Культ почитания икон в христианстве. Что значит чудотворная икона. Самые почитаемые иконы в христианстве.



Иконопочита́ние — догмат Православной и Католической церквей, установленный на Седьмом Вселенском соборе, а также и сама практика почитания икон (существует также в миафизитских церквах, отделившихся за три столетия до принятия догмата, то есть формально его не исповедующих).

Изображение Христа, Богородицы, святых, библейских сцен известны в христианстве начиная со II века. К IV веку стены христианских храмов уже повсеместно украшались живописными изображениями. Василий Великий в слове, посвящённом памяти мученика Варлаама, призывает живописцев изобразить подвиги святого, Иоанн Златоуст пишет о распространении изображений Мелетия Антиохийского, а Феодорит Кирский сообщает о портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме.[1] Несмотря на такую поддержку изображения лиц и событий Священной и церковной истории, в этот же период появляются первые возражения против употребления икон. Так, Евсевий Кесарийский отрицательно высказывается про желание сестры императора иметь икону Христа. Это он объясняет не ветхозаветным запретом, а тем, что божественная природа неизобразима.[2]

До периода III века в связи с активными гонениями евангельские смыслы изображались очень завуалированно и символично. Основным символическим изображением Христа был Агнец. 82-м Правилом Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 году запрещается использовать указующие, обычно ветхозаветные, символы (тот же Агнец), и рекомендуется «отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившогося искупления мира»[3]

В Византийской империи в VIII — начале IX веков возникает активное движение иконоборцев, направленное против почитания икон. В этот период попытку дать богословское обоснование иконопочитания сделал преподобный Иоанн Дамаскин (675—753).[4]

Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», образ, указывающий на Личности (ипостаси), есть действительно (по действию-энергии) сама Личность, хотя и не тождественен ей.

Окончательное восстановление иконопочитания в Византии произошло в 843 году при императрице Феодоре(«Торжество Православия»).

Догмат о почитании икон отвергается рядом протестантских церквей, либо считающих иконопочитание идолопоклонством, либо избегающих его как вводящего в соблазн. Протестанты, как правило, отрицают внешние знаки иконопочитания, а некоторые радикальные течения — даже само использование изображений для украшения мест богослужения. Тем не менее, они в большинство случаев не разделяют богословской аргументации иконоборцев о неизобразимости Христа, поэтому изображают Его и евангельские сюжеты в своей издательской продукции.

Чудотворная икона — в Православной и Католической церквях иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри[7]. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешённое и недозволенное:

поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось[8].

Несмотря на это, в синодальный период были объявлены чудотворными ряд икон (например, Ахтырская икона Божией Матери(середина XVIII века), Косинская (Моденская) икона (середина XIX века)). Отмечают, что для такого признания была важна степень церковности почитания иконы. Если она происходила из крестьянского дома или была найдена в лесу, в поле или у реки, то её почитание пресекалось; напротив, у икон из храма было больше шансов получить статус святыни[8]. Относительно икон, самостоятельно, без санкции духовных властей, объявленных чудотворными, богослов, протоиерей Евгений Попов писал: «Тот, кто выдаёт простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя тяжкую вину. <…> следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению тех, в доме которых была бы или ещё остаётся икона, расславляемая чудотворною!»[9].

До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон, про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности, о мироточении). В соответствии с этим порядком икона

…опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной[10].

В современной Русской православной церкви такой практики нет (хотя в отдельных случаях в епархиях проводятся комиссионные освидетельствования икон), и в большинстве случаев все местные святыни считаются достойными поклонения.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!