ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 87 страница



Ст. 22 и 23. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. В этих словах кратко изображается действие солнца и дневного света на жизнь земных животных и человека. Вот восходит солнце и начинается день, и все дикие полевые животные и лесные звери возвращаются в свои логовища (и в ложах своих лягут). А человек, отдохнув во время ночи, выходит на дело свое и продолжает свою работу до вечера. Так велика премудрость Божия, разделившая время на дни и ночи и указавшая человеку день для беспрепятственной полевой работа, а диким животным и зверям - ночь для снискания себе пищи!

Ст. 24. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Выражение: яко возвеличишася дела Твоя... - по переводу с еврейского читается так: "как многочисленны дела Твои, Господи!" В сущности, оба эти чтения выражают и уясняют одну и ту же мысль, указывая: одно - на величие дел Божиих в качественном отношении, а другое - в количественном, а потому полнее и точнее эту мысль можно выразить так: "как величественны и многочисленны дела Твои, Господи!" Во всех этих делах проявляется всемогущая творческая сила и премудрость Твоя (вся премудростию сотворил еси). Последняя фраза: исполнися земля твари Твоея (греч. ) - представляет такое же разночтение, именно: в переводе с еврейского она читается так: "земля полна богатства Твоего" (possessione tua). В обоих чтениях мысль одна и та же. Земля со всеми наполняющими ее тварями принадлежит Господу Богу как Творцу, по праву сотворения, как дело рук Его; и та же земля, со всеми находящимися на ней и сокрытыми в недрах ее богатствами (благами) принадлежит тому же Господу Богу как Верховному Обладателю, Собственнику (possessor) и Господину. Это же самое выражено и в другом псалме (23:1): "Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней".

Ст. 25 и 26. Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Обозрев и прославив величие, всемогущество и премудрость Божию, проявляемые в Его творениях, небесных и земных, псалмопевец свое благоговейное чувство удивления переносит на море, разумея, без сомнения, море Средиземное, как более тогда известное и ближайшее к населенным тогда странам, с его обитателями, говоря как бы так: а вот и море великое и обширнейшее (пространное), наполненное всякого рода животными, там гады ипресмыкающиеся в таком изобилии, что им нет числа. Несмотря на размножение их в бесчисленном количестве, избытка, или излишка, между ними не бывает, потому что малыя служат пищею для великих, почему и упоминает о существовании тех и других. Там, говорит, т.е. в море, корабли преплавают, и этим также напоминает о премудрости Божией, давшей людям способность кораблестроения и кораблеплавания и указавшей им легкие и удобные способы морских путешествий. Сказав вообще о морских животных, малых и великих, упоминает, в частности, об одном из них, которого называет змием ( , draco, у Тремиллия и в синодальном издании balaena, cetus; кит, левиафан): "гам левиафан, которого Ты сотворил играть в нем" (в море) (по пер. с евр.). "Именем змия, - говорит блж. Феодорит, - пророк означил великих китов, которые водятся в больших морях" [6, с. 496]. Кит не боится никаких морских бурь и животных, он как бы посмеивается над морем, что и значат слова: ругатися ему. В "Учебной Псалтири" против слов: ругатися ему - на полях прибавлены слова: "играти в нем" (мори).

Ст. 27, 28, 29 и 30. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся влагости: отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Всю эту речь пророк обращает прямо к лицу Божию и говорит, что все живущие в "морях и во всех безднах" (как в Пс. 134.6) с надеждою взирают на Тебя, Господи, ожидая (вся к Тебе чают), чтобы Ты давал им пищу их в свое время (во благо время, когда им нужно, заблаговременно). И когда Ты даешь им, они принимают (соберут). Бывают времена, и нередко, когда Господь Бог посылает глад на землю, последняя бывает суха и бесплодна, и тогда бедствуют не только люди, но и все животные, не имея возможности собрать себе в достаточном количестве пищу. И напротив, когда Господь Бог уплодотворяет землю, тогда Он как бы отверзает щедрую руку Свою, и тогда всяческая (и люди, и звери, и скоты, и всякого рода животные) исполняются благости, получают от Господа Бога всякое благо. "Писанию свойственно, - говорит блж. Феодорит, - принимать руку за действие уделения. Так и здесь рукою назвал силу, уделяющую благо, и глаголом отверзать выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т.е. отворить руку), так не трудно Ему и дать изобилие всех благ" [6, с. 496]. А далее пророк говорит: когда сокроешь лице Твое - мятутся (отвращшу же Тебе лице, возмятутся), смущаются, и в следующих словах от животных вообще переносится мыслию, в частности, на людей, которые, лишаясь милости и благоволения Божия, смущаются, печалясь о таком лишении своем. И наконец, когда возьмет душу их от тела (отъимеши дух их, и изчезнут), они умирают, кончают земную жизнь свою и возвращаются в землю, из которой взяты (и в персть свою возвратятся). А следующими далее словами: поспеши Духа Твоего, и созиждутся, - пророк напоминает людям о восстановлении их к новой жизни будущего века, чрез воскресение из мертвых, силою Духа Святого. Некоторые из отцов Церкви в послании Духа Святого и в созидании новой твари разумеют обновление человечества благодатию Святого Духа, которая подается в таинстве крещения. "Посылаемым от Тебя, Господи, Духом Святым, - говорит св. Исихий, - разумные твари, т.е. люди, вновь созидаются, совлекшись ветхого человека, облекаются "в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины" (Еф. 4:24), и через них обновляется лице земли, так же, как оно обновляется в мире животных рождением и появлением на земле новых животных вместо тех, которые исчезли и возвратились в персть земную.

Ст. 31 и 32. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся. Обозрев все дела Божественного творчества и мироправления и усматривая в них всемогущую силу Божию, Его благость и премудрость, пророк желал бы, чтобы все твари непрестанно, вместе с ним, славили Его не только за то, что Он уже соделал и не перестает совершать на пользу их, но и за то, что имеет совершить для них в будущем, и потому он восклицает: Да будет Господу Богу слава во веки! В преизбытке благодарственных чувств своих к Богу за все Его милости и благодеяния, он и этим как бы не довольствуется, а выражает новое благожелательное чувство в отношении к Богу: да возвеселится Господь о делех Своих, т.е. чтобы люди, непрестанно славя Бога, поставили себя верою и добрыми делами в такие благоговейные отношения к Нему, чтобы Он не имел причин сожалеть или раскаиваться в том, что сотворил человека, как это было пред потопом и как рассказано о сем в 6-й главе книги Бытия. Естественно, что Господь Бог, как чадолюбивый Отец, радуется и веселится, когда видит людей как благонравных и богобоящихся чад Своих, и напротив - скорбит и гневается, когда видит их как непокорных и злонравных рабов своих. Господу Богу, в состоянии гнева Его и негодования на неправды и злобу нечестивых людей, достаточно грозным оком воззреть на землю, чтобы произвести землетрясение (призирает на землю, и она трясется), достаточно коснуться гор, и они задымятся. Что и было с горою Синайскою в то время, когда сошел на нее Господь: "и восходил дым, как дым пещный" (Исх. 19:18). "Одно явление Божие, - говорит блж. Феодорит, - приводит в колебание землю и горы исполняет огня и дыма" [6, с. 497]. А св. Афанасий Александрийский под горами разумеет "сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служит дым" [з, с. 335].

Ст. 33, 34 и 35. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь: да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Доселе приглашал пророк к прославлению Бога всех тварей, и в особенности человека, а в заключение опять обращается к себе, говоря как бы так: что касается до меня - я буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока я существую. Буду петь и прославлять Его всеми возможными для меня способами: и умом, и всеми силами души, и устами, и на музыкальных инструментах. Да будет приятна Ему песнь моя! Сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, которая может отдалить меня от Святейшего Святых, я буду вместе с тем умолять Его, чтобы не возгнушался моими песнопениями, да усладится Ему беседа моя. Мало ли в мире людей, которые предаются разным удовольствиям и увеселениям и забывают о главном и единственном увеселении о Господе? У меня же, говорит пророк да не будет никаких других предметов радости и веселия, кроме Господа: аз же возвеселюся о Господе. Этой радости о Господе и этому прославлению Его всего более препятствуют грешники и беззаконники, которые, мало того, что раздражают Бога своими злодеяниями и непокорством, они еще служат соблазном для других, своим примером развращают людей слабых и малодушных, в особенности же молодых людей, и таким образом становятся для последних нравственною заразою, сообщая им свою порочность. Таким грешникам и беззаконникам пророк желает не погибели, а исчезновения, т.е. перемены на лучшее нравственное состояние чрез покаяние и исправление. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. "Не о погибели грешных молится, - говорит блж Феодорит, - но испрашивает того, чтобы они переменились, умоляет о том, чтобы полчище их рассеялось, чтобы они были обращены и познали Божественное" [6, с. 498]. По св. Афанасию, изчезнут, т.е. погибнут, грешники в оное время суда - якоже не быти им, да исчезнут они в сонме благословляющих Бога"" [3, с. 335]. В заключение псалма пророк, обращаясь снова к своей душе, заканчивает его теми же словами, какими начал: Благослови, душе моя, Господа1

 

ПСАЛОМ 104

 

Вместо надписания над сим псалмом поставлено слово Аллилуия, что значит: хвалите Господа. Это сделано, говорят, LXX толковниками для показания того, что сей псалом всем содержанием своим возбуждает чувство хвалы и благодарения Богу, за различные милости и благодеяния к народу израильскому, во время его пребывания в Египте и выхода из сей страны. Псалом сей можно назвать историческим псалмом, потому что в нем описываются чудеса Божий, сотворенные для народа израильского, начиная от родоначальника его, патриарха Авраама, до времени вступления сего народа в землю Ханаанскую, обетованную.

Некоторые из изречений сего псалма (от 1-го до 15-го стиха) вошли в состав 16-й главы 1-й книги Паралипоменон, в несколько измененном виде, под именем песни (ст. 8-22). По повествовательному характеру своему псалом сей имеет большое сходство со следующим за ним 105-м псалмом и составляет как бы первую половину его. Так как вышеназванная глава книги Паралипоменон содержит песнь, составленную из первой половины псалма 104 (ст. 1-15), из псалма 95 и трех стихов (1,47 и 48) псалма 105, и относит эту песнь ко времени Давида, а искусственное составление этой песни по сличении ее с указанными псалмами очевидно, - то можно с несомненностью полагать, что псалом 104, равно как и 105, воспеты были в утешение и ободрение иудеев, во время плена вавилонского, кем-либо из находившихся там певцов Асафовой фамилии, и, следовательно, составлена была и самая книга Паралипоменон, или даже по возвращении из плена. Таково мнение позднейших ученых исследователей Псалтири, как, например, протоиерея Н. Вишнякова (см. книгу его "О происхождении Псалтири") и др.

Ст. 1, 2 и 3. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его: воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его: да возвеселится сердце ищущих Господа. Проникнутый чувством глубокой благодарности к Господу Богу за все милости и благодеяния Его народу израильскому, в особенности же за то, что сохранил его от притеснения и обид разных народов и царей и ввел их в обетованную землю, о чем будет вспоминать и рассказывать после, псалмопевец призывает всех к прославлению и призыванию имени Его. Исповедайтеся Господеви здесь значит то же, что "прославляйте Господа", а призывайте имя Его - значит не только "молитесь Ему", или "призывайте имя Его в молитве", а - "провозглашайте имя Его", как читается по переводу с еврейского, т.е. провозглашайте так, чтобы вместе с тем возвещать в народах о делах Его. Воспойте и пойте Ему (лат. cantate et psallite, греч. ), всякими возможными способами пойте о Нем: и устными песнопениями, и на музыкальных инструментах, и ораторской речью, или проповедью, - повествуйте о всех чудесах Его. Вам, как потомкам патриарха Авраама, дана от Господа Бога честь носить святое имя Его, и вы дерзновенно можете хвалиться этим святым именем Господа. Вы старайтесь ближе стать к Нему, как ближайшие рабы Его. "Служите Ему со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом" (Пс. 2Л1). Да возвеселится сердце ищущих Господа. К ищущим Господа принадлежит всякий, кто старается о том, чтобы прежде всего исполнить святую волю Его, чтобы иметь Его всегда благосклонным и покровительствующим во всех делах и начинаниях своих. Всякий, кто так ищет Господа, найдет его в сердце своем и возвеселится.

Ст. 4 и 5. Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его. Не один раз пророк напоминает людям, призванным к особому служению Господу, каковыми были потомки Авраама и Иакова, о том, чтобы они старательно искали Господа и ревностно служили Ему. И не трудно было им служить, искать и найти Его, во-первых, потому, что Господь находится "близ сокрушенных сердцем", - близок Он "ко всем боящимся Его и призывающим Его во истине" (Пс. 33:19, 84:10, 144:18), во-вторых, потому, что Он Сам обещался жить среда сынов Израилевых, или вообще среди верующих в Него (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12), и что Он даже "обитель" Свою устраивает в душах тех, которые "любят и соблюдают слово" Его (Ин. 14:23). "Искать Господа, - по словам Иоанна Златоустого, - значит мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел" [7, с 825]. И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и утвердиться в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него. Даже нечто большее и, можно сказать, невозможное, он желал бы видеть между потомками Авраама, говоря: взыщите лица Его выну. Ему, как пророку, известно было, конечно, слово Божие, сказанное Моисею, что "не может человек видеть лице Божие и остаться в живых" (Исх. 33:20), и он, говоря: взыщите лица Его выну, и утвердитеся, - разумеет в сих словах будущее утверждение в вере потомков тех израильтян, к которым обращена эта псаломская песнь и которые (как современники пришествия Христова) в лице Христа, Сына Божия, видели Самого Господа, Бога Отца (Ин. 14:9). Продолжая свою мысль, пророк говорит как бы так: вам и не трудно утвердиться в этой вере, в этом искании Бога, если вы будете помнить (помяните) те чудные и дивные дела, которые Господь Бог сотворил в Египте и после выхода отцов ваших из Египта, а вместе с теми чудесами вспомните и те судбы уст Его, те постановления и заповеди, которые даны и открыты Им в Законе Его. По словам св. Иоанна Златоуста, "...здесь же указывается и путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы, и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее" [7, с 825].

Ст. 6, 7, 8, 9, 10 и 11. Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего. Еще раз пророк настойчиво указывает здесь израильтянам на их особое преимущество пред другими народами, говоря как бы так: вы ведь не то, что другие народы; вы прямые потомки верного Богу Авраама; вы сыны возлюбленного Богом Иакова; вы избранники Божий. И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти "судьбы Его по всей земле". "Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку". Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, "когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего (Втор. 32:8-10). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству (Быт. 13:15; Евр. 11:8-9). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч. , лат. funiculus - веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего.

Ст. 12, 13 и 14. Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари. В то время, продолжает свою повесть пророк, когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в малом, незначительном числе: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака - Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (малейшым и пришелцем в ней): в земле Ханаанской их, как пришельцев и странников, почти никто не знал. Они переходили от одного народа к другому (преидоша от языка в язык), из царства к иному племени, как, например, Авраам уходил на некоторое время в Египет, где, как потом и у царя герарского, подвергался опасности за свою жизнь; Иаков от ненависти и угрозы брата своего Исава удалялся на продолжительное время в Месопотамию. И везде Господь Бог хранил и покровительствовал им: не остави человека обидети их, т.е. не допускал, или никому не позволял, обижать их и обличал за них царей. Так обличил Господь Авимелеха, царя герарского, имевшего поползновение присвоить Сарру, жену Авраама. Бог явился во сне Авимелеху и угрожал ему смертью за Сарру (Быт. гл. 20). А в Египте, куда Авраам уходил из Ханаанской земли, по случаю голода, Господь "поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову" (Быт. 12:17).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!