ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 90 страница



Ст. 28, 29, 30 и 31. И причастишася Веельфегору и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них пленение. И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века. Причастишася значит: приобщились, вошли в общение, присоединились. Веельфегору - то же, что: Ваалфегору. Ваалфегором назывался идол у язычников-моавитян, которые привлекли к нему, к поклонению ему, часть израильтян, живших незадолго до завоевания земли Ханаанской в Ситгиме, против Иерихона, в долине Иорданской, где находился и Фегор, местопребывание названного идола. Сладострастные оргии входили в число обрядов божествам халдейской религии, к которым принадлежал и Ваалфегор (Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 1. С 567. Репринт. Стокгольм, 1987). В книге Чисел (гл. 25) повествуется: жил Израиль в Ситгиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваалфегору. И воспламенился гневом Господь на Израиля. И сказал Господь Моисею: "Возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, то есть до восхода солнца, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня". И сказал Моисей судьям Израилевым: "Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваалфегору". И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среда общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за израильтянином в спальню и пронзил обоих их, израильтянина и женщину, в чрево ее, и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею: "Финеес, сын Елеазара, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав ко Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге Своем и заступил сынов Израилевых". Псалмопевец увеличивает гнусность преступления израильтян еще указанием на то, что они снедоша жертвы мертвых. Это снедение жертв было некоторым присовокуплением к идолослужению и назвалось святою трапезой, которая заменила для них трапезу Господню при жертвоприношениях Иегове. Блж. Феодорит под мертвыми разумеет языческих богов. Как сим преступлением, так и другими, подобными ему, делами раздражали они Господа Бога (раздражиша Его в начинаниях своих), и умножися в них падение, т.е. Господь поразил их смертною казнию. Казнь сия отвращена была ревностию священника Финееса, внука Ааронова, который пронзил копием виновного израильтянина во время самого действия скверного смешения его с женою мадианитскою, и тем отвратил праведный гнев Божий, возгоревшийся на весь израильский народ. Господь Бог, "испытуяй сердца и утробы" (Иерем. 11:20; Апок. 2:23), видел благое намерение Финееса и его наказание преступников, - и не только не поставил ему в грех, но вменил в праведное наказание и в похвалу, которая проносится из рода в род до века, т.е. до конца существования иудейской Церкви.

Ст. 32 и 33. И прогневаша его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима. Водою пререкания названа здесь та вода, которую Моисей, по повелению Божию, ударом жезла вывел из камия в пустыне Син, близ Кадисай. Несмотря на известную и засвидетельствованную кротость (Числ. 12:3) Моисея, евреи постоянным недовольством и ропотом так возмутили дух его, что он не вполне, или не в надлежащей точности, исполнил волю Божию. Дело происходило так. В пустыне Син, когда евреи заметили недостаток воды, то подняли новый ропот на Моисея и Аарона, которые, видя это, пошли к скинии свидения и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: "Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его". И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: "Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?" И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: "За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему". Это "вода Меривы", у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом. Из сего священного сказания (Числ. 20:1-13) видно, как "прогневали" израильтяне "Господа Бога у вод Меривы, и Моисей пострадал за них; ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими (и разнствова устнама своима)" (по пер. с евр.). Раздраженный Моисей, во-первых, не теми словами выразил пред народом волю Божию, как было повелено ему, а во-вторых, ударил жезлом по скале не один раз, а дважды, и за это оба они с Аароном услышали, в наказание от Господа, определение Божие о том, что не они введут народ в обетованную землю.

Ст. 34, 35, 36, 37, 38 и 39. Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих. По указанию Божию, Моисей поставил своим преемником Иисуса Навина и объявил израильтянам Божие повеление, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали из нее всех ее жителей, "истребили идолов, разорили святилища их на высотах", разделили землю по жребию на уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в брачные союзы, ни в мирные сношения с хананеянами. Пока живы были старейшины, свидетели чудес, совершенных Моисеем и Иисусом Навином, израильтяне строго исполняли Закон Божий: с хананеями в союз не вступали и между собою жили в согласии. Когда же умерли те старейшины, и выросло новое поколение, тогда скоро забыты были завещания Моисея и Иисуса Навина: народы, которых приказано было истребить или изгнать, не только не истреблены (не потребиша языки, яже рече им Господь), но напротив, израильтяне дозволили жить им в пределах земли обетованной, сблизились и сроднились с ними (смесишася во языцех), вступали в брачные с ними союзы и навыкоша делом их, т.е. переняли из языческие обычаи; мало того, многие израильтяне участвовали в идольском богослужении язычников (и поработаша истуканным их), чем приводили в соблазн всех других (и бысть им в соблазн все то идолослужение). Войдя в родственные отношения с жителями Ханаанской земли, израильтяне служили истуканам их, которые сделались для них сетью, или, что то же, - соблазном. Языческое идолослужение довело их до того, что многие из них "приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским" (по пер. с евр.), - и все те, которые приносили в жертву идолам ханаанским (ст. 38) своих сыновей и дочерей, в собственном смысле приносили в жертву бесам; потому что "вси бози язык бесове" (Пс. 95:5), и осквернена земля убийствами, кровьми, т.е. земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Продолжая свое обвинение новых поселенцев Ханаанской земли, пророк говорит, что они оказались не лучшими прежних обитателей этой земли: осквернили себя делами своими, блудодеяние обнаруживали поступками своими. "Блудом здесь, - говорит блж. Феодорит, - пророк называет не только непотребство, но и служение идолам" (6, с. 514]. Как здесь, так и в других местах Писания служение идолам языческих народов пророки вообще называют блудодеянием, дерзостию пред Богом, чтобы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу.

Ст. 40, 41, 42 и 43. И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих. За нечестие и беззакония израильского народа Господь Бог часто прогневляем был, и с яростию, т.е. в усиленной степени, выражал гнев Свой на люди Своя, посылая на них тяжкие наказания, и, гнушаясь мерзостию языческого идолослужения, которому они нередко предавались от соблазна соседних народов, предавал их в руки, или во власть, этих самых народов. А соседние народы, пользуясь междоусобиями самих израильтян, нападали на них, расхищали их имущества и обращали в рабство то или другое израильское колено (обладания ими ненавидящий их). Враги эти жестоко утесняли их, и они смирялись под руками их, т.е. под властию их. Несчастие заставляло евреев раскаиваться во грехах и обращаться к Богу о помиловании. Тогда Бог, по милосердию Своему, посылал им избавителя, такого человека, который не был виновен в идолопоклонстве и твердо надеялся на помощь единого Господа Бога. Избавитель этот собирал евреев, принимал над ними начальство, очищал землю от идолов, при помощи Божией освобождал ее от врагов, и в продолжение всей войны, большею частик", и после войны, управлял евреями, судил их дела и получил название судии израильского народа. И много раз (множицею) так избавлял Господь Бог от врагов народ израильский, они же раздражали Его упорством своим, не переставали оскорблять Избавителя своего Бога злым намерением (советом) и неблагодарным духом своим, - и все более и более изнемогали от многих беззаконий своих (смиришася в беззакониих своих).

Ст. 44, 45 и 46. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их: и помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Каждый раз, когда Господь Бог предавал евреев в руки врагов их, они приходили в сознание своих заблуждений, скорбели и, раскаиваясь во грехах своих, обращались к Богу с мольбою о помиловании. Это означают слова 44-го стиха: и виде Господь, внегда скорбети им.. Когда Господь слышал вопль их, обращенный к Нему, тогда вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей, вспоминал завещание Свое и обетование, данное Им Аврааму, Исааку и Иакову, и, как многомилостивый, переменял гнев Свой на милость; это и означает слово раскаяся. Так Он освободил их от жестоких притеснений Иавина, царя Асирского, так помиловал и освободил от мадианитян и амаликитян, которые семь лет опустошали землю Израильскую, травили поля и грабили народ; неоднократно освобождал их от угнетения аммонитян и моавитян и других иноплеменных народов, много раз избавлял их от нападений филистимлян, не только во времена судей, но и при царях Сауле и Давиде. Всего этого как бы недостаточно было Господу Богу для изъявления милостей покровительствуемому Им народу, и вот псалмопевец в заключение говорит: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я, т.е. Господь возбуждал к ним сострадание и милосердие во всех пленявших их. В числе таких лиц история представляет нам Кира, царя персидского, который дозволил бывшему в плену вавилонском народу иудейскому возвратиться в свое отечество, и Александра Македонского, который, по завоевании царства Персидского и взятии города Иерусалима, также оказал большие милости иудеям.

Ст. 47 и 48. Спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему Святому, хвалитися во хвале Твоей. Благословен Господь Бог Изрлилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди. Два последние стиха, составляющие заключение сего псалма, представляют собой краткую молитву псалмопевца о спасении народа (спаси ны, Господи, Боже наш), о том, чтобы Господь Бог собрал израильский народ (и собери ны) из всех стран и от всех народов, среди которых они были рассеяны, в одно место, в священный город Иерусалим, чтобы, собранные воедино, они составили одну Церковь для того, чтобы все вместе могли прославлять Господа Бога, дабы "славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою" (по пер. с евр.). Как и все лучшие люди его времени, он не мог забыть того пророчества Моисеева, что ко времени пришествия Мессии Господь соберет избранный народ Свой: "Хотя бы ты был рассеян (от края неба) до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой и оттуда возьмет тебя" (Втор. 30:4). Умоляя Господа Бога о собрании Церкви, пророк устремляет духовный взор свой ко Христу, Который по исполнении времен соберет и соединит всех иудеев со всеми язычниками в один "двор овчий", т.е. во едину Церковь, "и будет едино стадо и един Пастырь" (Ин. км 6). Последнее, заключительное, прославление Господа находится в полном соответствии с началом псалма, где псалмопевец, после призывания к такому же прославлению Господа, умоляет посетить Его своим спасением, дабы он мог хвалиться с наследием Его (ст. 4-5). И как бы ни были велики страдания и скорби народа, которыми Господь Бог посещал его за грехи его и его предков, он всегда должен без ропота терпеть их и благословлять имя Бога Израилева: "Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И да скажет весь народ: Аминь! Аллилуиа!"

ПСАЛОМ 106

Псалом сей так же, как и два предшествующих ему, вместо надписания, имеет одно и то же краткое славословие Богу: Аллилуиа ("хвалите Бога"). И начинается он теми же словами, как и предыдущий, 105-й, псалом. Кроме того, и по содержанию своему, т.е. и по мыслям и выражениям, он имеет большое сходство с псалмом 105, а равно и с 104. На основании такого сходства, многие ученые исследователи и толкователи псалмов выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю, и что они составлены не раньше, как в последнее время плена вавилонского, и не позже, как в первое время после возвращения из сего плена. Кроме сходства с предыдущими двумя псалмами, 104 и 105, по содержанию своему, псалом сей представляет некоторую значительную разницу с ними и свою особенность: так, в 104-м псалме описываются чудеса Божий, совершенные для народа израильского, во время пребывания его в Египте и при выходе из сей страны, а в псалме 105 перечисляются разные заблуждения и грехи израильского народа, во все время двадцатилетнего странствования его по пустыне Аравийской и при вступлении его в землю обетованную, и затем вместе указываются и различные наказания, последовавшие от Бога, как возмездие за те грехи. В настоящем же, 106-м, псалме пророк псалмопевец призывает народ к исповеданию и благодарению Бога за Его милости и благодеяния, указывает примеры сих благодеяний в различных периодах исторической жизни народа: и в путешествии израильтян, под предводительством Моисея, по Аравийским пустыням (ст. 4-18), и в сказании о морских бурях, которые Господь воздвигает и утишает, и проч. Кроме сего, в одном только этом, 106-м, псалме введено повторение, до четырех раз, стиха: Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим (ст.8,15,21 и 31), - и другого стиха: Я воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я (ст. 6,13,19 и 28).

Ст. 1,2 и 3. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера, и моря. И в начале, и во всем продолжении псалма пророк призывает к прославлению Господа, за Его благость и милость к человекам: "Славьте Господа, ибо Он благ, и милость Его пребывает во век". Особенно же так должны прославлять Его те, которые избавлены Господом, которых Он избавил из руки врага. Особенно должны благодарить и славить Господа Бога те, которые были содержимы во власти язычников, в плену вавилонском, за то, что Он избавил их от ужасного рабства, что Он собрал их опять в свое возлюбленное отечество, из разных стран, по которым они, как пленники, были рассеяны, из разных земель, по которым они были рассеяны, как изгнанники из своего отечества, от стран востока и запада, от севера и моря, граничащего с южной стороны, а также с морских островов, так как Иисусу Христу надлежало умереть не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11.-52).

Ст. 4, 5, 6 и 7. Заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный. Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, блуждали в пустыне безводной, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища града обителнаго. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, душа их истаевала в них, и они могли говорить о себе: "Ныне душа наша изнывает" (Числ. 11:6). Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. "Не сказал просто, - говорит св. Иоанн Златоуст, - спасенные, но искупленные (греч. , redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь" [7, с. 849]. "Как иудеи некогда, - говорит блж Феодорит, - блуждали в Вавилоне - этой безводной пустыне, - и пути града обителнаго не обретоша - не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады-, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град" [6, с. 517-518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский. "Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных" (Ам. 8:11-12; Ин. 4:13). Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, "воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу" (по переводу с еврейского). "Иудеям, - говорит блж. Феодорит, - даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов" [6, с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет "Церковь, или небесный Иерусалим" [3, с. 342].

Ст. 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни влаг: седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза. Изречениями 8-го стиха выражены те же мысли и чувства, какие выражены и в 1-м стихе, с тою только разницей, что в том и другом случае употреблены разные обороты речи, другие грамматические формы. И в 1-м, и в 8-м стихе псалмопевец обращается к людям (к сыновом человеческим) с призывом воспевать и прославлять благость и милость Божию, и в последнем случае (ст. 8), как бы не довольствуясь одним призывом, возлагает обязанность на сынов человеческих, пользующихся милостию и чудными делами Божественного промышления и попечения (а кто ими не пользуется?), исповедатъ милость и чудеса Божии, не только пред Самим Богом, но и пред всеми людьми. Далее, в стихе 9 и след., милость и благость Божию он представляет под образом насыщения душ алчущих и жаждущих, которых благость Божия исполняет потребными благами. Напрасно, как бы так говорит здесь псалмопевец, люди приписывают счастию, или какой-то слепой судьбе, те благоприятные и неблагоприятные обстоятельства в жизни своей или других людей, когда они, блуждая, например, по пустыням или находясь в тесных обстоятельствах, изнемогали от голода и жажды, или когда, попав в плен или в руки злонамеренных людей и разбойников, были заключаемы в оковы, повержены во тьму и ожидали себе смерти, чувствовали себя в положении людей, окованных нищетою и железом, и все это за то, что не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Они должны сознавать и помнить, что все это они претерпевают как наказание от Бога, Который смиряет сердца их таковыми условиями и затруднительными обстоятельствами (смирися в трудех сердце их), под тяжестью коих они доходят до изнеможения и ниоткуда не получают помощи (изнемогоша, и не бе помогали). Но вот и для них наступают такие минуты в жизни, когда они приходят в себя, обращаются к Отцу Небесному и приносят Ему глубокое и искреннее раскаяние в своих заблуждениях (внегда скорбети им, воззваша ко Господу), и "Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их" (пер. с евр.). И все это св. отцы Церкви опять относят к временам христианской Церкви, когда обращенные из народов к вере Христовой (новые исповедники Христа) рассказывают о милостях Божиих: как Бог исполнил благ и просветил сидевших во тьме заблуждения, каковое состояние подобно смерти, так как оно удаляет душу от истинной жизни во свете евангельского учения, подобно тому, как и смерть телесная отлучает ее от временной сей жизни. Новые исповедники рассказывают о чудесах и милостях Божиих и то, как они, быв окованы нищетою в добродетели и железом, т.е. крепкими и тяжкими узами грехов, по слову приточника: каждый связывается узами своих грехов (Притч. 5:22); но и от этих уз они освобождены Христом Спасителем. Они рассказывают и то, как они не покорялись (преогорчиша словеса Божия) и небрегли о воле Всевышнего, говорившего и научавшего их о спасении их, и за то смирены и наказаны были от Бога, и в состоянии беспомощности и изнеможения доведены были до раскаяния и обращения к той же благости и милости Вышнего Бога, Который и спас их, извел из тьмы языческого заблуждения, избавил от вечной смерти и растерзал узы греха и ада. "Смотри, - говорит св. Иоанн Златоуст, - какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает всем возвещать о том, что было; для чего и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали к той же ревности" [7, с. 852].


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!