Вопрос 17. Эпос, его происхождение и специфика. Виды и формы повествования. Художественные особенности.



Эпос произошёл из мифов, значимый признак для него – это объём. Самыми объёмными являются роман и эпопея.

Виды эпоса:

Эпопея –

– жанр, корнями уходящий в фольклор. Является самым монументальным и присутствует у каждого народа в различных вариациях (предмет, тематика и конфлик у всех народов различны). Рассказывает о событиях прошлого. Главный герой, как правило, богатырь, неуязвимый персонаж.
Эпопея вобрала в себя самый главный опыт жизни народа. В эпопеи личность и общество не противостоят друг другу, у них общие ценности и цели.
Эпопея всегда масштабна и записывается стихами, по той причине, что художественной прозы ещё не существовало, когда эпопея появилась.
Сюжет разворачивается очень неспешно, постепенно.

На смену эпопее приходит:

Поэма

​– произведение, большого объёма, стремящееся воспеть что-то значительное, важное. Интерес поэмы к отдельному человеку, замечательному своими чувствами. В отличие от эпопеи, здесь герой – личность. Здесь тема личных чувств, переживаний. В поэме личность уже может противостоять другим, мораль может ставиться на второе место. Довольно часто герой одинок.

Далее рассказ и новелла

​– небольшие по размеру. У рассказа и новеллы разные корни, но их довольно часто синонимируют.

1. Новелла. Сложилась в эпоху Возрождения в итальянской литературе. Время становления личности. Человек становится интересен в быту, частная жизнь показана крупно и разносторонне.
Необычайность описанной ситуации. Сюжеты берутся из частной, цикличной бытовой жизни, но с необычными происшествиями.
В новеллах повышенная фабульность.
Как правило, у новеллы существует рассказчик. Часто рассказ от первого лица.

2. Рассказ. Сжатый спектр событий. Центричностьсобытия, малое время реализации сюжета. Не требует однозначного решения ситуации в конце, в отличие от новеллы.

3. Повесть. Неспешный тип повествования (как и эпопея). Подробное рассматривание течения жизни. Как правило, обладает средним объёмом, зачастую биографична и рассказывает о каком-либо периоде жизни. Например, «Детство», «Отрочество», «Юность» Толстого.

Роман

​– в центре романа личность в её взаимодействии с окружающим миром. Максимально масштабно, размах проблематики.
Специфика романа в том, что он связан с эпохой современности. Роман сделан из всего, многое берёт из других жанров и начинает подчинять себе другие жанры. В виду этого, эти жанры начинают пытаться быть похожими на роман.

Мемуары и очерк

1. Мемуары. Повествуют о реальных событиях прошлого, участником или свидетелем которых был повествователь. Характерна документальность и фактографичность. Разновидность мемуаров – автобиография.

2. Очерк. Тоже интерес к фактической стороне дела. Правда, здесь полный отказ от художественного вымысла. Описание образа жизни. Публицистичность, авторское размышление, аналитизм.

Басня и притча

​– очень древние, но до сих пор сохранили свои признаки. Персонажи аллигорические, условные. Самое главное здесь – мораль.

Художественные особенности Эпоса:

• Объективный взгляд;

• Всегда включает событийную цепочку;

• О событиях сообщает повествователь (т.е. специальный посредник);

• Многосубъектность;

• Разнообразие объёмов;

• Изобразительность и описательность;

• Многообразен событийный мир (может охватывать большое время и пространство);

• Богатство и многообразие композиционных единиц, неограниченный репертуар;

• Многообразный литературный род, т.е. может проявляться всё: философия, идеология, публицистика, аналитика и т.д.

Основные виды эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ)

 

Эпопея - повествовательный вид, который был популярен до появления романа. Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре. В Древней Греции эпопеей называли цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев. На основе народных эпопей сформировались авторские - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Энеида" Всргилия.

Известный российский литературовед Бахтин писал, что эпопея имеет три конструктивные особенности:

1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое", по выражению Гете и Шиллера;

2) источником эпопеи служит национальное сказанное, а не личный опыт;

3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его певца (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией ... "Мир эпопеи, - конкретизирует М. Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир" начал "и" вершин "национальной истории , мир родителей и родозачинателив, мир "первых" и "лучших". Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения. ее стиль торжественный, изложение неторопливый. Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалоги.

В XVIII в. эпопею вытеснил роман. Эпопеями стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов.

 

Роман (франц. Roman, нем. Roman, англ. Novel) - большой эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным. В романе много героев и подробно описываются их характеры, многогранные связи между собой и обществом.

Сначала термином "роман" называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском ...). Слово "роман" появилось в средние века. Как отмечает В. Домбровский, романом называли "рассказ о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные нестихотворным, простонародным языком, которая для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась романской (linqua romana).

Роман - многоплановый эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно. В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту.

Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.

Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков. Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма. Античный роман имел развлекательный характер. Он изображал препятствия на пути к любви влюбленных. Во II-VI вв. н. е. появились романы "Эфиопика" Гелиодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Золотой осел" Апулея, "Сатирикон" Петрония.

 

В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-эссе.

 

Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания. "Ни один исторический вид, - по мнению ученого, - не выдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преимуществом того или иного принципа оформления героя.

М. Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна "пространственная и статическая концепция разнообразия мира», жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - несчастье. Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости. Авантюрный время в романе включая мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на следующий день, после боя, поединка. В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность. Образ человека в романе странствования статический.

 

Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть. Для героев этого романа мир с а

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!