Женское движение. 1931-1935г.  



Установка на достижение свободы и равенства женщин была одной из главных в программе строительства социалистического общества с того момента, как в октябре 1917 года в России начинает формироваться советский общественный строй. Первые декреты советской власти были в отношении женщин многообещающими. Их юридическое равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918 г. Декрет о гражданском браке (1918) признавал законным лишь брак, заключенный в государственных учреждениях, давая женщинам – впервые в Европе – право сохранять девичью фамилию. Декрет 1920 года – также, раньше, чем где бы то ни было – реализовывал феминистское требование урегулирования репродуктивных прав женщин – их право на аборт.

Закон о браке, семье и опеке 1926 объявил законным фактический брак, впервые в истории приравняв детей, рожденных в браке и вне его и введя «презумпцию материнской правоты» в признании отцовства (достаточно было заявления матери). До предела упрощена процедура развода (по почтовой открытке в адрес ЗАГСА). Однако эти законодательные нормы не имели для женщин следствием равных с мужчинами возможностей, так как патерналистскую роль постепенно брало на себя государство.[196] Но уже во второй половине 20-х годов эта тенденция начинает меняться. Наступало время индустриализации, коллективизации, которому нужны были дешевые рабочие руки женщин. Женский труд становится символом эпохи. Александра Михайловна Коллонтай видный партийный деятель, активистка женского движения, публицист, становится первой женщиной-послом, с 1930 по 1945 гг. – она посол СССР в Швеции.

С 1930 г. перестали существовать женотделы[197], и весь комплекс вопросов, связанных с дальнейшим повышением роли советских женщин во всех отраслях народного хозяйства страны, был поручен всем отделам партийного аппарата. Деятельность женотделов была очень значимой для женщин и представлялась как двухсторонний процесс: женщины получали образование и информацию о своих правах, а также могли донести свои проблемы до внимания партии. В женотделе также стремились сочетать практическую помощь с теоретическими обсуждениями и критикой традиционных патриархатных взглядов. Организационно женотдел действовал как на общегосударственном уровне, так и на уровне первичных организаций, где существовали свободные дискуссионные объединения и группы самопомощи. Смысл был в том, что женщины сами участвовали в собственной эмансипации и чтобы они сами при поддержке государства организовали ясли, прачечные и проводили образовательные компании, которые должные их освободить. Несомненно, увеличилось политическое участие женщин, особенно на местном уровне, и женотделы появились даже в мусульманских областях Советского союза. Однако это был период, когда страна сражалась за выживание: голод, разруха, отсутствие транспорта. Это было время, когда партийные лидеры с большим подозрением относились к идеям А. Коллонтай, относительно «революции снизу». Ее критика оппозиционной группы и того, что она считала растущей централизацией и бюрократизацией внутри партии, рассматривалось Лениным как угроза партийному единству. В 1922 г. А. Коллонтай была исключена из центра политических дискуссий и влияния и направлена с дипломатической миссией в Норвегию. С утерей ею власти закончилось официально санкционированное наступление на патриархат[198]. 

К 1930 году по мере укрепления тоталитарных государственных структур коммунистическая партия все меньше нуждается в самостоятельных женских организациях: издания «Делегатка» и «Коммунистка» прекратили свое существование. Вместо женотделов в составе партийных органов были созданы секторы по работе среди женщин.

 В 1930 г. на всей территории СССР при Советах были созданы комиссии и секции по улучшению труда и быта женщин. Их главной задачей было вовлечение женщин в общественное производство. Госплан СССР в том же году организовал на крупных предприятиях работу бригад по вопросам женского труда, которые должны были определить, в каких профессиях, на каких участках, и в каком количестве целесообразно применение женского труда, составить планы внедрения женского труда и наблюдать за их выполнением, мобилизовать общественное мнение вокруг этих вопросов. По итогам работы бригад Народный комиссариат труда в 1930 г. составил план вовлечения женщин в общественное производство в первой пятилетке.

Народные комиссариаты, ведавшие различными отраслями промышленности, профсоюзы, комсомол осуществляли меры по обучению женщин производственным профессиям. 1931 год стал первым годом, когда в годовых и контрольных цифрах появилось задание по внедрению женского труда. Было намечено в 1931 г. увеличить численность работниц на 1 600 тыс., что было сделано. Если в 1928 г. – 1929 г. в стране было 2, 5 млн. профессионально занятых женщин, то в 1931 г. – 3, 6 млн. Такая политика занятости привела к резкому сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации по полу[199]. Одним из видов женского движения в 30-е гг. было овладение мужскими специальностями (трактористки П. Н. Ангелина, П. Н. Кавардак, ж.-д. машинист З. П. Троицкая и др.). По инициативе В. С. Хетагуровой советские девушки ("хетагуровки") стали активно участвовать в освоении Дальнего Востока. Ангелина Прасковья Никитична (Паша), Герой Социалистического труда – организатор первой в СССР тракторной бригады[200]. Однако в 1932 г. был введен список профессий и работ, на которых запрещался женский труд[201].Именно с этого периода начинается профессиональное разделение труда в гендерном измерении.

В 1931 было проведено Всесоюзное совещание по женскому труду. Коллективизация сельского хозяйства вызвала подъём женского движения в деревне. Организовывались делегатские собрания колхозниц, проводились женские производственные совещания при сельсоветах и колхозах.

В 1933 возникло движение жён-общественниц за культуру на производстве и в быту, способствовавшее привлечению к активной общественной и производственной деятельности значительного числа женщин - домашних хозяек.

Главным достижением политических реформ, предпринятых советской властью в отношении массового политического участия женщин можно считать приобретение ими технических навыков: чтение и послушание политической информации, формирование определенных представлений о структуре и формах политической жизни. Приобретение этих навыков не только не способствовало, но часто, препятствовало формированию уверенности в возможности какого-либо личного воздействия на власть. Единственной организацией реально обладающей полнотой политической власти бала коммунистическая партия. Увеличение количества женщин в рядах коммунистической партии совпало по времени с прекращением внутрипартийных дискуссий и превращением партии в ядро тоталитарной политической системы в середине 1930-х гг[202].

В предвоенные годы советские женщины включаются в международное демократическое женское движение. В 1934 советские женщины приняли участие во Всемирном конгрессе женщин против войны и фашизма. Конгресс создал Международный женский комитет. Одним из организаторов этого конгресса была Елена Дмитриевна Стасова – деятельница российского и международного коммунистического и женского движения. В 1927 г. – 1937 г. она заместитель председателя Исполкома Международной организации помощи борцам революции (МОПР) и председатель ЦК МОПР СССР. В 1932-1943 г. член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна, участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского комитета.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!