Разновидности на которые делятся религии. (моно и политеистические, мировые и национальные, молодые и исторические, аврамистические и другие)



В науке существует классификация религий в зависимости от разных классификационных признаков:

По наличию или отсутствию Бога творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях(иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях(буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным. В буддизме, например, считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека.

По территориально этническому признаку религии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и по сути представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Мировые религии имеют большой территориально страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Можно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов, но всего за несколько десятилетий стал мировой религией, завоевав пространство от Атлантического океана до Индии.

По количеству богов религии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических религиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Политеистическими религиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм. Если сравнить западные религии, станет очевидно, что в них больше сходств, чем различий. Хотя именно различиям придается решающее значение. Все западные религии верят в одну единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Богу противостоит зло в лице Сатаны. Каждая из этих религий считает себя истинной и утверждает, что неверующих в нее ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме, вере в то, что человек отделен от Бога и его высочайшее предназначение - достичь рая. В основном все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт, сколько на священные ритуалы, веру, труд, которые ведут человека к Богу.

Авраами́ческие (аврамистические) рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Пятикнижию Моисееву, он заключил завет с Богом, который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание, включающее в себя Пятикнижие Моисеево.

 

7. Назвать основные данные о том, сколько христиан и представителей других религий.\

Католицизм

Чуть более половины всех христиан (более 1,2 млрд) причисляют себя к католицизму. При этом, подавляющее большинство католиков является частью Римско-католической церкви (1,214 млрд[31]). В это число входят и католики восточных обрядов (17,4 млн[32]).

Католичество — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2017 год в мире насчитывалось 1,313 млрд католиков[1]. Пятью крупнейшими странами мира по общему числу католического населения являются Бразилия, Мексика, Филиппины, США и Италия[11].

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину[12]. В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 миллионов католиков[13]. Официальные данные Католической церкви за 2017 год начитывают 234 миллиона католиков в Африке[1].

В Австралии и Новой Зеландии количество католиков преобладает над протестантами.

Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Исследование центра The Pew Forum on Religion называет цифру в 32 % населения мира. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывая около 800 млн человек.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира. В 92 странах протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах мира протестанты составляют большинство населения.

Традиционно, протестанты являются крупнейшей религиозной группой в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Благодаря миссионерским усилиям, к началу XXI века протестанты сумели обратить в свою веру большинство населения ряда африканских (Либерия, Намибия, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Гана, Центральноафриканская республика, Кения, Малави, Конго) и тихоокеанских государств (Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Самоа, Тонга, Соломоновы острова, Вануату). Заметных успехов протестанты добились и в Латинской Америке, традиционно являющейся католическим регионом. В настоящее время свыше трети населения Гондураса, Сальвадора, Гватемалы, Доминики, Белиза обращены в протестантизм. Уже более 20 % населения протестанты составляют в таких католических странах, как Гаити, Никарагуа, Коста-Рика, Доминиканская Республика и Бразилия[76].

ЧИСЛО ПРАВОСЛАВНЫХ В МИРЕ
  Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной. Страны, географически и культурно ориентированные на православие:  
Россия от 50 000 000 до 80 000 000
Украина 20 000 000
Румыния 19 800 000
Греция 9 000 000
Сербия 8 000 000
Болгария 6 000 000
Белоруссия 6 000 000
Молдавия 3 000 000
Грузия 2 000 000
Македония 1 000 000
Кипр 550 000
Ливан 370 000
Сирия 300 000
Польша 1 000 000
Албания 165 000
Словакия 80 000
Эстония 75 000
Финляндия 58 000
Египет 18 000
Иерусалим и Иордания 15 000
Чехия 10 000
Турция 5 000
Чили 70 000
   

"Диаспора":

 

США 5 000 000
Австралия 1 000 000
Канада 680 000
Германия 660 000
Бразилия 180 000
Франция 150 000
Аргентина 140 000
Швеция 94 000
Мексика 75 000
Чили 70 000
Бенелюкс 67 000
Италия 32 000
Швейцария 23 000

 

Миссии:

 

Кения 400 000
ЮАР 38 000

 

 

8.Краткая характеристика: Мекка, Иерусалим, Рим. Основные святыни, сколько паломников в год посещают.

Иерусалим - центр 3х религий. Борьба за святой Иерусалим (Эпоха крестоносцев)

Иерусалим - самое крупное и наиболее значительное из всех святых мест, притягивающее паломников разных вероисповеданий. Это святая святых еврейской религиозной истории и сегодняшнее средоточие политических надежд, где ходил, проповедовал и умер Христос, и откуда Мохаммед вознёсся с земли для встречи с Аллахом в раю. Сюда съезжаются иудеи, христиане и мусульмане. Для евреев Иерусалим был и остаётся обетованным городом: «Слово, которое было в видении к Исапп, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор... И пойдут многие народы, и скажут: «Придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будет ходить по стезям Его. Ибо от Сиона он выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ветхий Завет). Христиане помнят его как город, который оплакивал Христос. Мусульмане верят, что золотой купол мечети на вершине горы Мориа, откуда Мохаммед вознёсся на небо - центр мира и самое древнее из дошедших до нас исламских строений. Иерусалим был и стал символом рая, «новым небом и новой землёй..., великим городом, святым Иерусалимом, который нисходил с неба от Бога... Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену... А 12 ворот - 12 жемчужин. Стена города имеет 12 оснований... Город расположен четырёхугольником..., город был чистое золото... Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... Спасённые народы будут ходить во свете его...» (Новый Завет). Пилигримы всех трёх вероучений стекаются сюда вот уже более полутора тысяч лет. Сначала они приходили с миром, потом - объединённые в армии, чтобы завоевать эти святые места. В эпоху христианских крестовых походов против «орд язычников», захвативших Святую Землю именем другого Бога, были принесены бесчисленные жертвы.
Средневековый пилигрим мог найти конец этой «золотой нити» в любом городе, посёлке, деревне и даже в самой никазистой хижине христианского мира. Ухватившись за него, паломник пешком или на коне отправлялся в дальний путь через лесные дебри, покрывавшие в те времена большую часть Европы, через горы и реки, иногда морем, потом по пустыне, день за днём продвигаясь к цели своего путешествия. Сегодняшним пилигримам достаточно лишь обратиться в туристическое агентство и сесть в самолёт. Однако лёгкость достижения цели не ослабит их благочестия. Иерусалим наших дней объединяет в себе два города - старый и новый. С одной стороны, здесь сверкают на солнце небоскрёбы и отели, по улицам расхаживают вооружённые полицейские, проезжают бронированные патрульные машины. С другой - тут повсюду церкви, древние башни, купола мечетей, узкие, извилистые проулки, базары, ступенчатые улочки, зажатые кварталами каменных домов, внутренние дворики которых будто срисованы со страниц Ветхого Завета. Иерусалим был построен в древней части древней Иудеи, где кочевые пастушеские племена пустыни сталкивались с оседлыми земледельцами долины Шарона. Именно в этом месте пересекались пути многочисленных племён и народов, армий, купцов и переселенцев. Город строился и разрушался, временами жители его покидали, он опять отстраивался и вновь разорялся; ныне это столица государства, убежище, открытый рынок и духовная родина. Он стал столицей еврейского царства около 1000 г. до н.э.; в 586 г. до н.э. его захватили и разрушили вавилоняне; город снова был взят и разорён римлянами во время еврейского восстания 70 - 135 г. до н.э. В 1917 г. он перешёл к Великобритании. В 1948 г. г. Иерусалим был разделён между евреями и арабами. Вновь был объединён после шестидневной войны в 1967 г . В мире немного мест с таким сочетанием различных религий. И сегодня Иерусалим оставался и остаётся самым притягательным местом для паломников. 3.1 Иудейский Иерусалим У иудеев в Иерусалиме нет определённых мест, которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но хотя иуде поклоняются городу в целом, любой верующий обязательно помолится у Стены Плача (см. прил., рис. 2.1., 2.2, 2.3). Эта традиция восходит со времён разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г н.э. в наказание за восстание евреев. Десятки тысяч мужчин и женщин были убиты и распяты, многие тысячи оставшихся в живых обращены в рабство и вместе с детьми отправлены в изгнание, а тем кто уцелел и остался, под страхом смерти запрещалось возвращаться к развалинам города. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины, сам вид которых напоминал о тщетности борьбы с захватчиками. Именно тогда у евреев сложилась традиция молиться у Стены Плача. Сейчас доказано, что огромные каменные глыбы, из которых сложена нынешняя Стена Плача, составляли нижнюю часть фундамента храма Ирода во времена Христа. Возможно, некоторые из них являются обломками храма, возведённого царём Соломоном, который правил Израилем в X в. до н.э. Значительная часть Стены Плача выложена четырёхугольными квадратными плитами, на них молящиеся наносят свои скорбные жалобы. Остальная доступная часть Стены отполирована пальцами и губами благочестивых верующих. Днём, а иногда и ночью слышатся здесь скорбные голоса еврейских пилигримов: склонив головы перед этими древними камнями, они поют покаянные псалмы на иврите. Также все иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят и в другую обитель скорби - Йад-ва-Шем (см. прил., рис 1.1), зал памяти о 6000 убитых в годы холокоста. Построенный в 1957 г., он стоит на холме, удалённом от повседневной суеты нового города, на просторном, открытом фундаменте из бетона, его стены сложены из серых базальтовых плит. Внутри в бронзовой чаше горит Вечный огонь, а на каменном полу высечены названия 21 нацистского концентрационного лагеря. Здесь в полутьме зала живые отдают дань памяти мёртвым, чьи имена перечислены на стендах и в архивных документах. Они оплакивают тех, у кого не осталось слёз, и скорбят о судьбе миллионов жизней, принесённых в жертву чудовищной идеологии нацизма. Поклонившись святыне, паломники возвращаются на залитые солнцем улицы Иерусалима. 3.2 Христианский Иерусалим Вифлеем, - где родился Иисус, - небольшой городок. Нынешние границы города намного превосходят его пределы библейских времён. Храм Рождества Христова (см. прил., рис. 3.1, 3.2) находится в самом центре, он построен как крепость. Возможно, это самая древняя в мире христианская постройка. В 325 г. над несколькими пещерами здесь была построена базилика; более позднее здание храма как полагают, возвели в период правление императора Юстиниана. Неф здания разделён двумя рядами колонн, за которыми к пещерам спускаются два лестничных пролёта. Там на потрескавшихся мраморных плитах пола Грота Рождества видна 14-конечная звезда (см. прил., рис. 3.3), на которой по-латыни написано: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». В ближайшей к звезде стене - выложенная мрамором ниша, в которой стоят ясли, где, по преданию, лежал младенец Иисус Христос. Ныне нескончаемая вереница паломников, туристов, экскурсоводов и монахов смотрит на них в мерцающем свете многочисленных свечей в пятнадцати золотых светильниках. Некоторые не могут сдержать волнения; душевное состояние других выражается в радостном пении. Назарет. От Иерусалима до Назарета, расположенного к 100 км к северу, нынче можно доехать на автобусе по живописным дорогам Самарии. Иисус вырос в Назарете, где «возрастал и укреплялся духом и преуспевал в премудрости и возрасте и любви Бога и людей» (Новый Завет, Лука, 2) Истинная цель паломничества в Назарет состояла в том, чтобы пройти туда, где Христос усмирил волны и нашёл себе учеников среди рыбаков,- к Галилейскому морю. Крёстный путь. Пилигримы, следующие путём Христа по Святой Земле в Иерусалим, увидят, что с библейских времён ландшафт здесь существенно изменился. Куда исчезла дикая местность, по которой он шёл сорок дней и сорок ночей? Около какого холма он произнёс Нагорную проповедь? И тем не менее многие места и реликвии на этом пути остались от эпохи Христа: Канна Галилейская, где во время свадебного пира он превратил воду в вино; источники, из которых он утолял жажду; дороги по которым он не мог не пройти; и даже кусочки пяти ячменных хлебов и двух рыб, которыми он накормил 5000 человек. Тайная Вечеря. Последняя трапеза Иисуса и его учеников проходила в «горнице большой, устланной, готовой, где приготовили пасху». Паломникам показывают то, что осталось от базилики Святого Сиона. В III в., через много лет после разрушения всего район римлянами, на этом месте выстроили небольшую капеллу. После Тайной Вечери Иисус с учениками пошёл на Масличную гору. В наши дни он видна издалека - там возвышается международная гостиница, ночью залитая светом прожекторов. Внутри базилики в свете свечей находится «Скала Страстей Господних», и многие паломники простираются ниц перед нею. В Гефсиманском саду Иисуса схватили и связали вооружённые люди из отряда, обвинив его в богохульстве. Некоторые христиане полагают, что Иисус погребён в Садовой Гробнице, названной так, поскольку неподалёку от неё разбит сад. В 1883 г. Генерал Гордок из Хартума высказал предположение, что на самом деле останки Христа покоятся в этом древнем высеченном в скале склепе, простота которого больше импонирует многим паломникам, чем византийская пышность усыпальницы в Храме Гроба Господня. Склон древней каменоломни, где она высечена, чем-то напоминает череп, более соответствуя названию Голгофа. У многих паломников это столь простое место гораздо больше ассоциируется с воскресеньем Христа, чем Храм Гроба Господня. После воскресенья Христос несколько раз являлся своим ученикам: сначала - Марии Магдалене, потом с двумя из них он шёл по дороге в Эммаус, позже он разделил с ними трапезу и т.д. Пожалуй, наиболее волнующим было его появление у Галилейского моря, где его ученики снова стали ловить рыбу, чтобы заработать на пропитание. Они рыбачили всю ночь, а утром увидели стоявшего на берегу Христа, подле которого лежал хлеб, а на костре готовилась рыба. Сегодня в одном из прибрежных ресторанов готовят блюдо, называемое «рыба Святого Петра» (Путь в Святую Землю, 1995). 3.3 Мусульманский Иерусалим Купол скалы (см. прил., рис 1.3) - самое святое место во всём Иерусалиме и, возможно, одно из самых красивых зданий в мире. Оно расположено в том месте, поклоняются иудеи, христиане и мусульмане, и воплощает в себе удивительное богатство религиозных связей. На южной стороне Храмовой горы царь Соломон за 1000 лет до Иисуса построил храм для Ковчега Завета - самого святого символа присутствия Бога среди евреев. Четыре столетия спустя храм был разрушен вавилонянами, но царь Ирод Великий воздвиг ещё более внушительный храм, который был уничтожен римлянами почти через 30 лет после распятия Христа. От Храма Ирода остались лишь огромная скальная плита, разрушить которую даже римлянам оказалось не под силу. Эту скалу на гое Мориа некоторые верующие иудеи считали центром мира. Для мусульман это та самая скала, к которой пророк Мохаммед был принесён во время своего ночного путешествия из Святой Мечети в Мекке, чтобы потом отправиться в таинственную аль-Акса, или «дальнюю мечеть». Архангел Джибрил (Гавриил) разбудил его, усадил на крылатое животное - наполовину осла, наполовину мула, - и они прибыли в Иерусалим. Там спустилась лестница, и Джибрил поднял Мохаммеда к вратам небес; но сначала ему дали взглянуть на ад: пророк увидел страдания грешников в ужасном пламени. На небесах Мохаммед встретил Иисуса и Иоанна Крестителя, потом праотцов Иосифа, Моисея и Авраама, после чего предстал перед Аллахом, который вручил ему пять заповедей ислама. Ночное путешествие и вознесение Мохаммеда - основной момент исламской веры и отмечается многими мусульманами молитвамив течение целой ночи (Путь в Святую Землю, 1995).

Ме́кка (араб. ُمَكَّة‎ Макка, также مكة المكرمة — Макка аль-Мукаррама — Благородная Мекка) — город в западной Саудовской Аравии, расположенный на расстоянии около 80 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман (см. Хадж). Немусульманам в Мекку въезд запрещён законом страны.

Мекка — священный город мусульман. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли Ислам. Мекка с Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились.

В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая), во внутреннем дворе которой располагается главная святыня ислама — Кааба.

Число ежегодно прибывающих в Саудовскую Аравию верующих для совершения хаджа составляет около 4 миллионов человек.

Аль-Масджид

Первое к чему стремятся паломники со всего мира это, конечно же запретная мечеть Аль-Масджид аль-Харам, ещё её называют Священной мечетью.

Мечеть названа так потому, что на территории этой мечети, с самого момента её возведения, был строгий запрет на посещение её иноверцами, а также на какие-либо действия насильственного характера или же убийства людей и животных. Это самая главная и самая масштабная мировая мечеть. Это самое грандиозное строение мусульманской архитектуры, во внутреннем дворе которой стоит мусульманская святыня в виде кубического строения - Кааб. Помимо Кааба в составе мечети присутствуют минареты (с арабского «маяк») – башни, с которых муэдзин (служитель мусульманской мечети) призывает верующих на молитву. Помещения для молитв и омовений, входящие в состав Аль-Масджид аль-Харам, разделяются на мужские и женские. Изначально в составе мечети было лишь шесть минаретов. На сегодняшний момент мечеть насчитывает девять минаретов. Два минарета обрамляют вход в саму мечеть.

Досточтимая Кааба

Что касается Кааба или «Досточтимая Кааба», то это одна из важнейших мусульманских святынь.

Одно из главных мест, которое согласно священному писанию, собирает всех паломников мира во время Хаджа. Исламская религия гласит, что первое здание было выстроено ангелами небесными. Впоследствии Кааба не раз перестраивалась. Кааба с арабского «четырёхугольник» или «кубический дом». И не зря! Ведь в основании строения мраморный четырехугольник, а стороны его чётко направлены на стороны света:

«йеменский» (южный),

«иракский» (северный),

«левантийский» (западный)

и «каменный» (восточный).

Стены здания выполнены из мекканского гранита, а снаружи они покрыты особым чёрным шёлком, который меняется приблизительно раз в год и имеет название кисва. В Коране говорится, что Кааба — это сооружение, которое воздвигли люди именно для поклонения Богу.

Абрадж аль-Бейт

Следующая достопримечательность — это башни комплекса Абрадж аль-Бейт.

Это самое высокое сооружение в мире после Бурдж-Халифа и Шанхайской башни. Крупнейшее здание по площади. Отель «Королевская часовая башня» имеет высоту 601 м. На шпиле располагаются 160 громкоговорителей, которые способны на расстоянии более чем семи километров устраивать трансляции с призывами к молитве. Часы строения имеют самый большой в мире циферблат с диаметром 46 метров, который расположен на высоте 400 м. Сами часы направлены во все четыре части света. Благодаря подсветке, время можно посмотреть на расстоянии 17 км от здания, таким образом, часы можно увидеть из любой части города и в любое время суток.

Отель может разместить порядка 100 тысяч паломников, прибывших в Мекку. В общем и целом, комплекс содержит в себе несколько отелей, которые могут принять около 5 миллионов человек! Внутри Королевской часовой башни расположен Исламский музей, а также большая обсерватория для наблюдения за Луной. В состав Абрадж аль-Бейт входит целых семь башен. Помимо Королевской часовой башни сюда входят:

Хаджар (высота 260 м),

Зам-зам (260 м),

Макам (250 м),

Кибла (250 м),

Сафа (240 м)

и Марва (240м).

Башни носят имена и названия важных мест, терминов и личностей мусульманской истории. Всего через улицу от строения Абрадж аль-Бейт расположена главная мечеть Аль-Масджид аль-Харам. Также в состав комплекса входит четырёхэтажный торговый пассаж. А ещё разнообразные гастрономические заведения. На крыше комплекса есть несколько вертолётных площадок, а гараж сооружения может вместить в себя более 800 автомобилей.

Мина

Ещё одна достопримечательность или, скорее, местность — это Мина – небольшое предместье Мекки.

Долина Мина имеет площадь около 8 км в квадрате и протяжённость порядка 3 км. Вершины некоторых гор долины достигают 500 м над уровнем самой долины. В долине расположен палаточный городок, который может разместить более 3 миллионов человек. Палатки представляют собой шатры с площадью 8х8 м и оборудованы электричеством, ёмкостями с питьевой водой, а также, что немаловажно в условиях жаркого климата, системой кондиционирования. Полы шатров застелены коврами. Палатки специально маркируются цветами страны паломника, а также имеют нумерацию. Таким образом, потерять свою палатку практически невозможно. Палаточный городок Мины разделён на подобие лагерей, в каждом есть санузлы, отдельные душевые кабины и кухня. Близ территории Мины расположена наиогромнейшая бойня животных или самый большой жертвенник. Здесь есть все условия для убоя животного и последующей его обработки. После принесения в жертву, животных в качестве благотворительных акций отправляют в страны с продовольственными проблемами. Это, пожалуй, самая масштабная мировая гуманитарная помощь.

Мина — это ещё и место напоминания человеку о покорности Господу. Тысячи мусульман к востоку от Мекки совершают ритуал Побивание камнями шайтана. Этот ритуал считается одним из этапов Хаджа. Ритуал имитирует действия пророка Ибрагима. Он отгонял шайтана или дьявола камнями, в то время, как злой дух пытался уговорить его ослушаться Аллаха, не выполнять повеления Всевышнего и не приносить собственного сына Исмаила в жертву, таким образом, сбивая его с пути. Паломник должен собрать 49 камней в долине Мина в Мекке или равнине Муздалифа в ночь перед Курбан-байрамом. А потом камни бросают в три 25-метровые строения «Джамрат», процесс бросания камней именуется «рамьи джимар». Каждый брошенный камень – это вызов самому себе, своему нафсу и шайтану. Джамраты делятся на три:

Первый Джамрат (аль-Джамра аль-уля) или Малый Джамрат,

Средний Джамрат

и Большой Джамрат или Джамрат Акабы.

Современный Джамрат представлен в виде четырёхэтажного здания и включает в себя лифты, эстакады и эскалаторы. Во избежание жертв, паломников делят на огромные потоки, которые могут идти пешком или же добраться до Джамратов на специально сконструированный монорельсе. Также сейчас повсеместно установлены камеры и оборудованы вертолётные площадки. Это нужно для того, чтобы можно было вовремя отреагировать на опасные ситуации. В первый день (Курбан-байрам) в самый большой Джамрат люди бросают по семь камней. На второй и третий день камни бросаются по семь во все три Джамрата. После чего обращают взор к Каабе и совершают молитву.
После проведения первого дня ритуала можно заметить, что улицы близ «столбов» усыпаны волосами людей. Верующие состригают волосы дабы выйти из состояния ихрама. Паломникам разрешается после обряда снять белую одежду и вернуться к обычной.

А уже после ритуала Побивания камнями шайтана проходит праздник жертвоприношения или правильно Ид аль-Адха.

Последним этапом Хаджа считается совершение прощального обхода Каабы. Священное строение нужно обойти семь раз, не забывая при этом произносить молитвы.
Раз уж вы прибыли в Мекку, то вам не избежать посещения горы Арафат, она же гора Милосердия, которая находится в 20 км от Мекки. Гора представляет собой всего лишь возвышенность порядка 70 м, но для паломников играет огромную роль. Ведь на этой горе совершается один из значимых ритуалов Хаджа «стояние на горе Арафат». И именно на этой горе после изгнания встретились Адам и Хавва – предки всего человечества. По словам пророка Мухаммеда, долина Арафат — это место ритуального стояния паломников. На Арафате нужно обращаться с мольбами к Аллаху. Именно на Арафате пророк выступал перед мусульманами и там же была произнесена им прощальная проповедь.

Ещё одной важной горой для мусульман всего мира является Джебель аль-Нур или «Гора света». Считается, что именно в этом месте пророк Мухаммед получил первое откровение от Аллаха в пещере Хира. Гора расположена в пяти километрах от Каабы и именно с неё можно увидеть прекрасные виды Мекки и Каабу. Несмотря на то, что туда практически невозможно добраться общественным транспортом, гору всё же стоит посетить. Подъём на вершину не так уж сложен и занимает порядка двух часов. Каждый год не одна тысяча туристов восходит на гору во время Хаджа.

Рим

Римская земля обильно полита кровью мучеников. Здесь прославился целый сонм святителей Христовых - Римских Пап первого тысячелетия. Божьим промыслом в Риме собраны вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мощи многих угодников Божьих, множество чудотворных икон, перенесенных сюда из Святой Земли и со всего Православного Востока.

Рим - священный город для всего христианского мира. Здесь больше, чем во всей Европе, святынь, имеющих вселенское значение. И поэтому Рим издавна привлекал к себе паломников не только с Запада, но и с Востока.

 

Исконно римские святыни

С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги.

 

Остановимся подробнее на каждом из этих мест.

Собор апостола Петра на Ватиканском холме

 

Собор является самым большим храмом христианского мира, сердцем Римо-католической Церкви. Он стоит на месте древних катакомб (или подземных кладбищ), в которых нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики, пролившие кровь за Христа в находившемся поблизости цирке Нерона. Здесь, по преданию, священномученик Климент, епископ Римский, с честью похоронил в 67 году тело своего учителя, апостола Петра после его распятия. Это место свято чтилось христианами, и около 90 года над ним был воздвигнут особый памятник. Современные исследователи Ватиканских катакомб среди настенных надписей I века находят обращения к святым апостолам Петру и Павлу. В 324 году при участии святителя Сильвестра, папы Римского, святой равноапостольный император Константин положил основание великолепной базилики. В XVI-XVIII веках базилика была перестроена и обрела настоящий вид. Главный престол храма воздвигнут над честными останками святого апостола.

Вопрос о том, где был распят апостол Петр, долгое время являлся предметом дискуссий. На одном из предполагаемых мест, на Яникульском холме, испанским королем в 1502 году была воздвигнута церковь. С места распятия апостола Петра паломники обычно берут на память песок.

Мамертинская темница

Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных.

В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; святой Сикст, папа Римский; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие.

Храм апостола Петра, именуемый «в веригах»

В этом храме хранятся железные вериги (цепи) апостола Петра, которыми он был дважды закован за проповедь о Христе. Честные вериги Петровы хранятся в особом ковчеге, стоящем внутри главного престола. Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

Базилика святого апостола Павла

 

Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла. По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после Ватиканского собора, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь.

Храм святого апостола Павла «на Трех Фонтанах»

 

Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название.

Часовня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее»

Часовня «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос.

Колизей

Свое название Колизей получил от латинского слова «великан». Так впоследствии был назван за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 годах I века. Колизей был одним из любимых мест развлечения для жителей Древнего Рима. Здесь они наслаждались страшным зрелищем борьбы зверей и людей. При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники-язычники выставляли причиной всех общественных бедствий. Мучения христиан в Колизее продолжались целых два века. Это не единственный цирк Рима, в котором проливалась христианская кровь.

Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших на арене Колизея. Их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. По словам святителя Григория Двоеслова, «эта земля пропитана кровью мучеников за веру».

Первым, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 января и 29 декабря). Свою мученическую кончину здесь приняли святая мученица Татиана (память 12 января), святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 декабря) и множество других страстотерпцев Христовых.

При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились, но гладиаторские бои в Колизее продолжались вплоть до начала V века.

Храм во имя святого великомученика Евстафия Плакиды

Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников (память 20 сентября).

Катакомбы

Катакомбы - это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения. Катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. К V веку обычай погребать в катакомбах прекратился, но они оставались местом почитания мощей мучеников. Начиная с VII века, священные останки стали переносить в городские храмы. Таким образом, к IX веку катакомбы опустели и оставались забытыми в течение нескольких веков. Их повторное открытие и начало исследования относится к концу XVI века. В настоящее время найдены и обследованы тысячи километров подземных галерей. Наиболее известными и открытыми для посещения являются катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домициллы, катакомбы Прискиллы и некоторые другие.

Храм священномученика Климента, Папы Римского

Храм расположен на месте дома, принадлежавшего священномученику Клименту, Папе Римскому, который пострадал в 102 году на берегу Черного моря. Его честные мощи были чудесным образом обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке и торжественно перенесены в Рим. Гробница, в которой почивают мощи святителя, находится внутри возвышения, на котором стоит главный престол. Из церковной ризницы широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику святителя Климента. Помимо своей древности она священна для нас, русских, потому что служила некогда местом упокоения святого равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского. При раскопках были найдены явные следы пребывания здесь мощей святого Кирилла. Справа от того места, где в древнем храме должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, пустое внутри.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия

Над местом упокоения святого мученика Лаврентия (память 10 августа), который был архидиаконом при святом папе Сильвестре I, святым равноаостольным императором Константином около 320 года был сооружен храм его имени. В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся часть мученической крови святого Лаврентия; частица мощей священномученика Сикста, Папы Римского; частица мощей мученика Романа, воина, обратившегося ко Христу при виде мучений святого Лаврентия, и другие святыни.

Храм святого Григория Двоеслова, папы Римского

Святой Григорий Двоеслов (собеседник) именуется так за свое сочинение «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов». Память этого великого святого, с именем которого в православном богослужении связана Литургия Преждеосвященных Даров, совершается 12 марта. Прежде своего избрания на папскую кафедру, он устроил в доме, доставшемся ему от родителей, храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и при нем - монастырь. Впоследствии Римский Папа Григорий II соорудил здесь настоящую церковь. Честные мощи святителя Григория Двоеслова почивают в Соборе святого апостола Петра в специально устроенном приделе.

Храм святого мученика Вонифатия и святого Алексия, человека Божия

 

Жизнь столь почитаемых на Руси святых непосредственно связана с Римом. Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря) пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи - богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм.

В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий (память 17 марта), который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание.

Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери. Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, - та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий.

Церковь святого священномученика Климента

Базилику святого Климента без преувеличения можно назвать уникальным археологическим комплексом. В него входят три уровня.

Первый, самый древний, создан в I веке новой эры, там располагаются два здания. Митреум - культовое сооружение, построенное для поклонения Митры, в нем сохранился алтарь. Другое здание было намного больше, с внутренним двором.

Средний уровень относится к раннехристианскому периоду IV века, когда была построена первая базилика. К началу V века в ней находилось много христианских святынь, среди них десница Игнатия Богоносца, который мученически умер в Колизее. В IХ веке сюда были доставлены мощи папы Климента.

На верхнем уровне расположена базилика XII века.

Постройка новой базилики стала необходимой из-за пожара 1084 года. В нее были перенесены все важнейшие реликвии из нижнего храма. Базилика украшена уникальными фресками, хранит мощи святого Климента, четвертого римского епископа, в честь которого получила свое название.

 

Привезенные святыни

Выше мы описали некоторые святыни Рима, которые по своему происхождению можно считать исконно римскими, так как это, в основном, честные мощи святых апостолов и мучеников, пострадавших и погребенных именно на этой земле. Однако множество святынь попало в Рим из Святой Земли и Византии после эпохи гонений на христиан. Иногда это были подарки Византийских императоров и иерархов; иногда - святыни, похищенные в Малой Азии под предлогом спасения от осквернения иноверцами (например, мощи святителя Николая Чудотворца). Однако подавляющее большинство восточных святынь оказалось на Западе в результате Крестовых походов XIII века. Перечислим лишь некоторые из них.

Ватиканский собор святого апостола Петра

В этом соборе кроме исконно-римских святынь - таких как: мощи святого апостола Петра, святых Пап Лина, Маркеллина, Агапита, Агафона, святителя Григория Двоеслова и святителя Льва Великого (память 18 февраля) - почивают привезенные в различное время мощи или части мощей святых апостолов Симона Зилота (память 10 мая) и Иуды (память 19 июня); святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Латеранский собор

Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя - один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой; две половинки колонны из храма Иерусалимского, треснувшей во время Голгофского землетрясения.

В соборной ризнице храма:

- терн от венца Спасителя;

- часть животворящего Древа Креста Господня и бывшего на нем титла;

- часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на Кресте;

- часть багряницы, в которую был облечен воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом;

- часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери;

- частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания;

- плат, которым была обвернута глава положенного во гроб Иисуса;

- часть волос Божией Матери;

- часть честной челюсти Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня;

- частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины;

- честная рука святой равноапостольной царицы Елены и многое другое.

Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским, во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина (память 22 января).

Святая лестница

Святая лестница - это мраморная лестница старого Латеранского дворца, которого уже не существует. Теперь она находится в капелле Сан-Лоренцо, куда ее поместили по приказу папы Сикста V, под чьим руководством в 1589 году перестраивался Латеранский дворец.

По легенде лестницу привезла в Рим святая Елена в 326 году из Иерусалима. Лестница находилась во дворце Понтия Пилата и по ней на суд вели Иисуса.

Лестница состоит из 28 ступеней, все они закрыты деревянными досками, чтобы ничто не могло повредить этой святой реликвии. Верующие и паломники могут подниматься на ней только на коленях, читая специальные молитвы на каждой ступени. В местах, где осталась кровь Христа после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки.

Баптистерий Иоанна Предтечи

Строительство Баптистерия происходило в период между 1316 и 1325 годами. Это место и раньше было известным - в древние века там находился языческий храм Марсу. Позднее его преобразовали в церковь, где ранние христиане совершали таинства крещения. В начале ХIV века был построен Баптистерий, посвященный Иоанну Крестителю. Именно этот святой является покровителем Флоренции.

Баптистерий представляет собой квадратное помещение с готическим сводом, разделенное двумя пилястрами на три нефа. В его глубине находится апсида. Там же находится крестильная чаша, сделанная в 1417 году Якопо де ла Кверчи. Все здание внутри расписано фресками.

Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю - духовному покровителю Флоренции – и в настоящее время является музеем. Свод здания украшен шестью рядами сюжетов из жития Иоанна Крестителя, господа нашего Иисуса Христа, праведного Иосифа, из книги бытия и небесной теократии (с Христом и ангелами). Над кафедрой - изображения ветхозаветных пророков, Божией Матери и Иоанна Крестителя на троне.

Базилика св. апостола Павла

В реликварии базилики, вместе с описанными выше, хранятся такие значимые для христианского мира святыни, как:

- частица Животворящего Древа;

- частица мощей апостола Иакова Заведеева;

- частица мощей апостола Варфоломея;

- часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти;

- честная глава апостола Анании;

- частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии.

Собор Божией Матери «Маджоре»

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их - около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева.

Церковь Честного и Животворящего Креста Господня

Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина (их память 21 мая). Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом, землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного, и честной перст святого апостола Фомы.

Базилика Матери Божией Великой на Эсквилине

Базилика Матери Божией Великой считается одной из четырёх главных базилик Рима. По преданию папе Либерию летней ночью 352 года во сне явилась Богоматерь и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине неожиданно выпал снег, после чего папа очертил периметр будущей церкви.

В 440-х гг. папа Сикст III возвел на ее месте базилику в честь Матери Божьей. В последующие столетия базилика достраивалась и украшалась. В 1377 году к ней пристроили колокольню, которая считается самой высокой в Риме. Последние изменения фасада произошли в 1740-х гг. под руководством Фердинандо Фуга.

Интерес представляют и три капеллы. Расположенная справа Сикстинская капелла, вероятно, самая известная. Она построена по поручению папы Сикста V.

Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный"

 

Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный» стоит на вершине Капитолийского холма. В античные времена на ее месте находился храм Юпитера Капитолийского. Первые упоминания о ней относятся к VI веку. Главная святыня храма – мощи святой Елены, матери святого равноапостольского царя Константина. В честь нее назван придел этой церкви. Посередине придела на возвышении стоит престол, желтая мраморная доска которого лежит на раке из красного порфира. В этой раке и почивают мощи святой Елены.

Святая Елена сделала для христианского мира очень многое. Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Вскоре на том месте был возведен храм Воскресения Христова.

Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году. За свои великие заслуги перед церковью и труды по обретению животворящего креста царица Елена именуется равноапостольной. Мощи ее сначала хранились в мавзолее, над которым была сооружена базилика во имя мучеников Петра и Маркеллина. Затем в церкви, построенной на древней Лабиканской дороге. С XVI века они находятся в Церкви Матери Божией «Жертвенник Небесный».

История паломничества и почитания святынь

Первое тысячелетие

Перейдем теперь к рассмотрению традиций паломничества. Святыни Рима, число которых на протяжении веков не уменьшалось, а только возрастало, всегда привлекали благочестивый интерес множества христианских паломников. В эпоху гонений мы находим свидетельства о благоговейном сохранении и почитании честных останков мучеников (страдание священномученика Игнатия Богоносца и многих других). Уже с первых веков христианства над местами погребения «свидетелей веры» воздвигаются памятники, на их могилах в катакомбах совершаются евхаристии и агапы - вечери любви.

Исследователи катакомб говорят о «культе мучеников» среди христиан первых веков, который выражался не только в посещении и почитании мученических гробниц, но и в желании иметь у себя святые мощи и быть погребенными рядом с почитаемой святыней (житие святого мученика Вонифатия). В связи с этим многие состоятельные христиане из знатных римских фамилий выделяли места для подземных кладбищ на своих собственных участках земли. Первые христианские базилики, построенные императором Константином на наиболее почитаемых участках, становились также местом стечения паломников. Катакомбы продолжали использоваться как места для погребения лишь до начала V века. Однако и после этого они продолжали привлекать к себе огромные потоки христиан, желавших поклониться останкам святых свидетелей Христовой веры. Обустройство и реставрация мест почитания проходило при непосредственном участии Римских пап.

Сохранились «Итинерарии» VII-VIII веков - маршрутные книги для паломников, приезжавших со всей Европы и Ближнего Востока, которые показывают, насколько живыми и интенсивными были традиции паломничества в Рим в первом тысячелетии.

Русское паломничество

Что касается русского паломничества в Италийскую землю, есть все основания предполагать, что в домонгольский период многочисленные паломники из новопросвещенной Киевской Руси, устремившиеся на Святые места Палестины, что является несомненным фактом церковной истории, посещали иногда и Апеннинский полуостров. Об этом, в частности, свидетельствует установление на Руси празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году при Киевском митрополите Ефреме. Установление празднования памяти святителя Николая и его широкое распространение на Руси произошло практически одновременно с самим событием, что говорит о том, что среди очевидцев перенесения его мощей могли быть и наши соотечественники.

Официальное разделение Восточной и Западной Церквей в 1054 году не сразу отозвалось в народном сознании. Практически все южное побережье Италии долго находилось в военной и церковной юрисдикции Византии. На этом основании можно предполагать, что церковный раскол не являлся до начала XIII века препятствием для паломничества к святыням Италии в сознании восточных христиан, в том числе и славян.

В период с XIII по XVIII век можно говорить не только о спаде паломничества, но практически о полном отсутствии русских паломников в Италии. Латинские Крестовые походы начала XIII века, предпринятые с целью освобождения Святой Земли от иноверцев, жертвами которых стали Константинополь и многие другие византийские города, оставили глубочайший след в православном сознании и значительно усугубили раскол. Множество награбленных на Православном Востоке святынь оказалось в Европейских городах. Однако какое-либо регулярное паломничество Восточных христиан на Запад с трудом представляется возможным. Кроме того, в эту эпоху в Западной Церкви формируется негативное и даже враждебное отношение к православным как к схизматикам. В это же время Древняя Русь надолго оказывается под монгольским игом, что так же сказывается на значительном сокращении паломничества за рубеж.

Первые письменные свидетельства о посещении Италии нашими соотечественниками восходят к XV веку. Это описания путешествия московской церковной делегации на Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439 гг. Кроме описания заседаний Собора автор, инок Симеон Суздальский, оставляет подробный перечень увиденных храмов и святынь Феррары, Флоренции, Болонии и Венеции. В описаниях ощущается глубокое благоговение к увиденному. Однако налицо недоумение инока относительно того, как выразить свое почитание святыни, находящейся в инославном храме.

В XVII веке, в связи с преобразованиями императора Петра I Алексеевича, возрастает поток русских путешественников в Европу. Для изучения паломничества огромный интерес представляет путешествие стольника Петра Андреевича Толстого в Италию, в 1697-1699 гг. Он был направлен царем Петром I в Венецию для освоения военно-морского дела. Но будучи очень набожным человеком, он оставил подробное описание святынь многих итальянских городов, которые ему довелось посетить - в том числе и Рима.

Практически одновременно совершил свое путешествие на остров Мальта, побывав во многих других городах, граф Борис Петрович Шереметев.

Одним из самых объемных произведений паломнического жанра является «Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» В Италии его спасало знание латыни и различные документы и удостоверения местных властей, которые принимали его за польского католика. Из описаний Григоровича-Барского становится ясно, что в то время простому русскому человеку совершить паломничество в Европу было делом весьма проблематичным. Можно предположить, что на подобную авантюру могли отважиться немногие.

Таким образом, в период с XII по XVIII век паломнические поездки русских в Италию могли быть только единичными. И только в XIX веке поток русских паломников, включающий все слои общества, становится регулярным. К началу этого периода относится паломничество крестьянина Кирилла Бронникова в 1820-1821 гг.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стало путешествие в Рим и последующее его описание в своих «Римских письмах» А.Н. Муравьева в 1840-х годах. Александр Николаевич Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл не как простой богомолец, в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Православной Церкви в связи с грядущим посещением Папского государства императором Николаем I Павловичем. По его мнению, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить... самое чувство православия». Много внимания в своих описаниях он уделил святыням, но и здесь не жалел красок на критику католических обычаев - в частности, отсутствие возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Его оскорбляло, что необыкновенное множество святынь Православного Востока попало сюда в результате лукавства и хищений.

Работу А.Н. Муравьева использовал как путеводитель по Риму граф В.Ф. Адлерберг, побывавший в Италии немного позднее. Своими впечатлениями о поездке в Италию письменно поделился преосвященный Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский . Очень ценное и глубоко научное описание итальянских святынь оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший здесь в 1854 году.

Среди русских паломников в Риме были не только духовные и образованные лица, но и простые крестьяне. Весьма показательна и любопытна поездка по обету двух крестьянок из Перми к святителю Николаю Чудотворцу. С повозкой, вмещавшей только одного человека, они прошли путь из Сибири до Неаполя без документов, не зная ни одного иностранного слова.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В.В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Этот первый опыт систематического описания Рима для православных богомольцев был удачным, и православные паломники им охотно пользовались. Именно 80-е годы XIX века стали временем массового паломничества в Италию. Хотя эта страна, как и прежде, не находилась в русле самых популярных русских маршрутов, но тем не менее многие богомольцы, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Бари и Рим. Основной трудностью для наших паломников являлось незнание местного языка, чем зачастую злоупотребляли проворные итальянцы. Незадачливых русских богомольцев обирали и при оплате транспорта, и в местах ночлега, и в сувенирных лавках. Весьма ощущалось также почти полное отсутствие православных храмов.

Организацию паломничества в Италию взяло на себя Императорское Палестинское Православное Общество. Для паломников в Риме, в первую очередь, был нужен странноприимный дом и помощь при осмотре святынь. Для этой цели использовалась резиденция польских кардиналов - так называемый Дом святого Станислава, куда принимались на постой все русские посетители Рима, попавшие за рубеж по каналам Палестинского Общества. В Бари в 1915 году было предпринято грандиозное строительство Русского храма святителя Николая Чудотворца и странноприимного дома для паломников.

Вершиной паломнической литературы по Италии следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме», подготовленный и изданный настоятелем посольского храма в Риме, архимандритом Дионисием (Валединским) в 1912 году. Автору, вслед за предшественниками и самими паломниками, пришлось проделать кропотливую работу по разграничению вселенских святынь от чисто католических. Выполняя пасторский долг, отец Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Однако через два года после выхода «Спутника», вспыхнула Первая мировая война, а за ней революция, и этот кропотливый труд попал в руки лишь считанных паломников.

В течение советского периода говорить о русском православном паломничестве в Италию не приходится. Начиная с 1960-х годов, вечный город посетили лишь несколько официальных делегаций Русской Православной Церкви.

Храм святой великомученицы Екатерины в Риме

Первый православный храм в Риме был освящен 25 мая 2009 года в честь святой великомученицы Екатерины. Храм стал духовным и культурным центром для всех представителей многочисленной православной диаспоры на Апеннинах, а также многочисленных паломников. Начало работы храма стало действительно долгожданным событием - над Вечным городом наконец-то был вознесен купол с крестом русского православного храма.

Идея строительства православного храма в колыбели западного христианства была высказана еще в конце ХIХ века.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России, и к 1916 году были собраны 265 тысяч лир, которых хватило бы на строительство храма. Однако революционные события в России помешали осуществлению этого проекта.

Вновь эта мысль была высказана в начале 1990-х годов, причем инициатива принадлежала МИД РФ. После благословения Патриарха Алексия II, в январе 2001 года, архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии главы МИД в тот период Игоря Иванова освятил закладной камень на месте будущего храма, которому суждено было стать первым крупным среди построенных за границей после 1917 года.

Семь паломнических церквей Рима — особо почитаемые католические базилики, которые на протяжении многих веков входят в основной паломнический маршрут по Вечному городу и традиционно посещаются паломниками. Список cеми римских церквей установлен папой римским[1]. Согласно традиции Католической церкви, католикам, благоговейно посетившим одну из четырёх патриарших базилик Рима (Латеранская базилика, собор Святого Петра, базилика Святого Павла за стенами, базилика Санта-Мария-Маджоре) и там прочитавшим вслух один раз молитвы «Отче наш» и «Символ веры», даруется полная индульгенция[2][3], то есть прощение всех временных наказаний за грехи[4]. Православные паломники посещают эти церкви для поклонения находящимся в них святыням (мощам, иконам).

Семь паломнических церквей Рима включают в себя четыре великих папских базилики (Basilica maior) и три малых папских базилики (Basilica minor):

· Собор Святого Петра (великая базилика)

· Базилика Святого Павла за стенами (великая базилика)

· Латеранская базилика Святого Иоанна (великая базилика)

· Базилика Санта-Мария-Маджоре (Святой Марии) (великая базилика)

· Базилика Святого Лаврентия за стенами (малая базилика)

· Базилика Святого Креста в Иерусалиме (малая базилика)

· Храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви (малая базилика).

Ранее в список семи храмов входил собор Святого Себастьяна за стенами (малая базилика). В честь Великого юбилея[en] 2000 года папа Иоанн Павел II вместо этого собора включил в паломнический маршрут храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви. Тем не менее многие паломники по-прежнему предпочитают посещать базилики согласно старому списку, действовавшему до 2000 года, по желанию добавляя в него и храм из нового списка.

Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима[1]. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 15 000 человек + 60 тыс. человек на площади.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефнуюбазиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончилиационе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Базилика Святого Павла за городскими стенами (итал. Basilica di San Paolo fuori le Mura; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) — одна из четырёх великих базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре). В отличие от всех остальных, расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. Входит в список семи паломнических базилик Рима. Привлекает большое количество паломников-христиан со всего мира, приезжающих с целью поклонения мощам апостола Павла, чьё место упокоения находится в данном храме. В 1980 году внесена в Список всемирного наследия.

Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла (в 2006 году археологи объявили, что нашли его саркофаг под храмом). В 386 году Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики. Поэт Пруденций воспел её красоту для императора Гонория.

Папа Григорий Великий занялся всевозможными улучшениями храмовой архитектуры; при нём рядом с собором уже действовали два монастыря, мужской и женский. В 846 году базилика была разграблена и частично разрушена сарацинскими пиратами[1], что побудило папу Иоанна VIII укрепить религиозный комплекс, который был выделен в отдельный город под названием Джованниполи.

В X веке базилика и окружающие её монастыри были переданы в ведение клюнийских монахов. Григорий VII, который был здесь аббатом, подарил храму бронзовые двери византийской работы. В 1215 году здесь поселился изгнанный из Александрии латинский патриарх; базилика оставалась кафедральным собором его преемников до 1964 года. В 1220—1241 годах был выстроен изящный монастырский дворик в готическом стиле.

В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 года выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века(заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 года, причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1854 году. После восстановления размеры храма составили 132 м в длину, 65 м в ширину и 30 м в высоту[2]. В 1890—1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы Пьетро Каноника.

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания. До пожара в медальонах располагались фрески с папскими портретами, при восстановлении храма их заменили мозаичными портретами. Несколько уцелевших фресок хранятся в музее при базилике. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрёт, настанет Конец Света.

Во время подземных толчков 30 октября 2016 года здание собора пострадало, по стенам пошли трещины, и он был закрыт для верующих.[3]


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 780; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!