Почему река Иордан в Палестине является местом паломничества? Какие еще источники (реки, родники) являются местом поклонения христиан?



Вифавара́ (греч. Βηθαβαρᾶ́, ивр. ‏בית עברה‏‎ — «Бейт Авара́», дом переправы, место брода) — название места на реке Иордан, где, согласно Новому Завету, Иоанн Предтеча совершил Крещение Иисуса Христа, также где Иоанн проповедовал и совершал крещение в воде и где произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна (Ин. 1:28-51).

Существуют несколько версий отождествления Вифавары с местом Крещения Иисуса Христа. Наиболее принятая связывает это название с местностью на берегу реки Иордан на территории современных государств Израиль и Иордания, в 8,6 километрах к северу от впадения реки Иордан в Мёртвое море. При этом на точное место крещения претендуют два археологических памятника — традиционное место Крещения на западном берегу реки Иордан, находящееся в ведении управления национальных парков Израиля[1] и называющееся Каср-эль-Яхуд, и традиционное место Крещения на восточном, иорданском, берегу, находящееся напротив Каср-эль-Яхуда и именуемое Эль-Махтас.

По христианскому преданию, в Вифаваре Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. В еврейской традиции эта местность называется тем местом, где а также сыны Израилевы вместе с Иисусом Навиномвпервые перешли Иордан, оставив на месте перехода жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, а затем вступили в землю обетованную[2].

Ветхий Завет описывает это событие в Книге Иисуса Навина следующим образом:

Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета перед народом, то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, вода, текущая сверху, остановилась и стала стеной на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Солёное, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердой ногой. Все Израильтяне переходили по суше, пока весь народ не перешёл через Иордан.

— (Нав. 3:14–17)

Новый Завет повествует о крещении Иисуса Христа так:

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!.

— (Лк. 3:21, 22)

В Бурдигальском итинерарии (333 год) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознёсся на небо пророк Илия[3]. Эта местность находится на расстоянии 30 миль от Иерусалима, и, вероятно, в ней находился город Беф-Вара, упоминаемый в Книге Судей (VII, 24).

В ходе раскопок в окрестностях Вифавары была обнаружена основа колонны, представляющая собой мраморную плиту в виде квадрата со стороной 2 м.

Археологические исследования в 1996 году в Вади-эль-Харрар (на восточном берегу Иордана) выявили византийский монастырский комплекс V—VI веков, состоящий из северной, западной и так называемой прямоугольной церквей и других строений. Северная церковь построена, согласно греческой надписи на мозаичном полу, при преосвященном Ротории. Другой выявленный комплекс относится к лавре Сапсас[4].

Современное положение

Существуют разногласия относительно точного места Крещения. Иорданская сторона утверждает, что в поддержку версии о привязке места крещения к «Вифании Заиорданской», расположенной на восточном берегу реки на месте современного посёлка Вади-эль-Харрар[5], выступают главы многих конфессий, включая папу Иоанна Павла II, который в 2000 году принял участие в церемонии открытия построенного на территории Иордании комплекса. С другой стороны утверждается, что мозаичная «Мадабская карта» VI века указывает местонахождение «Вифавары Святого Иоанна, где произошло крещение» на западном берегу реки, и эту версию поддерживает большинство исследователей ранней истории христианства. Кроме того, отмечается, что за прошедшие две тысячи лет река неоднократно меняла русло, и установить, где именно во времена Иисуса Христа располагались западный и восточный берега, не представляется возможным[6].

До 2011 года место в связи с нахождением в полосе отчуждения границы между государствами Израиль и Иорданией было закрыто для широкого посещения со стороны Израиля, и доступ открывался всего несколько раз в год[7].

С 2011 года подход к месту Крещения со стороны Израиля, известный как Каср-эль-Яхуд, открыт для посещения паломниками и туристами и управляется обществом охраны национальных парков[8]. По традиции на Крещенский сочельник, 18 января, здесь совершается чин великого освящения воды патриархом Иерусалимским, который затем спускается к водам реки Иордан и погружает крест в её воды. По традиции во время торжественной церемонии в воздух выпускают белого голубя в память о событии Богоявления[9].

С 2015 года Вифавара стала объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Это территория площадью 294 га, включающая Холм Илии (Джабаль-Мар-Эльяс) и предполагаемое место Крещения Господня (Эль-Махтас)[10].

В 2007 году Иордания передала России участок земли в Вифаваре площадью около одного гектара. В 2012 году здесь на берегу Иордана открылся русский странноприимный дом с храмом в честь Иоанна Предтечи. Церемонию открытия паломнического комплекса возглавили патриарх Иерусалимский Феофил III и президент России Владимир Путин. Храм открыт для ежедневного посещения, а по пятницам, субботам и воскресным дням, а также в дни великих праздников в нём совершают службы священники Русской духовной миссии[11].

Вот уже две тысячи лет чудотворные святые источники постоянно напоминают всем нам о живоносной, божественной силе воды, обновляющей нас, очищающей от всего старого и разрушительного. Происхождение святых источников различно. Одни появились чудесным путем на месте явления Божией Матери, угодников Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, которому посвящают источник. У четвертых замечают свойства помогать приразличных заболеваниях.

Слава о таких родниках, наделенных особой благодатью, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Здесь ищут прощения и отпущения грехов, духовного и телесного освобождения от болезней души и тела. Люди верят, что Господь являет свою милость им через воду источника. Однако есть одно очень важное условие -- безусловная вера человека в возможность исцеления… На тысячелетней ярославской земле, чрезвычайно богатой на святые места, находится целая россыпь удивительных, необыкновенных источников

Самым известным и почитаемым святым источником Ярославской области, без условно следует признать - Варварин родник, находящийся не далеко от Плещеева озера. Родник известен с давних пор и история его возникновения окутана множеством легенд.

Одна из легенд гласит, что однажды в живший в селе Купань, молодой парень, бывший от рождения глухонемым, чудесным образом заговорил. Он прибежал в родную деревню и истошными криками созвал всех, кто был в то время свободный в центр деревни. Тех, кто пришел, он повел за собой на болото в сторону озера. Несколько жителей последовавших за ним, увидели на месте, к которому их привел бывший глухонемой родник, которого до этого дня никто не видел. Немало подивившись чуду, они увидели еще одно - в углублении родника, в воде, лежала икона Варвары-великомученицы. Икона, кстати, по утверждению некоторых верующих, сохранилась до сих пор и хранится в Богословском храме, недалеко от источника.

Факт почитания источника еще в древние времена подтверждают многие историки. Некоторые считают что Варварин ключ, входил в единый культовый языческий комплекс, посвященный богу Яриле (вместе с Александровой горой и Синь-камнем). Даже в XX веке местными жителями соблюдался ритуал в котором в День Летнего Солнцестояния (Иванов день) устраивались празднества сопровождавшиеся танцами, хороводами и обливанием водой из источника. Считалось, что вода обладает удивительными свойствами, помогающими вылечивать различные болезни и избавлять от наговоров и прочих бед. По старинной традиции, что если молодой человек обливал девушку водой из Варвариного источника, это расценивалось как сватовство.

Христианская традиция, добавляла к почитанию источника праздник - Варварин день (17 декабря). Считается, что вода в священном ключе в этот день обладает теми же свойствами как и крещенская. После службы в Купанском храме, местные жители отправлялись за водой к роднику и по утверждению многих, она могла храниться месяцами, не теряя своей свежести и вкуса.

В 40-х годах прошлого века были начаты работы, по осушению Купанского торфяного месторождения и Варварин ключ чуть-чуть не был утерян. Спасли его местные жители, обратившиеся к руководству с просьбой оборудовать родник железной трубой для стока воды. Сегодня над родником установлена, оборудованная купальня и небольшая часовня. Химический анализ воды, подтвердил многолетние наблюдения местных жителей о особых свойствах воды - в ней обнаружено, очень большое количество ионов серебра.

Температура воды постоянная и не превышает + 6 градусов Цельсия. Приблизительный дебет источника - 0,3 л/сек [29].

Источник Сильвестра Обнорского находится на самой границе с Вологодской областью и его воды впадают в реку Обнора. Где то вокруг источника находилась знаменитая Священная роща в которой по преданию совершал свои духовные подвиги ученик Сергея Радонежского, основатель Воскресенского монастыря на Обноре - преподобный Сильвестр. Да бы не нарушать святость рощи, святой запретил рубить деревья и это наложенное "табу" соблюдалось беспрекословно в течении многих веков и после его смерти. Исторические источники описывая место, сообщают что в конце XIX- начале XX века, здесь находилась часовня, четыре колодца и та самая "заповедная роща". Кстати, некоторые исследователи, считают что роща почиталась местными язычниками еще до появления первых христиан.

Ежегодно перед праздником Илии пророка, мирского ангела преподобного?, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 ?километрах от монастыря, что близ села Кондакова - родины святого. В ?1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил ?возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного ?Иринарха [34].

Иринарх (Ростовский, Борисоглебский, Затворник, до пострига Илья; июль 1547(1547) -- 13 января 1616) -- преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 13 января и 23 мая (собор Ростовских святых). Преподобный Иринарх родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В 6 лет пророчески сказал, что будет монахом и будет носить вериги. В Кондаково прошли 18 лет его юной жизни, наполненной молитвой и воздержанием.Стремясь к уединению для молитвы, он часто уходил в глухие места. Одно из таких мест впоследствии стало знаменитым на всю Россию - колодчик, вырытый его руками в лесной чаще вблизи Кондаково, обладает целебными свойствами и привлекает множество паломников и по сей день.

До тридцати лет Иринарх занимался торговлей, затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нём он обрёк себя на суровое затворничество и более 30 лет он не снимал вериг. Господь наделил Иринарха даром провидца и целителя. Он начал ходить босой и в рубище, чем навлек на себя гнев братии монастыря. Здесь его посетил знаменитый юродивый Иоанн Большой Колпак, сподвижник Василия Блаженного. Он предсказал Иринарху большой успех его подвигов. С того времени Иринарх постепнно увеличивал тяжести носимые на теле Он носил тяжести или "праведные труды", сохранявшиеся в Борисоглебском монастыре: 142 креста, тяжелый камень, множество цепей, железное кольцо на голове, железный пояс, и имел железную палку и кнут для самобичевания. Все это по весу составляло 9 пудов 34 фунта. Спал Иринарх по 2-4 часа в сутки на березовом комле, к которому приковал себя цепью. Так он подвизался тридцать с лишним лет. Из-за конфликта с братией непривычной к такой суровой аскезе, Иринарх вынужден был на один год оставить Борисоглебовский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где был назначен келарем. Затем Иринарх вернулся в родной монастырь и продолжил свои аскетические и духовные подвиги.

В Житии Иринарха отдельная глава повествует о чудесном видении Иринарху "О видении Московскаго царства и о разорении и о посечении и иных градов во 7117 [1608-1609] году". (Эта же глава перереписывалась отдельной повестью. (Напр. "Выпись о чуде о видении разорения Московского царства 1608 года". ОР РГБ. Ф. 354. № 93.))

Видение было скорее всего в 1608 году, поскольку о разорении Ростова в 1609 году говорится, как о событии следующего года. Иринарх после тяжких трудов и молитв, не давая себе уснуть, впал в "тонок сон". Ему представилась Москва и все Русское государство в разорении, в огне и во власти ляхов. Проснувшись, Иринарх горько зарыдал, и тут явился ему "свет пресветлый" и "глас неведомый" трижды пообещал, что так, "по глаголу сему да будетъ роду сему лукавому и непокоривому", а затем приказал идти в Москву и поведать об увиденном самому царю.

Преподобный, вняв гласу, на время оставил свой подвиг затворничества и отправился пешком в Москву вместе со своим учеником Александром. О пришествии затворника объявил царю некий сын боярский именем Симеон, "и рад бысть царь, ...целова его любовно". Иринарх отказался от почестей и объявил о грозном видении, после чего по просьбе царя дал благословение и ему и царице. Иринарх отказался от любезного предложения царя задержаться в столице и даже отпустил предоставленный ему царский возок. (Источник информации: Кузнецов Б.В. Видения Смутного времени Портал Слово)

За благословением на борьбу с врагами инородцами и оккупантами России к Иринарху приезжали Михаил Скопин-Шуйский и организаторы народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

Ещё при жизни Иринарх нашёл преданного ученика, инока Александра, который и написал житие своего учителя. Незадолго до смерти Иринарх призвал своих учеников, Александра и Корнилия, и дав им последние наставления, преставился на 69 году жизни 13 января 1616 года и был погребен в выкопанной им самим могиле.

Мощи Иринарха находятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вскоре после смерти Затворника было написано его житие по его же завещанию иноком Александром, который, будучи в учениках у Иринарха, 30 лет неотступно находился при нем.

Святой источник преподобного Иринарха Затворника находится в месте рождения преподобного -- деревне Кондаково.

В километре от Никитского монастыря находится святой источник с кристально-чистой водой.

По монастырской легенде, его выкопал святой Никита, который в XII веке прославил этот монастырь.В период жизни в монастыре преподобный неоднократно сам исцелял больных, а после появления колодца отправлял приходящих выпить святой воды из родника.

Во 17 веке монастырь, где жил преподобный Никита Столпник, был разрушен, но колодец остался цел.

Рядом с колодцем построена часовня. Есть две деревянные купальни для женщин и мужчин. Вода в источнике чистая, не замерзает круглый год. Есть свидетельства выздоровления от кожных болезней, проблем с дыхательной и сердечной системами, бессонницы, паралича конечностей.

Сегодня источник находится недалеко от вновь открытого и отреставрированного Никитского монастыря.Этот источник весьма известен, к нему приезжает много народу, особенно в выходные. Около источника стоит часовня, устроены две купели [35].

Святой источник в поселке Петровское был ископан преподобным Сергием Радонежским.

В 12 веке, по преданию, на источнике отдыхающим пастухам явилась Пресвятая Богородица.

Также со святым источником связывают чудесную помощь русским воинам перед Куликовским сражением. У источника русская армия смогла быстро поправить силы и излечиться от ран. После победы купцы и мещане способствовали строительству над родником часовни. Тогда же святой источник был освящен.

Источник преподобного Сергия Радонежского жители поселка Петровское посещают при необходимости получить исцеление от кожных болезней, заболеваний глаз, суставов, расстройств сердца. Святое место также пользуется популярностью среди возлюбленных и молодоженов. Вода из родника и молитвы у источника помогают избавиться от ссор в семье и ускоряют наступление беременности.

Несколько лет назад территория источника была благоустроена: построен колодец, над которым возвели деревянную часовню. Забор воды осуществляется из колодца [36].

Святой источник Ростовского епископа Иакова находится на территории ныне действующего Спасо-Яковлевского Димитриевого монастыря.

Сам родник существовал задолго до основания обители.

В 1389 году епископ Иаков был изгнан из своего прихода паствой, осудившей его решение о прощении грешной горожанки. Уйдя из города, Иаков стал жить возле старой церкви Архангела Михаила, которая была основана Леонтием Ростовским в 11 веке. Рядом с уже тогда существовавшим источником епископ сам построил небольшой храм, в котором позднее начала формироваться монашеская обитель.Святой источник Иакова является одной из святынь современного монастыря вместе с мощами прославленным ростовских святых. Вода в колодце считается целебной и способствует скорому излечению желудочных заболеваний, болезней обмена веществ.

Над источником в 1996 году была построена новая часовня. Внутри на стенах часовни размещены деревянные резные иконы, а над самим источником установлен крест.

Состав святой воды включает минеральные компоненты, которые обеспечивают специфический вкус жидкости и ее благотворное влияние на организм.

Ещё одно чудесное место - святой источник великомученицы Параскевы Пятницы. Он находится в семи километрах от села Кувакино, близ деревни Урманец в Некрасовском районе Ярославской области, прямо на границе с Костромской.

Согласно преданию, в этих местах случился ураган. Одна из молний ударила в землю. И из этого места стал бить источник и явилась икона Параскевы Пятницы. Долгое время он был заброшенным. Но и до него дошли руки. Трудами православной общины села Кувакино и людьми, радеющими за возрождения православия он восстановлен. Построена часовня. устроена купель, поставлен Поклонный Крест, благоустроена прилегающая территория. По словам верующих, Источник обладает чудодейственной силой.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!