Деяния Петра и Двенадцати Апостолов 43 страница
Как только он сказал это, увидел я, как он был схвачен ими. И сказал я: "Что я вижу, о Господи? Ты ли это, которого они хватают, когда ты держишься за меня? Или кто это тот, который стоит у креста, радостный и улыбающийся? Это кто-то другой, (а не тот) чьи ноги и руки они приколачивают гвоздями?".
Сказал мне Спаситель: "Тот, которого ты видишь у креста, радостного и смеющегося, есть живой Иисус. А тот, в чьи руки и ноги они вбивают гвозди, это его плотская оболочка, которая (всего лишь) подмена. Они предают позору то, что существует по его подобию. Но взгляни на него и на меня".
Когда же я взглянул, сказал я: "Господи, никто не смотрит на тебя. Давай убежим из этого места".
Он же сказал мне: "Я сказал тебе: "Оставь слепых! И обрати внимание на то, что они не знают, что они говорят". Ведь сына своей славы, а не моего слугу выставили они на позор".
Увидел же я кого-то, который собирался подойти к нам, который был похож на него, т.е. того, который улыбался у креста. Был же он <исполнен?> некоего чистого духа, и это был Спаситель. Был же великий свет вокруг них и множество невыразимых и невидимых ангелов, которые благословляли их. Что же касается меня, то я увидел его, в то время как они являлись тому, который воздает славу.
Сказал же он мне: "Будь сильным! Ибо тебе были даны тайны познать через откровение, что тот, кого они распяли, является первородным, домом бесов и каменным сосудом, в котором они обитают и который принадлежит Элохиму и кресту, находящемуся под законом. Тот же, который стоит возле него, это живой Спаситель, первая часть от того, которого они схватили. И он освободился и стоит радостно, взирая на тех, которые его преследовали. И они разделились между собой. Поэтому он смеется над их непониманием и знает, что они слепорожденные. Так вот, останется то, что подвержено страданию, поскольку тело - это подражание. А то, что было освобождено, - это мое бестелесное тело. Я же - умный дух, полный сияющего света. Тот, которого ты увидел, когда он подходил ко мне, - это наша умная Плерома, та, которая соединяет совершенный свет с моим святым духом. Так вот то, что ты увидел, ты представишь тем, которые принадлежат другому роду и которые не от века сего. Ведь не будет благодати тому, кто не бессмертный, но только тем, которые были избраны от бессмертной сущности, той, которая явила, что она способна принять того, который дает ей богатство. Поэтому я сказал: "Всякому, кто имеет, будет дано, и он будет иметь в изобилии. А тот, кто не имеет, - то есть человек, который принадлежит этому месту и является совершенно мертвым, поскольку он продукт (только телесного) рождения, и который, при появлении того, кто принадлежит бессмертной сущности, думает, что этот последний будет схвачен, - у него будет взято и добавлено тому, который (истинно) существует".
|
|
|
|
Итак будь сильным и ничего не бойся! Ведь я буду с тобой, так что никто из твоих врагов не одолеет тебя. Мир с тобой. Будь сильным!".
Когда он сказал это, пришел (Петр) в себя.
Апокалипсис Петра.
Поучения Силуана
Дм. Алексеев, 2010
Избавься от всякого возраста детского, обрети себе крепость разума и души, усиль войну против всякого безумия страстей, вожделения и злого лукавства, и честолюбия, и любопрения, и мучительной ревности, и ярости, и гнева, и вожделения стяжательства. Охраняйте ваш стан с оружием и копьями. Вооружись со всеми воинами, то есть словами, командирами, то есть советами, со своим разумом, как руководством.
Мой сын, прогоняй любого разбойника из своих врат. Оберегай все свои врата факелами, то есть словами, и ты обретешь все это, как жизнь спокойную. Тот же, кто не будет остерегаться их, станет как город пустой, захваченный. Все звери попрали его, ибо злые звери - это недобрые мысли. И твой город наполнится разбойниками, и ты не сможешь обрести себе мира, но только всех диких зверей. Негодный, тиран, господствует над ними. Управляя ими, он пребывает в великой грязи. Погибнет весь город, то есть твоя душа.
|
|
Удались от них всех, несчастная душа, прими своего начальника (и) учителя. Начальник - это разум, учитель же - слово, и они вынесут тебя из тления и опасности.
Слушай, сын мой, мои наставления. Не показывай спины своим врагам, но преследуй их как сильный. Не становись животным, которое гонят люди, но стань человеком, прогоняющим злых зверей, чтобы они не одолели тебя и не растоптали как мертвеца, и ты не погиб от их злобы. О, несчастный человек, что ты будешь делать, если попадешь в их руки? Береги себя самого, чтобы тебя не предали твоим врагам. Предайся этой паре двух друзей - слову и разуму, и никто не одолеет тебя. Пусть Бог восседает в твоем стане, и Его Дух охраняет твои врата, разум благочестия охраняет стены. Слово святое пусть станет факелом твоего разума, сжигающим деревья, то есть весь грех. И если ты сделаешь это, мой сын, ты одолеешь всех своих врагов, и они не смогут (ни) воевать против тебя, ни устоять, ни идти по твоему пути. Ведь если ты найдешь это, ты презришь их как обманщиков. Они будут говорить с тобой, льстя тебе, умоляя, боясь не тебя, но боясь обитающих в тебе, то есть стражей благочестия и учения.
|
|
Мой сын, прими наставление и учение. Не избегай наставления и учения, но, когда тебя учат, принимай радостно. И если тебя наставляют о чем-нибудь, будь благодарен. Ты сплетешь венец наставления своему руководству.
Учением святым облекись как одеждой; сделай себя благородным в благой жизни. Обрети узы строгости воздержания. Суди себя самого, как мудрый судья. Не блуждай от моего учения, не обретай неучености, чтобы не соблазнить свой народ. Не избегай божества и учения, пребывающих в тебе, ибо научающий тебя очень любит тебя, ибо он установит для тебя достойную строгость. Скотское естество, пребывающее в тебе, изгони из себя, и негодное суждение не оставляй в себе. И хорошо бы тебе знать, как я учу тебя. Если хорошо начальствовать над [немногими], как ты видишь, насколько лучше тебе начальствовать над каждым, главенствуя над всяким собранием и всяким народом, и выше всякого подобия с божественным Cловом, став господином над всякой силой, убивающей душу.
Мой сын! Разве кто-нибудь жаждет стать рабом? Но почему ты возмущаешься зло? Мой сын! Не бойся никого, кроме только Бога Вышнего. Прогони от себя хитрости дьявола. Прими свет для своих глаз и изгони из себя мрак. Живи во Христе, и ты обретешь себе сокровище на небе. Не наполняйся многими делами, которые бесполезны. И не становись поводырем в своем невежестве слепом.
Мой сын, слушай мое учение, которое хорошо (и) полезно, и оставь сон, который тягостен для тебя. Выйди из забытья, наполняющего тебя мраком, - если бы ты не мог ничего сделать, я не говорил бы тебе.
Христос же пришел дать тебе этот дар. Почему ты следуешь за мраком, если тебе предоставлен свет? Почему ты пьешь плохую воду, если сладкая предоставлена тебе?
Мудрость призывает тебя, и ты любишь глупость. Не по своей воле ты делаешь это, но скотское естество, которое в тебе, делает это. Мудрость призывает тебя в своей благости, говоря: "Придите ко мне вы все, глупые, и примите дар, мудрость благую, лучшую. Я даю тебе одежду первосвященника, сотканную из всяческой мудрости".
Какова злая смерть, если не невежество? Каков злой мрак, если не забвение знания? Возложи свою заботу на одного Бога. Не становись любящим золото и серебро, которые бесполезны, но оденься мудростью как одеждами, и познание возложи на себя как венцы, сядь на престол понимания, ибо они твои, и ты еще получишь их свыше.
Ведь глупый человек облекается глупостью как одеждами, и как одеждами траурными он облекается позором, и увенчивает себя невежеством, и садится на престол не[понимания]. Ведь пребывая неразумным, он соблазняет себя самого, ибо невежество ведет его. И он становится путями похоти всех страстей, он плавает в похотях жизни. И он ушел в глубину. Думая, что находит пользу, он творит всякие дела бесполезные. Несчастный человек, уходящий во все это, умрет, поскольку нет у него разума, руководителя, но он подобен кораблю, который ветер бросает из стороны в сторону, и вырвавшемуся коню, у которого нет всадника. Ведь он лишился всадника, то есть слова, он соблазнился, несчастный, ибо не любил советов. Его бросали из стороны в сторону три несчастья: он обрел смерть, как отца, и невежество - мать ему, и советы злые он обрел себе как друзей и братьев, чтобы ты, глупый, оплакал себя.
Отныне же, сын мой, обратись к своему благочестию. Злых друзей, льстецов, прогони от себя! [Прими] Христа, [истинного] Друга, благого Учителя. Прогони смерть, ставшую тебе отцом, ведь смерти не было, и ее не будет в конце. Но, поскольку ты отбросил Бога, Отца святого, истинную Жизнь, Источник жизни, поэтому ты унаследовал себе смерть, как отца, и невежество ты обрел, как мать. Они лишили тебя истинного знания. Вернись же, сын мой, к своему первому Отцу, Богу, и к Мудрости, своей матери, из которой ты появился в начале, чтобы бороться против всех своих врагов, сил противника.
Слушай, мой сын, мои советы. Не превозносись сердцем против всякого благого помысла, но прими сторону благочестия слова. Храни святые заповеди Иисуса Христа, и ты воцаришься над всякой областью земли, и будешь почитаем ангелами и архангелами. Ты обретешь их себе как друзей и сослужителей, и обретешь себе места в небе вверху. Божество, пребывающее в тебе, не печаль его и не утруждай. Но ты будешь ухаживать за ним, умолять, чтобы остаться чистым и быть воздержанным своей душой и своим телом, и ты станешь престолом Мудрости и сродником у Бога. Через нее Он даст тебе великий свет.
Прежде же всякого слова познай свое рождение, познай себя, из какой ты сущности, и из какого ты рода, и из какого племени. Познай себя, что ты появился из трех родов - из земли, и из слепка, и из творения. Тело появилось из земли, из земной сущности; а слепок появился ради души из мысли божества; творение же - это разум, возникший по образу Бога. Божественный разум обладает сущностью от Божества; душа же - то, что Он изготовил в них самих, ибо я думаю, что она жена того, кто появился по образу. Тело же возникло из земли, его сущность - вещество.
Если ты смешаешься, ты обретешь три части, (как) когда ты отпал от добродетели в оскудение. Живи согласно разуму, не думай о плотском. Обрети надежность, поскольку разум надежен. Если ты отпадешь и от нее, ты станешь двуполым. Сущность же разума, то есть мышление, если ты отбросишь его от себя, ты отрезал мужское и обратился только к женскому, ты стал душевным, приняв сущность слепка. Еще малая часть этого, если ты отбросишь ее, ты не сможешь возвратить себе часть человеческую, но ты принял мысль и подобие скота; ты стал плотским, приняв скотское естество. Ведь трудно найти душевного, насколько более - найти Господа. Я же говорю, что Бог духовный.
Человек, образовавшийся от сущности Бога, - божественная душа отчасти соединяется с Ним, еще душа отчасти соединяется с плотью. Душа негодная колеблется из стороны в сторону. [Что] кажется ей истиной? [Хорошо] тебе, человек, склониться к человеку более, чем склониться к скотскому естеству - я говорю о плотском. Место, в которое ты склонишься, ты станешь подобен ему.
Я скажу тебе другое слово, еще, - чему ты будешь радоваться?
Ты захотела стать животным, когда появилась в естестве такого рода? Лучше же соединится с истинной природой жизни. Скотство поведет тебя в земной род, а природа разумная поведет в образы разумные. Склонись к природе разумной, отбрось естество земнородное.
О, душа, упрямица, отрезвись и сбрось свое опьянение, то есть дело невежества. Если ты упрямишься, пребывая в теле, ты обитаешь в дикости. Когда ты вошла в плотское рождение, ты была рождена. Ты оказалась в брачном чертоге, ты осветилась разумом.
Мой сын! Не становись плавающим в любой воде и не позволяй осквернять себя чуждыми знаниями. Разве ты не знаешь, [что] противник - не малы его замыслы, и волшебства, которые есть у него, изменчивы. Разумный человек - даже его они лишили мудрости змея. Ибо должно тебе быть в согласии с этими двумя - с мудростью змея и невинностью голубя, чтобы он не вошел в тебя в образе льстеца, как истинный друг, говоря: "Я наставляю тебя тому, что доброе". Ты же не понял его хитрости, если принял его как истинного друга. Ведь злые мысли он бросает в твое сердце как добрые: и лицемерие в образе мудрости надежной; и стяжательство в облике бережливости; и тщеславие в облике того, что прекрасно; и самохвальство и хвастовство в облике великой строгости; и безбожие как великое благочестие, ибо говорящий: "У меня много богов", - безбожен. И знание ненадежное он бросает в твое сердце в облике таинственных слов. Кто сможет постигнуть его мысли и его хитрости изменчивые? Его, существующего, как великий разум для тех, кто хочет принять его себе как царя.
Мой сын! Как ты сможешь постигнуть замыслы его или его совет, губящий душу? Ведь многочисленны его хитрости с замыслами его лукавства. И пойми его врата, как он входит в твою душу и в какой одежде он входит в тебя.
Прими Христа, имеющего силу освободить тебя, принявшего на Себя хитрости его, чтобы посредством этого ниспровергнуть его в лукавстве. Ибо это Царь, Который есть у тебя, непобедимый никогда, и никто не сможет бороться против Него, ни сказать Ему слово. Это твой Царь и твой Отец, ибо нет подобного Ему. Божественный Учитель с тобой всегда. Он помощник; Он встречает тебя ради добра, которое в тебе.
Не впускай слова лукавства в свой помысел, ибо всякий лукавый человек повреждает свое сердце. Ведь безумный человек сам идет к своей погибели, а мудрый человек знает свой путь. И человек безумный не остерегается рассказывать тайны. Человек мудрый не бросает всякое слово, но он будет внимателен к слушателям. Не бросай всякое слово вблизи тех, кого не знаешь.
Обрети множество друзей, но не советчиков. Сперва испытывай своих советчиков, всякого же человека льстящего, не уважай его. Их слово сладко как мед, сердце же их полно чемерицы. Ведь когда они подумают, что стали друзьями надежными, тогда в лукавстве они обращаются против тебя и сбрасывают тебя в грязь. Не доверяйся никакому другу, ибо весь этот мир появился в лукавстве и всякий человек волнуется напрасно. Все вещи мира бесполезны, но появились в суете. Нет <никого>, даже брата, каждый ищет своей выгоды.
Мой сын, не обретай никакого человека как друга, если же обретешь, не доверяйся ему. Доверься только Богу, как Отцу и как Другу, ибо всякий человек ходит в лукавстве. Вся земля полна труда и страдания, в которых нет пользы. Если хочешь прожить свою жизнь спокойно, не ходи ни с кем; даже если ходишь, будь, как будто не ходишь. Стань угодным Богу, и не будешь нуждаться ни в ком. Живи со Христом, и Он спасет тебя, ибо Он истинный свет и солнце жизни. Ведь как видимое солнце освещает глаза плоти, так Христос освещает всякий разум и сердце. Ибо болезнь в теле это злая смерть. Насколько более она у того, чей разум слеп? Ведь всякий слепой [неспособен] увидеть его. [Так и] неимеющий здравого разума, - он не насладился обретением света Христа, то есть Слова. Ведь всякая вещь видимая есть образ сокровенного, ибо как огонь, пылающий в месте, не привязан к месту, так и солнце, которое на небе, - все его лучи проникают в места, которые на земле, так и Христос обладает единой сущностью и освещает всякое место. Так еще то, что Он говорит в нашем разуме, в образе светильника пылающего, освещая (все) место. (Находясь) в части души, Он освещает все части.
Еще я скажу превосходящее это: разум по сущности находится в месте, то есть в теле. По мысли же разум не в месте, ибо как он пребывает в теле, когда созерцает все места? Мы же можем сказать превосходящее это: не думай в своем сердце, что Бог пребывает в месте. Если [Господа всего] ты помещаешь в некое место, тебе следует сказать, что это место превосходит обитающего в месте. Ведь вмещающее превосходит вмещаемого. Ибо нет места, называемого бестелесным. Ведь несправедливо нам говорить, что Бог - это тело, ибо надлежит нам придавать телу увеличение и уменьшение, и претерпевающий это не будет пребывать нетленным. Создателя всяческих созданий трудно познать, и невозможно постигнуть Его подобие. Ибо не только человеку трудно постигнуть Бога, но трудно всякой божественной природе, ангелам и архангелам. Необходимо познать Бога, как Он есть. Невозможно тебе познать Бога посредством кого-нибудь, если не посредством Христа, обладающего образом Отца, ибо этот образ являет истинное подобие. По-видимому, царя не узнают без образа. Думай о Боге, что Он пребывает во всяком месте и Он ни в каком месте. [По силе] Он во всяком месте, по божественности же Он ни в каком месте. Ибо так возможно немного узнать Бога. По Своей силе Он наполняет все места, в высоте же Его божества ничто не вмещает Его. Каждый пребывает в Боге, Бог же - ни в чем. Что же это - познать Бога? И все, что в истине, это Бог, и невозможно смотреть на Христа, как на солнце. Бог видит каждого, никто не смотрит на Него. Христос без ревности принимает и дает, и Он, свет Отца, светит без ревности. Так Он освещает всякое место. И Христос - это все, унаследовавший все от Сущего. Ибо все - это Христос, кроме (Его) нетленности. Ведь если ты думаешь о грехе, он - не сущность, ибо помысел нетленности - это Христос, и свет сияющий, неоскверненный. Ведь солнце во всяком нечистом месте, и оно не оскверняется. Так Христос - если Он (и) в изъяне, но Он без изъяна. И если [Он рожден,] Он - нерожденный. Так Христос - если Его и уловляют, по Своей сущности Он неуловим. Христос - это все; тот, кто не обладает всем, не может узнать Христа.
Мой сын, не дерзай говорить слово о Нем, ни Бог всего - не устанавливай Его подобий в себе. Ведь осуждающий не будет судим осуждающим. Хорошо искать и понять, Кто есть Бог. Слово и разум - имя мужское. Желающий понять о Нем, пусть вопрошает в спокойствии и страхе. Ибо немалая опасность - рассказывать об этом. Ты знаешь, что будешь судим за все, что скажешь. Пойми же, что тот, кто во мраке, не сможет увидеть ничего, если не получит света и не увидит в нем. Испытывай себя, если вообще у тебя есть свет, чтобы, если <тебя спросят> об этом, ты понял, как объяснить. Ведь многие ищут во мраке и наощупь, желая узнать, хотя для них нет света. Мой сын! Не позволяй своему разуму смотреть вниз, но лучше пусть он смотрит в свете на небесное, ибо свет всегда нисходит свыше. Даже на земле пусть он старается следовать за небесными. Освети свой разум небесным светом, чтобы обратиться к небесному свету. Не уставай стучать в дверь Слова и не прекращай ходить по пути Христа. Ходи по нему, чтобы получить покой от своих трудов. Если ты ходишь по другому пути, ты не сделаешь полезного на нем. Ибо ходящие по широкому пути, их конец сойдет в тление грязи. Ведь ад открыт для души и место погибели широко. Прими Христа, узкий путь, ибо Он страдает и мучается из-за твоего греха.
О, душа, упрямица, в каком невежестве ты пребываешь! Ибо кто твой проводник во мраке? Сколько обликов Христос принял ради тебя! Будучи Богом, Он [был найден] среди людей как человек; Он сошел в ад, Он освободил порождения смерти, - они мучились, как сказало Писание Бога, - и Он запечатал сердце в нем, и его своды крепкие Он сломал. И все силы, увидев Его, побежали, чтобы тебя, несчастный, Он вынес из бездны и умер за тебя, как искупление твоего греха. Он спас тебя от крепкой руки ада, а тебе трудно сделать свой выбор вслед за Ним, чтобы Он принял тебя радостно. Выбор же это дар Христа, то есть смирение сердца. Жертва приятная это сердце сокрушенное. Если ты смиряешь себя, ты будешь превознесен весьма, и если ты превозносишься, <ты> будешь весьма унижен.
Мой сын, остерегайся лукавства, и не позволяй духу лукавства сбросить тебя в бездну, ибо он безумен и горек. Он страшен, и он бросает каждого в яму грязи. Великое благое дело - не любить блуда и даже не думать о несчастном вообще, ибо вспоминать о нем - смерть. А никакому человеку не полезно впасть в смерть, ибо душа, впавшая в смерть, станет бессловесной. Ведь лучше не жить, чем обрести жизнь скота. Береги себя, чтобы не сгореть в пламени блуда. Ибо многие подчинены пламени, будучи слугами ему. Они, которых ты не знаешь, - враги тебе.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!