаимосвязи музыки, поэзии и живописи. Теоретическое обоснование абстрактной живописи как пути к духовному, выраженному чистым языком красок и форм, их динамическим взаимодействием. Программа группы «Синий всадник» (В.Кандинский). Футуризм (Ф.Маринетти) Агрессивный характер манифестов футуризма. Призывы к разрушению старой культуры, воспевание индустриальной цивилизации и апология машины как ее символа . Дадаизм как интернациональное движение, объединившее во время Первой мировой войны поэтов, художников, музыкантов на основе тотального нигилизма. Отрицание традиционных ценностей гуманизма и человеческого достоинства. Вызов культуре (М.Дюшан), выявление абсурдности и алогичности мира в «манипуляциях с «готовыми продуктами» цивилизации, в эпатирующих акциях, коллажах и фотомонтажах. Роль дадаизма в развитии контркультуры и контрискусства (концептуализма, перформансов, хепенингов), поп-арта и постмодернизма и сюрреализма. Сюрреализм. Роль французского поэта А.Бретона в создании и теоретическом обосновании сюрреалистического метода. Влияние идей З.Фрейда и К.Г.Юнга на формирование сюрреализма. Утверждение целей искусства как освобождение человека от социальной, семейной, христианской морали, религиозных и общественных табу. Выявление сферы бессознательного и творчество без контроля разума. Разнообразие стилей и методов воплощения сюрреалистической концепции в изобразительном искусстве.Особенности архитектуры ХХ века: функционализм (конструктивизм, рационализм). Теория и архитектурная практика «Баухауза» В.Гропиуса. Эстетизация техники, «культ» машины и уподобление работы архитектора инженерному проектированию («дом – машина для жилья»). Прямая связь функции здания, его конструкции и архитектурной формы. Социально-этическое обоснование принципов новой архитектуры Ле Корбюзье (легкость, простота, ясность) и его влияние на формирование интернационального стиля в современной архитектуре.

Судьба авангарда в России.

Практическое занятие № 14.

1. Идеологические, философские, научные и художественные факторы, влияющие на развитие эстетической мысли и искусства.

2. Основные эстетические теории конца XIX – XX века.

3. Основные направления в искусстве конца XIX – XX века (подробно рассказать об одном из направлений по выбору обучающегося).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!