МИСТИКО-ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ГНОСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ



Сборник материалов

Международного научного симпозиума

(10–13 апреля 2013 г., Москва)

Ответственный редактор С. В. Пахомов

Верстальщик

Н. Л. Балицкая

Подписано в печать 29.10.2014 г. Формат 60×84 1/16.

Печать офсетная. Усл. издат. л. 14,07. Тираж 150 экз. Заказ № 311.

Издательство РХГА 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15 Тел.: (812) 310-79-29, +7(981)699-6595; факс: (812) 571-30-75 E-mail: rhgapublisher@gmail.com http://rhgа.ru

Отпечатано в типографии «Литография» 191119, С.-Петербург, Днепропетровская ул., д. 8


[1] Как и многое у этого постмодернистского автора, это переиначенная цитата, в данном случае из произведения Ричарда Ченслера «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском» (1553).

[2] Основанное Мамлеевым эзотерическое сообщество (1960–1980-е гг.), куда входили Владимир Буковский, Евгений Головин, Гeйдар Джемаль, Александр Дугин, Игорь Дудинский, Александр Проханов и другие известные впоследствии авторы.

[3] Об этом см. [Йожа 1997: 179–186; Scherr 2005: 104–105]. Погребная лаконично предупреждает, что «первое произведение как семиологический факт» следует оценивать как «компендий», в котором «потенциально заложены мотивы, темы и способы сотворения вымышленного» [Погребная 2005: 12].

[4] Согласно теории Г.-М. Шенке, «истории гносиса <…> присуща тенденция сделать религию философией» (цит. по: [Трофимова 1979: 25]).

[5] Автор, однако, «спасает» героя, «поскольку Цинциннат одухотворен пневмой поэтического вдохновения и выдержал до конца авторское испытание» [Давыдов 1991: 183].

[6] Все ссылки на текст романа Набокова даются внутри статьи в квадратных скобках с сокращением «ПК» и указанием на страницы на основе издания [Набоков 1990: 4].

[7] Касательно неотделимого от темы настоящей статьи феномена масонского подтекста в набоковской прозе подробнее см.: [Хетени 2003].

[8] Ср. формулировку Г. Йонаса (цит. по: [Трофимова 1979: 21]).

[9] Как сообщается в авторском предисловии к англоязычному изданию, оригинальное название «Приглашение на отсечение головы» Набоков отверг во избежание переклички с названием романа Достоевского «Преступление и наказание». Касательно некоторых аспектов амбивалентности отношения Набокова к творчеству Достоевского см., например, [Józsa 2004: 281–285; Стукалова, Дуккон 2013: 127–129].

[10] Касательно импликаций этой игры слов см.: [Józsa 2004: 286].

[11] На это, в частности, обратил внимание Владимир Александров, указывая на существенные различия между кредо, эстетическими взглядами и модусами творения артефакта двух художников [Alexandrov 1991: 252].

[12] Присутствующий в романе Набокова «Король, дама, валет» код дионисийства трактуется в замечательной статье Ирины Труфановой: называя героиню «служительницей» Диониса, исследовательница убедительно доказывает, что «каждый» из действующих лиц романа «переживает миф о Дионисе» [Труфанова 2012: 234, 236].

[13] Под этим псевдонимом скрывался Уильям Бэкхаус (англ. William Backhouse, 1593–1662), которого Элиас Эшмол (1617–1692), составитель и редактор «Theatrum Chemicum Britannicum», в своих воспоминаниях называет своим «алхимическим отцом» и сообщает о своеобразном посвящении в герметическое искусство, в ходе которого 13 мая 1653 г. Бэкхаус, тогда тяжело больной, открыл ему «подлинную материю философского камня» [McIntosh 1997: 47].

[14] Перевод мой.

[15] Гауэр Джон (англ. Gower John, 1330–1408 (1410)) – английский поэт, друг Джеффри Чосера.

[16] Внутренний храм (англ. Inner Temple) – одна из английских юридических школ и судебных коллегий. Названа так потому, что была расположена в месте бывших владений ордена тамплиеров.

[17] Лариса Агеева в своей книге о Черубине де Габриак пишет о том, что судьба Терезы Авильской по-настоящему «захлестнула» Черубину де Габриак. «Что-то привлекло ее в личности св. Терезы так сильно, что она увезла с собой в Петербург ее гравированный портрет и не расставалась с ним долгие годы» [Агеева 2006: 29]. Кроме того, книгу св. Терезы о ее жизни поэтесса могла прочитать в оригинале.

[18] Всю жизнь поэтессу преследовал образ девочки Вероники, которая якобы являлась ее дочерью, но на самом деле никакой Вероники не было. Такой же мо-

[19] Мотив радости-страдания занимает важное место в творчестве символистов. Нагляднее всего достижение счастья и радости через страдание показано у Блока в его пьесе «Роза и крест» (1913).

[20] Сама любовь в стихах Черубины де Габриак показана как что-то роковое. Очень часто ее лирическая героиня одинока, она никак не может соединиться со своим возлюбленным и из-за этого страдает. Нередко эту отдаленность влюбленных подчеркивает непреодолимое физическое расстояние между парой.

[21] Haggard visited Egypt on four occasions during his lifetime – in 1887, 1904, 1912 and 1924. See [Addy 1998] in which the trips are described in detail.

[22] For an overview of some of the principal agendas driving Egyptology in this period see [Colla 2007].

[23] In this paper I have used the 1894 edition.

[24] I have borrowed the term «Hierarchy of Knowledge» from Wouter J. Hanegraaff, who uses it in an analysis of what he argues are the sequential, hierarchical visions described within certain of the tractates of the Corpus Hermeticum. See [Hanegraaff 2008: 128–163].

[25] This is more accurately transliterated as «Shi’hor». See, for example, Isaiah 23:3 and Jeremiah 2:18. There are other instances where Rider Haggard uses explicitly Old Testament terminology. For example, in his Exodus novel «Moon of Israel», the Israelites reside in «The Land of Goshen». See [Haggard 1918b: 86].

[26] On the Akasha (Akasa), see [Blavatsky 1998: 129] as equivalent to the Astral Light of Eliphas Lévi, and [Blavatsky 1998: 139] as the life-principle or anima mundi.

[27] Eliphas Lévi Zahed, the hebraicised name of Alphonse Louis Constant (1810– 1875), a prominent figure in the French occult revival of the 19th century. On the «Astral Light» in dreams and visions see Arthur Edward Waite’s translation of Lévi’s «Dogme et Rituel de la Haute Magie» [Waite 1984: 129].

[28] In «Love Eternal», the young protagonist Godfrey carries out the psychometry of a Gnostic gemstone, under the supervision of the mesmerist and medium, Madam Riennes (Haggard’s satirisation of Blavatsky); see [Haggard 1918a: 84–86].

[29] Blavatsky elaborates her theory of the Root Races in the second volume of «The Secret Doctrine»: «Anthropogenesis». She begins with the twelve «Stanzas of Dzyan» which adumbrate the origins of the Root Races, and then provides a detailed commentary. See [Blavatsky 1895: 15].

[30] Jean Baptiste Lamarck (1744–1829), who proposed a process of evolution by the acquisition of characteristics during the course of an individual’s life time and passed on to his or her offspring rather than evolution by means of random genetic mutation and natural selection as proposed by Charles Darwin in his «Origin of Species» of 1859.

[31] The reader may compare the following excerpts: «Music wailed about its spaces, and all adown its length stood winged Spirits fashioned in living fire, and such was the brightness of their forms that I could not look on them» (see [Haggard 1894: 65]). «The garments of some blaze as if with flame, and those of others glisten as if with light» (see [Swedenborg 1909: 104]).

[32] See [Haggard 1921: 4], and [Haggard 1918a: 12].

[33] For an overview of the principal sources of evidence for the festivals of the IsisOsiris cycle see «The Festivals of Khoiak» in «Digital Egypt for Universities».

[34] This idea of the hidden secrets of Nature is as old as Western culture itself. Pierre

Hadot explores how this idea has evolved from the pre-Socratic philosophy of Hera-

[35] Русский Синодальный перевод не удовлетворителен, поскольку искажает текст, поэтому перевод мой.

[36] Приводится по неопубликованной рукописи А. И. Еланской, любезно предоставленной автору правообладателем Н. К. Герасимовым.

[37] Очевидная модификация в среде христиан из язычников первоначальной традиции, предполагающей, что человек «по образу и подобию Бога» создан Богом (Быт. 1:26), а человек «из праха земного» вылеплен создателем плоти (Быт. 2:7).

[38] «И он сотворил деревянный ковчег, и тот, кого он нашел, вошел в него, и случился потоп. И так Ной спасся со своими сыновьями, ибо, если бы не было ковчега, чтобы люди вошли в него, не было бы и воды потопа». – Мысль нашей великой Силы» (NHC VI. 38–39) [Евангелие Истины 2008: 414].

[39] «Содомляне же по воле величия засвидетельствуют (marture‹n) вселенское свидетельство (martur…a), они упокоятся в чистой совести, в месте своего покоя, т. е. в нерожденном Духе» – «Парафраз Сима» (NHC VII. 29, перевод мой. – Д. А.).

[40] Перевод «Валентинианского изложения» выполнен мною по английскому изданию [NHC 1990].

[41] Ср. Колос. 2:8–10: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота (pl»rwma) Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».

[42] Ср. пространную версию Апокрифа Иоанна (II. 15): «И он (Ялдаваоф – Д. А.) сказал властям, пребывающим у него: Пойдем, создадим человека по образу Бога и по нашему подобию, чтобы его образ стал для нас светом».

[43] Ср. Быт. 3:21: «И сделал бог Яхве Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

[44] Издатели восстанавливают «демиург» (dhmiourgÒj), хотя выше и ниже речь идет именно о дьяволе с явной аллюзией на образ Яхве в «Книге Бытия».

[45] Ср.: Мысль нашей великой Силы (NHC VI. 38–39): «И он создал деревянный ковчег, и тот, кого он нашел, вошел в него, и случился потоп. И так Ной спасся со своими сыновьями, ибо, если бы не было ковчега, чтобы люди вошли в него, не было бы и воды потопа» [Евангелие Истины 2008: 414].

[46] Название монографии П. Янгера [Younger 1995].

[47] Ананда-тандава («танец невыразимого блаженства») – главный из семи танцев рода тандава, которые вместе символизируют пять функций Бога (панчакритья). Каждый из этих танцев связан с определенным священным местом, которому соответствует храмовая пурана, излагающая соответствующую легенду.

[48] По подсчетам исследователей, в стихах трех авторов «Деварам» упомянуты 274 таких места. См.: [Peterson 1989: 12–13].

[49] Первым объединил бхактов в группу и применил по отношению к ним термин тондар Сундарар. Подробнее см. [Пятигорский 1962: 111–114, 167–182; Dehejia 2002: 6–20, 52–61].

[50] Первые семь из 12 сборников «Тирумурей» («Священные сборники») получили название «Деварам» («Гирлянда богу»). Намби, возможно, составил и 8-й сборник, но остальные (с 9-го по 11-й) были сформированы позднее. 12-й сборник – «Большая пурана» («Перияпуранам») Секкижара (XII в.). Под робнее см.: [Пятигорский 1962: 76–195; Бычихина, Дубянский 1987: 46–62].

[51] Во всех шиваитских храмах главным храмовым образом является лингам, однако Натараджа присутствует всегда. См.: [Smith 2002: 1].

[52] Тирумулар («Святой Мулар») – один из 63 наянаров и 18 сиддхов, автор поэмы «Тирумандирам» (10-й сборник – «Тирумурей»). По легенде, стихи рождались у него вследствие интенсивной медитации на лингам Шивы в Чидамбараме [Tirumular 1991].

[53] О роли сиддхов в тамильской культуре см.: [Zvelebil 2003].

[54] Маниккавасахар (IX в.) – автор сборника стихов и поэмы, воспевающих Шиву (8-я книга «Тирумурей»). В России его творчество было впервые рассмотрено А. М. Пятигорским [Пятигорский 1962: 114–120; 137–143; 182–195].

[55] Стихотворения-падигамы, созданные ими, до сих пор исполняются в шиваитских храмах юга. Вместе с Маниккавасахаром они образуют единую группу для поклонения, именуемую нальвары («четыре [бхакта]»). Анализ их творче ства см.: [Peterson 1989].

[56] А. М. Пятигорский предложил сходную периодизацию, характеризуя это время как «своего рода “сумерки богов” тамильской религиозной литературы». По его мнению, начало традиции шайва-сиддханты связано с упадком Чолов и возвышением мадурских Пандиев, а социальной базой этого течения он полагает в первую очередь брахманов [Пятигорский 1962: 198 и сл.].

[57] Эта форма поклонения связана с почитанием верующими особого черного экрана (завесы) слева от танцующего бога, под которым, как считается, скрыта трансцендентная, бесформенная (а-рупа), невидимая форма Шивы – акаша-линга.

[58] Их слияние и взаимодействие подробно рассмотрены К. Звелебилом и Д. Шульманом [Shulman 1980; Zvelebil 1985]. Также см.: [Дубянский 1989].

[59] О ритуальной роли царя в древнем Тамилнаду см.: [Дубянский 1988].

[60] Царь не должен хотеть стать бхактом, презрев свою дхарму царя, даже ради Шивы. См.: [Shulman 1985].

[61] Один из наиболее устойчивых эпитетов Шивы в культовой традиции юга. Подробнее см.: [Пятигорский 1962: 153–156].

[62] Каждому из типов устава соответствует свой набор мурти. См.: [Davis 2002:

[63] –63].

[64] См., например, [Dehejia 1990].

[65] Цит. по [Zvelebil 1985: 42–43].

[66] Таких, как Мейкандар, Арунанди (оба XIII в.) и Умапати Шивачарья (XIV в.). О значении шайва-сиддханты для формирования иконологии Натараджи см.: [Smith 2002].

[67] Так, Самбандару принадлежало 16 600 падигамов (декад четверостиший), а сохранилось до нашего времени 3840 четверостиший; у Аппара – 3110 четверостиший из 49 000; у Сундарара из 38 тысяч сохранилась только тысяча [Пятигорский 1962: 107–113].

[68] Пятигорский, видимо, первым поставил данный вопрос: что дает исследователям возможность трактовать этот колоссальный корпус текстов как единый комплекс [Пятигорский 1962: 77 и сл.], определив это интуитивно ощущаемое единство как «поле культа» [Там же: 85]. Эту проблему также ставит и детально анализирует Н. Катлер [Cutler 1987: 1–13; 57 et al.].

[69] Такие ряды выстраивал еще Тирумулар в «Тирумандирам» (2674): «Везде – божественная форма Шивы / Везде – Шива-Шакти, / Везде – Чидамбарам, / Везде – божественный танец», говоря далее: «Его тело – акаша, темная туча на нем – Муялака, / восемь направлений – его восемь рук, / три огня – его три

[70] При этом Чидамбарам никогда не был главным храмом империи или династии. Столица неоднократно переносилась, и роль главного храма играли

[71] К. Кэмпбелл ввел этот термин в 1972 г. для объяснения континуальности определенных течений современной ему религиозной (суб)культуры: «Учитывая, что культистские группы, как правило, эфемерны и нестабильны, новые группы появляются так же легко, как умирают старые. Происходит постоянный процесс формирования и распада культов в условиях высокой “текучки кадров” на уровне отдельных групп. Поэтому культы должны существовать в определенной среде (milieu), которая, не способствуя сохранению отдельных групп, существенно помогает распространению подобных групп в целом. Это среда, в которой культисты находят поддержку, и которая постоянно порождает новые группы, вбирая в себя опыт групп отживших, воспитывает целые поколения индивидов, склонных к участию в культах <…> Таким образом, хотя культы по определению – феномен недолговечный, cultic milieu, по контрасту, всегда присутствует в обществе». Объединяющим фактором cultic milieu Кэмпбелл считает «идеологию искательства» [Campbell 2002: 14–15].

[72] Ср. общее обозначение, которым сообща пользовались современные язычники и приверженцы племенных и туземных верований – члены межрелигиозной организации United Religions Initiative: «indigenous, tribal, polytheistic, Nature-based, Earth-centered, and/or Pagan religions» [Frew 2014].

[73] Ю. В. Рыжов различает по таким способам организации «новую религиозность» «второй» (1960–1990) и «третьей» (начиная с 1990-х) волны. См.: [Рыжов 2006: 101, 133–136, 141–143].

[74] История астрологии в России все еще ждет своего исследователя. Нам трудно представить ее развитие во всей полноте, хотя следует отметить, что много материала уже обнаружено и проанализировано в отдельных статьях по древней русской литературе. Первые данные об астрологии, зафиксированные в письменных источниках, которые мы обнаруживаем в России, не являются аутентичными. Русские переводы астрологических рукописей с еврейского и греческого (как, например, псевдоаристотельская «Secretum secretorum» («Тайная тайных») служили в течение длительного времени не только царю и его двору, но и на долгое время вошли в русскую народную культуру. Древнейшие русские рукописи, известные под названием отреченной литературы, запрещенные христианским духовенством, датируются XIII в. (такие как «Лунник», «Громник», «Рафли») [Хромов 1988: 302–303]. Кажется вполне вероятным, что гороскопы составлялись на Руси еще до XVII в., хотя эта гипотеза не подтверждена [Ryan 1997: 37].

[75] Например, интервью с популярными астрологами Павлом и Тамарой Глоба публиковались в «Науке и религии», в женских журналах «Работница» и «Советская женщина», в юмористическом журнале «Крокодил».

[76] Анализируя данные из интернета, можно предположить, что действуют ок. 2000–5000 астрологов, из них наиболее известны 70–100.

[77] Одним из них был Сергей Шестопалов, нынешний ректор СанктПетербургской школы астрологии. См.: http://www.astroacademy.spb.ru.

[78] См.: http://astroacademia.narod.ru.

[79] См.: http://www.astroacademy.spb.ru.

[80] См.: http://www.astrol.ru.

[81] См.: INTEGRUM World Wide, Базa данных российских СМИ (1998–2008) // [URL]: http://www.integrumworld.com (дата обращения: 09.07.2014).

[82] Ср., например, утверждения Александра Зараева: «Нам крупно повезло с президентом и потому, что в его гороскопе есть и знак Скорпиона в асцеденте, который, в свою очередь, хорошо резонирует со знаком Рыб – вторым зодиаком России» [Семенова 2007].

[83] В авестийской астрологии это учение принято напрямую связывать с зороастрийской эпохой различения добра и зла (Фрашегирд).

[84] Глоба говорит о 21 части кометы, соответствующей 21 слову в зороастрийской молитве «Ахунар».

[85] The literature on Bogomilism is vast which is why it is possible to list only the most referent authors (some of them analyzing it in the broader frame of Medieval dualism): [Obolensky 1948; Runciman 1999; Stoyanov 1994; Stoyanov 2000; Loos 1974; Lambert 1977]. Cf. [Bozoky 2006]. I will skip over literature in South-Slavic languages. Cf. [Bozoky 2006].

[86] The time when pioneering monographs by Božidar Petranović («Bogomili. Crkva bosanska i krstjani. Istorička rasprava» («The Bogomils. The Bosnian Church and the krstjani. A Historical Study»), 1867) and Franjo Rački («Bogomili i patareni» («Bogomils and Patarins»), 1869–1879) were published.

[87] An attempt of classification in [Nedeljković 2010: 107–110]; survey in [Ćošković 2005: 56–72].

[88] This issue includes the debate over the nature of mediaeval art in Bosnia (stećci). The opinions on the origin of these stone monuments are divided, as are those related to the Bosnian Church.

[89] Gražina Švat-Glbova is an exemption, dedicating an entire chapter of her study to esotericists and Petăr Dănov [Švat-Glbova 2010: 122–167].

[90] See http://lectorium-rosicrucianum.bg/article/36-nasledstvoto-na-bogomilite (date accessed: 16 July, 2014).

[91] Selection of Dănov’s sayings on Bogomilism in [Kondakov 2011: 53–59].

[92] Cf. [Webb 1976: 186].

[93] Although with fewer members than between the two World wars.

[94] Pseudonim. More on it: [Švat-Glbova 2010]: 139. First time published in journal «Žitno zrno». 2000, 2, 10.

[95] Although some of them existed even before - for example, there were a significant number of members of the O.T.O. in communist Yugoslavia [Djurdjević 2013: 92].

[96] See http://www.crkvabosanska.org (date accessed: 17 July, 2014).

[97] See http://crkvabosanska.weebly.com (date accessed: 17 July, 2014).

[98] The example from the domain of popular culture is folk band «Bogomils». There is also a Croatian punk group called «Patarens». Needless to say neither Bogomils nor Patarens play any «dualist» or «gnostic» music, being entirely in line with folk/punk music. Here it may be mentioned that – obviously as a reaction to these two groups – another virtual community under the name of Bosnian Church has been created See bosnian church.weebly.com (date accessed: 17 July, 2014). It insists on Roman-Catholicism both of itself and the medieval Church, reflecting thus one of the national positions in Bosnia, the Croatian one.

[99] See http://bogumili.com (date accessed: 17 July, 2014).

[100] See also: http://www.cesnur.org/religioni_italia/o/ortodossia_20.htm (date accessed: 17 July, 2014). Primary sources are Bereslavsky’s numerous books. As with other contemporary movements, the problem is that some of the available studies are either hagiographical [Leshchinskiy 2005] or confessional-polemical [Kokin 2003].

[101] This type of Madonnism is unrelated to Orthodoxy, but even its Catholic nature is not entirely clear. The Virgin Mary speaking through Bereslavsky occasionally resembles channeling.

[102] Although the Church distances itself from New Age condemning it, it still has not abolished typical New Age elements from its doctrine.

[103] Cf. Antonin Gadal is somewhat closer to it: Christ, being God could not die from wounds on the Cross [Gadal 1960: 57].

[104] See, for example, the Bogomil myth of Satanael’s unsuccessful attempt to create a man out of earth and water: water trickled from Adam’s foot and forefinger, Satan’s breath fares similarly, becoming a snake. According to the other versions, the devil made the snake from his own spit; he copulates with Eve using his tail [Lambert 1977: 123]. The relation of these motifs with folklore is interesting, although the presence of Bogomil «Dualism» in Balkan folk narratives is exaggerated [Lixfeld 1971:

[105] –191].

[106] Bogomilism was mentioned in polemics about Bernard-Raymond Fabre-Palaprat’s report on «Evangelicon Ioanni» (however it is not of Bogomile nature – neither historically, being a much later forgery, nor in its rationalistic teaching). But FabrePalaprat himself did not make use of its supposed Bogomil origin foccusing on Templars [Frick 2005: 231; Le Forestier 1970: 959–962].

[107] Соколов Семен Иванович (1772–1860) – священник, выпускник Московской духовной академии, доверенное лицо митрополита Филарета; протоиерей с 1831 г.; переводчик сочинений Фомы Кемпийского и выдающийся проповедник; состоял в двух масонских ложах и участвовал в собраниях теоретического градуса с 1819 по 1858 гг.; в 1834 г. эти собрания проводились у него дома.

[108] Исследование осуществлено в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013–2014 гг., проект № 12–01–0005.

[109] Автором намеренно избран термин «типология», а не «классификация». Здесь мы не претендуем на построение незыблемой жесткой системы демаркации различных подходов, а лишь предлагаем некий набросок, проясняющий различные особенности рассматриваемого проблемного поля.

[110] Этот термин необходимо понимать в максимально широком контексте.

[111] Прежде всего, надо назвать труд В.-Э. Пойкерта [Peuckert 1956].

[112] Подробнее об «Эранос» и его истории см.: [Wasserstorm 1999; Hakl 2012; Hanegraaff 2012].

[113] Таких, например, как У. Ньюмен [Newman 2002] и М. Идель [Идель 2010].

[114] Подробнее см.: [Hanegraaff 2012].

[115] Все три концепции, а именно: «герметический семиозис» Эко, «герметическая традиция» Йейтс и «оккультное подполье» Уэбба в равной степени широко освещают роль эзотеризма в истории и современности.

[116] Яркой иллюстрацией такого подхода является, например, [Webb 1987].

[117] Все работы Йейтс послужили первым шагом к проведению такой переоценки не только в культурологии, но и в религиоведении, истории науки и философии.

[118] См.: [Йейтс 1997; 1999; 2000].

[119] См.: [Webb 1974; 1976].

[120] См.: [Eco 1992; 2002; Эко 2007; 2011].

[121] На данный момент объединения ученых по проблеме изучения эзотеризма появились в Англии (http://centres.exeter.ac.uk/exeseso/index.php), Франции, Нидерландах (http://www.amsterdamhermetica.nl/#), Венгрии, Швеции (http://s naswe. blogspot.com/), Германии, Греции (http://phoenixrising.org.gr/en) и Польше (http:// ceenaswe.blogspot.com-/2012/03/hermaion-no-1-first-issue-of-polish.html).

[122] Подробные рассуждения об этом можно встретить во многих работах В. Ханеграафа, например, [Hanegraaff 2009; 2012].

[123] См.: [Faivre 1996].

[124] См.: [Hanegraaff 2012].

[125] См.: [Stuckrad 2005].

[126] О плюрализме в сфере нетрадиционной религиозности в Америке см.: [Horowitz 2010].

[127] На эту тему см.: [Fisher 2010] и [Kripal 2007].

[128] Подробнее см.: [Couliano 1987; Culianu 1992].

[129] См.: [Versluis 2004].

[130] См.: [Kripal 2006; 2007; 2010; 2011].

[131] Сравните роль Эсалена для формирования общей картины эзотерических исследований в США (см. подробнее [Kripal 2007]) и отношение Ханеграафа к Эсалену как варианту Нью-эйдж, порожденному процессом «сакрализации психологии» и психологизации эзотерики [Hanegraaff 1996: 49, 133, 482–513].

[132] Значительную роль здесь играют даже не теории трансперсональной психологии, а психоанализ Фрейда. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть [Kripal 2006].

[133] Например, в текстах Моше Иделя можно найти очень много различных методологических построений, которые перекликаются с особенностями названных подходов. Подробнее см. введения к [Идель 2010] и [Idel 2005].

[134] См., например: [Faivre 1994; Hanegraaff 2005; Versluis 2002; Пахомов 2011; Панычик 2002; Рабинович 1992].

[135] Наверное, наиболее популярным на данный момент следует считать выдвинутое Антуаном Февром определение эзотеризма как «формы мысли», включающей четыре основных и два вспомогательных признака [Faivre 1994: 10–16].

[136] Для простоты понимания мы будем употреблять понятия оккультизма и эзотеризма как синонимичные.

[137] Старофранцузский оригинал см. по: [Пензенский 2008: 212]. Перевод мой.

[138] Ср., например, джойсовский «Улисс»: [Джойс 2012: 586].

[139] Сюда же можно отнести весь его культурный багаж, которым он обладал; известно, что Нострадамус был очень образованным и эрудированным человеком.

[140] Впрочем, есть и исключения: А. Пензенский полагает, что этот катрен имеет отношение к испанско-французской войне… 1503 г. То есть это завуалированное описание уже случившихся событий [Пензенский 2008: 212–213].

[141] Ср. частые случаи демонстративного нарушения запретов и других норм социального порядка в начале ритуала.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!