Происхождение мистического опыта и мистические практики



Последний признак, по которому можно классифицировать формы мистического опыта – это связь опыта и мистических практик. Такая связь может отсутствовать совсем, может быть косвенной или прямой. Так, большая часть описанных нами мистических снов либо возникла без повода – вероятно, под воздействием дневных событий (встречи с людьми или чтение книг, которые потом появлялись во сне), либо ввиду некоего патологического состояния реципиента.

Косвенная связь мистического опыта с духовными практиками видна в записках уже упоминавшегося К. Р. Т. С.: «Во время сердечного сокрушения и болезнования прибегал я иногда по примеру Св. Нифонта в Покров Пресвятыя Богородицы <...> И тогда неоднократно не только сердечными очами, но и телесными, видал образ Пресвятой Богородицы, молящейся и руце к Господу воздевающей <...>» [Извлечение: 9]. В данном случае видение вызвано молитвой, но не целенаправленно, а спонтанно. Тот же автор пишет о видениях, которые сопровождали чтение Евангелия, обряд елеопомазания, целование икон и т. д.

Однако среди розенкрейцеров были распространены и вполне осознанные духовные практики, направленные на получение мистического опыта. Наиболее интересной из них является так называмое «внутреннее вовращение» – мистическая молитвенная техника, описанная в произведениях квиетистов Мигеля де Молиноса (1627–1697) и Жанны Марии Гюйон (1648–1717). Впрочем, нам интересна не теория и методика такой молитвы, а конкретная практика ее применения, уникальный пример которой описан в «Записках одного молодого работника»: «Запершись у себя в кабинете, я вдруг разом пресек у себя все мысли, все рассуждения, все чувства, и весь погрузясь внутрь, сосредоточил всю силу жизни в одно внимание, к сердцу. Иначе никак не может быть настоящее погружение или вовращение внутрь <…> Сначала тело мое начало ослабевать и изнемогать от сильного напряжения или стягивания внутренних сил <…> По временам начали приходить ко мне разные мысли, кои возбуждали воображение мое, угрожали мне изторжением из сего вовращения <…> В таком вовращении моем не только внешних предметов, но и себя, так сказать, самого не чувствовал, что и необходимо нужно. По прошествии некоторого времени вдруг начались притихие из глубины сердца вздохи, коих насчитал я 12. Мне казалось, что во мне кто-то усыпленный, скованный, убитый, просыпался, разрывал подавляющие его оковы, оживал, и вздохи сии были дыхание его, лом его оков <…> Два раза, и это впервые, еще слышалось мне курение ладана внутри. – Наконец слезы стали приступать из сердца к глазам моим <…> Еще повторю, что я <…> во все это время не думал ни о чем, никакая мысль не была ко мне впущена и не находилась во мне, и все это из самой глубины сердца само собою вырождалось и подымалось. Напоследок какая-то внутренняя сила, а не изнеможение тела, как мне кажется, вывела меня с собою из сего глубокого вовращения. И тут мне послышался внутренний глас о известном убитом <…> и о сиянии над могилою <…>» [Дневные записки: 16–17]. Особенно важной является последняя строчка, отсылающая к масонской легенде об убитом мастере Хираме и обретении его могилы и тела благодаря чудесному свету над могилой. В каком-то смысле весь пережитый во время вовращения опыт строится на масонской метафоре из ритуала степени мастера, в котором происходит символическое погребение и воскрешение посвященного, отождествляемого с Хирамом. Здесь этот ритуал и связанная с ним легенда как бы интроективно переживаются в душе автора во время мистической практики. Применение этой практики неоднократно описывается автором дневника, причем длится это «вовращение» от часа до двух.

Большинство доступных розенкрейцерам мистических «руководств» и «пособий» описывают именно духовные практики для достижения мистических состояний в рамках той или иной христианской традиции. Однако некоторые мистические практики розенкрейцеров носили не духовный, а материальный характер и явно не вписывались в христианскую мистическую традицию. Так, например, в одной из речей по теоретическому градусу под названием «Как отверзать видение духов» выделяются естественные и насильственные способы такого «отверзания». Естественным способом являлся «животный магнетизм» (о нем см.: [Богданов 2005: 178–196]), записи магнетических сеансов сохранились в розенкрейцерских рукописях [Сборник: 82–85]. Насильственные способы именовались магией или церемониальной магией. К ним относились: 1) приготовление тела чрез изнурение и очищение, 2) курение и вообще употребление веществ, «возбуждающее жизненных духов, раздражающее нервы, напрягающее силы имагинации» (при этом упоминались опиум, камфора и горячительные напитки) [Выбор: 36–37].

Что касается применения веществ, вызывающих измененные состояния сознания, то сложно сказать определенно, пользовались ими розенкрейцеры или нет. Однако внимание этой теме они уделяли. Например, в «Книге рецептов» сохранился довольно большой рассказ «действие Хашиша» [Книга: 10–23]. В том же сборнике рецептов можно найти интересный рецепт «Курительный порошок, психически действующий и дающий иногда, если человек хорошо подготовлен, необыкновенный сон» [Там же: 38]. Приведем рецептуру: «1. Родосского дерева – 3 золот[ника]; 2. амбры – 3 золот.; 3. мастики – 3 золот.; 4. мушкат. ореха – 3 золот.; 5. гвоздики – 3 золот.; 6. розоваго листу – 3 золотника;

7. мускуса – 1 грамм; 8. белого ладана – 1 зол.; 9. тимианной корки – 2 золот.». Однако действие этого порошка, судя по рецепту, могло иметь эффект только в случае сопровождающей его духовной практики: «Читай известные псалмы для получения благословения; прочти “Отче наш!”, произнеси сердечную молитву, выраженную собственными словами, Св. Ангелу Хранителю, и на ночь кури следующим порошком» [Там же: 38]. Таким образом, розенкрейцеры пытались связать нетрадиционные мистические техники с христианской мистикой.

Выводы

Российские розенкрейцеры уделяли огромное внимание мистическому опыту и практикам, оставив после себя множество свидетельств. К сожалению, соответствующие источники до сих пор не были введены в научный оборот. Их анализ показывает, что мистицизм для розенкрейцеров не был всего лишь набором идей, сухой доктриной и абстрактным учением. Мистика была неотъемлемой частью жизненного мира розенкрейцеров.

Несмотря на многообразие форм мистического опыта в свидетельствах розенкрейцеров в моей выборке, можно попытаться выделить некоторые общие черты розенкрейцерской мистики. С одной стороны, это ее христианский характер: розенкрейцеры следовали в своих практиках учению христианских авторов (хотя и протестантов, а не православных); они опирались на тексты Священного Писания; в видениях им являлись персонажи христианской истории и мифологии. Идея амбивалентности духовного опыта и возможности искушений на мистическом пути также восходит к христианским источникам, например, к житиям святым. Обсуждение своего опыта с наставником и поиск критериев его подлинности также находится в русле христианской мистической традиции.

С другой стороны, мистический опыт в розенкрейцерских источниках тесно связан с масонско-розенкрейцерской образностью и символикой: в снах являются не только новозаветные персонажи, но и розенкрейцерские наставники; часто в снах и видениях встречаются масонские символы, книги, ритуалы, здания и др.; наставления, полученные во время видений, также могут быть связаны с масонство. Очень важно, что само описание мистических переживаний строится исходя из розенкрейцерской модели мира и человека, а также на основе розенкрейцерских ритуалов и легенд: таким образом опыт как бы пропускается через «сито» категорий и образов масонско-розенкрейцерского языка.

Наконец, следует отметить действительно живой, спонтанный, индивидуальный характер розенкрейцерской мистики. Особенно это касается двух сюжетов: диалогов «молодого работника» с «внутренним учителем» и истории о «сожительстве» молодого масона с неким стихийным женским духом. Эти истории практически не находят аналогов в христианской или розенкрейцерской традициях, что является свидетельством их живого, «реального» характера (разумеется, речь идет о субъективной реальности мистика). Таким образом, все многообразие мистических переживаний в розенкрейцерских свидетельствах можно свести к трем основным формам: христианской, розенкрейцерско-масонской и индивидуальной. Разумеется, все они были тесно взаимосвязаны между собой, переплетаясь в рамках единого мистического нарратива.

СОКРАЩЕНИЯ

Ед. хр. – единица хранения. К. – картон.

Л. – лист(ы).

НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. – фонд.

ЛИТЕРАТУРА

Богданов 2005 – Богданов К. А. Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры XVIII–XIX веков. М.: ОГИ, 2005.

Видения – Видения. В 1789 году от 16 июня до 25-го, во время болезни секретаря Н. Г.: на тридцатилетнем возрасте. Писанные им самим после болезни // НИОР РГБ. Ф. 14. Ед. хр. № 898.

Выбор – Выбор из бесед Т[еоретического]. Г[радуса]. С[вободных].

К[аменщиков] // НИОР РГБ. Ф. 14. Ед. хр. № 247.

Дневные записки – Дневные записки одного молодого работника 1817. Симбирск 1823 //НИОР РГБ. Ф. 237. К. 27. Ед. хр. № 68.

Записи снов. Часть первая – Записи снов рукой неустановленного лица // НИОР РГБ. Ф. 13. К. 16. Ед. хр. №24.

Записи снов. Часть вторая – Записи снов 1832–1845 // НИОР РГБ. Ф. 13. К. 15. Ед. хр. № 24.

Извлечение – Извлечение из бумаг Т. С. // НИОР РГБ. Ф. 14. Ед. хр. № 243.

Книга – Книга рецептов // НИОР РГБ. Ф. 237. Ед. хр. № 62.

Кондаков 2012а – Кондаков Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России.

Теоретический градус соломоновых наук. СПб.: Астерион, 2012.

Кондаков 2012б – Кондаков Ю. Е. Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII – первой четверти XIX века. СПБ.: РГПУ, 2012.

Кучурин 2005 – Кучурин В. В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII – первой половине XIX в.: опыт междисциплинарного исследования // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры / Под ред. М. С. Уварова и В. Я. Фетисова. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 142–160.

Лекции – Лекции И. Г. Шварца. Москва, 1782 // НИОР РГБ. Ф 14. Ед. хр. № 681.

О снах – О снах и видениях // НИОР РГБ. Ф. 14. Ед. хр. №896.

Происшествие – Происшествие в болезни с одним известным человеком // НИОР РГБ. Ф. 14. Ед. хр. № 1897.

Сборник – Сборник снов и видений // НИОР РГБ. Ф. 147. Ед. хр. № 148.

Соколов – Соколов Семен Иванович. «Сон» // НИОР РГБ. Ф. 13. К. 7. Ед. хр. № 38.

Сон – Сон 1814 // НИОР РГБ. Ф. 13. К. 7. Ед. хр. №39.

Халтурин 2013 – Халтурин Ю. Л. Общение с духами в российском масонстве (по материалам «Сборника снов и видений») // Aliter. 2013. №1. С. 95–112.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!