Экспериментальное подтверждение 7 страница



Как мы уже знаем, всегда требуется решить, что же именно дви­жется. Если наблюдатель идет пешком или бежит, вопросов на этот счет не возникает, так как он получает большое количество информации от своих ног, сообщающих ему о его движении относительно земли. Одна­ко, если он едет на машине или летит в самолете, ситуация значитель­но усложняется. Когда его ноги отрываются от земли, основным источ­ником информации остаются глаза, исключая моменты ускорения или замедления движения, когда органы равновесия, расположенные в сред­нем ухе, дают некоторую, хотя часто и ошибочную, информацию.

Феномен, известный под названием «индуцированное движение», очень основательно изучался гештальтпсихологом Дункером. Он являет-


Грегори Р . Зрительное восприятие движения


217


 



 


Световое пятно остается                    Световое пятно кажется

неподвижным                                          движущимся

ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ   ЧТО КАЖЕТСЯ

Рис. 6. Индуцированное движение. Световое пятно проецируется на экран, который затем приводится в движение. Кажется движущимся как раз неподвижное пятно. Этот эффект возникает, если движущаяся часть объекта больше неподвижной или если более вероятно, что именно эта часть должна быть неподвижной (из экспериментов Дункера)

ся автором нескольких красивых опытов, которые показывают, что в тех случаях, когда мы судим о движении только на основании зрительной информации, мы склонны воспринимать большие предметы как непод­вижные, а меньшие — как движущиеся. Яркая демонстрация этого фак­та может быть получена с помощью светового пятна, расположенного на экране. Если экран перемещается (рис. 6), то наблюдателю кажется, что движется не экран, а световое пятно внутри него, хотя в действительно­сти оно неподвижно. Следует отметить, что в данном случае фактически имеется лишь зрительная информация — поскольку по сетчатке движет­ся изображение экрана, а не световое пятно, — однако эта информация не всегда достаточна, чтобы решить вопрос, что же движется. (Этот факт имеет отношение к обсуждавшемуся выше вопросу о том, почему мир не кажется всегда нестабильным подобно блуждающему свету.)

Очевидно, поскольку обычно движутся более мелкие предметы, мозг всегда делает наилучший выбор и склонен считать, что движутся именно маленькие, а не большие предметы, если на этот счет возникает сомнение. (При вождении машины может возникнуть ложное представ­ление о том, что же движется: свой ли тормоз перестал работать или же машина впереди движется назад?)


218                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Кажущееся движение и расстояние

Когда мы смотрим на Луну или звезды во время езды на машине, нам кажется, что они движутся вместе с нами, но несколько медленнее. При скорости около 100 км/ч кажется, что Луна движется со скоростью 8—16 км/ч. Мы видим, что она движется медленнее нас, однако она продолжает находиться рядом с нами, никогда не оказываясь позади. Это удивительное явление.

Луна находится так далеко, что мы можем считать это расстояние бесконечным. Когда машина движется, угол, под которым видна Луна из машины, остается практически неизменными, он не изменяется, хотя мы движемся относительно Луны. Однако нам кажется, что Луна находится на расстояния всего нескольких сот метров. Мы заключаем об этом на основании ее видимой величины. Она видна под углом у2\ но, как нам кажется, по размерам соответствует объекту, который виден под таким же углом и наводится в нескольких сотнях метров от нас. Теперь пред­ставим себе для сравнения, что некий объект находится в нескольких сотнях метров от нас и он кажется точно такой же величины, как и Луна. Если мы поедем мимо него, мы быстро его обгоним. Но Луну нельзя обо­гнать, потому что она фактически очень отдалена от нас; и единственный способ для перцептивной системы совместить эти факты — это интерпре­тировать Луну как некий объект, движущийся параллельно с машиной. Видимая скорость движения Луны определяется кажущейся удаленнос­тью ее от нас. (Если рассматривать Луну через специальные призмы, вы­зывающие конвергенцию глаз, вследствие чего расстояние до Луны бу­дет казаться то большим, то меньшим, видимая скорость движения Луны также будет изменяться.)

Сходный эффект будет наблюдаться при стереоскопической проек­ции диапозитивов волшебного фонаря. Если проецируемое изображение обладает глубиной, что достигается с помощью перекрестных проекто­ров, то кажется, что оно поворачивается, следуя за движением наблюда­теля. Так, стереоскопическое изображение коридора поворачивается та­ким образом, что передний план изображения движется вместе с наблю­дателем, изображение как будто преследует его. Этот эффект вызывает неприятное ощущение и даже тошноту. Если конвергенция глаз уве­личивается, то все изображение и его передний и задний план переме­щаются по экрану каждый раз, когда наблюдатель движется. Этот эф­фект прямо связан с явлениями конвергенции и диспаратности изобра­жений, однако он еще не ясен во всех деталях, и, видимо, следует продолжить его изучение.

Стереопроекция представляет в этом отношении особый интерес, потому что наблюдаемые объекты в действительности расположены на плоскости экрана в двух измерениях, хотя и воспринимаются нами как трехмерные; таким образом, мы имеем здесь сходную ситуацию с дви-


Грегори Р , Зрительное восприятие движения


219


жением наблюдателя при неизменном параллаксе. В обычных условиях, когда мы двигаемся в какую-нибудь сторону, скажем, направо, ближай­шие к нам предметы перемещаются налево. Действительно, мир повора­чивается вокруг точки фиксации глаз в направлении, противоположном нашему движению. Но когда мы смотрим на изображения при стерео-проекции, происходит прямо противоположное; нам кажется, что, ког­да мы движемся, оно поворачивается в том же направлении, причем точка поворота определяется конвергенцией глаз. Это происходит поми­мо воли наблюдателя и связано с разделением двух стереоизображений на экране. (Сделайте стереопроектор, этот эффект стоит того, чтобы его увидеть.)

Когда наблюдатель перемещается, не чувствуя ногами земли, он переключается на зрение, чтобы узнать, движется ли он, и оценить свою скорость. Когда летишь высоко на самолете, то движение почти или со­всем не ощущается, но при посадке и взлете мы не знаем, то ли мы дви­жемся, то ли это земля мчится нам навстречу. Иллюзии и ошибки в этой ситуации часты и драматичны. Их так много, что пилот должен научить­ся в значительной море обходиться без показаний своих органов чувств и переключиться на показания аппаратуры.

Эта ситуация аналогична той, при которой возникает индуцирован­ное движение. Мы делаем лучший выбор на основании очень небольшой информации. В обычных условиях основной информацией о движении является информация, поступающая от сетчатки, — в особенности от ее периферии — при упорядоченном движении по ней изображения объек­та. Если, например, вращающаяся спираль, подобная той, которая изоб­ражена на рис. 4, снята на пленку и показывается крупным планом на экране кино, то нам кажется, что мы приближаемся или отдаляемся от нее, а не видим ее расширяющейся или сокращающейся, как это проис­ходит, если изображение этой спирали занимает только часть сетчатки. Однако не так часто изображение упорядоченного движения занимает всю сетчатку, за исключением тех случаев, когда это происходит за счет дви­жения глаз. Именно в таких случаях и требуется принять правильное решение. Благодаря этому механизму и возникает эффект кино.


X . Шиффман ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ 1

Вопрос о природе времени всегда привлекал и привлекает к себе внимание интеллектуалов, и прежде всего писателей, философов, физи­ков и биологов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что субъектив­ное восприятие продолжительности временных отрезков — предмет осо­бого интереса психологов. Следует подчеркнуть, что нас интересует не физический аспект такого понятия, как время, а именно его восприятие — осознаваемая индивидуумом продолжительность того или иного собы­тия. На самом деле время как философская категория касается таких проблем, которые выходят далеко за рамки данной книги. Задумайтесь над тем, как уклончиво ответил на энигматический вопрос «Что такое время?» религиозный философ блаженный Августин: «Если никто не спрашивает меня об этом, я знаю, что это такое. Но если я пытаюсь объяснить, что такое время, тому, кто задает мне такой вопрос, я пони­маю, что не знаю этого»2. Однако о происхождении времени он писал более уверенно, хотя тоже произвольно (субъективно), утверждая, что время приходит из будущего, которое еще не существует, превращается в настоящее, которое не имеет продолжительности (длительности), и становится прошлым, которое более не существует3.

Восприятие течения времени, для того чтобы отличить его от физи­ческой продолжительности времени, было названо обладанием протяжен­ностью (сжатостью/растянутостью времени) ( protensity )4. Восприятие вре­мени — странная (причудливая) перцепция в том смысле, что оно имеет

1 Шиффман X . Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. С. 771-787.

2 См.: Trefil J. Which way does time fly? // The New York Times (Book Review. Section 7).
June 23. 1991. P. 6.

3 См.: Scariano A. Where time comes from // The New York Times (Book Review. Sec­
tion 7; letter to the editor). July 21. 1991. P. 4.

4 См.: Woodrow H. Time perception // S.S.Stevens (Ed.). Handbook of experimental
psychology. N. Y.: Wiley, 1951.


Шиффман X . Восприятие времени


221


скорее когнитивную, нежели физическую или нейронную основу. Действи­тельно, нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов, предназна­ченных для восприятия времени, ни каких-либо непосредственных, наблю­даемых ощущений, вызываемых специфическими стимулами, связанными со временем. Продолжительность (течение) времени не имеет никаких «ве­щественных» признаков, свойственных большинству физических стиму­лов. Как справедливо заметил Фрэсс: «Продолжительность не существует ни в самой себе, ни вне самой себя, а присуща тому, что длится»1.

Эта же мысль, подчеркивающая неуловимость восприятия времени, в более сложной форме выражена и Гансом Касторпом, героем романа Томаса Манна «Волшебная гора».

Что такое время? Вы можете ответить мне на этот вопрос? Пространство мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, с помощью зрения и осязания. Прекрасно. Но где орган, воспринимающий время? Как мы можем измерить то, о чем на самом деле нам ничего не известно, ни единого свойства? Мы говорим о времени, что оно проходит. Очень хорошо, пусть себе проходит. Но чтобы мы могли измерить его <...> чтобы подлежать измерению, время должно течь рав­номерно, но кто сказал, что оно течет именно так? Насколько наше сознание способно это оценить, ничего подобного не происходит; мы лишь для удобства принимаем, что оно течет именно так: наши единицы измерения — чистая ус­ловность, они всего лишь результат общей договоренности2.

Как мы увидим, есть достаточно оснований согласиться с Фрэсеом и с Т.Манном в том, что само по себе время не является конкретным принадлежащим нам предметом, но воспринимается нами косвенно, ины­ми словами, «понятие "время" — это нечто то же самое, что и понятие "ценность денег", которое воспринимается исключительно через сужде­ние (мыслительный процесс)»3.

Ниже будут рассмотрены два основных объяснения восприятия вре­мени: одно из них имеет биологическую основу, второе — когнитивную. Эти объяснения не являются ни взаимоисключающими, ни исчерпываю­щими.

Биологическая основа восприятия времени

Циклическая природа многих физиологических процессов хорошо известна. В качестве наглядного примера можно привести изменение температуры тела человека: разница между максимальной температурой

1 См.: Fralsse P. Perception and the estimation of time // Annual Review of Psychology.
1984. 35. P. 2.

2 Mann T. The magic mountain. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1927. P. 66.

3 Woodrow H. Time perception // S. S. Stevens (Ed.). Handbook of experimental psycho­
logy. N. Y.: Wiley, 1951. P. 1235.


222                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

днем и минимальной ночной температурой составляет примерно 1,8 F1. Многие повторяющиеся физиологические изменения и действия боль­шинства животных, такие, например, как изменение температуры тела и паттерны потребления пищи и воды, отражают их фундаментальную адаптацию к ежесуточной смене дня и ночи. Паттерны активности, вос­производимые регулярно и повторяющиеся ежесуточно, называются су­точными ритмами, поскольку продолжительность цикла составляет при­мерно 24 ч. Средний суточный ритм человека, определенный при тща­тельно контролируемых экзогенных факторах, составляет 24,18 ч2.

Складывается такое впечатление, что суточные физиологические ритмы регулируются преимущественно стимуляцией сетчатки светом. (Однако обратите внимание на то, что суточная ритмичность свойствен­на также и незрячим индивидуумам, а это свидетельствует о роли базо­вых, эндогенных влияний, не связанных с освещенностью3. По специаль­ному проводящему тракту ретинальные сигналы поступают в скопление, или ядро, мозговых клеток гипоталамуса (гипоталамус расположен пря­мо над зрительным перекрестом), называемое супраоптическим (надзри-тельным) ядром, которое играет роль регулятора, задающего темп су­точной, временной организации многих физиологических функций4. Из надзрительного ядра нейронный сигнал поступает в шишковидное тело (эпифиз), миниатюрную железу, расположенную в промежуточном моз­ге. Именно шишковидное тело и является тем органом, который непос­редственно реагирует на свет или его отсутствие: оно вырабатывает гор­мон, называемый мелатонином, секреция которого зависит от освещен­ности— свет ее тормозит, а его отстутствие — стимулирует. (Именно поэтому мелатонин иногда называют «гормоном Дракулы»5. Мелатонин синхронизирует функции некоторых органов и желез, регулирующих суточные биологические циклы. В частности, он снижает температуру тела и облегчает отход ко сну. Интересно отметить следующее: есть сви­детельства в пользу того, что даже у незрячих индивидуумов визуаль-

1 o°F = -17,8* С. (Примечание переводчика источника.)

2 См.: Czeisler С A. et al. Suppression of melatonin secretion in some blind patients by
exposure to bright light // The New England Journal of Medicine. 1995. 332. P. 6-11;
Moore R.Y. A clock for the ages // Science. 1999. 284. P. 2102-2102.

3 См.: Schibler U. Heartfelt enlightenment // Nature. 2000. 404. P. 25-28; Whltmore D.
et al.
Light acts directly on organs and cells in culture to set the vertebrate circadian clock
// Nature. 2000. 404. P. 87-91.

4 См.: Dunlap J.С A new slice on an old problem // Nature Neuroscience. 2000. 3.
P. 305-306; Jagota A. et al. Morning and evening circadian oscillations in the sprachiasmatic
nucleus in vitro // Nature Neuroscience. 2000. 3. P. 305-306.

5 См.: Lewy A.J. et al. Light suppresses melatonin secretion in humans // Science. 1980.
210. P. 1267-1269; Barrera-Mera В ., Barrera-Calva E. The Cartesian clock metaphor for
pineal gland operation pervades the origin of moderen chronobiology // Neuroscience and
Biobehavioral Reviews. 1998. 23. P. 1-4.


Шиффман X . Восприятие времени


223


ная подсистема, «ответственная» за подавление секреции мелатонина, функционирует нормально1. Наконец, хотя эндогенные (т.е. зависящие от внутренней среды организма человека) суточные часы и регулируют­ся светом, вовсе не обязательно, чтобы свет стимулировал именно сет­чатку. Известно, например, что стимуляция интенсивными вспышками света подколенной области, богатой кровеносными сосудами, также вли­яет на суточные ритмы2. Однако механизм, обусловливающий этот фе­номен, пока неизвестен.

Некоторые животные извлекают немалую биологическую выгоду из способности определенных периодических изменений, происходящих в природе, влиять на физиологические ритмы и вызывать те или иные поведенческие реакции. Например, то, что после захода солнца птицы устраиваются на насесте, является примером адаптивного поведения, поскольку в темноте большинство птиц лишаются способности видеть, а потому становятся беззащитными. Почти полное отсутствие какой бы то ни было физической активности, характерное для птиц на насесте, де­лает их практически неуловимыми для потенциальных хищников. Ана­логично и зимняя спячка многих млекопитающих представляет собой адаптивную реакцию на понижение температуры, т.е. на условия, при которых энергетические затраты организма огромны, а количество дос­тупной пищи очень мало.

Исходя из того, что цикличность биоповеденческой активности яв­ляется феноменом, существование которого не вызывает сомнений, впол­не резонно поискать в нервной системе механизм восприятия времени — некие биологические часы3. Сторонники идеи о свойственном организму внутреннем чувстве времени исходят из существования устойчивого к воздействию непосредственной внешней стимуляции непрерывного и автоматического биологического ритма, с помощью которого организм сравнивает продолжительность действия различных стимулов и событий. Периодичность, характеризуемая измеряемой частотой, свойственна элект­рической активности мозга, биению пульса и сердцебиению, дыханию,

1 См.: Czeisler С A. et al. Suppression of melatonin secretion in some blind patients by
exposure to bright light // The New England Journal of Medicine. 1995. 332. P. 6-11.

2 См.: Campbell S.S., Murphy P.J. Extraocular circadian phototransduction in humans //
Scence. 1998. 279. P. 396-399; Oren DA., Terman M, Tweaking the human circadian clock
with light // Science. 1998. 279. P. 333-334.

s См.: Hoagland H. The physiological control of judgments of duration: Evidence for a chemical clock // Journal of General Psychology. 1933. 9. P. 267-287; Hoagland H. Pacemakers in relation to aspects of behavior. N. Y.: Macmillan, 1935; Holubar J. The sense of time: an electrophysiological study of its mechanism in man. Cambridge, MA: MIT Press, 1969; Treisman M. Temporal discrimination and the indifference interval: Implications for a model of the «internal clock» // Psychological Monographs. 1963. 77 (Vol. 576); Ma-tell M.S., Meek W.H. Neuropsychological mechanisms of interval timing behavior // BioEssays. 2000. 22. P. 94-103.


224                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

метаболическим и эндокринным процессам, терморегуляции и циклам общей активности (хотя многие из этих циклов — не очень удачные примеры ритмов, ибо исключительно подвержены внешней стимуляции, а потому изменяются в широких пределах).

Было изучено влияние некоторых из этих наиболее стабильных фи­зиологических функций организма и процессов на восприятие времени, а результаты, полученные при исследовании влияния температуры и мета­болических процессов, положены в основу биологической гипотезы вос­приятия времени.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!