Основы науки о литературе. Билет №3.



Литература как вид искусства. Словесный образ, его особенности.

 

Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В литературе этим способом является слово.

Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

Литература выделяется особым местом в искусстве. Рассмотрим три главных разновидности искусства:

 

1. Временные (музыка) звук за звуком и тд.

2. Пространственные (скульптура)

3. Пространственно-временные (танец, театр)

Виды искусства:

1. по материалам

2. временные виды искусства и пространственные

Цель искусства – создавать произведения искусства. Свойства же произведения искусства – это прежде всего то, что произведения искусства не имеют практического назначения. В ПИ мы узнаем элементы сходства и различия реального мира.

Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Худ. лит-ра – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). Важны детали и подробности. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Читатель – соучастник создаваемых художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).

Даже рисуя, поэт воссоздает не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Специфика словесного образа проявляется во временной организации. Образы передают динамику превращения, отсюда в эпических и драматических произведениях преобладание сюжетной образности. В лирике преобладают образы-тропы.

 

Классификация:

1. Предметный компонент. Образы детали, портрет, пейзаж – фабульный слой, образы характеров и обстоятельств. Целостные образы мира и чувств.

 

2. По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока). Топос – общее место (мир как театр). Образ – архетип наиболее характерного в человеческом воображении (постоянный фонд сюжетов и ситуаций).

 

Предметная классификация:

 

Детали – мельчайшие единицы предметного изображения в литературном произведении. Они необходимы не только для описания, но могут выполнять психологическую функцию, наполняясь даже символическим смыслом;

Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает;

Образы мысли и переживания. Имеют вещественно-чувственное воплощение;

Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический смысл. Существует звуковая проблематика. Звуковые образы могут иметь комический эффект. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста;

Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями;

Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному. Снижены темы физического насыщения;

Образы-запахи – природные и искусственные. Запахи природы иные, нежели в городе, но не всегда служат для эстетической функции;

Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру;

Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста;

Образы-характеры, обстоятельства – связаны с изображением человека в литературе. Это могут быть очеловеченные образы животных, птиц, фантастических существ, наполненных человеческим смыслом. Обстоятельства определяют взаимодействие человека с окружающим миром;

Образ мира – раскрывает целостный взгляд писателя на действительность и человека.

 

Итак, словесный (художественный) образ – это порождение художественного текста, следствие особого осмысления реалий мира, это воплощение творческого его познания. А раз речь идет о творческом познании мира, значит, этот мир видится преобразованным, субъективно воспринимаемым. А это в свою очередь приводит к признанию тайны в художественном слове. «Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное» (Д.С. Лихачев). И это «что-то тайное» напрямую связано с художественной образностью, метафоричностью художественного слова. В принципе метафора (переносное употребление слова) свойственна не только художественной литературе, но именно в художественной литературе она окказиональна (индивидуальна). Индивидуально-авторская метафора (словесный образ) всегда творится, а не воспроизводится, а потому она может быть непредсказуемой, основанной на индивидуальных ассоциациях, в которых и заключена художественная тайна. И разгадывание тайны (читателем) – тоже процесс творческий. И «прочтение» метафоры может быть и поверхностным, и глубинным. А может случиться и так, что читатель в своем восприятии и прочтении произведения пойдет дальше того, на что рассчитывал автор, или окажется совсем в иной плоскости (ср., например, интерпретацию образа Татьяны из «Евгения Онегина» В. Белинским и Д. Писаревым). Так что тайна художественного слова раскрывается по-разному и с разной стороны. Недаром же говорят о разном прочтении художественного текста.

 

В других типах текста образность не выходит за пределы словесного образа, выполняющего пояснительную функцию (научная и особенно научно-популярная литература) или оценочную (тексты газетные). И в том и в другом случае образное слово однозначно и поэтому никакой тайны не представляет.

 

Стилистические пласты лексики

 

Пласты лексики, возникшие в результате стилистического расслоения лексики языка на две большие группы:

 

1) книжные;

 

2) разговорные, отличающиеся сферой употребления и экспрессией.

 

Книжная лексика используется в литературно-письменной и приподнятой устной речи;

 

в научной, публицистической речи, в деловых документах, в языке художественных произведений.

 

Выделяются три семантико-стилистических разряда книжной лексики:

 

1) терминологическая лексика;

 

2) историзмы и экзотизмы;

 

3) архаическая и поэтическая лексика. Разговорная лексика используется в непринужденной беседе, обычно на бытовую тему, в связи с чем данный стилистический пласт лексики называют также разговорно-бытовой лексикой.

 

Среди разговорной лексики выделяются три семантико-стилистических разряда:

 

1) просторечная лексика;

 

2) вульгаризмы и жаргонизмы;

 

3) диалектные слова и диалектизмы.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!