ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 94 страница



Ст. 1. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Псалом сей начинается теми же мыслями и чувствами, какими оканчивается ему предшествующий псалом. Страх Божий, или, что то же, - страх Господень, есть начало премудрости, - сказано в конце того псалма, то есть приводит человека к деятельному богопознанию и благочестию то духовное состояние его, когда он старается воспитать в себе дух разума, дух благочестия, дух страха Божия. А здесь, начиная с 1 -го стиха и до конца псалма, выражаются похвала и одобрение тому человеку, который имеет страх Божий, и прежде всего ему усвояется блаженство: "Блажен муж бояйся Господа". Но так как не всякий боящийся Господа удостаивается блаженства и благословения от Бога, потому что и о бесах известно, что они "веруют и трепещут" (Иак 2:19), то и прибавлено: в заповедех Его восхощет зело, т.е. тот человек блажен, который боится Господа и с сыновним страхом пребывает в исполнении Его заповедей, который любит заповеди Божий и в ревностном исполнении их находит для себя великое удовольствие.

Ст. 2 и 3. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. От блаженства души, которое принадлежит людям богобоязненным и любящим закон Божий, псалмопевец переносится мыслию к земным благам, которых удостаиваются пребывающие в страхе Божием. Первое благополучие, которого удостаивается человек, боящийся Бога и исполняющий закон Божий, состоит в многочадии: Сильно (т.е. многочисленно) на земли будет семя его, род правых благословится, то есть по благословению Божию, род праведных людей умножается и благоденствует. И мы видим немало примеров такого благословения Божия не только в священной истории, но и в жизни вообще всех людей. Угодил Авраам Богу, и не только ближайшие, а и самые отдаленные потомки его благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Стяжал благоволение Божие праведный Давид, - и потомки его восседали преемственно на престоле его, как было обещано ему Богом. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных. Род правых благословится. Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Слава и богатство в дому его; а если он и не имеет большого богатства, зато имеет довольство во всем и честное имя, и, вместе с тем, он не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретенных праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем неудовлетворяемых желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Значит, он доволен своим состоянием, а если доволен, то и счастлив, блажен. Ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21), говорит Христос, Спаситель наш. Он же поэтому научает нас "искать", как самого главного в жизни, "Царствия Божия и правды его", и помнит, что все остальное, потребное в жизни временной, "приложится нам" (Мф. 6:33). Род правых, о котором говорит здесь псалмопевец, знает и помнит все это, ищет Царствия Божия и правды Его, и правда Его пребывает в век века.

Ст. 4 и 5. Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. Ублажая человека, боящегося Бога и любящего заповеди Его, псалмопевец с разных сторон рассматривает его счастие и благополучие его временной жизни. Кроме благословения Божия, изливаемого на его потомство, и правды его, Господь Бог воссиявает, или проливает, на него свет Свой, озаряющий пути жизни его во тьме искушений и скорбей, среди различных недоумений, встречающихся на этом скорбном пути. И Свет этот есть не кто иной, как Он же, Господь Бог, "просвещающий всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9), и всякий, "поступающий по правде, идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин. 3:21). И этот воссиявший во тьме Свет, Господь Бог наш, по сказанию псалмопевца, есть милостив и щедр и праведен. По своей благости Он милостив и щедр, а по суду Своему Он праведен, или правосуден. По словам св. Василия Великого, "Он соединяет судом милости, дабы строгость суда смягчить преизбытком милости. Ибо если, говорит, на беззаконие будешь взирать, то кто устоит? Благ Бог, но и праведен, а правда есть воздаяние по достоинству, как написано: благо твори, Господи, благим. А уклоняющихся в развращение отведет Господь с делающими беззаконие. Он милостив, но и Судия, ибо любит, говорит, милостыню и суд. Посему и говорит в другом месте-, "милость и суд воспою Тебе, Господи" (Пс. 100:1). Итак: милостив и праведен Господь, посему мы не должны разуметь Его вполовину и не брать в повод к нерадению Его человеколюбие". Таков Господь, то есть милостив, и щедр, и праведен в отношении к праведнику, а сам он праведник; по переводу с еврейского, "добрый человек милует и взаймы дает, он даст твердость словам своим на суде", т.е. расположит слова свои, говоря рассудительно и обдуманно, а не так, что пришло на мысль; или же: он расположит ответы свои на суде так, что приготовит посредством милостыни помощь и защиту себе на суде, по примеру упоминаемого в Евангелии верного и благоразумного управителя дома (Лк. 16:1-9). Поступая так, милостиво и благоразумно, он в век не подвижится, то есть ничто в жизни поколебать его не может. Правда, много скорбей у праведных (Пс. 33:20), но это-то и удивительно, что они, подвергаясь бесчисленным бедствиям, соблюдают непреклонным и непоколебимым до конца свой здравый смысл и свою волю. Не очевидно ли, что их укрепляет помощь и благодать Божия?

Ст. 6, 7 и 8. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Еще одно заслуженное достоинство, или высокое свойство души, указывает псалмопевец в лице человека праведного. По своим славным и честным деяниям праведник, говорит он, всегда будет жить в памяти людей. И не только в память вечную будет он у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которой во веки не изгладится, и таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится он ни клевет, ни поношений злых людей (от слуха зла не убоится). И что всего важнее, ему не страшно будет и то ужасное изречение праведного Судии: "идите от Меня, проклятью, во огнь вечный" (Мф. 25:41). Стих 7, по переводу с еврейского, читается так: "Не боится злого слуха; сердце его твердо, надеется на Господа". По словам св. Иоанна Златоуста, смысл этих слов следующий: "ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается" [5, с. 318]. Сверх того, высокое преимущество праведника заключается в особом покровительстве Божием, которому он вполне вверяет судьбу свою всегдашним упованием своим на Бога: готово сердце его уповати на Господа, и в этом уповании оно так твердо пребывает (утвердися сердце его), что не представляется опасности отпасть от него: "он не убоится, когда посмотрит на врагов своих" (по переводу с еврейского), - не убоится и тогда, когда увидит их побежденных и поверженных". Поелику, по словам блж. Феодорита, - сердце праведника утверждено в уповании на Бога, то он не только не боится неприязненных (по Иоанну Златоусту - злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения" [6, с. 547].

Ст. 9 и 10. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет. В этих последних стихах псалмопевец указывает еще на некоторые свойства праведного мужа, именно, на его щедрость и милосердие к нищим и убогим. Последним он не просто благотворит, или раздает милостыню, а расточает, то есть, щедро осыпает их милостынями. Расточити значит: (греч. , лат. dispergere) раскидывать, рассеивать, рассыпать. По заповеди Христовой (хотя во время написания псалма неизвестной), он не скрывал себе сокровищ на земле (Мф. 6:19), а, заботясь о нищих и убогих, старался о том, чтобы они не терпели никакой скудости и недостатка, и тогда правда его, или праведность, превосшедшая праведность фарисейскую и пребывающая во век. века, поставила его "великим... в Царстве Небесном" (Мф. 5:19) и вознесла рог его в чести и славе: не только великая награда уготована ему в будущей жизни, но и в этой жизни умножатся сила и слава его. Рог в Св. Писании употребляется в значении силы, спасительной крепости (Лк. 1:69; Пс. 131:17). Таким образом, люди, обильно подающие милостыню, не только не беднеют, а еще увеличивают свое богатство, а вместе с тем и силу, и славу, примеров чего весьма много имеется в Св. Писании (см. книги Иова, Товита) и в жизнеописаниях святых. А грешник, взирая на добрые дела праведного и на преуспевающее благополучие его, мучится завистию и злобою, исполняется гневом (прогневается), и от сего гнева и зависти поскрежещет зубами своими, обнаруживая тем досаду и печаль в сердце своем, и растает, т.е. вся его злоба обращается в ничто: желание грешника, то есть его благожелательство, погибнет.

ПСАЛОМ 112

 

Сей краткий псалом так же, как и предыдущий, 111-й, псалом имеет надписание Аллилуиа (хвалите Бога), и также побуждает верных и истинных Богопочитателей к хвале и прославлению Бога. Наш долг, как смиренных и недостойных рабов Его, требует, чтобы мы, живущие на земле и всегда Им облагодетельствованные, почитали и славили Его. По некоторому сходству с предыдущим псалмом, он вполне идет к состоянию иудеев, по возвращении из плена вавилонского, когда они еще раз, в продолжение своей истории, самым делом познали всемирное владычество Господа над царствами и народами (1 Езд. 1:1-3; 2 Пар. 36:22-23) и на самих себе испытали благодетельное действие Его промышления к избавлению от угнетения и бедствий.

Ст. 1 и 2. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. О хвале, или прославлении, Господа сказано выше, в первых строках о сем псалме, а также и в других псалмах. А кто такие отроцы, которые призываются к хвале Господа? Под отроками здесь разумеются не дети среднего возраста (10-15 лет), которые принадлежат к возрасту, известному под именем отроческого (отроки). В Св. Писании и в богослужебном языке Православной Церкви отроками называются чаще всего рабы (Пс. 134:1), или служители вообще, и, в частности, - те три отрока из пленников иудейских, которые, быв брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную огнем печь вавилонскую, чрез посланного к ним и оросившего их ангела Господня, не только не потерпели никакого вреда, но еще побудили царя и весь народ прославить Господа Бога. С тех пор в иудейской Церкви, а из нее и в новозаветную Церковь христианскую вошел обычай славить Господа Бога чрез трех вавилонских отроков, прославивших Его в "седмерицею разжженной пещи". Этому прославлению посвящены в нашей Святой Церкви все богослужебные песнопения, входящие в состав утреннего богослужения, под названием 7-й и 8-й песни утреннего канона, как эта, например: "Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющая: благословите вся дела Господня Господа" (Октоих. Глас 2-й. Неделя. Утреня. Канон, песнь 8). И прославляется Сам Господь Бог и нераздельно с Ним святое имя Господне, а не так, как еретичествуют новые лжемудрецы на Афонской горе, прославляя особо Господа и особо - имя Господне*. Так прославляли Господа великие праведники и св. пророки Его.

Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: "Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки" (Иов. 1:21). Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: "Буди имя Господа Бога благословенно от века и до века" (Дан. 2:20). Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога.

Ст. 3 и 4. От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. "Хвально, - говорит св. Иоанн Златоуст, - имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь?" [5, с. 323] Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, превыше небес слава Его. По словам блж. Феодорита, "и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами" [6, с. 549].

Ст. 5, 6 и 7. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренный призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами. Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь, Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, "и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым" [7, с 899].

Ст. 8 и 9. Посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. В сих последних стихах продолжается речь предыдущих стихов. Господь Бог, призирающий с высоты на землю и на дела ее, возвышает от земли и от бедности нищего и убогого для того, чтобы посадити его с князи, т.е. чтобы приравнять его по достоинству с князьями и людьми, стоящими на высокой степени. Вообще же здесь указывается на вездесущий и вседействующий Промысл Божий на небе и на земле. Промыслительная десница Божия проявляется во всех делах человеческих. Она поддерживает бедного в несчастии и в бесчестии, чтобы показать после в них достойный пример людям. К таковым можно относить: Моисея, Давида, Даниила; в Новом Завете: апостолов, учеников и множество святых, которые явились вестниками особенных благодеяний и милости Господа. Все это им зачтется в будущей жизни, когда все бедные, все несчастные, угнетенные в этом мире, за их веру в Св. Евангелие и за любовь Христову будут приведены к славе, что и выражено образной речью: посадити их с князи людей своих. И не только многое подобное совершает, но и самую природу и законы природы Господь Бог изменяет, когда это нужно Его Божественному Промыслу, так что и от бесплодной и бесчадной жены населяет дом ее и делает ее матерью, веселящеюся о чадах своих, т.е. делает ее из бесчадной многочадною, каковыми сделал в Ветхом Завете Анну, матерь Самуила, Рахиль и многих других. В высшем же и духовном смысле это сказание нужно относить к новозаветной Церкви, собранной из язычников, которая, продолжительное время пребывая бесплодною, наконец, на старости произвела многих чад, как говорит св. апостол Павел, повторяя слова пророка: "Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа" (Гал. 4:27; Ис. 54:1).

ПСАЛОМ 113

 

Освобождение и возвращение иудеев из плена вавилонского в свое отечество, естественно напоминавшее собою о древнем подобном же освобождении их из рабства египетского, еще не возвратило им прежней, потерянной ими, свободы и благосостояния. И в своем отечестве они продолжали находиться под властью языческих правителей, принужденные при этом терпеть от коварства и насилия полуязыческих своих соседей - самарян. Начатое было, по указу Кира, воссоздание храма Иерусалимского, по проискам последних, было остановлено вооруженною рукою (1 Езд. гл. 4), а вызванные происшедшим, вследствие таких препятствий, охлаждением народной ревности к продолжению строения храма Божия наказания засухою и бесплодием земли (Агг. 1:5-11; 2:17-20, Зах. 8:10 и проч.) еще более увеличивали бедственное состояние только что возродившегося иудейского народа. Такое положение возвратившихся из плена, ввиду прежних чудных явлений промышления Божия, естественно должно было каждого благочестивого израильтянина возбуждать к молитве Господу о помощи, чтобы в противном случае язычники, видя их бедственное состояние и приписывая свое благополучие и успехи своим идолам, не стали издеваться над могуществом Бога Израилева (ср. Пс. 78:10, Неем. 4:1-5,9). А такую именно молитву и имеем мы в псалме 113, где псалмопевец, после воспоминания о древних Божиих благодеяниях к еврейскому народу, явленных в избавлении его от египетского рабства и чудном водительстве на пути в землю обетованную (113:1-8), с глубоким смирением и верою в Божественное милосердие, усердно просит Господа, ради славы имени Его, не допустить язычников хвалиться своими идолами и говорить: где Бог их (ст. 9-10); ибо у Него только сила и могущество (ст. 11), а идолы язычников бездушные изображения, и также бессильны и надеющиеся на них (ст. 12-16), а потому в заключение псалма и приглашает всех верных израильтян возложить все упование на Господа, Который один только может извлечь их из опасности и дать им возможность прославлять святое имя Его. Надписание сего псалма, как и у других, предшествующих ему и последующих: Аллилуиа.

Ст. 1 и 2. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его. В начале псалма пророк-псалмопевец говорит о возникновении израильского народа из одной семьи патриарха Иакова, когда эта семья, по изволении Промысла Божия, временно порабощена была власти египетского народа и, пробыв в этом порабощении более шестисот лег, превратилась в целый многочисленный народ, который чудесно изведен был из Египта, при многочисленных знамениях и чудесах, совершенных Промыслом Божиим, для изъявления, с одной стороны, милости и благости Божией к праотцам и патриархам сего народа: Аврааму, Исааку и Иакову, а с другой - для проявления во всем мире силы и всемогущества Божия. Варваром, или варварским, сей (египетский) народ назван в общем смысле - иностранного, или иноплеменного, народа, языческого, не имеющего понятия о Боге - Творце и Вседержителе мира. "Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его", - так читаются первые два стиха по переводу с еврейского. По выселении из Египта, потомки Иакова, называвшиеся тогда евреями, завладели обещанною им Ханаанскою землею, называвшеюся тогда Палестиной, и составили особую область под именем Иудеи (по имени Иуды - одного из сынов Иакова) и образовали особый, отделенный от других, народ израильский. Так и во всей истории он известен под именем сначала иудейского, а потом израильского народа.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!