Школа в Западной Европе и США (ХХ в.).



К концу ХIХ века почти во всех развитых странах – Германии, Франции, Англии, США – были изданы законы об обязательном начальном образовании, сложилась новая системы среднего образования, которая имела целью не столько развитие специальных навыков, сколько формирование личности учащихся с помощью средств гуманистической общей культуры.

В этот период начальная школа стала в значительно большей степени играть роль образовательного института, открывающего путь не только в последующие ступени образования, но и воспроизводящего основную массу работников низшей квалификации. Вместо термина «элементарная школа» стала использоваться термин «начальная школа». Стала заметной тенденция к осуществлению одинакового для всех базового образования. Второй тенденцией в развитии начальной школы стало более раннее начало систематического образования. В расписания начальных школ повсеместно вводились «практические предметы» (бухгалтерия, деловая переписка, стенография, торговые операции и т.п.). Следующая тенденция – это создание нового типа школы, которую условно можно назвать «промежуточной». Эти учебные заведения получили различные названия: в Англии – «старшая» и «центральная», в Германии – «промежуточная» и «повышенная народная», во Франции – «высшая начальная школа» и «дополнительные курсы». Они давали на базе неполного среднего образования профессиональную подготовку квалифицированных рабочих кадров для промышленности в обход среднего образования, которое оставалось привилегией состоятельных слоев населения.

Средняя школа зарубежных стран также испытала на себе воздействие научно-технического прогресса. Характерной тенденцией стало увеличение числа учащихся средних школ. Еще одной тенденцией этого периода было создание во всех крупных зарубежных странах средних школ с техническим уклоном. И все же, став доступным для части наиболее одаренных и более обеспеченных детей трудящихся, среднее образование в целом продолжило оставаться привилегией буржуазии.

В США триумфально шествовала прагматическая педагогика, названная его представителями прогрессивистской (Д. Дьюи, Э. Дьюи). Представители этого течения в педагогике рассматривали воспитание как постоянную конструкцию личного опыта детей, при которой главным является акцент на их интересах и потребностях, основанных на врожденных импульсах.

Во Франции отчетливо наблюдалось два противоборствующих направления в педагогической мысли: традиционное, акцентирующих внимание на социальных целях воспитания, целенаправленном управлении учебно-воспитательным процессом, и «новое воспитание», отрицавших практику обучения и воспитания, основанную на подавлении личности и мелочной регламентации ее жизни и поведения.

Огромным количеством школ и течений была представлена педагогика Германии: теория трудовой школы, социальная педагогика, педагогика личности и др. В условиях фашистской Германии господствовало одно течение – нацистская педагогика. Ведущие ее представители пытались обосновать расово-биологическую теорию воспитания, имеющую целью утверждать «избранность» и «превосходство» немецкой расы; проповедовали непререкаемый авторитаризм в воспитании.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского.

Имя члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Украинской ССР, Героя социалистического труда, бывшего директора Павлышской средней школы Василия Александровича Сухомлинского известно не только в бывших советских республиках, но и за рубежом. К его книгам обращаются учителя и родители, научные сотрудники, педагогическая общественность. В 1948 г. В.А. Сухомлинский был назначен директором Павлышской средней школы. 23 года – до конца своей жизни – проработал он в этой школе. Здесь проявился его талант педагога, руководителя, обнаружилось неразрывное литературно-публицистическое дарование. Его перу принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей и около 1200 сказок, рассказов для детей. Наиболее известные из них – «Сердце отдано детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мировая власть коллектива» и др.

Проблема взаимосвязи школы, семьи и общественности в воспитании детей и подростков, вопросы формирования коллектива учащихся и педагогов, проблема формирования педагогического мастерства учителей – все это нашло свое отражение в трудах талантливого педагога. Дидактическая концепция В.А. Сухомлинского проникнута идеей гражданственности. Важнейшими задачами процесса обучения являются, по его мнению, воспитание идейной убежденности, творческого отношения к труду, в частности, к учебному, единство интеллекта и трудовой деятельности.

В определении сущности и процесса обучения В.А. Сухомлинский исходил из основного положения современной дидактики – о единстве усвоения знаний и умственного развития ребенка. По его убеждению, главное в умственном воспитании – формирование научного мировоззрения, глубина которого зависит от того, насколько основательно осмысливают ученики главные идеи основ наук. Цель обучения, утверждал педагог, заключается в том, чтобы процесс овладения знаниями обеспечивал оптимальный уровень общего развития, а общее развитие, достигаемое в процессе обучения, способствовало более успешному овладению знаниями.

При определении путей и средств развивающего обучения В.А. Сухомлинский основную роль отводил природе. Уроки среди природы учитель-ученый называл путешествиями к источнику живой мысли. На этих уроках дети учились не просто наблюдать, а думать, устанавливать причинно-следственные зависимости, описывать их. Другим важным средством умственного развития детей в «школе радости» Сухомлинского была продуманная система творческих письменных работ – составление сказок, написание сочинений по материалам наблюдений.

Большое внимание уделял В.А. Сухомлинский культуре умственного труда, в частности технике чтения. С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Педагог-ученый заботился о том, чтобы школьная библиотека была одним из центров интеллектуальной жизни, источником и стимулом детских интересов.

Учитель – это первый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя, называл В.А. Сухомлинский, умение так построить отношение с ребенком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!