С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 60 страница



Толстой считал, что Наташа должна быть похожа на Таню не только поведением, но и внешностью. Он обратился с просьбой к художнику М.С. Башилову, делавшему эскизы иллюстраций к «Войне и миру»: «В поцелуе <поцелуй тринадцатилетней Наташи с Борисом Друбецким в цветочной - т. I, ч. I, гл. X. - Е.Н.> — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс? <...> я уверен, что вы, как художник, посмотрев Танин дагерротип 12-ти лет, потом её карточку в белой рубашке 16-ти лет и потом её большой портрет прошлого года, не упустите воспользоваться этим типом и его переходами, особенно близко подходящими к моему типу» (61: 152-153).

После замужества Кузминская почти каждое лето проводила с семьёй в Ясной Поляне. Толстой всегда был рад её приездам. В записной книжке осенью 1907 г. он отметил: «Приехала Таня Кузминская. Всегда рад ей».

Познакомившись в Ясной Поляне со многими известными людьми, друзьями писателя, Татьяна Андреевна продолжала общение с ними. В гостиной Кузминской бывали критик Н.Н. Страхов, художник Н.Н. Ге, П.И. Бирюков, В.Г. Чертков, В.В. Стасов, юрист А.Ф. Кони и многие другие. В её доме читали сочинения Толстого, в основном запрещённые цензурой. После этих чтений она всегда сообщала писателю о том, какие высказывались мнения о его сочинениях. Толстому, оторванному от городского общества, было очень важно знать эти отзывы. Благодаря Кузминской многое из неопубликованного всё-таки доходило хотя бы до какой-то части общества.

В 1880-е гг. под влиянием Толстого Кузминская написала два рассказа о крестьянской жизни: «Бабья доля» и «Бешеный волк». Их читал и редактировал сам писатель. 15-18 октября 1885 г. он писал автору: «Рукопись я тотчас же прочёл и одобрил... мне кажется, поправлять придётся очень мало: рассказ очень интересный и просто написанный». Рассказы были напечатаны в журнале «Вестник Европы» (1886. № 4 и 6).

На протяжении всей жизни Толстой имел в лице свояченицы благодарного слушателя, читателя, помощника, советчика, друга. Таня могла понять и разделить его встречи с «тёмненькими», которых он принимал в Ясной Поляне. Она могла развлечь и развеселить, когда грустно: «Мне всё скучно здесь, кроме моей работы и пенья Тани», -- писал Толстой Софье Андреевне (83: 56-57).

В письмах шуточного почтового ящика, который периодически устраивали Толстые, писатель заметил о Кузминской: «Татьяна Андреевна жива тем, что умеет нравиться, веселиться и заставить себя любить».

 

 

271

 

  В конце жизни Кузминская подвела итог: «Какая счастливая звезда загорелась надо мной, или какая слепая судьба закинула меня с юных лет и до старости прожить с таким человеком, как Лев Николаевич!.. Я была свидетельницей всех ступеней переживаний этого великого человека, как и он был руководителем и судьёй всех моих молодых безумств, а позднее - другом и советчиком. Ему одному я слепо верила, его одного я слушалась с молодых лет» (Кузминская. Ч. II. Гл. VI).

Последние годы жизни Кузминская провела в Ясной Поляне, там и скончалась. Похоронена она рядом с сестрой С.А. Толстой на Кочаковском кладбище.

 

 Е.В. Нелюбина

КУПРИН Александр Иванович (1870—1938) – писатель. Родился в селе Наровчатове Пензенской губ., в семье канцелярского служащего. Окончил Александровское военное училище в Москве, в 1890-1894 гг. служил в полку. Как писатель дебютировал ещё в училище, после выхода в отставку полностью посвятил себя литературе. Рассказом «Анафема» Куприн откликнулся на отлучение Толстого от церкви. После революции 1917 г. эмигрировал, в 1937 г. вернулся в Москву, полный новых творческих планов, опубликовал очерк «Москва родная».

Единственная встреча Куприна и Толстого состоялась 25 июня 1902 г. на пароходе «Св. Николай». Начинающий писатель признавался, что на Толстого он «глядел, как на чудо», и был поражён «чудесным зрелищем: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. Он шёл как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги». И Куприн «понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, — это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть». Он всю жизнь преклонялся перед Толстым и был уверен, что «власть его — подобная творческой власти Бога – останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете» (Куприн А.И. О том, как я видел Толстого на пароходе «Св. Николай» // ТВС. 2. С. 280-282).

Толстой почти всегда положительно отзывался о Куприне, говорил, что у молодого писателя больше таланта, чем у Горького или Андреева, отмечал его произведения «Allez!», «Ночная смена» и более поздние «В казарме», «Мирное житие», «Корь», «Гамбринус» и, в особенности, «Поединок»: «Да, Куприн хорошо пишет» (ЯПЗ. 1. С. 337). В дневнике Д.П. Маковицкого 9 октября 1905 г. записано: «Вечером читали вслух “Поединок” — повесть Куприна. <...> Л.Н. внимательно слушал, каждое не расслышанное слово переспрашивал. – Мне интересно описание военной жизни, — произнёс Л.Н. – Он хорошо знает быт военный». В эти дни Куприна читали почти каждый день. 12 октября: «Потом опять читал Л.Н. про смотр полка. Читал с пылом, с интересом, как если бы сам был молодым солдатом. Когда читал о том, как перед самым смотром солдаты должны были зубрить, как им начальники давали оплеухи, почти прослезился от произведённого на него впечатления. <...> Л.Н:. Новый писатель пользуется старыми приёмами. “Поединок” даёт живое представление о военной жизни».

Признавая большой талант Куприна, некоторые его огрехи Толстой списывал на молодость; не нравилось ему только, когда молодой писатель уходил в философию и либерализм. Лишь о повести «Яма» Толстой отзывался резко отрицательно из-за психологической фальши, чрезмерного натурализма и неопределённой авторской позиции. В последний год жизни Толстой часто возвращался к мыслям и разговорам о Куприне, перечитывал вслух понравившиеся произведения, восхищаясь его мастерством.

 С.А. Хомяков

КУРНОСЕНКОВ Андрей Петрович (1870-1924) – яснополянский крестьянин из беднейшей семьи. Женился, но взяли в солдаты, хотя заплатил колдунье деньги за освобождение от солдатчины. Отслужив, вернулся в Ясную Поляну. Родилось 12 детей. Эту семью Толстой посещал чаще других. Помогал деньгами, защищал от поборов, позднее материально помогала и А.Л. Толстая.

Характер у Андрея был ершистый, да и пристрастился к вину, пропадал где-то по целым неделям. Накопились большие недоимки. В ноябре 1909 г. за неуплату податей описали последнюю овцу. Жена Андрея обратилась к Толстому за помощью. В рассказе «Три дня в деревне. Подати» Толстой описывал ужасающую картину, которую он увидел в доме Курносенковых. Пятеро го-

 

 272

 

лопузых детей, муж-пьяница, старая покосившаяся избёнка, нервная, нуждой и трудами измученная жена. И тут же в сенях та самая последняя овца, за которой явились стражи порядка.

 

Н.И. Шинкарюк

 

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927) – художник. Учился в Академии художеств у И.Е. Репина (1896 – 1903). Мастер группы «Мир искусства». По характеру своего творчества Кустодиев – рассказчик. Его картины повествовательны, изобилуют бытовыми эпизодами, остро подмеченными сценками. Если перевести любой из его набросков, эскизов, картин на язык литературы, получится занимательный рассказ с увлекательным сюжетом. Собранные вместе, эти кустодиевские рассказы образуют большую книгу о России и её людях, о русском быте и пейзаже России. Каждая из его работ словно страница книги. Именно поэтому его таланту столь органична роль иллюстратора.

За 25 лет творческой жизни художнику довелось иллюстрировать многих русских писателей, в т.ч. Толстого. Иллюстрации Кустодиева напоминают самостоятельные картины. Его рисунки очень живописны, он работал в основном в тоновой иллюстрации, рисуя мягким итальянским карандашом, широко применял растушёвку, создающую тонкие градации света и тени. Его рисунки всегда отличались тонко продуманной композицией. Это относится и к иллюстрациям народных рассказов Толстого «Свечка» и «Первый винокур», которые он в 1905 г. выполнял по заказу Экспедиции заготовления гос. бумаг. «...Делаю иллюстрации к Толстому», — сообщал он в письме Ю.Е. Кустодиевой 7 сентября 1905 г. С ней же в письме 15 ноября 1911 г. художник делился впечатлениями от прочитанных произведений писателя: «...читаю Толстого, новые вещи мне очень нравятся, особенно «Дьявол», «Алексей Горшок» и «После бала», как всё сильно, красочно и удивительно молодо! И как это глубоко, особенно после всей этой теперешней размазни, которой наводняются все журналы наши теперешние знаменитые!»

Уже после революции, в 1925 г., он иллюстрирует рассказ «После бала». Усложняется техника исполнения, сам графический язык этих иллюстраций. В них начинает преобладать импровизационный момент.

Об отношении художника к Толстому вспоминал его сын: «Одним из наиболее ценимых писателей был Л.Н. Толстой; его “Казаки” и “Севастопольские рассказы” были любимыми произведениями отца. Но он говорил: “Хорош Толстой Лев, когда не проповедует, когда молод был и пользовался жизнью...”» (Кустодиев Б.М. Письма, статьи, заметки, интервью. Л., 1967. С. 300). Как-то в разговоре Кустодиев шутя заметил: «Под старость у каждого человека пробиваются наружу, в самом его облике, атавистические черты, лежащие глубоко в его натуре; так, например, аристократ Лев Толстой к старости принял облик русского землепашца...» (там же. С. 238).

  Искреннее тёплое отношение к Толстому художник сохранял до конца жизни, это чувствуется и в его письме к В.В. Воинову, написанном 4 июня 1923 г. в Гаспре, где когда-то жил Толстой во время болезни в 1901 г.: «Живём мы здесь очень хорошо... Живём в комнате, где жил Л.Н. Толстой в свой последний приезд сюда, -- помните, как-то он был за несколько лет до смерти в Крыму и именно здесь в Гаспре. Есть даже дорожка Толстовская, по которой он, видимо, здесь гулял» (там же. С. 171).

 Н.В. Зайцева

 

КУТЛЕР Фёдор Фёдорович (1828 — 1858) — служил на Кавказе и в Севастополе; офицер Куринского полка. 4 июня 1854 г. был тяжело ранен при захвате турецкого орудия, за что получил Георгиевский крест. В.А. Полторацкий в воспоминаниях так описал Кутлера: «Кутлер красивый, высокого роста, с каштановыми волосами и лазурево-голубыми, прекрасными глазами, отлично сложённый мужчина, из петербургского бомонда, попал к нам только благодаря необузданной страсти к картам; в один вечер он спустил в макао настолько крупный куш (свыше 200 тысяч рублей), что ликвидировал всё своё состояние для расплаты долга, а сам бежал на Кавказ в скромный Куринский полк» (Исторический вестник. 1893. № 5. С. 371). Толстой особенно сблизился с Кутлером уже в Петербурге зимой-весной 1856 г., а много позднее некоторые его черты придал одному из персонажей повести «Хаджи-Мурат» Бутлеру: это «высокий красивый офицер», «с красивой курчавой головой». «Главная причина его перехода из гвардии была та, что он проигрался в карты в Петербурге, так что у него ничего не осталось». Сама фамилия Бутлера явно указывала на его реального прототипа.

 Н.И. Бурнашёва

_____________

 

 

 

 

273

 

 

Л

ЛАВЕЛЕ Эмиль Луи Виктор де (1822-1892) – бельгийский экономист, социолог, историк; корреспондент и адресат Толстого. Углублённо изучал историю сельского хозяйства, отстаивал идеалы общинной жизни, в которой главную роль отводил союзам свободных и самоуправляющихся общин. Доказывал, что экономические законы не носят объективного характера, трактовал политическую экономию как «дело законодательства», как дисциплину, базирующуюся на юридических законах. Был противником идеи всестороннего гос. регулирования хозяйства.

Толстому была близка идейная направленность произведений Лавеле. О строе социальных и экономических взглядов Лавеле Толстой узнал из его книги «Современный социализм», с которой ознакомился, видимо, ещё до 1885 г. В яснополянской библиотеке сохранилась с пометами Толстого книга: Лавеле Э. Современный социализм. Пер. с франц. под ред. М.А. Антоновича. СПб., 1882. Считать, что Толстой к 1885 г. уже был знаком с книгой Лавеле, позволяет письмо к П.И. Бирюкову от 4 июля 1885 г., в котором он называет «прекрасным» его намерение издать отдельной брошюрой в «Посреднике» VI главу книги «Современный социализм» — «Роскошь и её отношение к морали, праву и политической экономии» (63: 269).

Толстой обращался к чтению произведений Лавеле в 1889-1890 гг. В январе 1889 г. он читал «Современный социализм», а в октябре присланную ему Лавеле «хорошую книгу “Le Luxe”» («Роскошь») (51:101). Полученная Толстым посылка с книгами Лавеле включала в себя ещё и книгу «Le vice legalise et la morale» («Узаконенный порок и мораль»). Обе книги сохранились в яснополянской библиотеке. О том, что Толстой познакомился и с книгой «Узаконенный порок и мораль», свидетельствует его ответное письмо Лавеле. В нём он сообщал, что «знаком с некоторыми» его трудами, «которые прочёл с интересом и пользой», что «высоко ценит» книгу «Узаконенный порок». Высказал Толстой и своё в высшей степени положительное отношение к книге «Le Luxe». Он писал: «Я <...> был счастлив найти там мысли, особенно для меня дорогие, — об ошибочных представлениях, составляемых людьми о ценности потребностей и о первостепенном значении нравственности в вопросах политической экономии» (65: 180).

Толстой включил одно высказывание Лавеле, разоблачающее преступность владения землёй, в сборники мыслей «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни».

 

 М.А. Лукацкий

 

ЛАЗАРЕВ Егор Егорович (1855 – после 1938) – крестьянин деревни Грачёву Бузулукского уезда Самарской губ. Народоволец, затем эсер. Корреспондент и адресат Толстого.

Толстой познакомился с Лазаревым в июне 1883 г. в своём самарском имении и признавал, что он «очень интересен. Образован, умён, искренен, горяч и совсем мужик – и говором и привычкой работать», — писал он жене 8 июля 1883 г. Лазарев стал прототипом Набатова в романе «Воскресение».

  За революционную деятельность Лазарева дважды арестовывали. Зимой 1884 г. Толстой посетил его в Бутырской тюрьме.

 

 

274

 

Сосланный в Сибирь, в 1890 г. Лазарев бежал из ссылки за границу. Возобновилась его переписка с Толстым, чему писатель был рад и высказывал Лазареву «большую симпатию». Лазарев написал «Воспоминания о Л.Н. Толстом» (опубликованы в 1922 г.).

 

 Н.И. Шинкарюк

 

ЛАМАНСКИЙ Владимир Иванович (1833—1914) — историк, филолог, этнограф, профессор Петербургского университета, с 1900 г. — академик Петербургской академии наук. Основатель известной школы славистов в Петербургском университете («школа Ламанского»). Автор свыше 400 научных работ и публикаций. По политическим воззрениям был близок к поздним славянофилам. Влияние работ Ламанского испытал на себе Д.П. Маковицкий в студенческие годы.

Ламанский — посетитель, корреспондент и адресат Толстого. В 1902 г. они виделись в Гаспре и Ясной Поляне. Несмотря на расхождения по политическим и религиозным вопросам, между ними сохранялись добрые отношения. В июле 1908 г. Ламанский послал Толстому сочувственное письмо по поводу статьи «Не могу молчать». В сентябре 1909 г. по просьбе Маковицного он прислал Толстому свои книги «Три мира Азийско-Европейского материка» (СПб., 1892) и «Государственные тайны Венеции» (СПб., 1884; на франц. яз.). В письме от 5 сентября 1909 г. он признался в своей ошибке: «В статье моей “Три мира” я легкомысленно и совершенно неверно выразился о Японии и Китае» (80: 90). Толстому действительно было неприятно несколько высокомерное мнение Ламанского об азиатских народах, перед мудростью которых писатель преклонялся. В ответном письме он отметил: «Очень рад был вашей оговорке о выраженном вами мнении о Китае. Мне всегда казалось, что европейцам более подобает и есть чему учиться у китайцев, чем наоборот. Я всегда питал великое уважение к свойствам китайского народа и складу их жизни» (80: 89-90).

 

 Ю.В. Прокопчук

 

ЛАМАРТИН Альфонс Мари Луи де (Lamartine; 1790-1869) — французский поэт, один из ярких представителей романтизма, обогативший французскую поэзию особой лиричностью и интимностью поэтического языка. Элегии Ламартина — это философско-поэтические размышления о бренности бытия, о любви и вечности Божественного начала. Учился в пансионе Пупье в г. Лионе и в иезуитском коллеже г. Белле. В 1810 г. стал членом Маконской академии, в 1814 г. вступил в полк королевской гвардии. В 1823-1829 гг. — секретарь французского посольства в Неаполе. С 1830 г. — член Французской академии, с 1833 г. — член палаты депутатов, сторонник умеренных либеральных реформ. В 1848 г. Ламартин получил пост министра иностранных дел и главы Временного правительства. При Второй империи подал в отставку и посвятил себя исключительно занятиям литературой. Ламартин — автор стихотворных сборников «Поэтические размышления» (1820), «Новые поэтические размышления» (1823), «Поэтические и религиозные гармонии» (1830), поэмы «Жоселен» (1836), «Истории жирондистов» (1847); автобиографической прозы «Грациелла», «Исповедь», «Рафаэль» (1849-1851), романа «Женевьева, или История служанки» (1851), а также публицистических работ по истории отдельных стран, в частности, «Истории России» (1855), трудов о Революции и Реставрации и др.

Первые упоминания о знакомстве Толстого с творчеством Ламартина относятся к 1851 г.: в дневнике с марта по май (тетрадь Г) он делал выписки из «Женевьевы», поэмы «Жоселен» и «Истории жирондистов». Его привлекло понятие воображения: «L’imagination est le miroir de la nature, miroir, que nous portons en nous et dans lequel elle se peint <Воображение есть зеркало природы, которое мы носим в себе и в котором она отражается»). Слова Ламартина приводят Толстого к размышлениям о природе гения, о том, что тонкое восприятие не всегда сочетается с умом и добротой, а главное — со способностью к воспроизведению собственного восприятия. Толстому близки и этические проблемы, которые Ламартин анализирует в своих сочинениях: отношение общества к смертной казни, Робеспьер и смертная казнь, революция и уничтожение аристократии, трагедия личности в переходную эпоху. Толстого больше волнует отношение к смерти отдельной личности, связь смерти с верой в Бога и добродетелью, поскольку «начало зла в душе каждого». Для Толстого гораздо важнее не только осознать пороки и недостатки людей, но прежде всего увидеть их в себе, найти смелость признаться в них самому себе и окружающим.

Толстой обращался к творчеству Ламартина на протяжении всей жизни. В библиотеке писателя сохранились «Поэтические размышления» и «Новые поэтические размышления» (1886) с его пометками и закладками. В 1904—1908 гг. Толстой выписывал мысли разных писателей

 

275

 

об истине, жизни, поведении. Цитаты из Ламартина вошли потом в «Путь жизни». Толстой называл Ламартина великим и возвышенной душой, но не принимал отдельные положения его поэтики и его взгляды. Так, в черновиках повести «Детство» он полемизировал с Ламартином о литературе для народа. Ламартин определил «Женевьеву» как роман для народа. Его заботило, что все произведения литературы пишутся для высшего круга, а народ, жаждущий просвещения, не имеет своей литературы. Толстой полагал, что замысел Ламартина в отношении «Женевьевы» не удался: «слова доступны как выражения мысли, но мысли недоступны». Он был против самой идеи заигрывания с народом и подлаживания под него. «Пускай идёт вперёд высший круг, и народ не отстанет; он не сольётся с высшим кругом, но он тоже подвинется». Полемику вызвал и вопрос о художественных средствах, используемых в литературе. Толстой замечал, что во французской поэзии часто встречается «сравнение описываемого предмета с драгоценными вещами». Пример — отрывок из Ламартина, когда стекающие с весла капли воды сравниваются с жемчужинами, падающими в серебряный таз. Подобное сравнение, полагал Толстой, уводит читателя слишком далеко от предмета описания: сравнение должно быть «верно и уместно, иначе оно действует совершенно противуположно». Но эти несогласия не могли повлиять на отношение Толстого к Ламартину. Он любил его сочинения и в трактат «Что такое искусство?» включил стихотворение Ламартина как образец произведений, «передающих самые высокие чувства, до которых дожили люди известного времени, но доступные только малому количеству людей».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!