Тимофею 3:16-17 (курсив автора)



Я аргументировано показал, что закон не имеет никакого отношения к жизни верующего, однако Ветхий Завет — это сокровище, которым не следует пренебрегать. Ветхий Завет открывает происхождение вселенной. Из него мы узнаем о падении человеческого рода и откуда в мире столько зла. Мы наблюдаем за историей общения Бога с Его народом. Мы становимся свидетелями того, что Он остается верен, невзирая на неверность людей. Мы наблюдаем за служением Божьих пророков и проявлениями Божьей милости. Мы узнаём, что Бог называет мудростью и чем она отличается от человеческого понимания этого слова. Мы открываем первые указания на грядущего Мессию и полнее понимаем, каким образом в Иисусе исполнились эти пророчества.

Ветхий Завет предлагает то, что мы не можем получить в Новом. Он всестороннее показывает, как Бог положил начало взаимоотношениям с человечеством и как мы сделали все, что могли, чтобы разрушить их. То, что совершил Христос, впечатляет гораздо больше на фоне того, как отвратительно люди вели себя по отношению к Богу. Как великодушен был наш Бог на протяжении всей истории человечества!

Мы также не можем забыть, что обещание Нового уходит корнями в Старое. Бог сказал Аврааму, что через свое семя (Иисуса) Авраам станет отцом множества народов. Обетование о приходе спасения для многих народов было дано в Ветхом Завете задолго до прихода закона.

Пренебрегать Ветхим Заветом — это то же самое, что прикрывать большую часть Божьего портрета, который рисовался на протяжении тысячелетий. Однако его важно читать и толковать в контексте. В Ветхом Завете мы видим Бога, наказывающего израильтян за их грехи. В Новом Завете мы узнаем, что Бог наказал Иисуса за наши грехи. В Ветхом Завете описано, как Бог забирает Свое присутствие у Своего народа. В Новом Завете мы видим, что Он никогда не оставит и не покинет нас. Даже человек по сердцу Божьему Давид умолял Бога, чтобы Тот не отнимал Своего Святого Духа. Давид просил:

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня»

(Псалом 50:13).

В Новом мы ни разу не находим, чтобы апостолы просили о подобном. По эту сторону креста жизнь радикально отличается. Данную истину мы всегда должны осознавать, изучая Ветхий Завет. Мы читаем об ограничениях в питании, однако не должны жить по ним. Мы читаем об обрядовых постановлениях, но нам нет нужды исполнять их. Мы читаем о требованиях наподобие соблюдения субботы и десятины, однако мы не связаны ими. Тем не менее эти ограничения, уставы, требования и заповеди дают нам более полное понимание всей ценности того, что для нас совершил Иисус.

 

История берет начало в саду, где женщина откусила от плода, предложенного змеем (Бытие 3:6). Считаете, она поступила злонамеренно? Вовсе нет. Думая, что Еву двигало желание совершить зло, мы ошибаемся. Ничто не может быть дальше от истины. Чего Ева в действительности хотела, так это — избегать зла и делать добро. Другими словами, она хотела делать то же, что и Бог: выбирать самостоятельно, имея возможность различать зло и сохранять добродетельность.

Вопрос Жизни и смерти

В Эдемской истории мы видим нашу потребность в настоящей жизни, а не просто в наборе инструкций о том, как жить. Однако мы можем распознать это не только в книге «Бытие». Просто удивительно, как начинают бросаться в глаза некоторые слова Писания, как только мы узнаём об их истинном смысле. Слова наподобие «жизнь» и «смерть» буквально выскакивают со страниц, когда мы начинаем видеть, что христианство не предназначено для того, чтобы удовлетворить потребность падшего человечества в религии.

Некоторые рассматривают христианство как ,программу по улучшению поведения, однако Эдемская история показывает, что причиной духовной смерти стало именно желание улучшить поведение. Наша проблема — не в недостатке нравственных законов. Мировые религии и даже многие нерелигиозные течения изобилуют социально и морально приемлемыми программами по улучшению поведения. Многие из них могли бы принести нам несомненную пользу, если бы наша основная потребность заключалась просто в моральном кодексе для руководства в принятии жизненных решений.

Библия учит совершенно другому, что главная проблема человечества — не в том, что мы делаем, а в отсутствии жизни, когда мы делаем это. Павел описывает нашу проблему следующим образом:

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

Римлянам 5:12 (курсив автора)

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим...

Ефесянам 2:1

Диета для мертвеца?

Представьте себе, что, проезжая по дороге, вы заметили лежащего на обочине мужчину. Вы решили остановиться и выяснить, что с ним. Как только машина остановилась, вы выпрыгиваете из нее и подбегаете к мужчине. Вы пытаетесь нащупать пульс, но он отсутствует. Мужчина, по-видимому, умер от сердечного приступа. Что делать? Судя по внешности мертвеца, вы приходите к выводу, что бедняга, должно быть, страдал от сердечной недостаточности из-за многолетнего неправильного питания. Вы сразу же вскакиваете на ноги, подбегаете к своей машине, достаете оттуда книгу о диетах и, направляясь обратно к телу, начинаете громко читать важную информацию: «Глава 1. Правильное питание для здоровья и крепкого сердца!».

Абсурдная ситуация, не правда ли? Никакая информация о правильном питании не сможет воскресить этого человека. Он уже умер. Единственным действенным решением для него было бы где-то раздобыть новую жизнь. Аналогичным образом никакое образование не изменит сердце духовно мертвого человека. Единственным средством от смерти является жизнь:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи.

 

Колоссянам 2:13 (курсив автора)

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены.

Ефесянам 2:4-5 (курсив автора)

Бог знал нашу реальную нужду, и Он восполнил ее через Христа, предложив нам жизнь2. Закон или любая другая нравственная система никогда не сможет предложить нам эту жизнь. Хотя некоторые думают, что закон решает их проблему, в действительности он приносит только большее осознание смерти. Как уже было показано выше, закон — не вдохновитель, а суровый критик. Он позволяет осознать наличие проблемы в самой нашей сущности. Даже после наших отчаянных усилий обуздать свое поведение закон всегда на месте, чтобы тем или иным образом осудить нас.

Апостол Павел признается, что считал закон наивысшим духовным опытом, и, в конце концов, он был горько разочарован, осознав себя внутренне пустым:

«Заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти»

(Римлянам 7:10).

Почему Иисус поступал так?

Почему Иисус, казалось бы, целенаправленно настраивал против себя фарисеев и других религиозных лидеров?

Почему Он злил их на протяжении всего Своего служения?

Он исцелял в субботу, и они Его за это ненавидели. Он переворачивал их столы с деньгами, и они презирали Его за это. Он называл их змеями, хотя это определенно не способствовало установлению взаимопонимания. Иисус поступал так, чтобы показать разницу между настоящей жизнью и фальшивой методикой модификации эгоцентричного поведения.

Что к моменту прихода Иисуса произвели в еврейском обществе столетия жизни под законом? Фарисейские обряды и практики, которые были так же далеки от целей Иисуса, как небо от земли. В то время, как фарисеи разгуливали по городским улицам, осуждая проституток и пьяниц за их откровенно греховное поведение, Иисус заводил дружбу с этими людьми.

Иисус был мягким, милостивым и добрым по отношению к грешникам, в то время как фарисеи были с ними резки, грубы и надменны.

Похоже, единственными, кто вызывал гнев Иисуса, были религиозные лидеры Его времени. Но почему?

Потому что учителя закона не были честны ни с самими собой, ни с окружающими.

Во-первых, разбавив силу закона для того, чтобы состряпать приятную на вкус микстуру, они нарисовали иллюзию духовного успеха под законом. Во-вторых, добавив собственные уставы, они били себя в грудь, претендуя на звание духовной элиты. Иисус ненавидел лицемерие, а закон приводит только к двум последствиям: к поражению, если вы честны, и к лицемерию — в противном случае. Через Свое воскресение Иисус, в конце концов, предложил Своим современникам-евреям настоящую жизнь. Религиозные же фанатики Его дней противодействовали Ему, поскольку делали вид, что уже обладают жизнью. Однако Сам источник жизни видел все их шарады насквозь.

 

Часть 3

Переступая границу

Крест - центральное событие во времени и вечности,  и ответ  на все  проблемы в них обоих .

Освальд Чемберс

Как вы думаете, как бы отреагировал ваш отец, разыграй вы перед ним сценарий «блудного сына»?

Напомню, что блудный сын попросил свою часть наследства раньше времени, чтобы насладиться жизнью, не откладывая в долгий ящик. «Пап, я тут подумал... Может, ты отдашь мне, что причитается по завещанию, еще при жизни?». В наши дни, без вариантов, у вас ничего бы не получилось. Может, в итоге вам бы и дали какую-то сумму, но только не из наследства. Адвокаты пресекли бы все ваши поползновения еще в зародыше. Получение чего-либо, но завещанию до тех пор, пока не подтверждена смерть его автора, — противозаконно. Интересно, что об этом же сказано в Послании к евреям:

Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

Евреям 9:16-17 (курсив автора)

К чему весь этот разговор о завещаниях, законодательстве и наследстве? Здесь автор проводит аналогию между вступлением в силу завещания и завета. По сути, «завещание» и «завет» — разные переводы одного и того же греческого слова.

Эта авторская аналогия и игра слов служит иллюстрацией одной важной истины. Завет точно так же, как и завещание, не вступает в силу без смерти. Это означает, что началом Нового Завета стало не рождение, а смерть Иисуса.

Как вы понимаете, данный факт влечет за собой несколько крайне важных выводов. Во-первых, Новый Завет фактически начинается не с первой главы Евангелия от Матфея, и вообще — не на страницах Библии. Он начинается в исторический момент пролития крови Иисусом.

Кровь не была пролита в первой главе Евангелия от Матфея, а жертвенная смерть не совершилась в яслях. Все изменило не рождение нашего Спасителя, а Его смерть, вдохновившая апостолов провозглашать о том, что «древнее прошло, теперь все новое».

Как отметил Павел, Иисус «родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Галатам 4:4-5). Таким образом, Иисус жил тридцать три года на планете Земля в окружении тех, кто по прежнему существовал в системе Старого, а не Нового!

Тогда где же нам искать начало Нового? Новое впервые проявилось в день Пятидесятницы, о чем засвидетельствовано в книге «Деяния»2. Послания же апостолов, обращенные к церкви, учат нас жизни в Новом.

Настоящее начало

Когда мы пытаемся смешивать Старое с Новым, у нас получается противоречивый завет собственного изобретения. Именно по такому воображаемому завету я жил многие годы. Поскольку в нем присутствовали некоторые элементы Нового, он не убил меня сразу же. Вместо этого он позволил мне медленно умирать.

 

Я принял систему верований, которая, по сути, представляла собой сбалансированную смесь Старого и Нового. Я не страдал от строгости всего закона, но и не наслаждался безусловной Божьей благосклонностью. Так что прошли годы, пока моя система взаимоотношений с Богом, наконец, рухнула.

Читая это, вы, возможно, думаете: «Ну, у меня нет таких проблем. Я никогда не мучился вопросом, нахожусь я под законом или нет. Я всегда знал, что свободен». Возможно, вы и правы, но дело в том, что я тоже так думал! Я бы никогда не сказал, что мне необходимо исполнять еврейский закон. Мне такое и в голову не приходило. Я стал заложником вовсе не закона Моисея. Я пытался жить по собственной современной форме закона.

Направив свои антенны в окружающий меня христианский мир, я перехватил едва различимое послание о том, что для сохранения Божьей благосклонности ко мне необходимо выполнять определенные требования. Этот набор «ты должен» (читать Библию, свидетельствовать о Христе, участвовать в делах церкви) был мерилом, с помощью которого я определял свою значимость и положение. Подобные критерии служили точным способом определения правильности моих взаимоотношений с Богом.

Аннулирован

Если мы — под Новым Заветом, то что делать с Ветхим? Есть ли ему еще место в нашей жизни? Что говорит по этому поводу Писание? Послание к евреям отвергает идею смешивания этих двух заветов:

...Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Евреям 10:9-10 (курсив автора)

В Новом Завете мы находим, что теперь наш статус — святые Божьи дети. Первый (Ветхий) завет был аннулирован, поскольку он никого не сделал совершенным. По большому счету, это была система, основанная на делах, и никто не смог действовать в ней так, чтобы соответствовать ее стандартам!

Представьте, что вам пришлось бы всю жизнь выполнять все, написанное в законе. Это напоминает хождение по ломкому льду. Просто ужасно! По этой причине Старое теперь вышло из употребления. Оно было аннулировано ввиду нашей неспособности взаимодействовать с ним:

Говоря «новый», [БОГ] показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Евреям 8:13

Отмена же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Евреям 7:18-19

О чем говорит автор Послания к евреям? Старое «немощно и бесполезно» в своих попытках усовершенствовать нас. Сегодня у нас есть лучший вариант - Новое. Эта новая система, появившаяся благодаря смерти Иисуса Христа, действительно эффективна. Она помещает нас в позицию совершенства, хотя наши поступки и не совершенны. Только через Новое мы можем по-настоящему приблизиться к Богу.

Если я чувствую отдаление от Бога, то только потому, что я оценил сам себя и оказался недоволен результатом. Это ведет меня к уверенности, что Бог оценивает меня по тому же стандарту. В результате я прихожу к ошибочному заключению, что Он далек от меня. Как же мне, по логике вещей, опять приблизиться к Нему? Очевидно, единственный вариант — попытаться достичь большего, чем мне удавалось до сих пор.

Однако Писание четко говорит: единственный способ приблизиться к Богу — это Новый Завет. Всякий другой путь — подделка, которая неизменно коренится в надуманных параллелях с человеческими взаимоотношениями и мотивируется сиюминутными чувствами.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Матфея 5:21-22 (курсив автора)

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам,что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Матфея 5:27-28 (курсив автора)

Что делал Иисус, говоря о законе? Он усиливал его подобно тому, как двухсторонне зеркало

увеличивало изъяны на моем лице. Иисус с помощью закона показал религиозным лидерам, в каком

именно положении они находятся.

Зачастую мы пытаемся напрямую применять к нашей жизни каждое сказанное Иисусом слово, не учитывая того, к кому и с какой целью Он обращался. Однако контекст сурового учения Иисуса необходимо рассматривать в свете границы, проведенной между Старым и Новым. Не забывайте, что

Христос родился и жил в эпоху Ветхого Завета (закона):

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Галатам 4:4-5 (курсив автора)

Иисус родился под законом. Его слушатели были подзаконными, и они нуждались в избавлении. Но что бы сказал Иисус о современной Ему религиозной системе? Похвалил бы Он Своих слушателей за их достижения? Оставил бы их довольными существующим положением вещей? Или же вместо этого указал бы на их немощные попытки исполнить закон? Естественно, Он сделал последнее. В противном случае, какая бы им была польза от того, что Он совершил на кресте?

Итак, Иисус показал тщетность жизни под законом. Он восклицал: «Выбей себе глаз и отрежь себе руку, если ты действительно хочешь исполнить закон» (Матфея 5:29-30). Тем самым Его слушатели-евреи оказывались на распутье. Они должны были выбрать, что им делать дальше: продолжать усердствовать или сдаться.

Как вы думаете, какой реакции ожидал Иисус, переворачивая зеркало, чтобы они могли увидеть увеличенными свои грязные лица?

Только сдавшись, они могли стать на радикально новый путь. Истинное намерение Иисуса, наверное, наиболее ясно показано в истории с богатым юношей. Этот человек делал все, что в его силах, чтобы исполнить закон. Иисус, взглянув на него, проникся к нему симпатией. Тогда почему же Иисус указал именно на то, что этот юноша не мог сделать? Почему Иисус отправил его огорченным?

Он же [юноша] сказал Ему в ответ: Учитель! все это [заповеди] сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему; одного тебе недостает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Марка 10:20-22

Должны ли мы выставить свое имущество на аукцион, чтобы войти в Царство? Иисус ведь сказал, что мы должны это сделать, не так ли? Однако это просто не согласуется с учением Нового Завета о спасении исключительно по вере. Давайте честно признаемся: невыполнимые учения Иисуса о том, чтобы «продать все, в случае необходимости отрезать часть своего тела, быть совершенным как Бог и превзойти фарисеев в своей праведности», несовместимы с пониманием спасения как Божьего дара.

Все противоречия снимаются осознанием границы, проведенной в истории человечества. Петр, Иаков, Иоанн и Павел писали послания о жизни в Новом Завете, годами же ранее Иисус учил о безнадежности жизни в Старом. Аудитория слушателей была другой, другим был завет, другим было и учение.

Убийственная проповедь

Барбара более десяти лет боролась с депрессией. Тяжелые жизненные обстоятельства сокрушили ее до такой степени, что у нее почти не осталось надежды. Однажды она увидела по телевизору получасовую программу нашей церкви, в которой я свидетельствовал о собственном сражении с чувством вины и беспокойством из-за необходимости что-то делать для Бога. Проблема Барбары настолько напоминала мою, что она решила позвонить мне. Мы поговорили с ней всего лишь пару раз, однако Барбара начала замечать определенные перемены. Изменилась ее самооценка, ее восприятие Бога и общий уровень активности в ее повседневных делах. Барбара рассказала, что чтение Библии всегда расстраивало ее. Она всегда видела там больше требований, которых она не исполняла. «Каждый раз, когда я брала в руки Библию, я чувствовала себя, словно провалила экзамен», — призналась Барбара.

Однако позже ситуация изменилась. Мы изучили несколько десятков отрывков Писания, говорящих о ее сущности во Христе, о ее свободе от требований закона и о безграничном прощении, которое она имеет во Христе. Как рассказала потом Барбара, начав размышлять над этими истинами, она почувствовала, как изнуряющая ее депрессия отступает.

Но однажды вечером Барбара вошла в мой кабинет с прежним понурым выражением лица.

Что случилось? — спросил я. Знаете, пока я читала те отрывки, что вы мне дали, всю неделю все было хорошо, — сказала она. — Но потом я решила почитать нагорную проповедь Иисуса, и после этого со мной что-то произошло. А, понятно, — ответил я. — Поверьте мне: то, что вы сейчас чувствуете — нормальная реакция любого искреннего, ревностного дитя Божьего на нагорную проповедь. Я рассказал Барбаре о существовании границы между Старым и Новым. Я объяснил ей, что суровое учение Иисуса, адресуемое религиозным людям, неизменно убивает. Барбара начала видеть разницу между тем, чему Иисус учил евреев, и тем, что предусмотрено для нее Богом в Новом. Ее лицо просветлело. Истина в очередной раз совершила свою работу. Можно легко отличить Старое от Нового по одной характерной особенности: Новое всегда освобождает. Хотя некоторые заявляют, что мы обязаны исполнять закон или отдельные его части, Павел, говоря об этом, не смягчает выражений: «Конец закона Христос, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:4, курсив автора). Впрочем, подмена правилами действия Святого Духа — явление далеко не новое. Почти две тысячи лет назад Павел был возмущен верующими, которых он лично учил. Они уклонились от простого послания «Иисус и ничего более». Павел эмоционально умоляет их пересмотреть свою позицию:

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Галатам 3:1-3

Позже в этой же главе Павел проясняет отношение верующего к закону: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством дето водителя» (Галатам 3:24-25). Закон вел нас к Христу. Каким образом? Выполняя роль эталона, по которому мы оценивали свою нравственность. И всегда видели, что не дотягиваем.

Божьим решением для нас стало оправдание и провозглашение нас праведными через совершенное Христом. Поэтому Павел просит нас подумать над следующим. Во-первых, как мы приняли Духа: по вере или благодаря закону? Во-вторых, чем теперь контролируются наши поступки?

Возможные варианты:

Когда преподаватели колледжа, где я учился, решили проводить экзамены в виде тестов с несколькими вариантами ответа, я облегченно вздохнул. Даже не зная предмета, можно было надеяться на шанс угадать правильный ответ. В Послании к галатам апостол Павел проверяет, насколько его читатели усвоили учение, которое он преподавал им на протяжении нескольких лет. При этом он упрощает им задачу, предоставляя несколько вариантов ответа.

Если бы Павел переписал этот фрагмент своего послания в виде теста, это могло бы выглядеть так:

Вопрос 1.Как вы были спасены?

Через соблюдение закона.

Через веру в услышанное.

Вопрос 2. Каким образом вы намерены возрастать?

Благодаря человеческим усилиям

Благодаря Святому Духу

Используя подобный набор вопросов, Павел убеждает христиан продолжать так же, как они начали. Они начали с веры и открытости действию Святого Духа. Спасение не имеет никакого отношения к закону. Подобным ли образом зрелость во Христе не достигается человеческими усилиями.

Павел подчеркивает, что закон не должен быть нашим надзирателем. О чем здесь говорит Павел: о спасении или о повседневной жизни? И о том, и о другом. Прежде всего, мы были спасены через веру в услышанное. Теперь, когда мы спасены, наша повседневная жизнь направляется не законом, а верой в пребывающего в нас Христа. Святого Духа внутри нас более чем достаточно для получения жизни, которая была немыслима под законом:

«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Галатам 5:18).

Секретная формула

Итак, если Писание говорит, что закону нет места в жизни верующего, то возникает логичный вопрос:

«ЕСЛИ не закон, то, что же тогда является нашим нравственным руководством?». Как христиане, мы исполнены природного желания вести себя правильно. Фактически именно желание угождать Богу побуждает некоторых людей избирать ошибочный образ жизни под законом. К счастью, Бог, выведя нас из-под закона, не мог оставить нас ни с чем. Если мы веруем, то в нас обитает Святой Дух. Когда мы полагаемся на Него, Он приносит через нас плод.

Однако важно понимать, какую именно «систему» использует Святой Дух вместо закона. Он действует в совершенно другой системе под названием «благодать». Различение действия Святого Духа в нашей жизни требует основательного понимания благодати. Тем не менее, зачастую наше представление о благодати ограниченно и сводится к понятию милости. В этом случае типичное определение слова « благодать » звучит примерно следующим образом:

«Это ослабление или отмена наказания за совершенный проступок». Благодать часто рассматривают как реакцию на грех — что-то наподобие помилования человека, приговоренного к смертной казни. Однако Новый Завет дает гораздо более обширное понимание благодати. Обратите внимание, что она совершает в жизни христиан:

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас,чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.

Титу 2:11-12 (курсив автора)

Благодать — это система, которую использует Святой Дух для нашего ежедневного наставления и обучения. Она никуда не исчезает и не зависит от того, согрешили мы недавно или нет. Мы беспокоимся, что отсутствие закона приведет к тому, что наш образ жизни выйдет из-под контроля. Эта обеспокоенность вполне естественна, однако она противоречит тому, что Писание говорит о действии благодати. Благодать — это не просто терапия от греха. Она фактически - средство полного избавления от греха!

Ставя под сомнение действенность благодати в нашей жизни, мы оскорбляем Божью мудрость. Неужели Он возвестил бы людям Новый Завет, который не только разрешает грех, но и фактически способствует ему? Неужели Бог заблуждается, считая, что благодать действительно мотивирует нас к благочестивой жизни?

Секрет заключается в том, что благодать выключает нашу гордость. Устранение закона из нашей жизни означает, что нас больше ничто не подстрекает контролировать свое поведение собственными силами.

Закон стимулирует человеческие усилия. Он поощряет нас полагаться на ресурсы вне Христа. Однако безусловное принятие сводит человеческие усилия на нет и позволяет Святому Духу проявляться через нас так, как Он того хочет.

Больше всего на свете мы боимся потерять контроль над собой и обстоятельствами, однако мы не были сотворены для контроля. Самообладание всегда было неотъемлемой характеристикой Святого Духа. Он живет внутри нас именно для того, чтобы давать тот самоконтроль, которого, как мы боимся, нам не будет хватать под благодатью. Павел поощряет нас в Новом Завете уповать на благодать, цитируя слова Самого Иисуса:

Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

2 Коринфянам 12:9

Иисус явно не боялся последствий избытка благодати в жизни Павла. Благодать — это не просто реакция на грех. Она сама суть Нового. Она позволяет Иисусу осуществлять через нас то, что необходимо в данный момент. Услышав это божественное заявление о благодати, Павел делает вывод о том, что в его жизни будет действовать Тот, Кто выше его. Иисус совершит то, чего не смог бы Павел. То же самое относится и к нам сегодня.

 

Синдром свободы

ЛЮДИ, отсидевшие длительные сроки заключения, после освобождения нередко испытывают психологические трудности. Они уже привыкли к ограничениям тюрьмы. В каком-то смысле стены и решетки создавали для них чувство безопасности. Им говорили, когда идти мыться, когда — обедать, когда — на прогулку, а когда — спать. Под неусыпным оком охранников регулировался каждый аспект их жизни.

Оказавшись на свободе многие чувствуют себя не в своей тарелке. Вдруг выясняется, что им самим надо решать, куда идти, что делать и как распоряжаться остатком своей жизни. Аналогичным образом привести в замешательство может и освобождение от закона. Когда снимаются ограничения, нам приходится самим размышлять над тем, что целесообразно, а что нет. Но в этом и заключается зрелость христианина. Поскольку мы пребываем во Христе, а Он — в нас, мы не смотрим на внешние правила, которые определяли бы каждый наш шаг. Вместо этого Бог побуждает нас удаляться от религиозного рабства и, не оглядываясь назад, продвигаться к восхитительной свободе:

Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Галатам 5:1

Часть 4

Горящие матрешки

Сколько требуется грехов, чтобы стать грешником?

Именно этот вопрос я всегда предлагаю слушателям наших семинаров «Голое Евангелие». Обычно по губам я вижу, что большинство людей отвечают: «Одного». «Для того чтобы стать грешником, достаточно одного греха», — говорят они. Тем не менее в действительности для этого грехов вообще не требуется.

Мы рождаемся грешниками.

Я знаю, о чем вы подумали. Это — вопрос с подвохом. Может быть, и так, однако типичный ответ на него иллюстрирует мысли среднестатистического человека о природе. Человеческой природе. Соглашаясь с тем, что для того чтобы стать грешником, достаточно одного греха, мы предполагаем следующее:

· Мы что-то делаем для того, чтобы кем- то быть.

· Мы исходим из того, что надо сначала что-то сделать, чтобы потом кем-то быть.

· Значит, люди становятся грешниками или святыми, совершая поступки, характерные для грешников или святых.

Но библейский ли это подход? Я так не думаю. Неверующим он препятствует осознать свою падшую натуру, полученную с рождения, а верующим мешает постичь свою новую природу, полученную через возрождение. Но, только уразумев, что мы — грешники по рождению, мы сможем понять, что святыми мы тоже становимся исключительно по рождению - рождению свыше.

 

Святые по рождению

Христиане без малейших затруднений принимают идею, что мир полон грешников. Будучи просвещенными через Писание, мы также признаем, что родились в статусе грешников. Понимая безрадостность состояния духовной смерти, мы без проблем соглашаемся с тем, что мир падший и находится под властью греха. Однако, когда необходимо поверить в то, что мы — на 100 процентов праведники через возрождение, мы начинаем запинаться и заикаться. Другими словами, мы, верующие, согласны с тем, что для мира «рождение определяет сущность», а для самих себя — нет.

Согласно католическому мировоззрению, святые — это те, кто пострадал за Евангелие. Они совершали чудеса и, по общему признанию, достигли более высокого нравственного состояния, чем среднестатистические Саша и Маша. В протестантском мире слово «святой» редко используется для описания отдельно взятого христианина. Нам почему- то комфортнее от употребления терминов «верующий», «христианин» или «спасенный». Более того, мы даже говорим о себе как о «грешниках», хотя сразу же добавляем фразу «спасенных по благодати».

Многим тяжело применить к себе слово « святой», которое в действительности означает «освященный» или «предназначенный, отделенный для Бога». Подобным же образом тот, кто называет себя «праведником», выглядит в глазах окружающих весьма самонадеянным. Тем не менее именно такими словами Бог описывает тех, кто во Христе. Но почему же, зная все о наших недостатках и неудачах, Он не стесняется использовать эти слова? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны внимательно рассмотреть тот факт, что сущность определяется рождением. Думаю, попутно мы обнаружим и кое-что удивительное о самих себе.

 

Ректоры и Фарли

Во времена моего детства мы ЖИЛИ на ферме на севере Вирджинии. Нашими ближайшими соседями была семья Ректоров. У них было четверо сыновей, с которыми я с удовольствием проводил время. Мы катались на лошадях, ходили на рыбалку и гоняли по ферме на квадроциклах. Двое сыновей Ректоров были старше меня, и потому пользовались у меня авторитетом. Они были отличными ребятами, и я, считая их дружбу привилегией, ни на минуту от них не отставал. Я одевался как Ректоры, носил такую же, как они, прическу и даже копировал их стиль разговора и поведения. Я почти каждый день бывал у них дома, обедал с ними, играл с их псом по кличке Шкипер и гонял мяч у них во дворе. Создавалось полное ощущение, что я — один из Ректоров.

Тем не менее, когда у них были семейные встречи или торжества, обнаруживалась реальность. Меня никто не приглашал. Хотя я мог выглядеть, говорить и вести себя как Ректор, я не был таковым по рождению. В моем свидетельстве о рождении всегда будет написано «Фарли». Даже если бы мне каким-то образом удалось уговорить Ректоров усыновить меня, я все равно не стал бы частью их генеалогического дерева. Почему? Потому, что сущность определяется рождением. Вероятно, вы уже видите параллель с нашей духовной сущностью. Когда мы появляемся на планете Земля, в нашем свидетельстве о рождении пишется: «семья Адама». Этим подразумевается, что мы рождены в Адаме. Будучи физически частью его рода, мы духовно мертвы по рождению и по природе.

Грехопадение Адама и Евы произошло до того, как они родили Каина, Авеля, Сифа и остальных детей. Точно так же, как Каин унаследовал папин нос, а Авель — мамины глаза, дети унаследовали и духовную генетику. В результате, начиная с самых первых потомков, вся человеческая раса получилась духовно мертвой с рождения. Что бы мы ни делали, мы не можем духовно оживить себя — точно так же, как я не могу сделать себя Ректором. Мы можем реформировать свое поведение, однако никакие наши усилия не удалят нас из духовного генеалогического дерева Адама и не сделают нас духовными потомками Христа.

 

Все дело в образе

Хотя сам Адам был сотворен по образу Божьему, книга «Бытие» открывает, что его дети родились уже по его образу:

Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил

сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Бытие 5:1-3 (курсив автора)

Контраст очевиден. Адам был сотворен по Божьему подобию, однако его сын родился уже по его подобию. А затем автор книги «Бытие» еще и добавляет: «По образу своему». Таким образом, согласно Писанию, рождены ли мы по образу Божьему? Это правда, что, как результат спасения, мы сотворены заново во Христе Иисусе и обновляемся по Его образу (Колоссянам 3:10). Тем не менее по

происхождению мы — потомки Адама, первого человека. С рождения мы несем на себе образ Адама.

Ранее я спросил, сколько требуется грехов, чтобы стать грешником. Ответ — ноль, поскольку мы уже

рождаемся грешниками. Впрочем, в некотором смысле один грех в этом все же замешан, однако его

совершили не мы. В пятой главе Послания к римлянам показано, что грех одного человека принес следующие последствия:

Ø грех вошел в мир (стих 12);

Ø многие умерли (стих 15);

Ø все люди подпали под осуждение (стих 18);

Ø многие стали грешными (стих 19).

Из-за духовной смерти Адама все его потомки рождаются духовно мертвыми. Его грех навлек на всех нас осуждение, наградив каждого титулом «грешник». Наш духовный статус обусловлен тем, что мы потомки Адама, а не тем, как мы сами поступаем.

Точно так же, как я подражал семье Ректоров, я могу до конца своих дней стараться имитировать Иисуса Христа, однако даже самое точное копирование поведения христианина не делает меня одним из духовных потомков Христа. Я — тот, кто я есть по рождению, а не по поведению. Осознание того, что вся суть — в рождении, а не в поведении, позволяет многое увидеть в совершенно новом свете. Например, новый смысл приобретает понятие «рождение свыше», которым зачастую пользуются ошибочно или даже злоупотребляют. Его так часто повторяют, что многие уже забыли истинный смысл этих слов. Тем не менее, в свете нашего духовного родословия по рождению мы можем понять, почему Иисус использовал данный термин. Иисус сказал Никодиму, что каждому человеческому существу в действительности необходимо родиться во второй раз. Он не убеждал еврейского лидера перевернуть еще одну страницу, быть более усердным или совершенствовать образ жизни. Вместо этого Иисус указал на саму суть вопроса, а именно - рождение. В то время, как некоторые считают христианство программой коррекции поведения, облеченной в религиозную оболочку, Иисус показал, что Божий план на самом деле заключается в смене природы.

 

В ком ты

Поскольку наша проблема коренится в родословии, решение лежит в этой же плоскости. Если мы по рождению — в Адаме, то для настоящей перемены должны оказаться в Ком-то другом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»(1 Коринфянам 15:22, курсив автора). Каждый человек духовно находится в ком-то. Становясь христианином, он не просто принимает определенные доктрины и награждается доступом к небесам. В тот самый день, когда кто-то решает поверить в совершенное Христом, он или она подвергается операции. Человек может не осознавать и не чувствовать этого, поскольку операция — духовная, однако она не менее реальна, чем медицинская процедура.

В момент обретения спасения нас извлекают из линии потомков Адама и переносят в линию Христа. Наша духовно мертвая ДНК чудесным образом удаляется, и в наш дух вводится новая, живая ДНК.

Мы становимся частью новой семьи.

Мы больше не во плоти.

Мы — в Духе.

Эта операция раскрывает во всей полноте, кто мы есть на самом деле, для чего мы сотворены, и что нам приносит удовлетворение на глубочайшем уровне нашей индивидуальности.

 

Много лет назад моя мама коллекционировала русских матрешек. Тот, кто знает, что это такое, понимает, что эти деревянные куклы содержат в себе больше, чем кажется на первый взгляд. Матрешка разрезана посередине, и когда вы поднимаете верхнюю ее часть, внутри оказывается кукла меньшего размера. Открывая ее, вы обнаруживаете внутри еще меньшую матрешку, и процесс продолжается до тех пор, пока вы не доберетесь до последней, самой маленькой куклы. Глядя на самую большую матрешку со стороны, вы никогда не угадаете, что у нее внутри.

Поскольку каждая кукла находится внутри другой, все, что происходит с большей, происходит и с меньшей. Подняв матрешку и поставив ее на полку, вы проделаете это одновременно и со всеми внутренними куклами. Если же ее бросить в огонь, то вместе с ней сгорят и все внутренние матрешки.

Ваши собственные похороны

Мы знакомы с распятием и погребением Иисуса Христа. В конце концов, это - исторические события. Однако осознавать, что мы сами духовно распяты и погребены вместе с Ним, — совсем другое дело. В тот момент, когда мы входим в Христа, принимая спасение, наше старое «я» прекращает свое существование. Это происходит по той причине, что Бог уничтожает старое «я» в ходе сверхъестественной, неподвластной времени операции. Мы распяты со Христом:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы

погреблись с Ним крещением в смерть...

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним...

Римлянам 6:3-4, 6 (курсив автора)

Но как ни удивительно быть распятым со Христом, этого недостаточно! Бог идет дальше, воскрешая нас из мертвых и сажая по правую руку от Себя вместе со Христом: «[Бог] Воскресил [нас] с Ним [Христом], и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Ефесянам 2:6).

Короткое время Иисус Христос жил на земле как один из нас, в подобии греховной плоти, однако сегодня Он восседает на небесах вместе с Богом. А мы — вместе с Ним! Мы соединились не просто с земным Мессией, временно ставшим ниже ангелов, но с воскресшим Христом. Иногда мы смотрим на себя как на грешников в любящих руках Бога, который притворяется, что не видит, какие мы есть на самом деле. В нашем понимании Бог, наверное, надел «очки Иисуса», скрывающие от Его глаз наше реальное состояние. Нам тяжело принять, что Бог называет нас праведными потому, что мы действительно праведны. Нам кажется более смиренным верить в то, что мы — гусеницы, ожидающие грядущего превращения в прекрасных бабочек.

Лучше всего об этом сказал Иисус. Если мы хотим войти в Царство, то наша праведность должна превзойти праведность фарисеев (Матфея 5:20). Значит, если мы, христиане, сомневаемся в обладании совершенной праведностью, то мы занижаем Божий стандарт. Мы разбавляем Евангелие,

как бы намекаем на то, что Иисус может иметь что-то общее с грехом. А это уже открытый вызов Божьему совершенству.

Приемлемо только совершенство — вот почему Богу пришлось сделать нас безупречно праведными в нашем человеческом духе через нашу смерть, погребение и воскресение. При всем своем очевидном смирении богословие отвратительных гусениц апеллирует к плоти. Однако Бог ни в коем случае не потворствует нашему барахтанью в дурном самовосприятии.

Воскресший Христос не имеет общего с отвратительными гусеницами. Святой Дух не обитает в грязных грешниках. Христос объединяется только с теми, кто подобен Ему в духе. Святой Дух не может поселиться в том, кто остается хотя бы на один процент испорченным грехом.

Мы были в совершенстве очищены и сделаны безупречно праведными в самой своей сути благодаря духовной операции. Это единственный способ обрести хотя бы мгновение взаимоотношений с Иисусом Христом.

Суть

Некоторые воспринимают христианство как какое-то движение или кампанию. Мы видим, что люди ведут себя определенным образом и стараются повлиять на других, чтобы и те поступали так же. Мы в той или иной степени неспособны признать, что суть Евангелия — не в изменении поведения. Его центральное, истинное послание говорит о смерти и сверхъестественном воскрешении в нового человека.

Безусловно, жизнь во Христе влияет и на поведение. Однако, увлекшись следствием вместо причины, нельзя позволить упустить из виду вопросы жизни и смерти. Описывая суть Евангелия, Павел отмечает:

Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Колоссянам 3:3-4

 

Возвещать суть

Однажды во время учебы в колледже я несколько часов безрезультатно ходил по кругу, пытаясь объяснить одному из своих товарищей суть благодати и веры. По какой-то причине мы никак не могли найти точку духовного соприкосновения. Наконец, зайдя в тупик, я сказал: «Не знаю, как еще это объяснить. Скажу так: на самом деле тебе не нужно стараться изо всех сил, чтобы начать вести себя по-другому.

Стать христианином — это что-то сродни смерти и пробуждению на следующее утро совершенно новым человеком». На этом наш разговор подошел к концу. Некоторое время спустя я отправился в Грецию и Италию на учебную практику и не виделся со своим товарищем около полугода.

Через несколько дней по возвращении в студенческий городок он подошел ко мне и сказал: «Слушай, я, наконец, понял, что ты имел в виду».

«О чем ты?» — спросил я, поскольку уже забыл о нашем разговоре.

«Ну, о том, что надо умереть и стать новым человеком. Однажды вечером я начал размышлять над твоими словами, а потом помолился, попросив Бога убить меня и сделать новым человеком».

«Боже, убей меня» — нетипичная молитва о спасении, однако слова, которые я произнес в отчаянии, не покидали моего товарища в течение шести месяцев и, в конце концов, подтолкнули его к действию. Как оказалось, в его сердце проникли не тщательно выверенные, отполированные аргументы, а центральная истина о необходимости смерти и возрождения. Именно в этом крайне нуждался мой товарищ, и именно через это Бог достиг его.

Внутреннее сражение

   

Прежде чем идти дальше, давайте поразмышляем над одним важным вопросом. Если мы действительно найдем причины, по которым до сих пор сражаемся с грехом, сможем ли мы, наконец, поверить в то, что наше старое «я» умерло, погребено и не присутствует внутри нас ни малейшей своей частью? Желание моего сердца — чтобы вы увидели себя безупречным новым творением и в то же время могли дать объяснение своей непрекращающейся борьбе с грехом. Осознав эти две реалии, мы будем готовы к встрече с повседневной жизнью и искушением в соответствии с Божьим замыслом.

Давайте начнем с предпосылки, что для эффективного противодействия искушению необходимо знать его источник. Если вы когда-нибудь пытались сопротивляться своим желаниям, то понимаете, насколько это может быть сложно. Например, пытаясь избежать боли неразделенной любви, вы стараетесь кого-то разлюбить, хотя ваше сердце кричит о противоположном. Вы не можете просто притвориться, что вашей любви не существует. Другой пример — вы хотите сбросить вес и пытаетесь противостоять желанию съесть любимое лакомство. ЕСЛИсопротивление греху означает отказ от того, что нам действительно хочется, тогда наши шансы на победу над искушением равны нулю. Однако, к счастью, Бог рисует для нас другую картину. Он открывает сущность под названием «плоть »у которая только тем и занимается, что мешает нам делать то, чего мы действительно хотим.

 

Трудности перевода

Первым делом проведем различие между терминами «плоть» и «греховная природа». В оригинальных рукописях используется греческое слово «sаrх», что буквально означает «плоть». Именно оно и указано во многих переводах Библии (в том числе наиболее общепринятом русском Синодальном - прим. ред.). Однако в некоторых современных переводах с древнегреческого слово «sаrх» переведено как «греховная природа» или «греховная сущность» (ср. напр. Римлянам 13:14 или Колоссянам 2:11 в переводе «Радостная Весть» и Синодальном. - прим. ред.).

Выражение «греховная природа» может привести к неверному и пагубному представлению о новом сердце, разуме и духе, данных нам во Христе. В греческом слове «sаrх» нет ничего, что могло бы ассоциироваться с «греховным» или с «природой».

Современные переводы дают лишь интерпретацию термина «плоть». Они представляют собой превосходный труд, открывающий библейские истины на языке, понятном современному среднестатистическому читателю. В подавляющем большинстве случаев детализация греческих слов,

представленная современным переводчиком, не таит в себе никакой опасности, максимально повышая точность и упрощая восприятие текста. Однако в данном конкретном случае попытка сделать Божье Слово более понятным, по сути, привела к определенной двусмысленности.

 

В результате сегодня многие христиане верят, что постоянно сражаются с греховной природой, а точнее — со своей греховной природой. Не так уж сложно совершить переход от (1) «у меня — греховная природа» к (2) «я — грешник по природе» и, наконец, к (3) «для меня грешить — вполне естественно».

Таким образом, мы приходим к ошибочному заключению, что мы (наша природа) греховны по самой своей сути. Хотя в действительности Писание говорит о прямо противоположном. Мы теперь — причастники Божьего естества (2 Петра 1:4)!

Мы как христиане сражаемся не со своей природой, а с тем, что названо «плотью». Сама суть Евангелия заключается в том, что Иисус Христос делает новым человеком каждого верующего в Него. На смену безвозвратно ушедшему старому пришло новое. Отрицать или разбавлять эту истину — значит вообще лишить Евангельское послание силы.

Но, учитывая радикальность заявлений о нашей сущности, крайне важно исследовать Писание, чтобы лучше понять, что такое плоть и как она действует.

Другая сторона медали

   

Думая о термине «плоть», мы обычно рисуем себе картину неприглядных поступков в чьей- то жизни: сплетен, похоти и других безобразных проявлений греха. Библия действительно называет все это делами плоти, однако существует и другая сторона медали. Безусловно, плоть охотно склоняет нас к очевидному злу. Но точно так же она радуется, побуждая к религиозной или высоконравственной жизни, которой восхищались бы окружающие!

Ни на секунду не верьте, что плоть ограничена в своей сфере деятельности и производит лишь безобразное поведение. Плоть будет формировать личность любого рода, лишь бы она получала любовь, внимание и признание со стороны других людей. Читая вопрос Павла, обращенный к галатам, попытаемся определить «тип» плоти, действующий в их жизни:

«Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» Галатам 3:3

Плоть не пыталась спровоцировать в галатах порочное поведение. Наоборот, эти христиане

прилагали плотские усилия как средство самосовершенствования (возрастания) во Христе! Они

расценивали свой ум и моральную стойкость как путь к духовной зрелости.

Не в таком ли самом заблуждении находимся мы сегодня?

Бог ожидает, что мы будем возрастать точно так же, как мы приняли Христа, т. е. полагаясь на Него. Его действие в нашей жизни заменить чем-либо невозможно. Основанный на плоти метод самосовершенствования может казаться привлекательным, только если мы не знаем о Божьем пути к

зрелости. И этот Божий путь простой и прямой: Иисус и ничего более! Как пишет Павел:

«[Бог,] начавший в вас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1:6).

Определение

Через ЭТИи другие Библейские отрывки о целях и стремлениях плоти мы узнаем некоторые важные факты:

плоть — это образ мышления,

плоть — это образ жизни

плоть противится Духу;

плоть поощряет человеческие усилия,

плоть стремится к уникальности и целесообразности;

мы избираем сами полагаться на плоть.

Однако плоть — это не наше старое «я». Это что-то, что находится внутри нас, но — не мы сами. Мы избираем полагаться на плоть (или на Дух) в каждый отдельно взятый момент времени. Наш выбор зависит от того, осознаем ли мы планы плоти и тщетность ее методов или нет.

Наше ошибочное решение жить по плоти никоим образом не указывает на нашу природу. По своей глубинной сути христиане — новые творения, независимо от того, как мы предпочитаем поступить в тот или иной момент. Христиане — в Духе, однако под влиянием обстоятельств мы решаем следовать за Духом или за плотью.

Быть самим собой

Приходилось ли вам когда-нибудь притворяться кем-то, кем на самом деле вы не являетесь? Возможно, чтобы произвести на кого-то впечатление, вы делали вид, что представляете из себя больше, чем есть на самом деле. Поведение человека вполне может быть несовместимым с тем, кто он есть на самом деле. И обычно так и происходит, если мы озабочены мнением других людей.

Следуя за плотью, мы перестаем быть самими собой. Если для достижения успеха и удовлетворенности мы полагаемся на интеллект, силу или внешность, то мы живем по плоти. Но, опять- таки, это не указывает на нашу природу. Фактически упование на плоть противоречит нашей природе.

Мы созданы для того, чтобы полагаться на Христа. Наш удел — жить по Духу. Мы никогда не будем довольны следованием за плотью или формированием совей индивидуальности вне Христа. Мы можем поступать так, но это не принесет нам удовлетворения. До того как оказаться во Христе, мы волей- неволей получали ощущение индивидуальности и полноты от плоти. Но теперь, когда мы стали Божьими детьми, внутри нас происходит сражение. Когда мы поступаем по плоти, Святой Дух и наш новый человеческий дух (новое « я » ) взывает, желая услышанным.

Жить, полагаясь на Духа, — это в действительности означает просто быть самим собой. Мы были созданы для этого изначально. В конце концов, мы теперь — Божье творение (Ефесянам 2:10). Мы сотворены жить так, чтобы наши взгляды и поступки соответствовали приготовленному для нас Божьему замыслу.

Благодаря новой сущности во Христе для христианина быть самим собой и выражать Христа — это одно и то же. Бог устроил все таким образом, чтобы наше новое «я» и наше единство с Его Духом побуждало нас желать того же, что и Он. Бог — монополист истинной полноты, и Он поместил в нас сильное и неистребимое желание находить удовлетворение в том, чтобы выражать Его жизнь.

Ксожалению , плоть не действует сама по себе. У нее есть могущественный союзник, задача которого —отвлекать нас от хождения в Духе. Кто же он? Действующая в нас сила называется грехом.

Грех, а не грехи

Прежде всего, мы должны отличать грех от множества грехов. Грехи — это, конечно же, наши взгляды и поступки, однако грех — это что-то совсем другое. Первое упоминание о грехе мы находим в книге «Бытие», где Бог говорит Каину:

«У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие 4:7).

Здесь Бог предупреждает Каина о надвигающейся опасности. В этом предупреждении Бог открывает важный принцип, применимый и к нам сегодня. Существует сила под названием «грех»у которая желает овладеть нами.

Опять-таки, мы говорим не о грехах или согрешении, а о сущности, называемой грехом. Бог предупреждал Каина не о греховном поведении. Его беспокоила некая организованная сила, укомплектованная желаниями и стремлением контролировать.

Сражение происходит прямо у нас под носом. Мы понимаем, что искушаемы, но как нам различить источник этих побуждений? Апостол Павел рассказывает о своем сражении, когда он пытался жить как фарисей, по требованиям закона. В Послании к римлянам 7:14 он объявляет о личном открытии, что он — «плотян, продан греху», хотя изначально, находясь под законом, Савл Тарсянин думал, что у него есть все, что нужно. До тех пор, пока грех не добился своего, он не имел представления о том, что живет в рабстве. Бог воспользовался законом, чтобы создать у Савла глубокое чувство греховности, а позже, на дороге в Дамаск, избавил его от духовного рабства.

Савл Тарсянин получил потрясающее откровение, которое сегодня может коренным образом изменить наш взгляд на собственную жизнь. Организованная, персонифицированная сила под названием «грех» действовала внутри Савла, побуждая его делать то, что он не собирался. Эта сила не являлась самим Савлом. Это было что-то постороннее, хотя и действовало оно через его физическое тело. Давайте внимательно исследуем слова, использованные для описания борьбы Савла с грехом во время пребывания под еврейским законом:

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу ,то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то,но живущий во мне грех.

Римлянам 7:15-17 (курсив автора)

Обратите внимание, что Савл обвиняет не себя, а кого-то другого. Вот это да! Здесь мы видим, что греховные мысли были преподнесены из вторичного источника под названием «грех». Грех жил в Савле, но он не был самим Савлом.

Активна ли все еще эта сила, называемая грехом? И обитает ли она до сих пор в физических телах христиан? Безусловно. В момент, когда мы обретаем спасение, со властью греха ничего не происходит. Он по-прежнему живет и действует в наших телах. В конце концов, спасены были мы, а не сила греха! Новые тела мы получим, только когда попадем на небеса. А до тех пор присутствие греха в нашем теле останется неизменным.

Что, если бы христиане вдруг осознали, что их тела содержат назойливую силу, которая действует внутри них и даже может выдавать себя за них, но не является ими самими? Что для вас значит взглянуть на вашу борьбу под таким углом?

Но сегодня мы зачастую охотно и даже убежденно утверждаем, что мы грешны, как и все остальные. Мы считаем это проявлением смирения - заявлять о том, что мы не лучше кого-либо другого в окружающем нас мире.

Однако Новый Завет рисует совершенно иную картину. Мы, несомненно, — пришельцы в этом мире, и наше гражданство — совсем в другом месте. В таком случае действительно ли мы такие же, как все остальные, и наше единственное отличие – это конечный пункт назначения? Или же в самой основе нашего естества присутствует нечто, что коренным образом отличает нас от всех остальных? До тех пор, пока мы не ответим на эти вопросы, мы будем и дальше барахтаться в путанице относительно фундаментального вопроса: «Кто я такой?».

Рожденные рабами

Будучи набожным евреем, Савл Тарсянин хотел соблюдать закон и поступать правильно. Его намерения соответствовали тому, что заповедал Бог, однако он обнаружил, что не может их исполнить. Спасены мы или нет — большинство из нас может отождествить себя с разочарованием подзаконной жизни.

Павел старается изо всех сил показать, что проблема — не в его намерениях. Прочитайте внимательно и вы сами увидите, что проблема — в чем-то другом:

Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Римлянам 7:18-19

Так почему же Савл Тарсянин был неспособен поступать правильно? В следующем стихе он открывает причину такого озадачивающего поведения: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Римлянам 7:20, курсив автора).

Вне всякого сомнения, Павел перекладывает ответственность на нечто обособленное от него. Если вы еще не уловили эту важную истину, уделите несколько минут тому, чтобы вдумчиво прочитать вторую часть седьмой главы Послания к римлянам. Обратите внимание, на чем Павел дважды делает акцент в стихах 17 и 20.

Богословы спорят, был ли спасен Павел в тот момент, когда переживал описанное в седьмой главе Послания к римлянам. Думаю, в этой главе он передал свою борьбу как иудея, поскольку он заявляет, что жил «по плоти» (стих 5) и был «продан греху» (стих 14). Мне кажется, что такое может относиться только к не спасенному человеку. Уверовав, Павел уже знал, что он умер и был освобожден от греха. К какому моменту относится описанное в седьмой главе Послания к римлянам - до спасения ИЛИпосле, не так важно. Независимо от точки зрения на данный вопрос, суть заключается в том, что в физическом теле действует принцип греха1. Спасены мы или нет — этот принцип оживает, когда мы пытаемся жить по закону или по любому другому подобному стандарту.

В момент принятия спасения ни наши тела, ни наши связи с физическим миром не изменяются. Таким образом, грех все еще присутствует в наших телах, когда мы спасены. Как будет показано ниже, теперь мы мертвы для греха и благодаря этому можем сопротивляться его подстрекательству. Однако сам по себе грех не умер. Как показывает наш опыт, он очень даже жив.

Грех — в нас, но он — это не мы.

Лукавый попутал?

Означает ли это, что мы можем уклониться от ответственности за свои поступки? Сказать, что грешить нас заставляет дьявол, и в этом нет нашей вины?

Из шестой главы Послания к римлянам мы узнаём, что ответственность не позволять греху действовать в нашей жизни возложена на нас. Павел увещевает нас противостоять этой коварной силе, не позволяя ей возобладать над нами. Совершенно ясно, что у нас есть выбор. Павел убеждает нас признать присутствие греха и дать ему отпор:

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Римлянам 6:12, курсив автора).

Обратите внимание, что похоти принадлежат именно греху. Уступая греху, мы соглашаемся с ложью, чтонам хочется грешить. Да, мы не слушаемся Бога, но мы также не слушаемся и себя. Вместо этого мы уступаем мыслям, которые исходят не из нас самих, но из постороннего враждебного источника. И по этой причине они никогда не приносят удовлетворения.

Мы можем позволить греху добиться своего, но какая нам на самом деле будет от этого польза? Конечно, мы можем получить временное, мимолетное чувство удовлетворения, однако — только на самом примитивном (плотском) уровне. Для верующего это чувство, в конце концов, уступает место угрызениям совести и ощущению своего более высокого призвания. Это ощущение обусловлено присутствием внутри нас Христа, с Которым соединен новый человеческий дух верующего. Будучи людьми небес, мы презираем плоть и силу греха. Сама основа нашего естества взывает об исполнении предназначенной нами судьбы.

Паразит

Представьте, что вы приехали в отпуск в тропическую страну. Бросив вещи в гостинице и наспех надев сандалии, вы направляетесь по тропинке в сторону пляжа. Но по пути к вашей ноге присасывается местный паразит. Со временем он проникает все глубже и глубже, пока, наконец, не обосновывается глубоко в вашей ноге — настолько глубоко, что вы даже не осознаете его присутствия.

Через несколько месяцев, питаясь от вашего организма, паразит начинает расти. В конце концов, его разрушительные действия начинают посылать вашему мозгу болевые сигналы. Со временем боль усиливается и становится нестерпимой. Вы начинаете думать: «У меня какие-то серьезные проблемы. Что-то случилось с моей ногой». Не зная о том, что скрывается внутри вашей ноги, вы думаете, что проблема — с самой ногой.

В последующие месяцы и годы вы консультируетесь со многими врачами, однако паразита никто из них не обнаруживает. Наконец, вы приходите к заключению, что выход только один: ампутация. Вы должны избавиться от источника проблемы, а для этого, как вы считаете, вам необходимо отрезать часть себя.

Какая трагедия! Если бы только кто-нибудь смог выявить паразита, вы узнали бы правду. Хотя сила греха по сути не является физической, она во многом напоминает паразита, проникшего внутрь вашего тела. Он находится внутри нас, но он — это не мы. Когда наш разум получает сигналы о действии силы греха, может показаться, что они исходят от нас самих — особенно, если мы не знаем о

том, что наше старое «я» умерло и что на самом деле мы не хотим грешить. Если мы не знаем, кем

являемся в действительности, то грех может заставить нас думать, что его сигналы исходят от нас самих.

После того как греховные мысли прошли через наш разум, грех может даже развернуться и ударить нас обвинительной мыслью: «Как мог я, христианин, вообще подумать о чем-то подобном?».

Вы когда-нибудь удивлялись собственным мыслям? Задавали ли вы себе когда-либо вопрос: как можно быть настолько искренним в своем хождении с Христом и в то же время думать о подобных вещах? Это происходит не потому, что мы наполовину грязные и наполовину чистые. Причина — в происходящем внутри нас сражении, и если мы хотим получить в итоге какие-либо реальные перемены, то нам крайне важно понимать природу этого сражения.

Легко понять, почему мы часто предполагаем, что наше старое «я» умерло только позиционно илиумирает медленно. Очевидно, это происходит потому, что нас по-прежнему донимают эти назойливые греховные мысли. Верно?

Тем не менее Писание не оставляет места для недопонимания относительно старого «я». Если вы — во Христе, вашему старому «я» внутри вас нечего делать. Оно умерло, погребено и никогда не вернется.

Однако теперь мы понимаем, почему верующие все еще грешат. Это происходит из-за постоянного присутствия того, что мы называем «власть греха». Она «подлавливает» нас различными способами, действуя через плоть.

Я прочитал огромное количество книг по богословию и христианскому образу жизни, которые

начинались с предпосылки, что мы все еще грешим, и заканчивались выводом, что старое «я» до сих пор живо2. Авторы этих книг решили, что у христиан есть два «я», и им по-прежнему необходимо «умирать для себя». Иногда в поддержку богословия «умирания для себя» люди приводят следующие стихи из Послания к ефесянам:

Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего.

Ефесянам 4:20-23

Но в этом фрагменте явно говорится о поведении (образе жизни), и Павел просто подчеркивает, что ефесян с самого начала учили о том, что жизнь во Христе приносит изменения в поведении. Выражение «умереть для себя» вы нигде не найдете, а фраза «отложить прежний образ жизни ветхого человека» несколько неоднозначна. Является ли она повелением в настоящем времени, которому ефесяне должны были следовать, или же она относится к тому, чему Павел учил их с самого начала (прошедшее время)? Скорее всего, справедлив последний вариант, поскольку в Послании к колоссянам четко показано, что христиане сбросили (в прошедшем времени) свое старое «я» в момент принятия спасения:

Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.

Колоссянам 3:9-10 (курсив автора)

Вместо того, чтобы пытаться каким-то образом «умереть для себя», что, как по мне, равнозначно освоению бездонной шахты3, нам следовало бы начинать с данной в Писании предпосылки о том, что старое «я» умерло и никогда не вернется. Тогда мы приходим к выводу, что должна быть какая-то другая причина, по которой мы по-прежнему грешим. Если опираться на такой подход, то учение Павла о плоти и силе греха внутри нас имеет огромный смысл.

Есть ли здесь существенная разница? Безусловно. Готов поспорить, что это крайне важно как для формирования правильного представления о себе, так и для ежедневной победы над искушением. Мы должны осознавать, что говорить «нет» греху не означает говорить «нет» самим себе. Являясь делом рук Божьих, наша возрожденная сущность не несет в себе проблемы. Настоящая проблема — это грех, и наше призвание как новых творений во Христе, — сказать «нет» греху и сказать «да» тому, кем мы являемся на самом деле.

 

В теле?

Читая приведенный ниже фрагмент Писания, обратите внимание на двух действующих лиц: фарисея Савла и «иной закон». Здесь выражение «иной закон» обозначает другой принцип, силу или власть. Обратите внимание, где именно дислоцируется этот злой агент:

Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему

человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противо-

борствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в

Членах моих.

Римлянам 7:21-23 (курсив автора)

Внутри наших тел происходит сражение, и ключ к победе в нем — понимание, кто и против кого сражается, и какие при этом используются стратегии. Представьте себе, какое возникло бы замешательство, если бы в разгар битвы вы по ошибке начали воевать с собственной армией!

От Савла к Павлу

Савл Тарсянин не мог мириться с тем, что его одолела бунтовская сила под названием «грех». Он взывал к свободе и, в конце концов, обрел ее, перенеся радикальную операцию:

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом,

Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Римлянам 7:24-25 (курсив автора)

Фарисей был разочарован своим духовным состоянием. Умом он понимал требования закона, однако не имел силы выполнить их. Сила греха каждый раз одерживала верх. Но, духовно сораспявшись Христу, Савл стал Павлом. В Новом он обрел победу над властью греха, которая столько времени держала его в подчинении. Как христиане, мы подверглись той же самой операции. Теперь мы — на Божьей стороне, и хотим того же, что и Он. Мы сражаемся не с самими собой, а с паразитирующей внутри нас силой. Она может притворяться нами, она может выдавать себя за наши мысли и даже чувства, однако Бог разоблачил ложь этого мошенника. Нет сомнения, что сила греха — это не мы.

Мы — новые творения, в сердцах и мыслях которых запечатлены Божьи желания. Какая восхитительная и освобождающая истина!

В чем сложность?

Осознание ТОГО,что источник искушения — не мы сами, а сила греха, приносит свободу4. Тем не менее помогает ли это знание само по себе достичь каких-либо заметных улучшений в нашей реакции на искушение? По крайней мере, уж точно не вредит! Однако нам необходимо сложить вместе еще несколько частей для полной картины. Знать источник искушения еще недостаточно. Важно также понимать, что у нас есть сила противостоять этому источнику. Неверующие находятся на духовном поводке у власти греха. Точно так же, как лошадью управляют с помощью поводьев, грех держит неверующих в своей узде. Когда человек приходит к Христу, его старое, контролируемое грехом «я» умирает благодаря совершенному на кресте. И через воскресение во Христе возникает новое «я». Если мы — во Христе, то больше не обязаны подчиняться греху. Мы свободны избирать проявления жизни вместо того, чтобы постоянно проявлять грех и смерть:

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним [Христом], чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Римлянам 6:6-7

Далее Павел увещевает нас почитать себя мертвыми для греха и живыми для Бога (Римлянам

6:11).других переводах вместо слова «почитать» Иногда можно услышать, что христиане должны иметь достаточно веры, чтобы сделать нашу смерть для греха реальностью. Но это противоречит смыслу слов «почитать», «считать» или «смотреть на». Они означают «полагаться на факт», что вы умерли для греха, поскольку Бог уже сказал, что это так (и это действительно так!):

«Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:11).

Нас приглашают жить в реальности. Если мы живем, предполагая, что грех для нас — самая естественная вещь, то нас ввели в заблуждение. Мы уже не такие, какими были раньше. Теперь мы живем для Бога и должны опираться на важную истину: для нас более естественно, более подобающе и более приемлемо проявлять плод Духа, а не грех!


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!