Антропологическое направление в изучении языка



В отечественной лингвистике об антропоцентризме как основном принципе современной лингвистики заговорил Ю.С. Степанов, анализируя концепцию Э. Бенвениста: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка; в соответствии с ним и язык должен изучаться. Поэтому в своем главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке».

Возникновение антропоцентрической парадигмы в языкознании было предопределено, поскольку сам язык антропоцентричен по своей сути, «человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции, свой интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру, природе, свои отношения к коллективу людей и другому человеку». Взгляд исследователя перемещается с объекта познания на субъект, анализируется человек в языке и язык в человеке.

Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. ... Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели».

Вопрос 57 Синтаксис, семантика и парадигматика

Синтаксис — самая простая и самая разработанная часть описания алгоритмического языка. Грамматика определяется системой синтаксических правил (чаще всего в описаниях языков называемых просто правилами ). На уровне грамматики определяются понятия, последовательное раскрытие которых, называемое выводом, в конце концов дает их представление в виде последовательностей символов. Символы называются также терминальными понятиями, а все остальные понятия нетерминальными. Понятия бывают смысловые, т. е. языковые конструкции, для которых определено то или иное действие абстрактного вычислителя, и вспомогательные, нужные лишь для построения текста, но самостоятельного смысла не имеющие. Минимальные смысловые понятия соответствуют лексемам. Некоторые понятия вводятся лишь для того, чтобы сделать текст читаемым для человека. Минимальные из них (они подобны знакам пунктуации) естественно считать вспомогательными лексемами. Но даже задача полного описания синтаксиса достаточно сложна и требует выделения подзадач. Синтаксис принято разделять на две части: контекстно-свободную грамматику ( КС-грамматику ) языка; правила задания контекстных зависимостей (например, соответствия между описаниями и именами). Понятие контекстно-свободной грамматики стало первым строгим понятием в описаниях практических алгоритмических языков. За понятием КС-грамматики при внешней его простоте стоит достаточно серьезная теория. Эта грамматика представляется во многих формах (синтаксические диаграммы, металингвистические формулы Бэкуса-Наура либо расширенные металингвистические формулы) и, как правило, сопровождает систематизированное изложение конкретного языка. Каждое такое конкретное представление КС-грамматикидостаточно просто, и может быть изучено по любому учебнику программирования. Содержательно можно охарактеризовать КС-грамматику языка как ту часть его синтаксиса, которая игнорирует вопросы, связанные с зависимостью интерпретации лексем от описаний имен в программе. Контекстные зависимости сужают множество правильных программ. Например, правило "все идентификаторы должны иметь описания в программе" указывает на то, что программа с неописанными именами не принадлежит данному языку (хотя она и допустима с точки зрения контекстно-свободного синтаксиса ).

Семантика

Мы определили семантику как соответствие между синтаксически правильными программами и действиями абстрактного исполнителя. Но остается вопрос, как задавать это соответствие. Семантика чаще всего определяется индукцией (рекурсией) по синтаксическим определениям. Цель программиста - получить нужный ему эффект в результате исполнения программы на конкретном оборудовании. Но, составляя программу, он думает о программе как об абстрактной сущности и чаще всего совсем не хочет знать о регистрах, процессоре и других объектах конкретного оборудования. В соответствии с позицией программиста моделью вычислений языка программированияестественно считать то, какой абстрактный вычислитель задается описанием языка. Эта позиция подкрепляется также тем, что трансляция иисполнение может осуществляться на разных конкретных вычислителях. Следуя этой точке зрения, мы, говоря о модели программы, всегда имеем в виду ее образ в виде команд абстрактного, а не конкретного вычислителя. Понятие модели вычислений языка естественно распространяется на случаи, когда используются библиотеки программ. Библиотеки, стандартизованные описанием языка, можно считать частью реализации языка независимо от того, как реализуются библиотечные средства: на самом языке или нет. Иными словами, библиотечные средства - дополнительные команды абстрактного вычислителя языка. Не зависящие от определения языка библиотеки можно рассматривать как расширения языка, т. е. как появление новых языков, включающих в себя исходный язык. И хотя таких расширений может быть много, рассмотрение модели вычислений для языка вместе с его библиотеками хорошо соответствует стилю мышления человека, конструирующего программу 4. Задаваемое семантикой соответствие между входными данными, программой и действиями, вообще говоря, определяется лишь полным текстом программы, включающим, в частности, все тексты используемых библиотечных модулей, но для понимания программы и работы над ней необходимо, чтобы синтаксически законченные фрагменты программы могли интерпретироваться автономно от окружающего их текста. Надо заметить, что современные системы практически никогда этому требованию не удовлетворяют. Слишком часто для понимания ошибки в программе нужно анализировать необъятные тексты библиотек. Реализованный язык всегда является прагматическим компромиссом между абстрактной моделью вычислений и возможностями ее воплощения.

Парадигматика

 Научные парадигмы лингвистического знания

В развитии любой науки, в том числе и языкознания, происходит поэтапная смена научных парадигм. Термин «парадигма научного знания» был введен Т. Куном в его работе «Структура научных революций». Парадигма – это «признанные всеми научные достижения,

которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В истории языкознания выделяется три научные парадигмы - сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.

1 Сравнительно-историческая сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические

2 Системно-структурная парадигма характеризуется познанием структуры языка, его организации. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Парадигма продолжает свое существование, в ее рамках проводятся исследования, вносящие существенный вклад в развитие лингвистики.

3 Антропоцентрическая

осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). Истоки парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Именно В. фон Гумбольдт отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия

народа» (Гумбольдт 1984: 314).

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!