Сложное предложение как единица синтаксиса.



Полипредикативность, которая в осложненных предложениях оказывается редуцированной, скрытой за внешне простой поверхностной позиционной схемой, в сложном предложении выступает расчлененно. Здесь имеет место взаимодействие отдель-ных структурных схем, образующих некоторую организованную структуру, выражающую взаимосвязь предикативных единиц друг с другом.

Разнообразие сложных построений, заключенных в конкретных текстах между точками, и по количеству составляющих частей, и по видам логико-семантических отношений между ними делает практически невыполнимой их структурацию и классификацию по типам. Синтаксисты обычно останавливаются на рассмотрении сложных предложений, состоящих из двух частей. Именно такие сложные предложения описывает традиционная грамматика, хотя для грамматического разбора предлагаются и многокомпонентные сложные предложения.

Двухкомпонентные сложные предложения поддаются систематизации и распределению по типам. Майя Ивановна Черемисина назвала такие сложные предложения элементарными. Элементарными мы назовем и осложненные предложения, состоящие из простой части предложения и одного осложняющего оборота.

Формирование сложных предложений как грамматически оформленных структурных схем, служащих фиксированным знаком определенных логических отношений между предикативными единицами, во всех языках происходит не ранее периода введения письменности и особенно форсируется в период появления и развития книгопечатания. Сложное предложение складывается в связном тексте на основе регулярных по-следовательностей предикативных единиц, обозначающих, например, причину и следствие,условие и следствие, действия, следующие друг за другом во времени, и т.п.

Структурные схемы предикативных единиц, вошедшие в сложное предложение, не образуют позиционных схем, равноценных позиционным схемам простого предложения, то есть часть сложного предложения не равна простому предложению.

В позиционной схеме предикативной единицы, входящей в сложное предложение, особый порядок слов, есть позиции для союзов, союзных и соотносительных слов, частиц, дейктических слов и других специализированных средств выражения связей.

Единство сложного предложения обеспечивается единством его модальности, времени и лица. Отдельные структурные схемы, входящие в сложное предложение, вносят свои компоненты предикативности в общую единую предикативность сложного предложения, что и делает его единым высказыванием. Многокомпонентное сложное предложение создается в результате взаимодействия простых предложений, оно не элементарно, оно является устойчивым построением из двух или более структурных схем простого предложения.

Осмысление элементарных осложненных и сложных предложений как элементов системы позволит приступить к построению модели их подсистемы. В настоящее время такая модель еще не построена.

Научные парадигмы лингвистического знания и основные лингвистические принципы.

Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В истории языкознания выделяется три научные парадигмы - сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.
1. Сравнительно-историческая парадигма связана с господством сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические грамматики и словари.
2. Системно-структурная парадигма характеризуется познанием структуры языка, его организации. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Парадигма продолжает свое существование, в ее рамках проводятся исследования, вносящие существенный вклад в развитие лингвистики.

3. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). Истоки парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Именно В. фон Гумбольдт отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» (Гумбольдт 1984: 314).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!