Экспериментальное подтверждение 12 страница
1 В методике Брауна есть возможный источник ошибок, а именно на рис. 5 в одно и то
же время в любом прямоугольнике видно несколько кругов. Следовательно, может возник
нуть впечатление определенного числа кругов, которые за единицу времени проявляются
(или исчезают). Естественно, этот тип «подсчета», если он происходил бы, также мог при
вести к эффекту транспозиции, ведь размеры и расстояние между кругами также меняют
ся. Таким образом, равное число кругов могло бы двигаться в прямоугольниках в одно и то
же время, только если объективно скорость в поле зрения больших кругов была больше
(см.: Smith O . W ., Sherlock С. A new explanation of the velocity transposition phenomenon //
American Journal of Psychology. 1957. 70. P. 102-105). Прием, позволяющий избежать
возможных осложнений, делает видимым только один круг и ограничивает время экспо
зиции одного прохождения круга. Другой прием, применявшийся Брауном, заключается
в том, что пространство между кругами не должно быть упорядоченным.
2 Следует, однако, уточнить значение термина «темп относительного смещения». Он мог
бы означать, что движущийся объект, рассматриваемый внутри меньшего обрамления,
всегда ближе к краю, чем объект, рассматриваемый внутри большего обрамления. Чем
ближе край, тем легче обнаружить изменение положения объекта. Объект кажется дви
жущимся быстрее, когда он ближе к неподвижному объекту, чем когда он дальше от
него, и есть данные, подтверждающие такую интерпретацию эффекта транспозиции (см.:
Brown J . F . The visual perception of velocity // Psychologische Forsehung. 1931. 14. P. 199-232
(Reprinted in Spigel I.M. (Ed.) Visually Perceived Movement. Harper & Kow, Publishers,
|
|
Рок И . [Константность восприятия]
255
способ описания эффекта транспозиции: воспринимаемая скорость зависит от времени, необходимого для того, чтобы объект передвинулся от одного края системы отсчета к другому. Влияние темпа относительного смещения на воспринимаемую скорость даже более очевидно, когда два или большее количество объектов движутся с различной скоростью или в разных направлениях. Например, легко показать, что, когда два объекта движутся в противоположные стороны, их кажущаяся скорость выше, чем когда наблюдается один из этих объектов или наблюдается один движущийся объект относительно неподвижного объекта1.
Можно также связать эффект транспозиции скорости с похожим эффектом влияния системы отсчета на восприятие размера <...>. Феноменальная длина линии до известной степени зависит от своей объективной длины, соотнесенной с размером окружающей системы отсчета. Бели бы такой эффект транспозиции размера был полным, тогда можно было бы сказать, что скорость круга на рис. 5, Б была бы равной скорости круга на рис. 5, А, если бы их объективные скорости находились в отношении приблизительно 2:1, ведь воспринимаемая длина двух траекторий равна. В соответствии с этой интерпретацией эффект транспозиции скорости предполагает, что воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. Несомненно, в этом рассуждении есть доля истины, но оно не может объяснить явление в целом. Эффект транспозиции скорости гораздо более абсолютен, чем эффект транспозиции величины. При изменении размера от 2 к 1 эффект воспринимаемой величины составляет отношение порядка 1,6 к 1, при изменении размера от 3 к 1 — порядка 2,2 к 1, а при изменении размера от 8 к 1 — порядка 3,4 к 1. Таким образом, по-видимому, необходимо сделать вывод, что эффект транспозиции скорости скорее непосредственно зависит от впечатления темпа относительного смещения, чем от впечатления скорости прохождения феноменального расстояния.
|
|
Лишь через несколько лет после публикации Брауном своих результатов была осознана их связь с константностью скорости2. Представим ситуацию, в которой рассматриваются два равных прямоугольника, один из которых находится по сравнению с другим в 2 раза дальше от наблюдателя (см. рис. 6, А). Ретинальные изображения двух прямоугольников показаны на рис. 6, Б, ведь размеры ретинальных изображе-
|
|
Inc, 1965) и Wallach H. On constancy of visual speed // Psychological Review. 1939. 46. P. 541-652). С другой стороны, «темп относительного смещения» может быть описан в конфигурационных терминах: движение объекта в данный период времени по отношению к общей протяженности системы отсчета. Когда темп движения двух объектов одинаков в их относительном конфигурационном смысле, равными могут казаться и их скорости. Другими словами, движение может пониматься как изменение формы: меняющееся положение круга внутри прямоугольника. В этом случае воспринимаемая скорость основывается на темпе изменения этой формы.
1 См.: Johannson G. Configurations in the perception of velocity // Acta Psychologica.
1950. 7. P. 25-79.
2 См.: Wallach H. On constancy of visual speed // Psychological Review. 1939. 46.
P. 541-552.
256
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
ний объектов обратно пропорциональны их расстоянию до наблюдателя. Поэтому если мы рассмотрим проксимальный стимул, то ситуация константности, приведенная на рис. 6, создает те же самые ретинальные изображения, что и брауновская транспозиция, при которой сравниваются две разные по размерам, но находящиеся на равном расстоянии системы отсчета. Из этого должно следовать, что когда изображение удаленного круга на рис. 6, А движется по отношению к своей системе вниз и проходит этот путь приблизительно за то же время, что и ближний круг, то их скорости будут казаться одинаковыми. Поскольку это происходит, когда оба круга объективно движутся с одной и той же скоростью, то это означает, как и следовало ожидать в соответствии с эффектом транспозиции скорости, константность скорости.
|
|
Однако этот вывод правомерен, если и только если фон, служащий системой отсчета для сравниваемых объектов, одинаков. Но это как раз то, что часто встречается в реальной жизни, об этом свидетельствует рис. 7, А т. Б. Здесь изображен двигающийся на фоне деревьев автомобиль, который рассматривается вблизи — А и издалека — Б. Темп смещения автомобиля относительно деревьев будет одинаковым, если автомобиль в обоих случаях движется с той же самой скоростью. С другой стороны, часто возникают и иного рода ситуации. Если, например, автомобиль рассматривается на расстоянии, а расстояния между деревьями и их размеры различны, как на рис. 7, В, то автомобиль, чтобы казаться двигающимся с той же скоростью, что и в А, должен будет дви-
Рок И . [Константность восприятия]
257
Рис. 7
гаться быстрее. Это означало бы отклонение от константности. Возникает новый вопрос: что можно сказать о ситуации, в которой нет никакой ясности относительно системы отсчета, например когда автомобиль движется по ровной местности, такой, как пустыня? Можно доказывать, что текстура поверхности земли в непосредственной близости с двигающимся объектом служит системой отсчета, но еще спорно, будет ли это убедительным аргументом. На дороге видна лишь незначительная часть ее текстуры, и более вероятно, что принцип транспозиции, как его ни приспосабливай, в этих условиях уже не объясняет преобладания константности. Однако мы имели возможность убедиться, что константность скорости также объяснима наличием механизма, учитывающего расстояние. Таким образом, есть два независимых фактора, определяющих феноменальную скорость объектов и влияющих на наше восприятие скорости: характер окружения и адекватность информации о расстоянии1. <...>
Лабораторные эксперименты
по константности нейтрального цвета
Стандартный лабораторный эксперимент по константности нейтрального цвета разработан несколько десятилетий назад Кацем и изображен на рис. 82. Два образца серого цвета закрепляются на белом фоне. Белый фон разделяется перегородкой так, чтобы свет от лампы, поме-
1 Однако принцип транспозиции затрагивает только впечатление относительной ско
рости движущихся объектов и ничего не говорит об абсолютной (или специфической)
скорости, которую можно было бы выразить в см/с или ж/ч. Для оценок абсолютной
скорости учет удаленности, по-видимому, является обязательным. Подобное различение
было проведено в связи с восприятием размера <...>.
2 См.: Каи D . The World of Colour. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1935.
258
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
щенной с одного боку от перегородки, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна сторона фона оказывается в тени перегородки. Образец на одной стороне фона (правая сторона на рис. 8) принимается за стандартный. Наблюдатель должен на другой стороне фона, ближней к лампе, подобрать образец серого цвета, воспринимаемый таким же, как и стандартный. (Для этого эксперимента необходимы стандартные образцы всех оттенков серого. Для каждого образца определяется коэффициент отражения.)
Другой способ проведения эксперимента основан на использовании цветового круга. Белый и черный картонные диски вдеваются друг в друга так, как показано на рис. 9. Когда такая пара дисков приводится с помощью электродвигателя во вращение, наблюдатель видит серый цвет, его интенсивность зависит от количественного отношения белого и черного. Один из таких дисков с заданным серым цветом выбирается в качестве стандартного, а другой, в котором соотношение белого и чер-
Рис. 9
Рок И . [Константность восприятия]
259
ного секторов может меняться, используется в качестве сравниваемого. Цветовые круги позволяют устранить восприятие неровностей или текстуры поверхности, так называемую микроструктуру.
Если расположение на рис. 8 оказалось бы таким, что оба образца отражали одинаковый по абсолютной интенсивности свет, то с левой стороны, чтобы компенсировать большее количество света, падающего от лампы, подбирался бы образец с небольшим коэффициентом отражения. С другой стороны, если бы имелась полная константность цвета, наблюдатель выбирал бы серый, коэффициент отражения которого равен стандартному. Обычно наблюдатели выбирают образец, серый цвет которого несколько темнее стандартного, но не намного. Таким образом, как правило, в экспериментах данного типа проявляется сильная тенденция к константности. Подобный результат — хорошая иллюстрация того, что обычно происходит в реальной жизни.
Рис. 10 |
Отличие обычного подравнивания от подравнивания, которое было бы основано на равенстве ретинальных изображений двух образцов, становится вполне очевидным, когда образцы рассматриваются через небольшие отверстия так, что видны только они, а не окружающий фон. Такое устройство, известное как редуцирующий экран, изображено на рис. 10. Образец, обычно подбираемый как равный стандартному, при таких условиях наблюдения разительно отличается по цвету от стандартного и в данном примере близок к черному. Если вслед за тем, как подравнивание произведено, поднять вдруг экран, то наблюдатель пора-
260
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
жается тому, что он мог оценивать эти два образца как равные. Здесь мы, по-видимому, имеем пример восприятия, определяемого физическим равенством ретинальных изображений образцов. Результаты, полученные при редуцирующем экране, могут рассматриваться как подравнивания интенсивностей отраженного света и могут служить полезным методом измерения яркости при отсутствии необходимого прибора. Такое предположение можно подкрепить следующими доводами. Допустим, наблюдатель производит подравнивание на основе физической интенсивности двух ретинальных изображений. Тогда он должен компенсировать разницу в освещении разницей в коэффициентах отражения. Если, например, он выбирает величину коэффициента отражения близкого к лампе участка такую, что он оказывается в три раза темнее, чем находящийся в тени стандартный образец, то это могло бы означать, что стандартный образец получает в три раза меньше света.
Тенденцию к константности для наблюдателя или группы наблюдателей можно выразить и количественно (см. рис. 11). Если наблюдатель подравнивает образцы на основе абсолютной интенсивности, выбирая коэффициент отражения сравниваемого объекта, так, чтобы компенсировать разницу в освещении, то никакой тенденции к константности он не проявляет; если же он подравнивает образцы, выбирая коэффициент отражения равным стандарту, он проявляет полную константность. И если при подравнивании он выбирает, как обычно и бывает, промежуточный между
Рок И . [Константность восприятия]
261
этими крайними случаями коэффициент отражения, то степень константности может выражаться значением коэффициента отражения по отношению к 0 и 100% константности.
Например, предположим, что стандарт (правая часть рис. 8) имеет коэффициент отражения 30 и на него попадает только треть от освещения, которое падает на сравниваемый образец. Тогда точка, соответствующая 0% константности, на рис. 11 означала бы подравнивание на 1/3 — от 30 или 10 единиц (компенсируется различие в освещенности). Точка, соответствующая полной константности, означала бы подравнивание к 30 единицам. Следовательно, интервал между нулевой константностью и полной константностью будет равен 30 минус 10 или 20. Если испытуемый выбирает при подравнивании к стандарту коэффициент отражения, равный 25, то интервал между этим подравниванием и отсутствием константности будет 25 минус 10 или 15. Отношение этого интервала к полному интервалу будет отношением 15 к 20, или 75%. Этот метод описания степени константности был введен Эгоном Брунсвиком1. Его можно применить и к другим перцептивным константностям, трактуя одну точку как подравнивание к проксимальному стимулу, вторую точку — как подравнивание при полной константности, а третью точку — как полученное подравнивание.
1 См.: Brunswik E. Zur Entwicklung der Albedowahrnehmung // Zeitschrift fur Psycho-logie. 1929. 109. S. 40-115. Модифицированное отношение с использованием логарифмирования было введено затем Таулесом (см.: Thouless R. Phenomenal regression to the real object. I. // British Journal of Psychology. 1931. 21. P. 339-359). Мера константности во многом зависит от различий в условиях наблюдения. В данном примере если стандартный образец вместо 1/3 получает только 1/10 от света, падающего на сравниваемый образец, то, даже если испытуемый еще больше отклонился бы от константности, подравнивая стандарт к коэффициенту отражения 24, отношение Брунсвика оказалось бы выше 75%. Этим можно объяснить тот парадоксальный факт, что во многих экспериментах по константности величины, формы, по ахроматической цветовой константности с увеличением разницы в расстоянии, ориентации или освещенности между стандартным и сравниваемым предметами растет тенденция к константности. Обычно подравнивания все более и более отклоняются от константности, поскольку зависят от таких различий в условиях наблюдения, но отклоняются гораздо медленнее, чем это было бы при подравнивании проксимального стимула. Поэтому величина константности часто возрастает.
Р . Вудвортс
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНОЙ
И РАССТОЯНИЕМ1
Константность величины
Этот термин употребляется в двух различных смыслах. Предмет, размер которого известен, например, человек или автомобиль, всегда оценивается как одинаковый по величине, даже если размер еетчаточ-ного образа этого предмета меняется во много раз. В терминах нашей формулы А сохраняет постоянное значение, так как изменения а компенсируются за счет оценки D : по мере уменьшения сетчаточного образа человек или автомобиль кажутся более удаленными. В этом смысле константность величины есть признак удаленности. Иногда при очень больших расстояниях или в необычных условиях, например, при наблюдении за предметами с высокой башни, константность нарушается, но даже в этих случаях суждение о размере объекта часто оказывается правильным2.
Вторая ситуация, обнаруживающая константность величины, относится к случаям, где оценка размера неизвестного объекта осуществляется на основе а и D . Эти случаи в ряде отношений более просты, поэтому сначала рассмотрим их.
1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Ми-
халевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 320-324.
2 См.: Gibson J.J. The perception of the visual world. Bost.: Houghton Mifflin, 1950.
Вудвортс Р . Отношение между величиной и расстоянием
263
Оценка величины как функция признаков удаленности
Хотя эта проблема исследовалась многими другими авторами, мы предпочитаем начать с описания экспериментов Холуэя и Боринга1.
В этих экспериментах наблюдатель помещался в месте пересечения двух длинных коридоров, расходящихся под углом 90°. В одном коридоре на расстоянии 3 ж от испытуемого находился «сравниваемый стимул». Он представлял собой световое пятно, размер которого испытуемый мог менять. В другом коридоре на различных расстояниях от наблюдателя (от 3 до 36 м) предъявлялось аналогичное пятно. Это был стандартный стимул, фактические (линейные) размеры которого менялись вместе с расстоянием так, что он всегда имел один и тот же угловой размер, равный 1°. Испытуемому ставилась задача так подобрать размер «сравниваемого стимула», чтобы он казался равным «стандартному стимулу».
Результаты приведены на рис. 1. Прежде чем перейти к их обсуждению, разберемся в обозначениях на графике. Рассмотрим пунктирную линию, идущую параллельно оси абсцисс. Эта прямая представляет множество значений «сравниваемого стимула», которые подобрал бы наблюдатель, если бы он руководствовался угловым размером «стандартного стимула» (необходимо помнить, что «стандартный стимул» всегда составлял 1° независимо от удаленности). Теперь рассмотрим пунктирную линию, которая располагается по диагонали графика. Она описывает множество значений, которые мы получили бы в случае «полной константности», т.е. если бы наблюдатель всегда точно подравнивал величину «сравниваемого стимула» к действительной величине «стандартного стимула». Тригонометрически можно показать, что на расстоянии 12 j от наблюдателя 1° занимает объект с линейным размером 21 см, а на расстоянии 24 м — объект с линейным размером 42 см и т.д., как это и показано на графике.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!