Жанр; его исторический характер. Понятие жанровой системы.



ЖАНР (франц. genre — род, вид) —- в русской поэтике под

словом Ж. разумеется определенный вид литературных произведений,

принадлежащих одному и тому же роду. Различаются три

рода художественной литературы — эпос, лирика и драма. К эпическим Ж. относятся: эпопея, былина, сказка, поэма, роман,

повесть, новелла, рассказ, басня, художественный очерк и т. п.;

к лирическим Ж.: ода, баллада, элегия, послание, эклога,

песня, небольшое стихотворение и т. д.; к драматическим

Ж.: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др. Для литературы

19—20 вв. характерна тенденция к смешению жанров,

особенно в лирике, и к развитию промежуточных Ж.

Родовую и жанровую структуры литературного произведения

необходимо различать. Лишь при этом условии

возможно увидеть их действительную взаимосвязь. Так, в

одной из работ по теории драмы (М.С. Кургинян) определено

характерное для этого литературного рода закономерное

соотношение между логикой развития действия и обрамляющими

сюжет ситуациями начальной и конечной; отсюда

и возможность разграничить три варианта этого соотношения:

трагедию, в которой исходная ситуация в итоге

разрушается (меняется на противоположную), комедию, где

происходит возврат к первоначальному положению, и драму

как Ж., в котором ход действия направлен к полному

прояснению (для героя и читателя) неизменной исходной

ситуации.

С другой стороны, в структуре каждого исторически

существующего Ж. на каждом значительном этапе литературного

процесса (особенно в Новое время) актуализируются

именно те признаки, которые связаны с его местом и

функцией в рамках определенного направления или литературной

системы данной эпохи в целом, т. е. отличающие

один его исторический вариант от других - предшествующих

и последующих. В результате выявить константную,

исторически устойчивую структуру представляется крайне

затруднительным. Ю.Н.Тынянов даже считал невозможным

≪изучение изолированных жанров вне знаков тойжанровой

системы, с которой они соотносятся≫.

Противостоящая, как кажется, этому тезису идея ≪памяти

жанра ≫ означает, что сохранение смысловой основы

структурного инварианта Ж. (≪отвердевшеесодержание≫,

по Г.Д. Гачеву), сочетается в истории литературы спостоянным

варьированием этой структуры и, тем самым, обновлением

смысла: ≪Жанр возрождается и обновляется накаждом

новом этапе развития литературы и в каждоминдивидуальном

произведении этого жанра≫ (М.М. Бахтин). Поэтому

характеристика структуры Ж. л. в связи с егофункцией

в данной литературной (в первую очередь - жанровой)

системе, т. е. в аспекте сихронии, должна бытьпредпосылкой

освещения этой же структуры в диахронической перспективе.

Именно таков, например, подход Бахтина к проблеме

жанровой структуры романов Достоевского.

Важнейший поворотный момент истории литературы -

смена канонических Ж., структуры которых восходят к определенным

≪вечным≫ образцам, неканоническими, т. е. не

строящимися как воспроизведение готовых, уже существующих

типов художественного целого. Два эти вида

структур сосуществуют в течение многих веков (главным

неканоническим Ж. считается роман, историю которого

принято начинать с эллинизма), но доминируют в литературе

до XVIII в. именно канонические Ж. Поскольку декларации

об отказе от ≪правил≫ поэтики характерны дляэпохи

романтизма, то именно с нее обычно начинаютотсчет периода,

в который Ж. - как устойчивая, постоянно воспроизводимая

система признаков произведения - как будто перестает

существовать. Литературоведение оказывается перед

необходимостью либо вообще не считать структуры, впервые

формирующиеся или выходящие на авансцену литературы

после XVIII в., Ж. (таков тезис Ю.Н.Тынянова: ≪Исторический

роман Толстого не соотнесен с историческимроманом

Загоскина, а соотносится с современной ему прозой

≫), либо найти иные, адекватные им научныепонятия и

методы. Отсюда методологический парадокс, сформулированный

Г. Мюллером: ≪Дилемма каждой историилитературного жанра основана на том, что мы не можем решить,

какие произведения к нему относятся, не зная, что является

жанровой сущностью, а одновременно не можем также

знать, что составляет эту сущность, не зная, относится ли то

или иное произведение к данному жанру≫ (Цит. по: Марке-

вич, с. 188). В действительности этот логический круг разрывается,

во-первых, благодаря существованию жанрового канона.

Во-вторых, устойчивые признаки неканонических структур

могут быть определены с помощью их соотнесения с ведущей

особенностью романа - принципиальным для него несовпадением

героя как субъекта изображения с его сюжетной

ролью. Так, на основе этой особенности - и под очевидным

прямым влиянием романа возникает и развивается

≪внутреннее действие≫ в неканоническом Ж. драмы.

Понятие Ж. в различных его трактовках призвано разрешить

обозначенные основные методологические проблемы

и противоречия. С этой точки зрения в истории его разработки

можно выделить несколько парадигм, сложившихся

вначале как формы литературного самосознания, а затем

создающих (иногда - в течение ряда веков) целые направления

в поэтике и кристаллизующихся в определенные научные

концепции. Во-первых, Ж. предстает в неразрывной

связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует,

в частности, - с такими типическими моментами жизни аудитории,

как разного рода ритуалы. Отсюда акцентирование

установки на аудиторию, определяющей объем произведения,

его стилистическую тональность, устойчивую тематику

и композиционную структуру. От поэтик и риторик древности

и средневековья такой подход перешел в научное изучение

канонических жанров (А.Н. Веселовский, Ю.Н. Тынянов).

Во-вторых, в Ж. видят картину или ≪образ≫ мира,

запечатлевшие определенное миросозерцание - либотради-

ционально-общее, либо индивидуально-авторское. Такое

понимание переходит от критики и эстетики эпохипреро-

мантизма и романтизма к мифопоэтике XX в. (ср. теорию

Ж. у О.М. Фрейденберг), а также в концепцию жанра как

≪содержательной формы≫ (Г.Д. Гачев), приводя виных случаях

к разграничению ≪жанрового содержания≫ и≪жанровой

формы≫ (Г.Н. Поспелов). В-третьих, на почве теории

трагедии (от Аристотеля до Ф. Ницше), а именно - учения о

катарсисе формируется представление об особом аспекте

структуры художественного произведения - границе между

эстетической реальностью и внеэстетической действительностью,

в которой находится читатель-зритель, и о специфическом

пространстве-времени взаимодействия этих двух

миров. Условия такого взаимодействия наглядно воплощены

в организации пространства театра, в котором происходит

событие ≪встречи≫ сознаний героя и читателя-зрителя

на смысловом рубеже двух действительностей ипреодоление

разделяющей их границы во вневременномнастоящем

переживания катастрофы героя, т. е. в катарсисе. Гете распространил

идею эстетической границы на поэтические

произведения других литературных родов, предложив обозначить

ее термином ≪завершенность≫ (см.: Завершение художественное).

В России эта традиция через эстетику символизма

(статьи Вяч. Иванова) перешла в ≪психологиюискусства

≫ Л.С. Выготского (идеи ≪эстетическойкатастрофы≫

и ≪уничтожения содержания формой≫) и вконцепцию ≪зоны

построения образа≫ героя у М.М. Бахтина. Последнее

понятие обозначает не что иное, как ≪творческийхронотоп

≫: пространственно-временную сферу, в которойосуществляется

событие эстетического завершения героя.

Созданная этим ученым теория Ж. как ≪трехмерногоконструктивного целого≫ синтезирует все тритрадиции европейской

поэтики. Выдвигая идею ≪двоякой ориентации≫

Ж. в ≪тематической действительности≫ и вдействительности

читателя, Бахтин в одном случае акцентирует≪сложную

систему средств и способов понимающего овладениядействительностью

≫; в другом - ≪непосредственную ориентацию

слова как факта, точнее - как историческогосвершения в

окружающей действительности≫. Оба аспектаобъединяются

установкой на завершение: ≪Каждый жанр особыйтип

строить и завершать целое≫ (Медведев, с. 144 151). Любое

из трех выделяемых ученым измерений жанровойструктуры

содержит и позволяет увидеть всю целостностьпроизведения,

но взятую в одном из своих важнейших ракурсов.

Такой подход продемонстрирован в сравненииканонич-

нейшего жанра эпопеи и романа, ≪жанровыйкостяк≫ которого,

наоборот, ≪далеко еще не затвердел≫. В романе при

этом выделяются следующие три ≪основныхособенности≫,

≪принципиально отличающие≫ его от ≪всехостальных жанров

≫: стилистическая трехмерность, хронотоп незавершенного

настоящего и ≪зона контакта≫ автора и читателя сэтой

незавершенной современностью, в которой строитсяобраз

героя. В эпопее названным особенностямсоответствуют

слово предания, абсолютное эпическое прошлое иабсолютная

эпическая дистанция. Если характеристика Ж., близких

эпопее, строится как соотнесение конкретногопроизведения

с воспроизводимым в истории литературы каноном, то для выявления жанрового инварианта различных романов,

по Бахтину, необходимо попытаться ≪нащупатьосновные

структурные особенности≫, определяющие≪направление

собственной изменчивости≫ неканонического Ж.

Канон - модель Ж., носителем которой можетслужить

такой реально существующий его образец, которыйсчитается

наилучшим наглядным воплощением первообраза (ср.

характеристику оды в статье Тынянова, а также в книге

Медведева-Бахтина о формальном методе). Напротив, механизм,

сохраняющий одно и то же ≪направлениесобственной

изменчивости≫ романа, т.е. его ≪внутренняя мера ≫, может

быть лишь логически реконструирован на основе сравнительного

анализа романных форм. В обоих случаях - и в канонических,

и неканонических разновидностях - Ж. не просто

репродуцирует либо готовую и неизменную структуру,

либо порождающий все новые собственные вариации принцип

творческого выбора одной из альтернативных возможностей

создания целого в каждом его аспекте. Одновременно

он являет собой непосредственную форму литературного

самосознания. Тезис Бахтина ≪жанр всегда помнитсвое

прошлое≫ имеет вполне буквальное значение: воспроизводящая

структура - переосмысление и переоценкавоспроизводимой.

Авторам, создающим образцы канонических

жанров, это позволяет не повторять друг друга буквально, а неканоническим жанрам - сохранять, при всей их изменчивости,

собственное тождество.

 

Жанровые признаки

 

1. Жанр исторически изменчив.

2. Жанр намечает рамки, в которых будет организовано произведение и диалог автора и читателя в соответствии с законом жанра.

3. Жанр в его каноническом неизменным качестве был характерен для художественной словесности с момента ее появления и до классицизма включительно.

 

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА - сложившееся в литературе определенной

эпохи соотношение и взаимодействие актуальных

для неё жанров друг с другом (в котором может преобладать

либо иерархия, либо основанная на равноправии

конкуренция в зависимости от эстетических предпосылок

и предпочтений), а также с фольклорными и внелитератур-

ными (жизненными ≪речевыми≫ - устными и/илиписьменными)

жанрами.

Ж. с. - проявление литературного самосознания икритической

рефлексии: результат отбора наиболее значимых

типов художественных произведений, оценки ихсоотношения

(какую долю эстетической функции всей литературы

выполняет каждый из них) и на этой основе - характеристики

специфической содержательности их структур. Рефлексии

и оценке подвергаются также границы, отделяющие

словесно-художественные жанры от типов целоготаких высказываний,

которые, с точки зрения эпохи, находятся за

пределами искусства. Поэтому в качествеисторической

формы единства литературы Ж. с. возникает в т. н. эпоху ≪рефлективного традиционализма≫ (С.С. Аверинцев) или

≪эйдетической поэтики≫ (С.Н. Бройтман). Уже, напр., к

древнерусской литературе применимо положение, согласно

которому ≪необходимо изучать не только отдельныежанры

и их историю, но и самую с и с т е м у жанровкаждой данной

эпохи≫ (Лихачев, с. 55). Более очевидны и известны

существование различных Ж. с. в Новое время - всвязи с

развитием литературных направлений, а также сменав этот

период господствующих представлений о различияхи соотношениях

литературно-художественных, фольклорных и

внехудожественных жанров.

Широко известна Ж. с. классицизма с присущим ей

культом канонов, выдвижением на первый план драмы

(особенно трагедии), четкой иерархией высоких, средних и

низких жанров и стилей, пренебрежением к фольклору, а

также представлением о внелитературном статусе романа.

Несколько ранее и отчасти параллельно с этим направлением,

в литературе барокко не было столь строго упорядоченной

Ж. с: наряду с лирикой и драмой, в ней важное место

занимает роман. Следующая эпоха разработанных Ж. с. -

романтизм; для него характерно различие национальных вариантов

таких образований: напр., в русской литературе ведущими

были поэтические жанры - элегия, баллада, поэма;

в Англии вместе с лирикой и поэмой - роман (исторический);

во Франции - драма, роман и повесть; в Германии -

роман и новелла. Европейскому реализму середины XIX в. в

целом присуще доминирование романа, с которым так или иначе соотнесены и на который ориентируются другие жанры

(стихотворная и прозаическая повесть, рассказ в стихах

и прозе, прозаическая драма), что способствовало ослаблению

границ между жанрами художественными и документальными

или бытовыми. Период же так наз. модернизма,

особенно на рубеже веков, характеризуется преобладанием

лирики, которому созвучны безусловное господствомалых и средних эпических форм, появление так наз. лирической

драмы, а также растворение границ между литературными

и жизненными жанрами в области ≪эго-

литературы≫ (дневники, переписка, заметки изаписи).

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!