В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ РОССИЙСКИХ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ



XVIII–XIX ВВ.

История мистицизма в России XVIII–XIX вв., к сожалению, до сих пор изучена недостаточно всесторонне. Особенно это касается сферы мистического опыта и мистических практик (обзор этой темы см.: [Кучурин 2005]). То же самое можно сказать, в частности, и о российском розенкрейцерстве. Исследователи этого эзотерического ордена преимущественно интересовались двумя аспектами: во-первых, доктринальным (учение, идеология, мировоззрение, философия), а во-вторых, организационным (уставы, ритуалы, структура ордена, членство и т. д.). (см.: [Кондаков 2012а, 2012б]). Однако за пределами внимания исследователей осталась «экспериентальная» составляющая розенкрейцерского мистицизма, связанная с мистическим опытом и практиками, иными словами – с мистической жизнью розенкрейцеров. Мы попытаемся реконструировать общую картину многообразия мистических переживаний, описанных розенкрейцерами, на основе доступных нам источников, сохранившихся в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). При этом перед нами стоят две задачи: 1) построить предварительную классификацию различных форм мистического опыта на основе свидетельств российских розенкрейцеров; 2) выявить специфику этих мистических переживаний.

Российские розенкрейцеры оставили после себя множество свидетельств о мистическом опыте. Среди таковых можно выделить мистические дневники, описания снов и видений (как собственных, так и чужих), воспоминания и переписку. Иногда различные свидетельства даже сводились в своего рода сборники, довольно объемные [Сборник; О снах]. Все это позволяет говорить об особом жанре «мистических свидетельств» или «мистических протоколов» в сохранившейся до наших дней розенкрейцерской литературе, наряду с такими более изученными жанрами как речи, беседы, инструкции, уставы, обрядники и т. д. Что же можно узнать из этих документов о мистической жизни российских розенкрейцеров?

Источники мистического опыта

Во-первых, мистические переживания приобретали самые разные формы в зависимости, условно говоря, от их источника или способа их восприятия. Можно выделить визуальные, аудиальные, тактильные и даже ольфакторные (обонятельные) формы мистического опыта. Визуальные переживания, т. е. сны и видения в изученном мной материале были самыми распространенными. Розенкрейцеры верили, что любой человек обладает особым «внутренним» или «духовным» зрением, которое может раскрываться по мере посвящения благодаря особым духовным упражнениям [Лекции: 55]. Это идея, подтверждалось и на опыте, как это описано в одном розенкрейцерском дневнике: «Я как-то замечаю, что когда духовное око видит, тогда телесное уже не видит, а когда видит телесное, тогда не видит духовное» [Дневные записки: 16]. Суть же этого духовного видения описывалась следующим образом: «Иногда случается, что я как-то перехожу вдруг в такое высокое созерцание, что ни себя, ниже окружающих мне я вещей не вижу и не чувствую – и кажется, как бы в каком-то духовном зеркале вижу и обозреваю некоторые только предметы, или как бы с Богом совещаюсь о каком-нибудь предмете, который потому только и вижу» [Там же: 27].

Сны и видения могли иметь совершенно разную природу: часть видений носила явно галлюцинаторный характер и была связана с болезненными состояниями человека; другие сны и видения представляли собой нечто большее и могут быть четко классифицированы как мистические. Однако следует отметить, что даже в обычных снах или галлюцинациях розенкрейцеры пытались обнаружить мистический смысл и тщательно фиксировали их в своих записях. Видения во время болезни описаны в нескольких документах [Происшествие; Видения; Сборник: 15–26]. При этом социальный состав авторов таких документальных свидетельств был чрезвычайно широк: поэт, переводчик Гомера и Апулея Ермил Иванович Костров (1755–1796) происходил из духовного сословия (его отец был дьячком); имелся некий секретарь, возможно, из дворян; а также крестьянин. К ним следует добавить свидетельства об опытах: одного священника [Сборник: 1–14]; пастуха [Там же: 53– 53]; некой девицы Гулимовой, дочери титулярного советника [Там же: 55– 62] и девицы Шапошниковой [Там же: 30–40]; офицера [Там же: 65]. Иными словами, розенкрейцеры уделяли внимание не только собственному опыту, но и мистическим переживаниям тех, кто в ордене не состоял, при этом их интересовали события духовной жизни самых разных слоев российского общества. Отдельно необходимо отметить интерес к мистическим переживаниям женщин, которые воспринимались розенкрейцерами как медиумы, наиболее способные к спонтанному переживанию мистических состояний.

Помимо визуальных форм мистического опыта, российские розенкрейцеры уделяли внимание и аудиальным формам. По их мнению, кроме «духовных очей» человек обладает и «духовными ушами»: «Некогда, стоящу мне в радости и слушающему Евангелие от Луки, главы 8 от 26 до 40 стиха, невидимою силою в сердечные мои ушеса откровено мне, чтоб я о великом милосердии Божием, недостойно мною полученном, т. е. о том, как я от скверных пороков туне получил душевное очищение, объявил людям» [Извлечение: 10]. Одним из самых ярких является уже цитировавшийся документ «Дневные записки одного молодого работника...» – мистический дневник, главная сюжетная линия которого – отношения некоего розенкрейцера с «внутренним наставником», предстающим в форме голоса [Дневные записки: 1–31].

Мистические переживания, связанные с «духовными» слухом и зрением встречаются в розенкрейцерских источниках чаще всего, что вполне объяснимо – ведь и в сфере обыденного опыта эти каналы восприятия являются основными для любого человека. Однако в некоторых документах можно обнаружить и более «экзотические» формы переживаний, например, синестетические, соединяющие зрение, обоняние и вкус: «Во время молитвы свет небесный чувствуем был во внутренности моей наподобие пламени, но пламени благовонного и маститого; он досязал до гортани и, гортань проходя, наполнял внутренние уста сладостию» [Там же: 9].

Наконец, кроме описанных форм мистических переживаний, нам удалось обнаружить описание еще одной – тактильной, осязательной. Речь идет об истории «посещений» некоего масона женским «стихийным» духом неопределенной природы, которые сопровождались и вполне плотскими эффектами: «он <…> помнит и такие случаи, в коих посещения оканчивались образом не чистым, т. е. возбуждением телесным и даже извержением семени» [Сборник: 45]. Более подробно мы анализируем эту историю в другом месте [Халтурин 2013: 95–112].

Подводя итог классификации различных мистических переживаний по формам их восприятия, следует отметить, что эти переживания были тесно связаны и с розенкрейцерским мировоззрением. В основе розенкрейцерской антропологии лежало христианское мистическое учение о двух уровнях человеческого бытия – «внутреннем» и «внешнем» человеке, которые могли обозначаться и другими терминами: небесный и земной человек, духовный и плотский человек, богочеловек и скоточеловек, новый Адам и ветхий Адам. Очевидно, что описания мистического опыта, в которых говорится о духовных или внутренних очах, устах, «ушесах», отсылают к этой антропологической модели и основаны на языке розенкрейцерского эзотеризма.

Предмет мистического опыта

Мистические переживания розенкрейцеров можно классифицировать не только в соответствии с источником восприятия информации, но и с его предметом: с чем/кем они сталкивались, погружаясь в измененные состояния сознания, какие сюжеты и символы являлись им в видениях?

Прежде всего, следует выделить категорию различных евангельских персонажей. Многие видения были связаны непосредственно с Христом: «Некогда, ночью, лежа на одре, открыв глаза, узрел я Крест Господень на воздусе, и на нем Спасителя нашего Иисуса Христа, и от того видения в комнате был при кресте некоторый свет» [Извлечение: 10]. В 1812 г. было записано видение неких девиц из Шклова, которым явилась Богородица и молилась вместе с ними о победе России в войне, причем умолила и Сына своего идти в армию [Сборник: 67–68].

Далее, необходимо упомянуть различные сверхъестественные сущности и существа, встречи с которыми переживали розенкрейцеры. Например, некий ангел упоминается в описании сна Семена Соколова[107], составленном его братом 15 июля 1865 г.: «Брат Сеня видел за неделю до кончины своей во сне ангела, который водил его по различным местам» [Соколов: 1]. В другом видении описывается архангел: «В сие время Свет в пространстве начал прибавляться подобно непрерывной молнии; вдруг приблизилось к ней светозарное лицо, неописанной красоты, несравненно первое превосходящее! Безпрестанное сияние закрывало его одежду <…> Светозарное существо помазало ей лоб и обе ладони крестообразно, от чего тотчас втекла в нее жизнь и сила» [Сборник: 37].

Однако сверхъестественные существа отнюдь не всегда имели благую природу. Зачастую, один и тот же человек переживал в своей душе борьбу светлых и темных сил. Например, тот же Ермил Костров слышал с правой стороны голос, который он называл «утешительным», «Ангелом-Хранителем», а с левой – голос «душегубца», и оба эти голоса как бы боролись за его душу [Сборник: 47–49]. Истории о такого рода «бесовских искушениях» и борьбе сохранились и в других источниках.

Видения сверхъестественных существ достигают своего апогея в опыте уже знакомого нам «молодого работника», который пережил непосредственное соединение с Богом, unio mystica, в форме созерцания божественного света: «И вдруг все предо мною и вкруг меня просветлелось. Бог явился уже предо мною, и каким-то прикосновением ко мне привлек меня к Себе, объял всего меня. Он никакой постижимой формы не имел, это был свет, чистый свет» [Дневные записки: 15]. Следует отметить, однако, что это единственный пример такого интенсивного духовного опыта, который мне удалось обнаружить в розенкрейцерских архивах.

Кроме евангельских персонажей и сверхъестественных существ, протагонисты розенкрейцерских текстов также часто встречали в снах и видениях умерших знакомых – родственников, друзей, учителей. Особенно часто среди них упоминается Иосиф (Осип) Алексеевич Поздеев (1746–1820), духовный лидер российских розенкрейцеров первой четверти XIX в. (о нем см.: [Кондаков 2012а: 365–393]). Мистические встречи с ним описываются, например, в документе, озаглавленном «Сон» [Сон], а также и в других источниках [Записи снов. Часть первая; Записи снов. Часть вторая]. Последняя категория видений, которую здесь стоит упомянуть – это видения, связанные с масонскими и розенкрейцерскими сюжетами и символами. Например, в том же дневнике «молодого работника» упоминается видение Всевидящего Ока в круге и молний в треугольнике [Дневные записки: 15]. В другом тексте некто описывает сон о своем посвящении в степени розенкрейцерского ордена с четвертой по седьмую, хотя в реальной жизни автор имел лишь вторую степень [Сборник: 74–75].


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!