Перекрёстная рифмовка «АBАB».
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)
Кольцевая рифмовка ABBA
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)
Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
Холостая рифмовка «АВ XВ».
Травка зеленеет
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
Билет № 11
Художественный мир произведения: его компоненты.
Художественное пространство и художественное время.
( По Д.Лихачеву)
Внутренний мир произведения словесного искусства обладает художественной ценностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом во внутреннем мире в художественном единстве. В наших исследованиях мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишается цельности.
При этом ошибка литературоведов, которые отмечают различные «верности» или «неверности» в изображении художником действительности, заключается в том, что дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и то другое несоизмеримыми.
|
|
В самом деле, надо не только констатировать самый факт различий, но и изучать, в чем эти различия состоят, чем они обусловлены и как организуют внутренний мир произведения.
Специфика художественного произведения отдельных авторов или литературных направлений может иногда состоять в том, что этих различий в отдельных частях внутреннего мира будет слишком мало, а подражательности и точного воспроизведения действительности слишком много.
Каждое художественное произведение отражает мир в действительности в своих творческих ракурсах. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.
Внутренний мир художественного произведения не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано и с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой.
|
|
Мир художественного произведения – результат и верного отображения, и активного преобразованиядействительности.
В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных лиц, а общие психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие «психологическую среду», по которой развивается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности.
То же следует сказать и о социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Он также требует изучения в своей цельности и независимости.
Можно также изучать мир истории в некоторых литературных произведениях: в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах и т.д. и в этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий реальной истории, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности или «беспричинности» событий, -свой внутренний мир истории.
|
|
Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет непосредственное «конструирующее» значение. Например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Нравственный мир художественного произведения все время меняется с развитием литературы. Строительные материалы для построения художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника.
Мир художественного произведения отражает действительность прямо и косвенно, воспроизводит действительность в неком «сокращенном», условном варианте.
В своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран (в романе путешествий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами; быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке). Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Последнее свойство художественного пространства особенно важно для литературы и фольклора. Дело в том, что пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает среду для движения, и оно само меняется, движется. Это движение (в движении соединяется пространство и время)' может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с известным сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями.
|
|
Предметный мир произведения
Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.
Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.
Вещь в системе внутреннего мира литературного произведения может выполнять разные функции:
1) Вещь может быть опознавательным знаком, первотолчком ассоциаций. Например, лист – знак весны.
2) Вещь как средство характеристики героя (вещь в широком понимании). Например, Манилов – книга, Обломов – халат.
3) Сюжетная функция вещи (мощный толчок в развитии сюжета). Например, шинель, гранатовый браслет, вишнёвый сад.
4) Символизация вещи (вещь самоценна, её внутренний смысл; когда всё произведение об этом). Например, вишневый сад, топор Раскольникова.
5) Фантастический сюжет. Волшебная вещь. Например, ковёр-самолёт.
6) Композиционные связки внутри произведения (на разных субъектных уровнях). Например, синий плащ.
Отдельные вещи могут соединяться в комплексы, т. е. интерьер, пейзаж.
Все вещи окружающие нас в жизни воспринимаются органами чувств.
Сенсорная поэтика – это представленные в произведении способы чувственного познания образа, ощущения, представления о вещном мире.
Визуальный канал – признаки внутренних черт предмета. Например, цвет – эффект живописности.
Цветовая семантика – устойчивые ассоциации с какими-либо явлениями. Например, жёлтый – больной; солнце – свет.
Звуковое присутствие формирует пространство. Звуковые образы (изображённый звук). Например, у Тютчева были громкие звуки, у Фета – тихие.
Обонятельные образы (запахи) обладают возможностью материализовывать пространство.
Тактильные образы (температура). Например, холодно, жарко. У Лермонтова особенно значимый тип тактильных переживаний – холод.
Вкусовые образы – переносные.
Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.
Билет 13...
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!