Упражнение 3.30. Подвижность мышления



Цели:

- тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения и адекватной самооценки;

-способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;

- создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Размер группы: не важен. В идеале - 12-15 человек, но проводить эту игру можно и с группой в 6 человек, и с группой в 30 участников.

Ресурсы: большая (в соответствии с размером  группы) комната.

Время: 15-20 минут для группы в 12-15 человек.

Ход игры

Для проведения игры нужно подготовить площад­ку: любым способом наметить три условных места. Каждая отметка будет обозначать место для сбора первой, второй или третьей группы. В ходе игры членам команды каждый раз придется решать во­прос, к какой из трех групп они относятся. Свое место игрок определяет в зависимости от варианта ответа на поставленный вопрос: если подходит первый вариант ответа, то игрок занимает место первой группы, второй вариант - второй группы, третий - соответственно третьей группы.

- Условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически попытаюсь определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и в соответствии со сво­им выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастёрка?

 (Участники обдумывают ответ и разделяются на три группы. Когда выбор сделан, просим игроков прокомментировать их решение.)

- Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер? (Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе - "душевном возрасте", т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

Кто вы:

-Деревня, город, столица?

-Вода, огонь, земля?

-Палатка, квартира, вилла?

-Табличка с надписью "Посторонним вход вос­прещен!", "Скоро вернусь..." или "Добро пожаловать!"?

-"Да", "Возможно", "Нет!"?

- Велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?

- Прошедшее, настоящее, будущее?

- Свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Опять напоминаем, что речь идет об образе, а не и реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры.

- Что понравилось, а что нет?

- Ответ на какой вопрос был наиболее проблематичным?

-На какой вопрос было легче всего ответить? по­чему? 

- Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде? Поделитесь с этим игроком своими впечатлениями: чем вас удивил, обрадовал, огорчил или озадачил его выбор.

-Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

- Предложите, пожалуйста, свои тройки образов для товарищей по команде.

Упражнение 3.31. Ведущий дискуссии

Цели:

-освоить активный стиль общения и развитьв группе отношения творческого партнерства;

-потренироваться в умении вести спонтанную бе­седу, играть образ, заданный условиями игры;

- совершенствовать лидерские умения управлять группой;

- поупражняться в риторике - науке убеждать.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник","Философ", "Дипломат", "Альтерна­тивный лидер", "Равнодушный".

Время: 30-60 минут.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией особое искусство. От руководителя в этой роли требу­ется немало умений:

- быть доброжелательным и тактичным по отно­шению к аудитории;

-владеть аудиторией, вниманием слушателей; ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

-четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки веде­ния публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написан­ного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. За­тем определяют тему, которая по-настоящему зани­мает всех присутствующих. После краткого обсужде­ния, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тре­нинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к то­му, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходи­мый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу из­бранной для обсуждения темы и в связи с получен­ной ролью. Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем груп­па переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был "спорщиком", кто "альтернативным лидером", а кто "занудой". Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализи­руют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень - самоанализ и обсуждение груп­пой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мне­ние меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем - его несомненный успех? Соответст­вовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содер­жание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимули­рующие выражение собственного мнения слушателямииспользовал ведущий?


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!