Обнаружение останков апостола Павла



Саркофаг с мощами св. апостола Павла хранился в крипте базилики. После пожара 1823 года саркофаг оказался погребён под застывшим слоем расплавленных камней и металла. Долгое время не предпринималось попыток извлечь ковчег, лишь в 2005 году начались осторожные раскопки, в результате которых саркофаг был обнаружен и извлечён[2].

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём храма. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) — кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре, также носящих титул «Basilica maior», о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Входит в список семи паломнических базилик Рима. Одна из четырёх великих базилик Рима.

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась «Святая лестница» — лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время[1][2]. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла. Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.

Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтане, в том числе он установил в нишах гигантские статуи апостолов (ок. 1586). Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини (1646-50). Нынешний классицистский фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи (1735).

Средневековое наследие сохранилось в интерьере собора. В апсиде находятся мозаики в византийском стиле Якопо Торрити и Якопо да Камерино, которые датируются 1288—92 гг. (в том числе изображения Франциска Ассизского и Антония Падуанского). Киворий (с главами Петра и Павла) датирован 1367. Среди многих фресок выделяется фреска Джотто; на ней изображён папа Бонифаций, объявляющий 1300 год Юбилейным годом.

В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII. В Католической церкви установлен праздник «Освящение Латеранской базилики», отмечаемый ежегодно 9 ноября[3].

Са́нта-Мари́я-Маджо́ре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) — церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Входит в список семи римских паломнических базилик.

С основанием этой церкви связана интересная легенда XIII века. В IV веке папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Дева Мария и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года (или 358 года), на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь[1].

Её сменила базилика, построенная в 432–440 годах папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Северо-западный фасад оформлен Карло Райнальди в 1673-1680-х гг. Главный фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.

Согласно Пространному житию равноапостольного Кирилла IX века, папа римский принял «книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан», то есть в храме Санта Мария Маджоре[2], что означало одобрение римской курией созданного для славян письма[3].

Святыни[править | править код]

· Икона Божией Матери «Спасение народа римского» (Salus Populi Romani). Это наиболее почитаемый в Риме образ Девы Марии[9]. Выставлена в капелле Паолина.

· В главном алтаре находятся мощи апостола Матфия.

· Под главным алтарём в крипте покоятся мощи блаженного Иеронима Стридонского.

· В крипте над престолом в драгоценном ковчеге находятся доски, по преданию, оставшиеся от яслей Иисуса Христа[10].

«Salus Populi Romani» («Спасение народа римского») — энкаустическая икона Богородицы, хранящаяся в римскойбазилике Санта-Мария-Маджоре. Икона особо почитается горожанами и является главным богородичным образом Рима. В 1954 году икона была коронована папой Пием XII.

Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке. Искусствоведы традиционно датируют икону VI веком. Восточное происхождение иконы косвенно подтверждает кипарисовая доска, на которой она написана. Г. С. Колпакова отмечает, что образ представляет собой конгломерат разновременных частей, который сформировался не ранее VIII века. При этом она указывает, что, возможно, это впечатление создают прориси иконы 1100 года и XIII века.

Наименование «Спасение народа римского» (Santa Maria «Salus populi romani») присвоено этой иконе потому, что именно её святой Григорий Двоеслов носил в 590 году крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, которая тогда же прекратилась[1].

Главным богослужением, в котором вплоть до второй половины XVI века участвовала икона, было шествие по Риму в ночь с 14 на 15 августа, в честь Успения Девы Марии[2].

Размеры иконы — 117 на 79 см. Богородица изображена в ярко-красном мафории и с красным нимбом. На её правой руке изображено консульское кольцо, символизирующее её обручение с римским народом. В левую руку помещёна маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью[2]. Руки Девы Марии скрещены в кольцо — она заключает в них младенца Иисуса, сидящего на её коленях. Лик Богомладенца обращён к Богородице, правая рука сложена в благословляющем жесте.

Фигуры Богородицы и Богомладенца на иконе монументально массивны. Складки одежд отличаются гранёностью и выглядят как рельеф, что усиливается использованием светотени. Все это является характерными признаками искусства XI века, когда икону подновляли. К этому же периоду относится и условная обводка мафория Богородицы золотой каймой и ассист на одеждах Иисуса.

Бази́лика Свято́го Лавре́нтия за городски́ми сте́нами (итал. San Lorenzo fuori le Mura; Сан-Лоре́нцо-фу́ори-ле-Му́ра) или Базилика Святого Лаврентия на Тибуртинской дороге — одна из семи паломнических церквей Рима.

В 330 году император Константин Великий построил церковь над древней часовней на месте, где был похоронен святой архидиакон Лаврентий. Храм был перестроен в 578 году Пелагием II, и он является самой старой частью современной базилики (нижняя церковь).

Пелагий II возобновил и расширил уже существовавшую над могилою св. Лаврентия церковь, а на триумфальной арке базилики приказал написать, что храм этот возведен под мечами врагов (лангобардов). «Надпись эта существует до сих пор, – говорит Ф. Грегоровиус в 1859-1872 годах, – и служит памятником одной из самых мрачных эпох в существовании Рима».[3]

Новая церковь была построена в XIII веке папой Гонорием III и присоединена к более старой церкви[4].

С 1374 по 1847 годы в базилике Сан-Лоренцо находилась кафедра латинских патриархов Иерусалима[5].

В 1865 году перед базиликой была установлена колонна из красного гранита, увенчанная бронзовой статуей святого Лаврентия работы Стефано Галлетти[6].

Подробное описание церкви в середине XIX века Ф. Грегоровиусом[править | править код]

В настоящее время (т. е. в 1859–1872 годах – говорит Ф. Грегоровиус) арка Пелагия делит замечательную церковь на две части, на переднюю церковь, несомненно более позднего происхождения, и на часовню, построенную раньше. Последняя первоначально была построена в катакомбах, в которых еще поныне можно видеть могильные ниши и следы древней живописи. В этой части имеются две колоннады, поставленные одна над другой. Нижние колонны, по пяти с каждой стороны и две у хора, прекрасны и производят впечатление античных колонн; их капители не одинакового стиля, частью коринфского, частью фантастического, но все красивы; две колонны украшены победными трофеями. Архитрав грубо сложен из остатков древних сооружений, и нет сомнения, что эти остатки были похищены из великолепных храмов времен расцвета империи. Эта колоннада существовала, вероятно, еще до Пелагия, и он только велел на ее архитраве поставить верхний ряд меньших колонн, так как в самое первое время могила мучеников представляла подобие храма, будучи обнесенной, по-видимому, лишь одним рядом колонн, и уже позднее была пристроена задняя церковь, в которую теперь ведут 11 ступеней. Из расположения здания видно, что первоначальный план могилы мученика не был рассчитан на устройство базилики; чтобы устроить ее. Пелагий, вероятно, выстроил переднюю церковь, перекинул над исповедальней триумфальную арку и затем в древней зале с колоннами воздвиг вверху хоры; таким образом получился пресбитерий. Помещенный под древними мозаиками и повествующий о храме дистих указывает, по-видимому, на такое двойное сооружение.[7]

Триумфальную арку Пелагий украсил мозаикой, которая в настоящее время вследствие реставрации, в значительной степени утратила свой древний характер. Христос в черном одеянии сидит на земном шаре, в левой руке он держит посох с крестом, а правой, поднятой, благословляет. По сторонам Христа апостолы Петр и Павел; возле Павла свв. Стефан и Ипполит, а возле Петра св. Лаврентий с раскрытой книгой в руках и Пелагий, которого мученик как бы представляет Христу. Папа в белом одеянии, с непокрытой головой и без сияния вокруг нее, держит в руках изображение своего сооружения. Наконец, по обеим сторонам в старинном стиле изображены еще сверкающие золотом города Иерусалим и Вифлеем. Св. Лаврентий представлен здесь не в том юношеском, привлекательном образе, который ему так же, как и св. Стефану, был придан позднее церковным искусством. [8]

Базилика в XX веке[править | править код]

Храм был серьезно повреждён в результате союзнических бомбардировок Рима 19 июля 1943 года[6]. После капитального ремонта храм открылся в 1949 году[4].

Вокруг храма простирается относительно современное кладбище Кампо Верано.

Святыни[править | править код]

Под алтарем в крипте базилики расположена гробница, в которой находятся мощи архидиакона Лаврентия, архидиакона Стефана и пресвитера Иустина[4].

В нижней базилике VI века в стену вмурована каменная плита с большим пятном, на которую, по преданию, положили тело святого Лаврентия после того, как его сняли с решетки, на которой он был казнен[9].

Са́нта-Кро́че-ин-Джерусале́мме (итал. Santa Croce in Gerusalemme, что значит «Святого Креста в Иерусалиме») — одна из семи паломнических церквей Рима, расположена к востоку от Латеранского дворца. Церковь хранит ряд христианских реликвий, благодаря чему на протяжении многих веков является местом паломничества христиан со всего мира.

Базилика была построена папой Луцием II (1144—1145) на месте Еленинской базилики (Basilica Heleniana), встроенной по желанию св. Елены в главный зал её дворца Сессория (строился в 180—211 годах). Liber Pontificalisприписывает её постройку Константину, но историки не исключают возможность того, что Елена сама была инициатором перестройки её дворца[2] Часть дворца была обращена в часовню, предназначенную для хранения привезенных ею из Иерусалима реликвий с Голгофы. Эта часовня, называемая Еленинской базиликой, и стала ядром базилики Святого Креста. Под её полом, как считается, была рассыпана земля с Голгофы, привезенная в огромных количествах Еленой из Иерусалима на нескольких кораблях. Поэтому в названии присутствует добавление «в Иерусалиме», что означает, что сама базилика находится как бы в Иерусалиме, на иерусалимской земле, в связи с тем, что «кусочек» священного города был привезен в Рим.

Базилика много раз перестраивалась — в VIII веке папой Григорием II и папой Адрианом I. В XII веке папа Луций IIполностью перестроил здание окончательно, превратив его в трехнефную церковь с колокольней в романском стиле.

Свой нынешний барочный облик храм приобрёл в XVII—XVIII веках, окончательно при Бенедикте XIV, который проложил улицы от базилики в Латеран и к Санта Мария Маджоре.

В 1930 году архитектор Флорестано ди Фаусто стал автором и оформителем Капеллы реликвий (итал. Cappella delle Reliquie), где на сегодняшний день и хранятся некоторые из реликвий Страстей Христовых — остатки Животворящего Креста, Титло INRI (табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата), шипы из тернового венца Иисуса Христа, гвозди, которыми тело Иисуса Христа было прибито к Кресту, палец апостола Фомы и ряд других — по крайней мере, на этом настаивает католическая церковь. Все священные предметы выставлены в Капелле реликвий за стеклом в специальной нише. Считается, что всё перечисленное было привезено царицей Еленой из Иерусалима в Рим. Базилика и получила свое название именно в честь того, что в ней на протяжении веков хранится самая большая часть Креста Господня. В 1629 году папа Урбан VIII приказал перенести часть креста в Собор Святого Петра, где реликвия хранится и сегодня рядом с огромной скульптурой царицы Елены работы Андреа Болджи, выполненной в 1639 году.

До 1930 года реликвии размещались в упомянутой Капелле Св. Елены, с которой и начиналась базилика Святого Креста. Капелла расположена частично под землей. В её интерьере можно увидеть удивительную мозаику работы Мелоццо да Форли с изображениями Иисуса, истории креста, различных святых, выполненными до 1485 года. В алтаре находится огромная статуя царицы Елены, переделанная из античной статуи языческой богини Юноны, найденной в Остии. Рубенс написал в 1601 году для капеллы Св. Елены в Санта-Кроче три алтарные картины, две из которых («Святая Елена» и «Увенчание терновым венцом») ныне находятся в Грассе в Нотр-Дам-дю-Пюи. Третья картина («Воздвижение Креста») была утеряна.

В музее базилики Санта-Кроче имеется великолепная мозаичная икона, которую, согласно легенде, создал сам папа Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) после того, как ему предстало видение Христа. Также художественный интерес представляет усыпальница кардинала Франсиско де Киньонеса, выполненная Якопо Сансовино в 1536 году. В апсиде базилики находятся фрески со сценами истории Животворящего Креста, вероятно, выполненные Мелоццо да Форли, Антониаццо Романо и Марко Пальмеццано[en].

В 1999 году в церкви были помещены мощи досточтимой Антониетты Мео.

Храм Божьей Матери Божественной Любви (Santuario della Madonna del Divino Amore) - католический храм в Риме, построенный в 1745 году. Вместе с современной церковью, построенной в 1999 году, образует храмовый комплекс в честь иконы Богородицы Божественной Любви. С 2000 года храм входит в список семи паломнических церквей Рима[1]. В храме хранится особо почитаемый римлянами чудотворный образ Богородицы Божественной Любви. Храм является любимым местом паломничества римлян: в летнее время каждую субботу многие жители города участвуют в ночных шествиях к храму.

История[править | править код]

Первое чудо[править | править код]

В 1295 году земли в окрестностях к югу от Рима приобрел некий представитель семейства Савелли-Орсини, который построил здесь замок, окруженный стеной с несколькими башнями. К началу восемнадцатого века усадьба превратилась в руины, а древний комплекс уже представлял из себя груду развалин, (видимо, вследствие землетрясения). Одна из сохранившихся сторожевых башен, известная как Кастель-ди-Лева, была украшена средневековой фреской, на которой была изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Иисусом на руках. Рядом с нею были запечатлены два ангела, а над головой – голубь.[2] Местные пастухи, которые зимой пасли стада неподалеку, часто встречались здесь, чтобы помолиться перед образом Богоматери.[3] Вскоре здесь произошел чудесный случай, который изменил жизнь всего округа.

Согласно преданию, весной 1740 года паломник направлялся к Собору Святого Петра и заблудился в пустынных окрестностях Рима, как раз в районе Castel di Leva, примерно в 12-14 км к югу от города. Он хотел было отыскать хоть какой-то дом, чтобы у местных жителей расспросить дорогу, но внезапно подвергся нападению стаи бешеных бродячих собак. Путешественник, отбиваясь от разъярённых псов, в отчаянии обратил свой взор кверху и увидел на башне возле замка образ Богоматери с Младенцем, над которой был изображен Голубь, символ Духа Святого и Божественной Любви. Несчастный взмолился к Пресвятой Деве о помощи, и одичавшие собаки немедленно оставили его в покое и разбежались, будто повинуясь невидимому повелению. На крики паломника сбежались местные жители, оказавшиеся неподалеку, и очень удивились увиденному и услышанному.

С того времени слух о чуде широко распространился, и к этому месту начали стекаться днем и ночью паломники, чтобы помолиться перед чудотворным образом. Молитвенников было так много, что вскоре было принято решение возвести на этом месте храм. Папа назначил для руководства проектом архитектора Филиппо Рагуццини (Philippo Raguzzini). Изображение на время строительства было пока перенесено в другой собор. Храм был построен уже в 1744 году, и в Пасхальныйпонедельник 19 апреля 1745 святое изображение Богородицы было торжественно возвращено и помещено в новую церковь. По этому случаю было организовано праздничное шествие - образ до его нового "дома" сопровождала гигантская толпа римлян и жителей окрестностей с хоругвями и прочими атрибутами, как сообщают летописи тех времен. По этому случаю папа Бенедикт XIV предоставил индульгенцию всем участникам шествия, а также тем, кто посетил священный образ в любой из семи дней после его переноса в новый храм. 31 мая 1750 Юбилейного года, кардинал Карло Реццонико – будущий Папа Климент XIII – освятил церковь и её большой алтарь, посвятив их Богородице Божественной Любви.

В последующие столетия, несмотря на временные периоды запустения храма, связь между Вечным Городом и храмом Богородицы становилась все крепче.

XX век в истории храма[править | править код]

Чудесная башня

В 1930-х годах пастор храма, молодой священник отец Умберто Теренци (сейчас идет процесс его канонизации) попал в страшную автомобильную аварию в непосредственной близости от храма и чудом выжил. Впоследствии он не мог объяснить это ничем иным, как только вмешательством самой Богородицы, чей образ стоял в тот момент перед его глазами.

Римские события Второй мировой войны также тесно связаны с Богородицей Божественной Любви. После того, как 8 сентября 1943 года во время воздушной атаки площадь перед храмом очень сильно пострадала и была практически уничтожена, - из соображений безопасности образ Божией Матери был перевезен из её родного храма в Рим. В период многомесячной нацистской оккупации, римляне неустанно обращались к Пресвятой Деве с молитвой об избавлении от новых скорбей, особенно после разрушения бомбардировками союзников целого городского квартала (Сан-Лоренцо). Положение на фронте обострялось, союзные войска были близко. На подступах к Риму шли ожесточенные бои, некоторые населенные пункты неподалеку уже были полностью уничтожены бомбардировками фашистской и союзных армий. ПапаПий XII, отлично понимая, что близится неминуемое сражение за Рим между нацистами и союзниками, призвал жителей города помолиться о спасении родного города.

Повинуясь призыву папы, на протяжении всей октавы Пятидесятницы (8-дневный период между праздником и днём, завершающим октаву), верующие собирались и молились об освобождении своего города ежедневно с 28 мая по 4 июня 1944 года в римской церкви Св. Игнатия перед чудотворным образом, доставленным из храма, принося обеты послушания Деве Марии и обязательства обновить Её Храм. Газеты сообщали, что ежедневно на этом молебне присутствовало по меньшей мере 15 000 человек на протяжении всей недели, и храм не мог вместить всех желающих – люди целыми днями молились на площади перед собором, на улицах, у Собора Св.Петра и на других площадях. В эти дни, по словам очевидцев, Рим был похож на одно большое море людей, одновременно вышедших на улицы города. Была организована процессия, и образ Богородицы Божественной Любви был торжественно пронесен по всему городу.

На восьмой день (в последний день октавы) судьба города решилась – до 18 часов 4 июня жители всё ещё молились, а около 19 часов вечера того же дня немцы внезапно покинули подступы к Риму без единого выстрела: молитвы римлян были услышаны. Союзные войска через неделю мирно вступили в город. Таким образом, не было пролито ни единой капли крови - Вечный город, в котором находятся десятки тысяч ценнейших исторических и культурных объектов, шедевров архитектуры и искусства, античных и средневековых памятников европейской цивилизации, христианских реликвий и святынь, был спасен от разрушения и сохранен для будущих поколений человечества, в отличие от многих городов Италии и Европы, практически полностью уничтоженных и стертых с лица земли в ходе бомбардировок и ожесточенных боев с фашистами во время войны. Жители Рима были абсолютно уверены, что именно заступничество Богородицы спасло их город.

Фотографии из архива, запечатлевшие молитвенное прошение горожан в июне 1944 года перед святым образом Девы Марии Божественной Любви (с официального сайта Храма Богородицы Божественной Любви)

Папа римский отслужил благодарственный молебен Деве Марии за то, что в очередной раз за долгие годы существования Рима она спасла Священный город от неминуемой гибели. 12 сентября 1944 года изображение Богородицы Божественной Любви было опять торжественно пронесено через весь город и возвращено «домой» - в храм Божественной Любви. В процессии участвовали тысячи благодарных римлян. Рядом с главным входом в церкви Св. Игнатия теперь находится мемориальная доска в память о тех днях интенсивной и неустанной молитвы, как свидетельство великой веры римского народа.

Однако жители Рима смогли отблагодарить Божью Матерь за сохранение своего города лишь спустя полвека. Финансовые трудности не позволили им сдержать свои обеты по обновлению Её храма. Прошли годы, и только в 1996-м году было начато строительство нового храма к Великому Юбилею 2000 года. Перед тем Папа Иоанн Павел II трижды посетил Храм Богородицы Божественной Любви: 1 мая 1979, 7 июня 1987 года и 4 июля 1999 для освящения нового храма. Помимо строительства новой церкви для храмового комплекса Богородицы, папа римский сделал еще один благодарственный подарок Деве Марии, спасительнице Рима - к 2000 году в честь наступления Великого Юбилейного года он включил Её Храм Божественной Любви в список семи паломнических церквей Рима (вместо Собора Св. Себастьяна за стенами).

Новая церковь сегодня может вместить более 1500 паломников. Её возвели у подножия холма, недалеко от древних стен, не нарушив монументального комплекса 18 века. Новый храм был построен по проекту монаха-францисканца и священника отца Костантино Руджери (1925-2007) – художника, скульптора и витражиста.

Священные представления и спектакли[править | править код]

Стена с обетами и обетными дарами

Каждый год, в Вербное воскресенье и в Страстную пятницу, рядом с храмом Божьей Матери Божественной Любви римляне устраивают театр под открытым небом, где они ставят и играют «Священные» спектакли, посвящённые последним событиям и стояниям (Via Crucis) Крестного Пути Спасителя.

Сотни людей участвуют безвозмездно в этих спектаклях, которые проводятся в ночное время на холмах вокруг храма. Здесь можно вспомнить и увидеть последние события из жизни Иисуса: Вход Господень в Иерусалим, Тайную Вечерю, предательство Иуды и арест Иисуса Христа, суд Синедриона, допрос Иисуса Понтием Пилатом, бичевание и увенчание венцом с шипами, несение Креста, выбор толпы распять Иисуса вместо Вараввы, восхождение Иисуса на Голгофу, встреча им женщин Иерусалимских, и, наконец, распятие Иисуса (между двумя разбойниками), обещание Царства Божия раскаявшемуся разбойнику, смерть на Кресте, погребение, Воскресение и Вознесение Иисуса. Спектакли сопровождаются спецэффектами, (такими, как создание полнолуния, спецосвещения, присутствия римских солдат и т.д.), фейерверками, сменой сложных декораций и костюмов.

Почитание образа Богородицы Божественной Любви[править | править код]

Римские небольшие алтари и капеллы, посвященные Богородице Божественной Любви

13 мая 1883 года образ Богородицы Божественной Любви был коронован по указанию папы римского Льва XIII, согласно имеющейся в католической церкви традиции коронования особо чтимых изображений.

Любовь и преданность римского народа образу Богородицы Божественной Любви можно также воочию увидеть благодаря многочисленным небольшим капеллам, алтарям и павильонам с Её изображением, разбросанным по всему городу, на перекрестках, в скверах, парках и даже во дворах. Стены этих малых алтарей увешены тысячами табличек, записок и обетных даров от верующих Богородице и Её образу в благодарность за помощь и заступничество. Здесь всегда можно видеть живые цветы, свечи, украшения и другие знаки внимания.

Сам же Храм Богородицы Божественной Любви, где находится это почитаемое изображение Богородицы, издавна является любимым местом паломничества римлян. Начиная с 19 века, сформировалась традиция субботнего массового шествия к Храму. Так и в настоящее время - каждую субботу, начиная с Пасхальной недели и до конца октября, здесь можно видеть сотни и тысячи людей, совершающих ночное паломничество к храму. В полночь процессия отправляется пешком от площади Porta Capena, что находится недалеко от Большого Цирка (Circo Massimo). На рассвете, пройдя 14 км, путники достигают Храма Богородицы Божественной Любви, где потом и служат утреннюю мессу. Некоторые из паломников часто проделывают этот путь босиком, а последние метры до храма многие преодолевают на коленях. В этих шествиях наравне с римской молодежью участвуют даже дети, старики, многочисленные туристы и паломники со всех уголков земного шара.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!