С чем связано почитание мучеников и святых в христианстве? И назвать несколько мест связанных с христианскими святыми.



Традиция почитания святых берет свое начало в раннем христианстве – первыми почитаемыми святыми стали растерзанные за веру мученики, тела которых верующие выкупали, хоронили их с почестями как героев, не предавших Христа, и служили на их гробницах Божественные Литургии.

Поскольку «у Бога все живы», постепенно сложилась традиция молитвенного почитания святых, обращения к ним с просьбой в трудной жизненной ситуации. Вряд ли такой обычай возник, если бы в православии постоянно не происходили чудеса на могилах и мощах святых мучеников.

В связи с этим почитание святых стало повсеместным. Например, итальянский городок Бари стал известен во всем мире благодаря мощам Святого Николая Чудотворца, которые покоятся в Базилике и к которым каждый год съезжаются миллионы паломников. А Святого Георгия почитают как заступника России, покровителя Москвы и воинов.

Монасты́рь Свято́го Пантелеи́мона на Афоне

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Монастырь Святой Екатерины на горе Синай (греч. Ιερά Μονή Αγίας Αικατερίνης στο Όρος Σινά, араб. دير سانت كاترين‎, также Монастырь богоходимой горы Синай греч. Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в мухафазе Южный Синай в Египтеблиз города Санта-Катарин.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м[1]. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке[2], монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Что такое мощи святых в христианстве? Почему им поклоняются? Какие наиболее почитаемые мощи, ставшие объектом паломничества?

Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых[1][2][3][4][5]. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях[1]. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе[1]. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями[6][⇨].

С древних времён христиане почитают мощи великих праведников. Останки святых людей частично или полностьюнетленны, либо сохраняются в виде костей. Напоминая о личности святых, мощи являются носителями благодатных сил. Прикасаясь к святыне, человек получает помощь в своих Молитвах от святого праведника, стоящего у Престола Божьего. Буквально в каждом российском храме есть святые мощи (или их частицы), они служат залогом присутствия небесных угодников при богослужении и их участия в наших молитвах. Вкратце расскажем о некоторых наиболее знаменитых, особо уважаемых и любимых народом.

 

Москва

Жители и гости столицы мо­гут посетить мощи нескольких десятков православных святых. Например, благоверного князя Даниила Московского.

Сын Александра Невского был миролюбив. Даниил не вел войн, но сумел благодаря умелой политике расширить Московское княжество, превратив его в центр русских земель. Построив за Москвой-рекой монастырь, ве­ликий князь стал монахом и мир­но почил в нем 4 марта 1303 года. Три с половиной века спустя его мощи были найдены нетленны­ми. Они поныне пребывают в его именном монастыре. Россий­ские космонавты и летчики счи­тают его своим небесным покро­вителем. У космонавтов давно установилась традиция - посе­щать Свято-Данилов монастырь перед полетом, прикладываться к мощам Даниила Московского и просить его помощи.

Простые люди обращаются к святому с более земными просьбами - например, помочь обрести собственное жилье. По­скольку именно квартирный во­прос испортил москвичей, Дани­ила в столице почитают особо.

В Богоявленском кафед­ральном Елоховском соборе пре­бывают мощи другого покрови­теля Москвы - святителя Алек­сия. Живший в XIV веке митропо­лит Московский и всея России чудотворец строил монастыри, налаживал отношения с ордын­скими ханами. В 1357 году, при­быв в Золотую Орду, он молитва­ми исцелил от слепоты любимую супругу хана Джанибека - Тайдулу. После этого Русь стали ува­жать и уже не облагали непосиль­ной данью. Алексий был настав­ником и опекуном будущего вои­на и святого Димитрия Донского. У мощей великого святителя про­исходит исцеление от болезней.

А самая любимая и самая знаменитая московская святая Матрона покоится в Покровском монастыре. В нее верят даже не­верующие, потому что она помо­гает всем! После этого многие из них становятся христианами. К ее мощам ежедневно приходят тысячи человек.

Все большую любовь у на­рода приобретает современник святой Матроны старец Алексий Мечев, упокоенный в своем лю­бимом храме Святителя Николая в Клённиках. В августе 2000 года старец был канонизирован в лике святых. Вынутое из могилы и по­мещенное в храме тело о. Алек­сия оказалось нетленным и исто­чающим благоухание.

Сергиев Посад

Вот уже шесть веков главной святыней Троице-Сергиевой лав­ры являются мощи ее основателя - величайшего православного святого Сергия Радонежского. При жизни благодаря его молит­вам получали помощь многие лю­ди. Вопреки его желанию, слава о нем распространилась по Руси, и к нему в лесную обитель стали приходить все новые иноки. На этом месте возник монастырь, а святой Сергий стал его настояте­лем. Еще при жизни преподоб­ный Сергий совершал чудеса. А сейчас его мощи для многих ста­ли «последней инстанцией».

Санкт-Петербург

В Иоанновском монастыре пребывают мощи Иоанна Крон­штадтского, почитать которого как святого народ начал задолго до его официальной канонизации. Такой же народной любовью окру­жено имя другой великой святой - блаженной Ксении Петербург­ской. В часовню над ее могилой на Смоленском кладбище с ран­него утра до глубокой ночи прихо­дят люди, и по молитвам святой Ксеньюшки все устраивается.

Небесный покровитель рус­ского воинства великий князь Александр Невский умер в рас­цвете сил, приняв перед смертью монашеский постриг. Во время похорон, когда митрополит Ки­рилл хотел вложить в руку усоп­шего охранную грамоту, случи­лось чудо - Александр Невский разжал руку и взял у него листок, после чего снова сложил руки на груди. Его мощи находятся в Александро-Невской лавре.

Ленинградская область

Преподобный Александр Свирский слыл чудотворцем при жизни и был канонизирован спустя всего 14 лет после смер­ти. И даже спустя 500 лет тело великого праведника остается нетленным. Вскрыв в 1918 году раку с мощами преподобного, богоборцы сгоряча приняли его за «восковую куклу». Но экспер­ты убедились, что это прекрас­но сохранившееся человечес­кое тело с удивительно элас­тичной кожей. Раздосадован­ные большевики увезли святы­ню в Петроград. Несколько де­сятилетий тело святого тайно хранилось в Военно-медицин­ской академии. Ныне мощи преподобного находятся на своем историческом месте - в Преображенском соборе Свя­то-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря близ города Лодейное Поле. У гроба Александра Чудотворца прозревают слепые и восста­навливают здоровье инвалиды, исцеляются бесноватые. Здесь происходит столько чудес, что в это трудно поверить, не увидев собственными глазами.

Святой нашего времени Се­рафим Вырицкий пережил рево­люцию, красный террор и гитле­ровскую оккупацию. Он был ду­ховным отцом многих известных ученых - академиков Владимира Фока и Сергея Глазенапа, биоло­га Леона Орбели, профессоров медицины Михаила Граменицкого и Сергея Фаворского. В 1939 году преподобный предсказал Великую Отечественную войну и победу в ней России. Когда фа­шисты заняли Вырицу, к старцу пришел немецкий капитан и спросил: «Скоро ли наши войска пройдут победным маршем по Дворцовой площади?» Опередив переводчика, Серафим ответил по-немецки: «Этого не будет ни­когда!» То, что происходило в Вырице в годы войны, иначе как чу­дом не назовешь. Ни один из жи­телей поселка не был убит, во всем селении был разрушен только один дом, и даже была от­крыта церковь - единственный действующий храм по ту сторону фронта! Несмотря на тяжкую бо­лезнь и слабость, три года в лю­бую погоду старец молился за Россию, стоя на коленях на камне во дворе своего дома. В послед­ние годы от лица старца исходил ослепительный свет. Перед смертью, 3 апреля 1949 года, схимонаху Серафиму во время молитвы явилась Богородица. Следующей ночью святой, осе­нив себя крестным знамением, умер со словами: «Спаси, Госпо­ди, и помилуй весь мир!»

Мощи о. Серафима пребы­вают под спудом в часовне во дворе Казанского храма поселка Вырица,

Печоры

Настоящее чудо света - Псково-Печерские святые пеще­ры, состоящие из семи подзем­ных галерей. Здесь покоится бо­лее десяти тысяч человек - мона­хи, благочестивые миряне, за­щитники Псково-Печерского мо­настыря. Круглый год в пещерах сохраняется постоянная темпе­ратура +5°. Несмотря на обилие усопших, здесь абсолютно нет запаха тления, а тела не разлага­ются. В пещерах невозможно ос­таться равнодушным. У большин­ства посетителей жизнь преоб­ражается в лучшую сторону, ис­целяются больные и бесноватые, обретают веру сомневающиеся.

В пещерах упокоено множе­ство святых - преподобные Печерские Марк, Иона, Лазарь про­зорливый и Корнилий, новомученик епископ Георгий (Садковский), схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко)... Недавно почивший старец Иоанн Крестьянкин тоже похоронен в святых пещерах.

Козельск

Известный на всю страну монастырь в 2 километрах от го­рода Козельска (Калужская об­ласть) прославился благодаря своим великим духовникам - Оптинским старцам, К ним приезжа­ли и простые крестьяне, и высо­кие чиновники, и великие русские писатели. Старцы были целителя­ми людских душ и тел, обличите­лями неправды. На много лет впе­ред они предвидели грядущие бе­ды России, предсказывали крова­вую революцию и последующее духовное возрождение страны. Святые мощи преподобных иеросхимонахов Анатолия (Зерцалова), Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономаре­ва), Нектария (Тихонова), Иосифа (Литовкина), Анатолия (Потапо­ва), Амвросия (Гренкова), схиар-химандритов Моисея (Путилова), Исаакия (Антимонова), Варсонофия (Плиханкова), схиигумена Ан­тония (Путилова), иеромонаха Ни­кона (Беляева) и преподомученика архимандрита Исаакия (Бобрикова) - главная святыня обители.

Пасхальной апрельской но­чью 1993 года в возродившейся из руин Оптиной Пустыни бесно­ватый сатанист Николай Аверин зверски убил ритуальным ножом иеромонаха Василия (Росляко­ва), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева). Как выяснилось позже, все трое погибших монахов были лучши­ми из лучших. С тех пор на моги­лах Оптинских Новомучеников происходят исцеления неизлечи­мо больных, а молящиеся получают помощь в сложных жизненных ситуациях.

Муром

Покровителями православ­ных семей издавна считаются жившие в XIII веке святые Петр и Феврония - великолепнейшая супружеская пара, служащая об­разцом любви. В конце земной жизни святые супруги одновре­менно приняли монашество и да­ли обет умереть в один день и час, завещая положить их тела в единой каменной гробнице. Все так и случилось.

После революции гробница Петра и Февронии оказалась в Муромском музее, а в 1989 году святыня была возвращена Церк­ви. Ныне мощи покровителей су­пружества пребывают в Свято-Троицком соборе женского мо­настыря. Благодаря Петру и Фев­ронии многим людям удалось со­хранить семьи, известны сотни случаев, когда безплодные су­пруги зачинали ребенка.

Дивеево

Любимое святое место большинства паломников - Ди­веево. На намоленной, богатой святыми источниками монастыр­ской земле ощущается неземная благодать. Главный святой оби­тели - преподобный Серафим Саровский, мощи которого нахо­дятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

На внутреннем монастыр­ском кладбище многие паломни­ки стараются посетить могилу иеромонаха Владимира (Шикина). Умерший в марте 2000 года батюшка до этого семь лет слу­жил в монастыре. Его очень лю­бил народ, он умел исцелять ду­ши и тела. Батюшка еще не кано­низирован, но многие уже почи­тают его как святого.

Белгород

Для православного человека немыслимо побывать в Белгоро­де - и не поклониться чудотвор­ным мощам епископа Иоасафа Белгородского. Тело жившего в XVIII веке праведника было обре­тено совершенно нетленным в 1911 году. На открытие святых мо­щей со всех концов России съеха­лись тысячи больных и калек. Большинство приехавших исце­лились на глазах у всех - прозре­вали слепые, обретали слух и речь глухонемые, выпрямлялись скрю­ченные конечности у калек...

В годы безбожия тело святи­теля Иоасафа было увезено в Моск­ву, в анатомический музей. Сейчас его святые мощи возвращены веру­ющим и почивают в Преображен­ском кафедральном соборе.

Минеральные Воды

Иеросхимонах Феодосии Кавказский - безспорный долгожитель среди святых. Он умер 8 августа 1948 года в возрасте 107 лет. Когда его хоронили, от гроба исходило такое сияние, что за­свечивалась пленка в фотоаппа­ратах.

Совсем еще маленьким ре­бенком он присоединился к па­ломникам и ушел на Святой Афон. Уже в старости, в 1908 го­ду, вернулся в Россию. Живя в пу­стыни в 27 километрах от Крымска, построил небольшую цер­ковь. В 1925 году его арестовали и отправили в ссылку на Соловки. Вернувшись 6 лет спустя, он под видом юродивого продолжал ис­целять людей. Во время Отечест­венной войны, которую он зара­нее предсказал, отец Феодосии служил панихиды по погибшим воинам. Однажды Феодосии прибежал на станцию, где стояли три вагона со снарядами, и на глазах изумленных людей в оди­ночку столкнул вагоны с места и откатил в сторону. Тотчас же на место, где они только что были, упала бомба. Если бы не старец - произошел бы страшный взрыв и погибло много людей. А когда немцы подступили к Минводам, батюшка забежал в детский сад и вывел оттуда всех детей и воспи­тателей. Сразу после этого в зда­ние попал снаряд.

После смерти старец часто являлся людям в видениях. В 1995 году он был канонизирован в лике святых. Из могилки на Минводском кладбище достали почти нетленные мощи старца. Ныне они почивают в городском соборе Покрова Божьей Матери.

Верхотурье

В конце XVI века к России стали присоединяться Зауралье и сибирские земли. Священники и монахи проповедовали веру Хри­стову полудиким аборигенам. Одним из миссионеров был пра­ведный Симеон Верхотурский.

Спустя полвека после смер­ти праведника, в 1692 году, из могилы на поверхность земли поднялся гроб с прекрасно со­хранившимся телом святого. По­сле молитв у мощей Симеона и прикладывания земли с его мо­гилы к больным местам обретали здоровье тяжело больные и ожи­вали умирающие. Мощи святого были перенесены в город Верхо­турье, а над могилой в Меркушине, из которой истекает святой источник, построили часовню. Его мощи поныне пребывают в Верхотурском Николаевском мо­настыре.

Омск

Праведный Стефан Омский был педагогом и просветителем, он открывал школы и препода­вал. Великий пастырь XIX века приводил к православию даже закоренелых раскольников и язычников. Будучи очень требовательным и строгим к себе самому, батюшка прощал окружающим их ошибки и всегда был готов прийти на помощь. Его духовными детьми были раскаявшиеся ссыльные декабристы, а писа­тель Федор Достоевский был его другом и умер, держа в руках Евангелие, подаренное протоие­реем Стефаном. Именно его вы­вел писатель в образе Тихона в романе «Бесы». Могила старца на местном кладбище - любимое святое место для верующих го­рожан и паломников.

Томск

Весьма загадочной личнос­тью был святой Федор Томский. В народе ходили слухи, что он был никто иной, как ставший по­сле фиктивной смерти монахом и ушедший странником в Сибирь государь Александр I. Старец не­редко вспоминал о походах и сражениях войн с Турцией и Францией, называя такие по­дробности, знать которые мог только военачальник.

В любом случае, это был че­ловек, порвавший с миром, на­чавший новую жизнь с нуля и вставший на путь кающегося грешника и молитвенника. Неко­торое время он странствовал без документов по Руси, был бит пле­тями и выслан в Томск. Федора Кузьмича очень почитали в наро­де. Старец читал людские мысли и исцелял страждущих, никогда не беря денег. В момент смерти Федора многие увидели, как из дома, где он умирал, трижды по­лыхнули громадные языки пла­мени. Увидевшие зарево пожар­ные прибыли на место, но ника­кого пожара не нашли. Похоро­нили старца в томском Свято-Алексеевском монастыре, где он находится и поныне.

В том же городе просияли и другие святые, например, пра­ведный Петр Томский и блажен­ная Домна, старица Томская, жизнь которой во многом напо­минала житие блаженной Ксении Петербургской,

Иркутск

Апостолом восточной Сиби­ри по праву считается святитель Иннокентий Иркутский.

Иннокентий возглавлял Ир­кутскую епархию, трудился над ее устройством. Современники его очень уважали, почитая как чудотворца. Спустя многие деся­тилетия после смерти тело свя­тителя оставалось совершенно нетронутым тлением. Святейший Синод принял решение просла­вить первого епископа Иркутско­го в лике святых. На поклон к свя­тителю в Знаменский женский монастырь и в наши дни прихо­дит множество людей.

Чита

Чудотворные мощи Варлаама Чикойского почивают в Казан­ском кафедральном соборе.

В возрасте 37 лет жажду­щий стать монахом Василий Надежин ушел пешим странником в Киево-Печерскую лавру, но из-за отсутствия документов был за­держан, признан бродягой и со­слан в Сибирь. Из места ссылки он удалился в Чикойские горы, поставил келью и срубил дере­вянный крест, положив основа­ние будущему монастырю.

Весть о пустынножителе распространилась по Забайка­лью, и спустя несколько лет в ле­су возникла община молитвенни­ков. В обитель стали приезжать паломники, в том числе богатые именитые граждане. В 1828 году по благословению епископа Ир­кутского Михаила Василий при­нял монашеский постриг с име­нем Варлаам. Он стал игуменом монастыря и миссионером, об­ращающим в православие тыся­чи язычников и возвращающим старообрядцев в лоно Русской православной церкви. После кончины старца в 1846 году по его молитвам стали совершаться чудеса и он был признан святым чудотворцем. Варлаам Чикойский и ныне ходатайствует пред Богом за весь Забайкальский край, являясь его небесным по­кровителем.

Почему христианская церковь почитает мучеников?

Мученики за веру стали первыми христианскими святыми. Церковь чтит их за то, что они под пытками и угрозой мучительной смерти не отреклись от веры в Бога, пишет foma.in.ua.

После смерти тела мучеников обычно тайно выкупали у стражи и хоронили местные христиане. Естественно, эти захоронения тоже были тайными.

Одни из самых известных христианских мучеников — это сестры Вера, Надежда,Любовь и мать их София, великомученик Георгий Победоносец.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм Святого Георгия, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава и меч святого хранится под главным алтарём в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Это не единственная глава Георгия, другая хранилась, как об этом пишет Трифон Коробейников в конце XVI века, в церкви Георгия Победоносца в городе Лод[18]. В 1821 году де Планси описывает несколько голов, которые хранились в храмах и монастырях и считались главой Георгия Победоносца, они находились: в Венеции, в Майнце, в Праге, в Константинополе, в Кёльне, в Риме, в Лоде и т. д.[19]

Также известно, что часть мощей содержится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик Святой, после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия[20]. Другие части мощей — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Что такое мощи?

Мощами называют тела святых. Почитание мощей происходит от убеждения,что тело праведника освящено благодатью, как и его душа, уточняет foma.ru.

Вопреки распространенному мнению, останки святых не обязательно должны быть нетленными.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!