Авторские системы в российской астрологии



В 1990-х гг. огромный интерес к оккультной литературе породил множество публикаций об астрологии. Это были не только репринтные издания дореволюционных книг, но и переводы на русский язык произведений западных астрологов. С появлением интернета обмен между адептами астрологии усилился, многие темы стали обсуждаться по электронной почте, и позднее, – на форумах. В 2000-х гг. интернет стал также неотъемлемой платформой для астрологического бизнеса, так как появились астрологи, дающие консультации в глобальной сети за определенную плату. На сегодняшний момент никого уже не удивляет, что почти у каждого практикующего астролога или астрологического центра есть свой веб-сайт, а нередко, и собственное издательство.

Посредством определенных нарративов современные российские астрологи пытаются восстановить связь с «прерванной традицией», которая, как они верят, была сильна в царское время и не исчезла во времена антирелигиозной политики в Советском Союзе. Согласно воспоминаниям очевидцев, одним из крупных астрологов позднего советского времени был Сергей Вронский (1915–1998). Как утверждают его ученики, Вронский был популяризатором немецкой астрологической традиции. При этом в 1980-х гг. он создал собственную русскую систему, известную под именем космобиологии, обучая учеников подпольно[77].

В постсоветский период был издан фундаментальный 12-томный труд Вронского «Общая астрология» (1998). Павел Глоба, ректор Авестийской школы астрологии (АША), тоже не считает себя астрологом-автодидактом, действующим самостоятельно, вне традиций, а утверждает, что астрологические знания ему передал его же дед, профессиональный астролог и врач Иван Гантимуров, репрессированный в первые десятилетия советской власти за инакомыслие [Tessmann 2005: 58–59].

Бесспорно одно: в конце 1980-х и в 1990-х гг. на постсоветском пространстве сформировалось большое количество течений, включая всевозможные вариации западной астрологии, а также созданные на основе некоторых религиозных традиций, таких как, например, буддийская, индуистская, православная и авестийская. Среди самых влиятельных фигур русских эзотерико-астрологических кругов, представленных в масс-медиа, можно выделить как минимум около десятка. Во-первых, это Павел Глоба (род. в 1953 г.), наиболее известный «волхв» в СМИ всего постсоветского пространства, основатель авестийской школы астрологии. Вторым можно назвать его коллегу Михаила Левина (род. в 1949 г.), руководителя Московской академии астрологии, основанной в 1990 г.[78], Сергея Шестопалова (род. в 1950 г.) из Санкт-Петербургской астрологической академии, зарегистрированной около 1989 г.[79], а также Александра Зараева (род. в 1954 г.), президентa Русской астрологической школы, и Бориса Бойко с Каринэ Диланян из Лиги независимых астрологов и Союза профессиональных астрологов, основанных в 1992 и 1997 гг. соответственно[80]. По-прежнему активна в СМИ бывшая жена Павла Глобы Тамара Глоба (Ерзина) (род. в 1957 г.). В 1990-е гг. издавал астрологические книги и известный астролог и целитель Авессалом Подводный (Александр Каменский) (род. в 1953 г.). Своей издательской и преподавательской деятельностью в сфере астрологии и карт Таро известен и Евгений Колесов (Het Monster) (род. в 1951 г.). Пожалуй, одним из старейших российских астрологов на сегодняшний день является Феликс Величко (род. в 1931 г.).

Прогнозирование коллективного будущего:

Темы, фигуры, метафоры

Не затрагивая проблему эффективности («сбыточности» или «несбыточности») астрологических предсказаний, я коротко остановлюсь на социально-антропологических аспектах и современных формах астрологического знания в России, а также попытаюсь проанализировать темы, фигуры и события, являющиеся смысловыми компонентами астрологических текстов. Под термином «астрологический прогноз» или «астрологическое предсказание» я понимаю вненаучное знание, направленное на создание определенного нарратива о будущем, в некоторой степени подобного утопическому [Hartmann, Vogel 2010: 23]. Коллекция текстового материала (преимущественно из прессы), которую я рассматриваю в этой статье, была мной подобрана на основе электронного архива постсоветских СМИ Интегрум, вмещающем в себя основную часть русскоязычной печатной и электронной журналистской продукции, начиная с середины 1990-х гг.[81]

Наиболее характерные типы астрологических предсказаний, встречающихся в российских СМИ: (1) образцы индивидуальной астрологии, в ее популярном проявлении (гороскопы на каждый день, неделю, месяц и год); и (2) предсказания в сфере социальной (мунданной) астрологии, цель которых – прогнозирование в сфере экономики и политики. В данной статье речь пойдет о втором типе астрологических предсказаний, т. е. о мунданной астрологии, в ее современной российской модификации. Термин «мунданная астрология» происходит от лат. mundus, что обозначает «мир» и подразумевает под собой направление в астрологии, задачей которой является исследование влияния планет и их циклов на народы и государства, а также предсказание/прогнозирование как мировых, так и национальных политических и культурных событий и тенденций.

Поводы для мунданного прогнозирования могут быть различными. Можно говорить о программных астрологических публикациях, таких как, например, «Астрологическая хроника будущего: Мир, Россия, Петербург» [Тимкина, Черников 2003], а также о непосредственных реакциях на события, как-то: напряженные политические (вооруженные конфликты, войны, терроризм) и экономические (кризис, реформы) ситуации, высказанные в различных астрологических интервью. Одним из дискурсивных событий, переросшим впоследствии в особый жанр, возникший в 1990-х гг. и укоренившийся в СМИ до сих пор является «новогодний прогноз на следующий год». Более известные астрологи (такие как Глоба и Левин), устраивают также предновогоднюю астрологическую пресс-конференцию, на которой журналисты могут задать вопросы о грядущих событиях. Темы, затрагиваемые на таких мероприятиях, могут варьироваться от внешне- и внутриполитических до бытовых предсказаний, но все же первые в значительной степени преобладают.

Журналистская продукция, включающая астрологические предсказания, представлена большей частью двумя жанрами: 1) интервью с астрологом (сюда относится также недавно практикующаяся форма ответов на вопросы пользователей онлайн), и 2) сопоставление различных мнений экспертов (среди которых также присутствует астролог) по отношению к какому-либо событию.

Все вышеперечисленные, а также другие популярные в масс-медиа астрологи разрабатывают политические прогнозы, распространяемые российскими СМИ, а также СМИ всего постсоветского пространства путем дублирования российских источников. В своем дальнейшем изложении я ограничусь общим анализом параметров публичного астологического прогноза: 1) представлением о качественно новом и конечном в истории; 2) астрологическими авторитетами и 3) дискурсом о будущем России.

1) В первом случае речь пойдет об астрологической интерпретации исторического процесса, где важными фигурами современного астрологического мэйнстрима в России выступают эсхатологические идеи. Планетарные циклы в глазах астролога управляют историей, а их астрологическая интерпретация помогает понять, каким образом это происходит.

Если же проанализировать отношение к прошлому, то характерное для астрологических практик стремление объяснить причины интеллектуальных аномалий, таких как талант и психические патологии сошедших со сцены истории гениев и тиранов, формирует в астрологическом метадискурсе представление об историческом процессе как о веренице изобретений в русле прогрессивного развития человечества. Тем самым астрология утверждает историю как результат принятия решений «избранных», отодвигая на задний план жизнь «обычного» человека.

Что касается будущего, астрологические прогнозы, представленные в СМИ, вынуждены в своем большинстве оперировать модусом «близкого» будущего: с одной стороны, чтобы манифестировать авторитет профессиональных толкователей, способных извлечь из собственных астрологических расчетов точный диагноз текущих событий, а с другой, – чтобы удержать интерес аудитории. К тому же такое кратковременное прогнозирование, направленное на толкование политических событий (например, исход президентских выборов), вероятно, может быть использовано масс-медиа и в предвыборных кампаниях отдельных политиков. Насколько астрологи сознательно являются проводниками таких идей – не совсем ясно. С другой стороны, очевидно, что астрологическая аргументация в пользу какого-либо политика вносит свою лепту в формирование позитивного имиджа[82].

Пожалуй, большинство астрологов не будет оспаривать распространенное мнение, что 1990-е и 2000-е гг. были переломными моментами в истории постсоветского пространства, началом «новой», качественно отличающейся от прежних, эпохи. Представление о таком переломном моменте известно в «культовой среде» западных стран, начиная с 1960-х, оно получило название «Нью-эйдж» («Новая эра»). Надо отметить, что именно эта тесная связь между волной «новых» религий в 1970–1980- х гг. и астрологическим учением о смене зодиакальных эпох, вызванной астрономическим фактом – прецессией земной оси и смещением точки весеннего равноденствия из знака Рыб в знак Водолея, является уникальной характеристикой эзотерического ландшафта современности. Подводный, к примеру, утверждает, что «вместо материализма начинается эпоха более тонких духовных технологий» [Че 2001].

Как в датировке новой точки отсчета, так и в характеристике качественных отличий нового отрезка в истории, нет единого мнения.

Например, Павел Глоба обозначал начало эпохи Водолея[83] появлением кометы Шумэйкера-Леви 9 25 марта 1993 г. [Tessmann 2005: 86]. Комета находилась на орбите Юпитера, после чего в 1994 г. она распалась на множество частей[84], притянутыми Юпитером. Другими датировками эпохи Водолея были также 2003 и 2008 гг. (Павел Глоба), 2000 г. (Борис Израитель), 2002 г. (Александр Зараев) и т. д.

Относительно апокалиптических идей, которые с энтузиазмом тиражируются СМИ, как это было в декабре 2012 г., когда ожидался «конец света», якобы предсказанный индейцами майя, российские астрологи регулярно высказывают скепсис и иронию. Глоба отрицал какую-либо возможность предсказать последний день, а по мнению Левина, «понятие конца света весьма относительное» [Сигила 2012].

2) Характерно, что в публичном дискурсе пророчеств для различных народов и стран астрология не довольствуется только своими методами: она опирается на другие оккультные практики, такие как ясновидение и провидение. Кроме собственных разработок, астрологи по-новому интерпретируют пророчества провидцев, таких как известный всему миру Мишель де Нотрдам, или Нострадамус (1503–1566). Идею о достоверности пророчеств Нострадамуса разделяет большинство российских астрологов. По мнению Глобы, большую часть таких предсказаний можно толковать как события, происходящие во Франции, но некоторые из них можно распространить на весь мир. Эта спекулятивная идея привела Глобу к поиску своего ключа к пророчествам Нострадамуса [Tessmann 2005: 87].

Вторая загадочная фигура, которая используется для интерпретаций и приданию авторитета астрологическим предсказаниям в СМИ – неизвестный официальной науке средневековый предсказатель Василий Немчин. В отличие от француза, «русский Нострадамус» Василий Немчин пророчествовал исключительно о будущем России. Глоба ставит себе в заслугу открытие средневекового астролога, рукописи которого он обнаружил в «закрытых» архивах в Новгороде. Несмотря на то, что цитаты Немчина все еще остаются за рамками каких-либо научных исследований, Глоба утверждает, что тексты пророчеств можно датировать XVII в., так как он самолично держал рукопись и делал из нее выписки [Кузина 2007]. По его мнению, они были переписаны старообрядцами, вероятно с рукописей, возникших в XV в. Прозвище «Немчин» и другие западнославянские слова якобы указывают на то, что провидец родился где-то за пределами русского государства, или в Белоруссии, или в Литве.

В 1990-х гг., используя имя Немчина, Глоба делал следующие предсказания: после «белого медведя», проходящего через лабиринт, который был идентифицирован с первым российским президентом Борисом Ельциным (1931–2007), должен был появиться «карлик с черным лицом». Последний должен был указывать на Виктора Черномырдина (1938–2010), премьер-министра правительства Ельцина, но вскоре стал обозначать президента Владимира Путина (род. в 1952 г.), в силу последующего разъяснения, что, по понятиям XV в., человек с «черным лицом» являлся «шпионом», т. е. современным работником КГБ/ФСБ. Интересно, что Путин мыслился фигурой «переходной», так как в 2008 г. ожидался «рыцарь на белом коне», «белый человек», который займет президентское место и будет справедливо править Россией в течение последующих 10–15 лет. Очевидно, что после четырехлетнего президентского срока Дмитрия Медведева (род. в 1965 г., был президентом РФ с 2008 по 2012 гг.), и второго переизбрания Путина, другой кандидатуры не появилось.

3) Как правило, ни один публичный астролог не обходит своим вниманием будущее России, которое во многом видится утопичным. Нарративы патриотического и нередко националистического дискурсов, такие как русский мессианизм, можно проследить и в астрологическом прогнозе. Россия видится астрологам государством, способным коренным способом изменить жизнь человечества, так как она была создана под знаком Водолея и, следовательно, представляет собой «интересный полигон»; она – некая «база», где «человеческая цивилизация» должна найти «новые пути развития» решить задачи экологии и энергетики. Миссия России состоит в адаптации «молодой восточной цивилизации к умирающей западной» [Семенова 2007]. Анти-утопическое мироощущение и мировоззренческий пессимизм, как видно, чужды мунданной астрологии, если речь идет о судьбе мира и собственной страны.

Так, Подводный на вопрос «что ждет Россию в будущем?» отвечает: «... рискну кое-что предположить. Россия скоро преодолеет свои проблемы и станет могущественной страной, влияющей на мировой процесс, но вовсе не станет “демократией” западного образца <...> Нас ждет, я думаю, своего рода просвещенный феодализм, хотя и с некоторыми внешними признаками западной демократии, например, свободой выхода граждан в интернет. Диктатуры я не предвижу и кровавых методов подавления инакомыслящих тоже» [Че 2001].

Интересно, что для того, чтобы заглянуть в будущее, астрологи опираются на прошлые события российской истории, которые представляются реципиенту масс-медиа текстов в некой longue durée перспективе. Особенно типичны здесь параллели с царским и советским прошлым и экскурсы в эти эпохи. Нередки аналогии с поступками советских партийных лидеров, которые проецируются на современность и мыслятся как прямые закономерности российского развития. Так, например, Левин опирается в своей интерпретации современных политических событий в России на уже имевшие место в истории.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!