OEuvres completes. T. XII. — Paris, 1834. P. 256–261. Цит. по: Ажеж К . Человек го-



Ворящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки. Изд. 2-е. — М., 2006. С. 189).

Вы меня понимаете ( франц . Vous me comprenez).

Ч у ж а я р е ч ь

326

Типе в качестве средства адаптации устной речи: ее особого вос-

Приятия слушателем, способного воспринимать слово по отдель-

Ным слогам). Это последнее свойство чужой речи хорошо отра-

жено в воспоминаниях В. А. Каверина «Освещенные окна»:

Фельдфебель командовал хрипло , самозабвенно , колонна шла ,

Отбивая шаг , и когда раздавалось протяжное « Кру - у ... » — все еще

Шла , хотя вот - вот должна была с размаху врезаться в решетку ...

« Гом ! » — радостно кричал фельдфебель , и , строго держа равнение ,

Колонна делала полный поворот .

Конструкции с чужой речью многообразны: основными, как

Было сказано, являются КПР (конструкция текстообразователь-

Ного типа) и ККР (конструкция синтаксического типа ). Послед-

Няя, кстати, может быть представлена не только изъяснительным

Сложноподчиненным предложением, но и его бессоюзным анало-

гом, ср.:

Все говорят : нет правды на земле ( А . С . Пушкин );

Мой друг Сельвинский говорит ,

Что ямб изжил себя ( В . М . Инбер ).

Кроме этих основных конструкций, многие исследователи

Выделяют еще 1) категорию несобственно-прямой речи, а также

Так называемую «тематическую речь».

Несобственно-прямая речь ( НПР ) — категория стилистики 8 .

Она характеризуется включением в авторскую речь элементов

Речи персонажей в том или ином объеме, начиная от отдельного

Слова и словосочетания до предложения или даже ССЦ (с вкрап-

Лениями «персонажных» слов). Вот одно из определений сути

Этого явления: «Несобственно-прямая речь — одна из тайн писа-

Тельского мастерства: она позволяет проводить тенденцию автора

Скрыто, часто незаметно для читателя, воплощая ее в образы, тем

Самым способствуя реализации требований, которые предъяв-

Ляются к любому произведению искусства: тенденция должна

Так квалифицирует эту категорию Л. А. Соколова, называя ее не несобст-

Венно-прямой, а несобственно -авторской речью.

Ч у ж а я р е ч ь

327

Вытекать из образов. Прием несобственно-прямой речи позволяет

Освещать одно и то же явление одновременно с разных точек

Зрения (с точки зрения субъективной и объективной), благодаря

Чему оно приобретает большую глубину» (И. И. Ковтунова).

Как любая стилистическая категория, несобственно-прямая

Речь имеет свою историю; существовала она отнюдь не всегда.

Первые провозвестники НПР находим уже у Пушкина.

Вспомним хотя бы сцену дуэли, где в прямой речи Евгения Оне-

Гина появляется характеристика Гильо «малый честный», которая

Затем с минимальным изменением (порядок слов) вводится в

текст авторского повествования, выделяясь при этом курсивом:

«Хоть человек он неизвестный,

Но уж, конечно, малый честный».

Зарецкий губу закусил.

Онегин Ленского спросил:

«Что ж, начинать?» — «Начнем, пожалуй», —

Сказал Владимир. И пошли

За мельницу. Пока вдали

Зарецкий наш и честный малый

Вступили в важный договор,

Враги стоят, потупя взор.

Однако это еще не НПР в собственном смысле — это лишь

Цитирование автором слов персонажа, причем с явной иронией,

Которая и подчеркивается курсивным выделением. Ирония и

Шрифтовое выделение подчеркивают дистанцию между речью

Автора и речью персонажа; между тем сущность явления НПР за-

Ключается в уничтожении этой дистанции.

Значительно ближе к НПР другой фрагмент той же главы

пушкинского романа — строфы X и XI:

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной

Так подшутил вечор небрежно .

А во-вторых: пускай поэт

Ч у ж а я р е ч ь

328

Дурачится : в осьмнадцать лет

Оно простительно. <…>

Он мог бы чувства обнаружить ,

А не щетиниться , как зверь ;

Он должен был обезоружить

Младое сердце. «Но теперь

Уж поздно; время улетело…

К тому ж — он мыслит — в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…»

Хотя Пушкин прибегает к выделению прямой речи при по-

Мощи кавычек, выделенные (нами. — Авт .) полужирным шриф-

Том фрагменты, не включенные автором в прямую речь персона-


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!