Для чего же закон?.. Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Галатам 3:19, 22



С чего все началось

Содержание

Честное предупреждение …………………..……………..11

часть 1 • маниакальное христианство …………..…….15

часть 2 • религия — головная боль ………………..……31

часть 3 • переступая границу ……………………..………95

часть 4 • горящие матрешки ……………………..………119

часть 5 • измена Иисусу …………………………..……….169

часть 6 • замуж за мертвеца …………………..…………223

часть 7 • атака на эго ……………………………..…………263

размышления на тему ………………………….….……….287

пояснения …………………………………….…….….……….293

благодарности ……………………………….…….………...304

 

 

Честное предупреждение

Настоящее Евангелие без излишеств намного лучше, чем любой из нас осознает. Тем не менее хочу предупредить: может статься, что вы с отвращением отбросите эту книгу. Возможно, через некоторое время вы с любопытством опять возьмете ее в руки. Вполне вероятно, вы сокрушенно покачаете головой, спрашивая самого себя: «Как я раньше этого не видел?», — или же: «А не свихнулся ли этот парень?».

Когда дело касается христианства, я нахожу, что гораздо приятнее говорить обобщенно. Проводить четкие границы и наталкиваться на несогласие рискованно. Вместе с тем, вы, возможно, заметили, что большая часть Нового Завета была написана для исправления неверных толкований и ложных доктрин. Очевидно, активное продвижение абсолютов и даже разбор богословских тонкостей — неотъемлемая часть здоровой христианской жизни.

Христиане сегодня благодарны за Иисуса и небеса. Некоторые из нас посещают каждое церковное собрание, ежегодно прослушивают сотни проповедей, некоторые заучивают наизусть десятки стихов из Библии, а кое-кто даже имеет определенные заслуги в Божьем деле.

Тем не менее, несмотря на все наше усердие, Евангелие у многих из нас по-прежнему не вызывает никаких эмоций, хотя должно было бы приводить в восторг. Не в этом ли заключается ответ на наше искреннее стремление иметь больше огня в своей христианской жизни?

Неужели христианство, в котором вместо равнодушия присутствует восторг, стало чем-то слишком хорошим, чтобы быть правдой? На самом деле, я уверен, что только такое христианство является библейским. Тем не менее сегодня эту истину вы можете так никогда и не услышать в церкви.

Во многих современных церквях слишком много пустой болтовни и демагогии, слишком много сбивающего с толку жаргона и банальных ответов. И не важно, как часто вы слышите подобное и насколько оно вас занимает, — вы никогда не будете по-настоящему, надолго удовлетворены. Я обнаружил, что принести реальные, непреходящие изменения может единственное послание: голоеЕвангелие.

Приглашение

Когда-то я думал, что знаю о христианской вере все, но на самом деле начал постигать истинное положение вещей только через четырнадцать лет после принятия Христа. Я не говорю о том, что еще раз пережил спасение или получил какое-то дополнительное благословение. Речь идет о возвращении к подножию креста и ко входу в гробницу, чтобы научиться всему с самого начала. И в моем случае было больше переучивания, чем учебы. Таким образом, приглашаю вас погрузиться вместе со мной в глубины жизненно необходимой, могущественной сердцевины христианской веры. Я обнаружил настоящие ответы, которые не разочаровывают, и мне не терпится поделиться ими с вами. Готов поспорить, читая эту книгу, вы будете удивлены, по крайней мере, раз или два. Так всегда бывает с тем, что является истиной.

 

Диагноз: маниакальное христианство

Мы можем тратить свою жизнь на то, что называем церковными обязанностями, быть ревностными в молитве и посвящении, но все же чувствовать себя несчастными. Ничто не сможет успокоить наши сердца, кроме настоящего знакомства с Богом.

Ханна Уиталл Смит (1832-1911)

Медикаменты, терапия и услуги психиатров — таковы были предлагаемые мне решения. Один из консультантов предположил, что мое состояние не изменится до конца моих дней, и я постоянно буду сидеть на лекарствах. Тем не менее, несмотря на всю отчаянность своего положения, я с таким выводом не согласился. Должно было существовать какое-то другое решение моей проблемы. Я перепробовал нескольких врачей-христиан, каждый из которых применял собственную методику лечения, но никто из них не смог изменить мое навязчивое стереотипное поведение. Как-никак, маниакальную тягу к изучению Библии и уличной евангелизации трудно назвать заурядными симптомами.

С чего все началось

В школе я был отличником и всеобщим любимцем. Меня даже избрали президентом школы. Мне не составляло труда заводить друзей и веселить их. Я был успешен в спорте, на театральной сцене и в общении с девушками, но ничто из этого не могло избавить меня от глубоко укоренившегося чувства собственной неполноценности.

Проблема заключалась в том, что я казался себе совершенно несостоятельным в еще одной

сфере — духовной. Где бы я ни оказывался: в церкви, в своей христианской школе, в христианских лагерях или даже на христианских концертах — я слышал одно и то же: тебе нужно новое посвящение, ты должен быть другим, ты не делаешь достаточно много, не успокаивайся, не будь инертным, никогда не останавливайся... Для Бога всегда можно сделать больше. Страх, чувство вины, давление... Таковы были стимулы, которые с детства побуждали меня к действию и едва не убили. Причем буквально. Я несколько раз лицом к лицу встречался с возможностью получить серьезную травму или даже погибнуть. Так, однажды я получил палкой по голове во время уличной евангелизации в одном из неблагополучных районов города. В другой же раз меня сбил с ног на тротуар наркоторговец, которого я пытался обратить в веру.

Был ли я посвящен? Еще бы! Но посвящен чему? Хотя я мог запросто встать в метро и проповедовать целому вагону, внутри я все равно чувствовал себя пустым. Невзирая на свою готовность ходить от двери к двери и свидетельствовать своим соседям, в моей жизни в действительности не было настоящего удовлетворения, о котором я мог бы рассказать людям. Где бы я ни проповедовал: в поезде, в своем районе или даже в местной тюрьме — меня никогда не покидало чувство внутреннего беспокойства.

Я с пеленок слышал Евангелие, заверяющее меня в том, что я иду на небеса, однако это не помогало мне справиться с царящей в моей голове неразберихой. Я боялся, что Бог настолько недоволен тем, что я делаю, что Он не будет употреблять меня, взращивать меня или «иметь общение» со мной. Звучащие вокруг голоса только утверждали меня в том, что я — неудачник, которому надо еще немало стараться, чтобы достичь соответствия стандарту.

Вы ни за что бы не догадались о моих беспокойствах, поскольку я никогда не позволял им проявляться. Меня задевало, что за все годы учебы в школе меня так ни разу и не выдвинули в кандидаты на приз «За христианский характер». Главным критерием, позволявшим получить этот приз, была молчаливость, если не сказать — робость. Тот, кто был тише воды и ниже травы, автоматически попадал в категорию «кротких», моя же проблема заключалась в том, что я со своим темпераментом не вписывался в требования. У меня были личные взаимоотношения со Христом, я знал Библию лучше многих и помогал своим друзьям в школе, но я был хохмачом и душой вечеринок. Юмор же и христианский характер - понятия несовместимые.

Развитие событий

«В колледже я буду другим», — говорил я сам себе. Оказаться в совершенно новом окружении и начать все с чистого листа — это был мой шанс измениться. Я получил уведомления о зачислении в два университета: Уитонский колледж (наверное, лучший христианский вуз в стране) и весьма уважаемый университет Фурмана, расположенный в Гринвилле, штат Южная Каролина. Заявив своим родителям, что я «недостаточно хороший христианин для того, чтобы учиться в Уитоне», я принял приглашение университета Фурмана. Первый год в Гринвилле стал переходным периодом. Приняв решение не быть больше заурядностью в духовной сфере, я хотел заслужить уважение Бога и окружающих. После того как я проштудировал несколько десятков христианских книг, меня признали более осведомленным в духовных вопросах, чем большинство моих сверстников. В девятнадцать лет я уже проповедовал за церковной кафедрой. Во время миссионерской поездки по Европе я евангелизировал людей на улицах Испании, Греции и Италии. Я был усердным, и все вокруг это знали.

По возвращении в Соединенные Штаты я потерял всех своих друзей. Как их винить в этом? Ведь это я изменился. Я до сих пор вспоминаю, как один из моих лучших друзей сказал другому моему другу, что рядом со мной он чувствует себя неловко. Конечно, некоторые посторонние аплодировали мне и уважали меня, но это были чужие люди. Все, что они видели, — результат: кто-то обратился к вере во Христа, кому-то явно пошли на пользу мои «наставления». Но таких людей было совсем немного. Большинство же видело, что со мной что- то неладно. Меня постоянно гнало вперед, и этой гонке не было ни конца, ни края.

Мое усердие достигло апогея, когда я уже не мог ночью заснуть, если в течение дня не рассказал кому-нибудь о Христе. Когда моя голова касалась подушки, я вспоминал, что недостаточно послужил. Я вставал, направлялся в ближайший круглосуточный универмаг и находил там кого-нибудь, кому мог бы попроповедовать. Только произнеся все, что положено по сценарию — до последнего пункта, я мог уйти домой и спокойно лечь спать. Реакция людей для меня не имела значения. «Я не могу контролировать последствия», — говорил я сам себе. Я исполнил свой долг, я ответил на Божий призыв и теперь могу спокойно спать.

Нелепо? Возможно. Однако все, что я делал, — просто шел по пути, который однажды указали мне как путь духовного роста и осуществления призвания. Хотя мое поведение было крайне ненормальным, оно было ничем иным, как конечным результатом преподанной мне некогда методики.

У меня всегда был готов ответ тем, кто интересовался моим «хождением» и хотел, чтобы я дал им «отчет в своем уповании». Никто не должен был назвать меня отступником или недуховным. Это было бы куда болезненней, чем выполнение своего ежедневного ритуала служения. По крайней мере я так считал.

 

Итог... Вскоре все это напряжение без отдачи принесло свои плоды. Я начал все глубже скатываться в пропасть депрессии. Несколько месяцев спустя я часами лежал на полу своей комнаты, не переставая всхлипывать: «Боже, я делаю все, что необходимо, но все равно не чувствую, что стал ближе к Тебе. По сути, мне сейчас тяжелее, чем когда бы то ни было! Почему все так получилось? Я не вижу выхода. Помоги мне!».

 

У меня не оставалось другого выбора, как только позвонить родителям. Я снял трубку телефона, и через несколько часов прямо посреди учебного семестра уехал из университета к себе домой в штат Вирджиния. Я не знал, что со мной будет дальше, но четко понимал, что оставаться в таком состоянии нельзя.

Восстановление протекало медленно. Проведя несколько месяцев в поисках помощи, я по-прежнему не мог освободиться от навязчивого стремления угождать Богу делами. До моего отца дошли слухи об одном человеке, который мог бы мне помочь, и мы сразу же сели на самолет, летевший в Атланту. После того, как я провел целый день в молитве вместе с этим человеком, мой разум начал понемногу проясняться. По крайней мере, я уже мог согласиться с тем, что принуждение служить не исходит от Бога. Это стало отправной точкой. Последующие годы были для меня не из легких. Я вернулся в колледж, получил свой диплом и даже поступил в аспирантуру, однако лишился всякой уверенности в себе. Мои убеждения подвели меня. Будь я более чувствительным в те времена, когда занимался евангелизацией, мне бы следовало честно начинать с вопроса: «Хотите ли вы стать христианином и быть таким же несчастным, как я?».

Итак, это было время моей перестройки. Я был сломлен и лишен всякого чувства самоуважения. Из заводилы и президента ученического комитета я, пройдя этап ревностного воина-христианина, превратился в тихого, неуклюжего парня, который не высовывается из своего угла. С точки зрения психологии, я побывал во всех возможных ипостасях. Я нуждался в ответе на свои вопросы.

 

И новое начало

С того дня, когда я лежал, рыдая, на полу своей комнаты, прошло семнадцать лет. Сегодня я не соглашусь променять свои взаимоотношения с Богом ни на что другое. Более того, я хотел бы каждому человеку пожелать таких же взаимоотношений, как у меня! Пройдя через отчаяние, смирение перед Богом в надежде услышать настоящие ответы и готовность оставить все то, что я раньше считал единственно правильным, я познакомился с голым Евангелием.

Я уже был христианином, но никто, ни разу не подтолкнул меня к тому, чтобы я избавился от запутанных представлений и вводящего в заблуждение жаргона. Никто ни разу не познакомил меня просто с незатуманенной истиной. Все, в чем я нуждался, — это внутривенная инъекция, не отравленная религиозностью. Как только я осознал, что нахожусь на неверном пути, Бог дал мне способность увидеть Его путь — путь свободы.

Эта книга — результат моего духовного странствия. Надежда зарождается в момент осознания важного различия между двумя операционными системами: «Старое» и «Новое». Когда я увидел дверь в «Новое», все что мне оставалось сделать — войти в нее. То, что я нашел по ту сторону двери, изменило мою жизнь.

 

Я — не единственный, кто оказался на пределе. Реальность такова, что многих христиан, переживших первый восторг от принятия Христа, позже постигает разочарование, крушение иллюзий и даже депрессия.

Причины существования подобной эпидемии и меры по ее устранению пытаются найти многие церковные лидеры. Так, в 2004 году в церкви Уиллоу Крик в штате Иллинойс был разработан специальный опрос, чтобы лучше понять и оценить чувства и отношение прихожан. С того времени подобный опрос, предлагающий ответить на представленные ниже вопросы, провели более четырехсот церквей разных размеров и деноминаций из разных уголков США Ответы американских христиан мы проанализируем позже, а пока прервитесь на минутку и подумайте над тем, как бы вы ответили на эти вопросы. Для каждого из них обведите число от 1 (самый низкий уровень) до 10 (наивысший уровень).

 

1. Оцените уровень своего энтузиазма

и увлеченности по отношению к церкви.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцените общий уровень удовлетворенности своей жизнью.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцените уровень удовлетворенности своим духовным ростом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцените уровень своего участия в делах и жизни церкви,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Большой сюрприз

Исследователи из Уиллоу Крик думали, что смогут обнаружить устойчивую связь между временем, затраченным на церковные дела, духовным ростом и чувством удовлетворенности жизнью. Предполагалось, что каждый, кто жертвует свое время для церкви, должен активно возрастать и быть довольным. Это кажется логичным, не так ли? Однако такое предположение оказалось ошибочным.

Опрос показал, что отнюдь не более активные в церкви христиане лучше возрастают во Христе и более довольны жизнью. Кроме того, среди прихожан Уиллоу Крик, принявших участие в анкетировании, оказалось большое число (почти каждый четвертый) тех, кто признал себя «застоявшимся» или «недовольным своим состоянием». В других церквях обнаружились примерно те же закономерности.

Так что же не так в современных церквях? Получается, если мы проводим больше времени в церкви, то не можем рассчитывать на духовное возрастание и удовлетворенность жизнью? Разве нам не сказано, что тот, кто пьет предлагаемую Иисусом живую воду, никогда не возжаждет опять? Если это правда, то что сегодня происходит с множеством христиан? Что же мы упустили? Во многих современных церквях, кажется, есть все: евангелизация с учетом культурных особенностей, комфортные здания и обширный набор программ, удовлетворяющих всем мыслимым жизненным стилям. Добавьте к этому опытных динамичных проповедников, профессиональный уровень музыки и оснащения собраний, а также гостеприимные малые группы. Как же люди, наиболее активно задействованные в подобных церквях, могут быть недовольны жизнью и чувствовать себя застоявшимися и неудовлетворенными?

В первоклассных зданиях, качественных программах и настоящей общности интересов нет

ничего плохого. Однако всегда остается открытым фундаментальный вопрос: «Какое послание мы хотим донести через наши программы людям в церкви и обществу за ее стенами?». Я убежден, что такое множество застоявшихся и неудовлетворенных христиан порождает не наша структура, а наша сущность. У церкви могут быть безупречные программы, хорошо обученные сотрудники и динамичные проповеди, но люди выносят из нее внутреннее содержание.

РЕЛИГИЯ—ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Многие христиане по-прежнему живут в рабстве Ветхого Завета. Относясь к закону как к направляющему нас божественному предписанию, они считают себя подготовленными и оснащенными через обращение ко Христу к исполнению закона как естественной обязанности.      

                                                                                                                          Эндрю Мюррей(1828-1917)

 

Многие из моих знакомых нехристиан осознанно стараются не подхватить болезнь христианства. Они обычно называют себя атеистами или агностиками и явно гордятся такими титулами. По их пониманию, избегать болезненных симптомов ненужной религии — это очень мудро.

Пожалуй, справедливо, что некоторые до сих пор называют христианство «костылем». По сути, слово «костыль» совсем не плохое, поскольку обозначает опору для того, кто может упасть без поддержки. Однако более современное и популярное мнение гласит: «Зачем подвергать себя тому, что явно делает столько людей несчастными?». Для многих христианство сегодня напоминает скорее рак, чем костыль.

Внешние все больше осознают тот факт, что многие христиане недовольны своей церковью или своими личными взаимоотношениями с Богом. Их вера просто перестала быть действенной, поскольку, как им кажется, не удается исполнять свою сторону «сделки» с Богом. Многие христиане прошли через незабываемое переживание покаяния и, возможно, — через исполненный радостью период духовного роста, однако по тем или иным причинам то, что начиналось как волнующее и взрывное, в итоге закончилось ничем.

 

Древняя проблема

Эта проблема не нова. Более столетия назад Ханна Уиталл Смит процитировала в своей книге слова одной из своих подруг, которые представляют собой взгляд на христианство извне: Если вы, христиане, хотите заинтересовать нас, агностиков, своей религией, то сами должны научиться чувствовать себя более комфортно с нею. Как по мне, те христиане, которых я встречала, — это самые обремененные из всех людей.

Такое ощущение, что они терпят свою религию, как человек терпит головную боль. Он не может ради облегчения избавиться от собственной головы, но в то же время чувствует себя из-за нее крайне некомфортно. Лично меня подобная религия не интересует. Из книги Ханны Уиталл Смит «Бог всякого утешения».

Итак, если мы признаем существование данной проблемы, то единственный разумный путь — это найти ее решение. Но куда же нам обратиться в поиске действенных ответов? Наверное, лучше всего начать с выявления источника противоречия, возраст которого на самом деле гораздо более ста лет. Для того, чтобы определить корень этой «религиозной» проблемы, перенесемся не на сто, а на тысячи лет в прошлое, когда народ Израиля собрался, чтобы услышать, чего от него требует Бог. Обратите внимание, что тогда ответ людей был единодушным «да»:

 

И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни... и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. Исход 24:3,7

В общей сложности - свыше 600 заповедей. Список из более чем 350 пунктов и действий, от которых следует воздерживаться, и около 250предписаний, обязательных для исполнения евреям. И, кстати говоря, нарушение некоторых постановлений закона (например, идолопоклонство и грехи сексуального характера) каралось смертью!

И во что же вылилась искренняя готовность израильтян исполнять Божьи заповеди? Думаю, вы знаете. Записанная в Ветхом Завете история Израиля — это сплошная вереница падений и разочарование за разочарованием.

 

Американские горки

Бог уполномочил колено Левия быть священниками Израиля. В их функции входило учить народ закону, приносить в жертву животных и молиться о Божьем водительстве. В день искупления первосвященник совершал служение во Святом Святых. Он должен был войти за завесу и побрызгать кровью жертвенного животного на крышку ковчега как приношение, сначала — за собственные грехи, а затем — за грехи израильтян. Священник служил на протяжении двадцати пяти лет или пока не умирал. В последнем случае право занять его пост переходило к старшему сыну. Согласно Божьему повелению, священство принадлежало только роду Левия.

Одно из лучших описаний состояния Израиля под законом принадлежит перу Асафа — руководителя левитского хора. В псалме 77 мы читаем, что Бог был неизменно верен Израилю. Он избавил израильтян из египетского рабства, разделил Красное море и направлял их с помощью облака днем и огненного столба ночью. Он расколол скалы, чтобы чудесным образом дать воду, и даже давал пищу с неба. Бог снова и снова доказывал Свою верность, и все, что Он просил в ответ, — всего лишь верность Израиля.

Однако псалом 77 показывает, что израильтян в отношениях с Богом бросало то вверх, то вниз, как на американских горках. За послушанием следовало падение, за падением — обещание вновь посвятить себя Богу, а затем — очередное падение... Рассмотрим небольшой фрагмент из псалма Асафа:

Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля. Псалом 77:56-59

Итак, народ, в конце концов, оказался в проблемах. Ну а как же священники? Наверное, священнический род Левия оставался верным Богу, невзирая на непослушание Израиля?

Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Малахия 2:1-2

Священники сами поступали не намного лучше израильских «мирян». Но, может быть, все дело в том, что для формирования послушания целого народа требуется время? Нет. И через тысячи лет после исхода израильтян из Египта, и спустя века после написания книги Малахии даже самые благочестивые евреи-служители испытывали трудности с тем, чтобы оставаться верными Богу. Так, исполнить свои религиозные обязательства перед Богом не мог Савл из Тарса — наверное, самый посвященный из всех израильтян. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Римлянам 7:15, курсив автора).

Некоторые считают, что закон предлагает религиозную практику, которая несет чувство удовлетворения, и наполненную смыслом жизнь. Но, так или иначе, он провозглашает проклятие за неудачу для каждого, кто пытается исполнить его. И никто не сможет уйти от неизбежного итога. В законе, как таковом, конечно же, нет ничего плохого, однако своим нагромождением правил он ясно показал, что со всеми без исключения израильтянами было что-то не в порядке.

 

Перемотка вперед.

Давайте перемотаем пленку времени на пару тысячелетий вперед. Разочарованными и несчастными из-за своей религии себя чувствовали и чувствуют не только набожные израильтяне. Например, существует достаточно документальных источников о том, как со своей религией боролся Мартин Лютер. Несмотря на его рвение и благочестивый образ жизни, он был постоянно охвачен чувством вины. Находясь на грани потери рассудка от самобичевания, Мартин предпринимал бесчисленные попытки искупить бесконечный список своих грехов. Он не только хлестал себя до крови, но и, бывало, проводил ночи напролет, лежа на снегу посреди глубокой зимы. В итоге, товарищам Мартина приходилось уносить его бесчувственное тело в безопасное место.

Подобные переживания были и у Матери Терезы. В ее недавно опубликованных дневниках записано следующее признание: «Мне говорят, что Бог любит меня, и все же реальность тьмы, безразличия и пустоты настолько велика, что мою душу ничто не трогает. До того, как я взялась за труд, было столько единства, любви, веры, упования, молитвы и жертвенности! Неужели я ошиблась, слепо подчинившись призыву Пресвятого Сердца?..» (адресовано Иисусу, по совету исповедника, дата не указана).

За более чем сорок лет неустанного служения Мать Тереза оказала влияние на тысячи и тысячи жизней. Она протягивала руку помощи больным, бездомным, сиротам не только в Калькутте, но и по всему миру. И все же ее дневники открывают внутреннюю борьбу за смысл и цель жизни, за стабильные и прочные взаимоотношения с Богом.

Итак, что же объединяет Савла Тарсянина, Мартина Лютера и Мать Терезу? Они все оказались в сетях религиозной системы, которая вместо стабильного чувства удовлетворенности и завершенности приносила страдания. Их методы умилостивления Бога, которые позволили бы приблизиться к Нему, в конце концов привели к глубокому разочарованию. Прилагая несравненно больше усилий, чем когда-либо прилагал любой из нас, в итоге, они, наверное, сказали себе: «Сколько еще? Когда это закончится? Почему Бог до сих пор недоволен? Когда же я смогу расслабиться и радоваться жизни? Должен быть какой-то другой путь».

Другой путь

А что если другой путь действительно существует? Что если мы в состоянии положить конец всякому чувству религиозной вины и наслаждаться жизнью? Что если мы можем достичь такой близости с Богом, когда будем буквально ощущать его внутри себя? Что если мы можем идти по жизни, будучи самими собой, и тем или иным образом являть Христа окружающим? И что если все это может происходить не за счет наших усилий? Это будет означать конец всякой религии. Это будет означать, что нам больше не потребуется самоанализ и оценка своей духовности.

Существует путь, называемый «Старое», неизменно ведущий к разочарованию независимо от того, сколько «святых» усилий мы прилагаем. Есть также и путь, назовем его «Новое», за который ничего не нужно платить и который все преображает. Впрочем, есть еще и третий вариант: гибрид «Старого» и «Нового», который можно найти во многих современных церквях.

Цель этой книги — показать тщетность Старого и неизмеримое блаженство Нового. И что важнее всего, речь пойдет о том, как избежать страданий современной гибридной религиозности и наслаждаться чистотой Нового. Новое — это именно то, что на протяжении всей истории было предназначено Богом для посвященных, но несчастных людей. И это именно то, что предназначено Богом для вас. Поставьте себя на мгновение на место своего любимого персонажа Ветхого Завета. Представьте, что бы вы чувствовали, будь вы Давидом, Есфирью, Даниилом... Как они были близки с Богом! Как Он сопровождал их повсюду и действовал через них! Ну разве не здорово было бы стать одним из них? Наверное, вы хотели бы поменять свои собственные взаимоотношения с Богом на те, которые были у них? Если да, то я с вами категорически не согласен. «Категорически не согласен?!» Да, именно так. Я бы и через миллион лет не согласился поменять свои взаимоотношения с Богом на те, которые были у Давида. Или у Есфири. Или у Даниила. Вообще — у любого персонажа Ветхого Завета. Я гораздо больше предпочитаю то, что у меня есть сейчас. Как высокомерно! Как дерзко! Надеюсь, мои слова заставили вас вздрогнуть и, возможно, даже слегка возмутиться. Это и было моей целью. Я уверен, что церкви настало время пробудиться и осознать, каким благом мы сегодня обладаем, находясь по эту сторону креста. Вы, наверное, знаете истории великих героев веры, упомянутых в 11-й главе Послания к евреям: Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея... Через автора этого послания Бог говорит об их посвящении, жертвенности и послушании в следовании Его путям. Над этими героями насмехались, их бросали в тюрьмы и даже забивали до смерти камнями за их веру.

Проходили ли вы через подобные испытания? Проявили ли вы такое же посвящение, как эти люди? Скорее всего, ответ — «нет». Тогда каким же образом вы можете получить взаимоотношения с Богом лучше тех, которые были у них? Прежде чем ответить как, давайте посмотрим, что в действительности было у героев веры и что имеем мы. Говоря о верующих Ветхого Завета, автор Послания к евреям отмечает: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евреям 11:39- 40, курсив автора).

Такое посвящение, такая преданность — но что же мы узнаём об этих героях Старого? Они не получили обещанного, а мы по эту сторону креста обладаем чем-то лучшим, чего никогда не было у них. Но в чем же наше превосходство? Разве Бог изменился? Конечно же, нет. Бог такой же, каким Он был всегда. В таком случае чем именно наши дни настолько отличаются от прошлого две и более тысячи лет назад? Все дело — в Новом.

 

Предъяви документы!

Представим себя мухой, которая сидит на стене во время гипотетического диалога между Моисеем и Иисусом из Назарета. «Предъяви документы! » — восклицает Моисей. Однако у Иисуса из Назарета нет документов — по крайней мере, таких, которые соответствовали бы требованиям. Закон постановляет, что первосвященником может быть только представитель колена Левиина, однако Иисус был из колена Иуды. Из рода Иуды никто и никогда не нес служение священника. Закон подобный выбор запрещал.

Сегодня христиане почитают Иисуса Христа как своего Первосвященника, однако по закону Иисус в этой роли — полная бессмыслица. В таком случае на каком основании мы сегодня называем Его своим Первосвященником? Если изменилась линия священства, то должна быть заменена вся система взаимоотношений с Богом. Именно это и произошло. Изменилась вся система!

Крайне важно понять, что закон и Иисус просто не сочетаются. «[Иисус]...принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евреям 7:13-14). Христиане говорят об Иисусе как о своем Спасителе, Господе и инициаторе (священнике) нашего прощения, а потом некоторые из этих же верующих заявляют, что закон и сегодня еще для нас актуален. Тем самым они показывают себя приверженцами огромного противоречия. Конечно, над вопросом закона и благодати (Старого и Нового) ломают копья и сегодня. Живем ли мы по закону или по благодати? Или же мы живем по их комбинации? Разве Бог не написал закон на наших сердцах? Хотя этим вопросам было посвящено огромное число страниц христианских книг, происхождение Иисуса все равно не позволяет Ему по закону занять ведущую роль. В отношении закона и благодати мы можем предлагать какие угодно теории, компромиссные варианты и ответы, однако факт остается фактом: закон отвергает Иисуса как священника. По этой причине автор Послания к евреям пишет: «...с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евреям 7:12).Обращаясь к Иисусу как к своему Первосвященнику, какое место мы отводим закону в своей жизни? В этом вся суть. Вы взываете к человеку из Назарета, из колена Иуды, не имевшего по происхождению ничего общего с Аароном или Левием или с любым другим законным священником. Вы взываете к самозванцу, вероотступнику и шарлатану.

Новый Божий договор

Христиане охотно соглашаются с тем, что Иисус — их Священник, но не все понимают, что через принятие Иисуса как своего священника они заключают с Богом договор, соглашение, завет. В противоположность старому договору, который Бог изложил через Моисея, новый никогда не будет упразднен. Он является последним словом о взаимоотношениях людей с Богом. Иисус Христос — автор и гарант чего-то совершенно нового и революционного.

И потому Он есть ходатай нового завета , дабы вследствие смерти Его , бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евреям 9:15

И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Евреям 7:20-22

Новый завет? Что это значит? Впервые учение о Новом Завете я услышал после более чем десяти лет посещения различных церквей. Но если мы хотим понимать, как Бог поддерживает отношения с нами, то должны смотреть на Новое. Новое и Старое — это далеко не одно и то же.

Посмотрим, что Сам Бог говорит по этому поводу: Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Евреям 8:8-9 (курсив автора)

На свет появилось что-то совершенно новое. Бог всегда намеревался учредить нечто радикально другое. Этот библейский отрывок показывает, что Новое не похоже ни на что, виденное ранее, и что оно решает серьезную проблему: нашу неспособность оставаться верными. Чем бы ни было это Новое, оно каким-то образом мотивирует людей оставаться верными даже в те моменты, когда собственные силы подводят их.

Сегодня мы ведем споры вокруг учения о сохранении святых, однако сохранение (или верность) — это вопрос Старого. Очевидно, что Новое возникло, чтобы решить эту проблему: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Евреям 8:7-8).

В самом по себе Старом нет ничего плохого. Его по-прежнему следует считать святым и правильным. Проблема Старого была в том, что в нем никто не мог действовать успешно. По этой причине Бог учредил новый путь. Новое подразумевает, что Божьи желания записаны внутри нас, чтобы мы независимо ни от чего, гарантированно были Его народом:

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Евреям 8:10

Обратим внимание на некоторые важные аспекты из данного Самим Богом описания Нового. Бог запечатлевает Свои законы в нашем разуме и сердце. Мы становимся Его народом и получаем привилегию знать Его лично.

Однако автор Послания к евреям в действительности неверно цитирует здесь отрывок из Ветхого Завета. Как он мог пойти на такую дерзость? И по какой причине? Он умышленно изменил ветхозаветную интерпретацию «закон Мой» на «законы Мои», чтобы прояснить важную истину: вопреки популярному учению, на наших сердцах написан не закон Моисея. Речь идет о Божьих законах, изложенных Иисусом и авторами Нового Завета.

Они названы царским законом (Иакова 2:8), законом свободы (Иакова 1:25; 2:12) и Его (Иисуса) заповедями (1 Иоанна 3:24). Божьи заповеди — любить Его и любить друг друга (Марка 12:30-31). Они не обременительны. По сути, Иисус Сам сказал, что тот, кто любит Его, соблюдет Его заповеди (Иоанна 14:15). В Новом Бог обеспечивает это.

Представьте себе последствия, если бы на нашем сердце и разуме был написан закон Моисея!

Ограничения в питании, устав ношения одежды и сотни других правил сокрушили бы нашу совесть, как это произошло с израильтянами. Благодарение Богу, что Новое — это не просто принаряженная версия Старого!

Новое — совершенно другое и простое.

В 1998 году мой отец погиб в автомобильной катастрофе. Он был любящим мужем, успешным бизнесменом и замечательным отцом. С его мудростью могло соперничать разве что его чувство юмора. Нашей семье его очень не хватает.

Давайте на мгновение представим, что вы пришли ко мне в гости, и я по такому случаю открыл семейный альбом, чтобы показать вам фотографии моего отца. В то время, когда я переворачиваю страницы, показываю снимки и рассказываю связанные с ними истории, происходит нечто непредсказуемое. Каким-то чудом в дверь заходит мой отец! Тем не менее я, как ни странно, продолжаю показывать вам фотографии и рассказывать истории прошлого. Даже заметив приход отца, я по-прежнему поглощен альбомом. Нелепо, не правда ли? Зачем зацикливаться на старых фотографиях отца, когда прямо передо мной стоит сам оригинал? Но подобным же образом некоторые христиане зациклились на законе, который является всего лишь тенью. Как мы уже отметили, реальность заключена в Новом. Заглядывать в Старое после того, как узнал Новое, — это, то же самое, что возвращаться к фотоальбому отца, когда он стоит рядом с тобой. Я увлечен чем-то двухмерным и безжизненным, хотя со мной его живое присутствие. Вот что заявил Бог о превосходстве Нового: «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евреям 8:6).

Если бы закон мог спасать, то не было бы повода для Нового. Старое осталось в прошлом. Теперь действует нечто лучшее, так почему бы нам не ухватиться за Новое? Интересно, что даже верующие Ветхого Завета оправдывались только верой, независимо от закона. Вовлечена ли в закон вера? Нет. Библия четко показывает, что «закон не имеет никакого отношения к вере» (Галатам 3:12, РВ). В конце концов, разве вере нужно держаться за предписания и совершать религиозные дела? Верующие Ветхого Завета, подобно Аврааму, были праведны потому, что они верили в Бога и в грядущего Мессию (Римлянам 4:13). Авраам жил задолго до закона, но он был назван праведным. Таким образом, правильное положение пред Богом не имеет ничего общего с законом.

Проблема с машиной

Представьте, что вы откладываете деньги на покупку новой машины. Скопив достаточную сумму, вы связываетесь с автосалоном, чтобы согласовать цену. К вашей радости дилер соглашается продать машину по приемлемой для вас цене. Через час вы уже в автосалоне, чтобы завершить сделку. Цена с учетом расходов по доставке, налогов и регистрации автомобиля составила 19 550 долларов.

Прекрасная сделка! Счастливый, вы подписываете бумаги и забираете машину. Наконец, она — ваша! Более чем через год вам на автоответчик поступает странное сообщение из автосалона. Вы узнаете голос дилера. Он объясняет, что по ошибке взял с вас за машину слишком мало, и теперь, по его словам, вы должны доплатить еще 2000 долларов. Дилер приглашает вас в автосалон, чтобы заново составить договор и «уладить этот вопрос».

Прослушав сообщение, вы не верите своим ушам. Взглянув на календарь, вы начинаете подсчитывать дни. С момента подписания договора о покупке машины прошло 430 дней! На каком основании вас беспокоят? И имеют ли они на это право? Самое время звонить своему адвокату. Любой юрист объяснит, что автосалон со своими странными претензиями просто «в пролете». Они не могут требовать от вас изменить условия договора, подписанного 430 дней назад. Если бы они могли заставить любого человека пересмотреть договор после подписания, то кто бы вообще доверял таким договорам? А теперь давайте проведем параллель между этой неприятностью с покупкой машины и утверждением Павла о Новом — том Новом, которое было обещано Аврааму: Даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему... Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийсяспустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Галатам 3:15, 17 (курсив автора)

Обетование Нового было дано Аврааму не за 430 дней, а за 430 лет до закона. Точно так же как автосалон не имел юридических оснований для внесения изменений в ранее подписанный договор, так и завет, заключенный с Авраамом, не был упразднен только потому, что позже на сцене появился закон.

Новое, хотя оно еще и не вступило в силу, было обещано Аврааму и утверждено Самим Богом. Тот факт, что спустя 430 лет появился закон, никак не влияет на условия ранее ратифицированного завета. Обетование Нового отделено от Старого сотнями лет..Мы не должны ни смешивать их, ни извлекать элементы из Старого и внедрять их в Новое. Это — нарушение договора. Знакомясь с Новым, мы провели немало времени за Посланием к евреям, которое, наверное, меньше всего изучается современными христианами. По сути, оно представляет собой пространную аргументацию в пользу отказа от Старого и принятия Нового. Стиль изложения Послания к евреям напоминает блестящую речь адвоката в суде, и одного только его достаточно, чтобы поставить точку во многих спорах, разделяющих сегодня христиан. На протяжении всей этой книги вы будете убеждаться, что Послание к евреям, как и другие послания Нового Завета, кричат в один голос: «Иисус - и ничего более!».

Вам когда-нибудь доводилось ходить в чужих туфлях? Если да, то вы понимаете, что значит носить то, что вам не подходит. На первый взгляд туфли могут быть похожи на ваши, однако они просто не соответствуют размеру вашей ноги.

Аналогичным образом нам сказано, что закон Моисея кому-то, несомненно, нужен, но он непредназначен для новозаветных верующих. Павел пишет Тимофею:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

1 Тимофею 1:8-11 (курсив автора)

Каково предназначение закона? По словам Павла, он исключительно для верующих. В Старом Бог различал два типа людей: евреи и язычники.Сегодня Он различает две непересекающиеся группы: верующие и неверующие. По Ветхому Завету закон предназначался только для евреев. Сегодня закон обращается только к одной группе, а именно — к неверующим. Итак, если вы христианин, Какое место закону в вашей жизни?

 

Закрой рот!

У закона есть только одна целевая аудитория: неверующие. Но что он говорит им? И какова типичная реакция, когда говорит закон? Наилучший способ резюмировать послание закона — воспользоваться выражением, которое во времена моего детства было в нашей семье под запретом:

«Закрой рот!». Моя мама не переносила эту фразу, но данные слова в точности передают то, что закон говорит неверующим.

По сути, закон заставляет замолчать весь мир:

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Римлянам 3:19-20

Иногда люди не слышат вас. Если вы хотите привлечь их внимание, то приходится кричать. Через весь закон проходит Божий крик, требующий не менее чем совершенства. Когда мы видим стандарт, то у нас не остается выбора, как только «закрыть рот». Нам нечего сказать. У нас нет возможностей стараться еще сильнее. Мы также не можем рассчитывать на успех, если прекратим все старания и будем просто жить, не обретя праведности. Мы в ловушке, и без вмешательства извне так и оставались бы в тупиковой ситуации.

Подобно Адаму и Еве, мы осознаем свою наготу перед Богом, однако на земле нет такого покрытия, которое скрыло бы нашу неправедность. Закон разоблачает нашу склонность к греху и потребность во Христе:

Для чего же закон?.. Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Галатам 3:19, 22

Время от времени мне предоставляется возможность рассказывать Евангелие заключенным. Некоторые из них отбывают пожизненное заключение. Им не видать свободы до самой смерти. Когда я вхожу в такие тюрьмы и за моей спиной закрываются тяжелые металлические двери, я пытаюсь представить, что чувствуют заключенные. (Я даже фантазировал, что из-за какой-то ошибки в документах меня не выпускают обратно!)

Попасть в заключение, да еще на всю жизнь — это не то, чего обычно желают люди. Тем не менее именно так Павел описывает жизнь под законом. Она подобна тюремному заключению:

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Галатам 3:23-24, РВ

Быть под законом — то же самое, что находиться в тюрьме. Вам постоянно напоминают, что вы виновны и ожидаете приговора. Закон не ободряет и не подкрепляет нас. Своим совершенным стандартом он только срывает с нас гордыню. Он показывает, что мы никогда не преуспеем в нем. Как говорит Павел, закон был «детоводителем ко Христу». Как же он ведет нас ко Христу? Показывая, что мы духовно мертвы и нуждаемся в новой жизни.

Награда лучшему водителю

В юношеском возрасте я любил прокатиться «с ветерком» по автострадам Америки и потому часто превышал скорость. Мне редко приходилось бороться с обычными для подростков соблазнами, однако очарование летящего на большой скорости автомобиля почему-то всегда брало надо мной верх. На протяжении нескольких лет я постоянно получал предупреждения и уведомления о штрафе. Из-за превышения скорости меня один раз даже привлекли к суду за неосторожную езду. Конечно, иногда я испытывал угрызения совести за свое поведение и сбрасывал газ, однако по-настоящему мое пристрастие к быстрой езде не было обуздано.

Но давайте представим следующую картину... Я еду утром в свою школу и при этом не нарушаю ограничений скорости. Вдруг в зеркале заднего вида я замечаю знакомые красно-синие мигалки. Остановившись на обочине, я наблюдаю за тем, как полицейский выходит из патрульной машины и делает мне знак опустить стекло.

К моему удивлению, на этот раз офицер приветливо улыбается. Заглянув с сияющим видом ко мне в машину, он говорит: «Мистер Фарли, я только хотел поблагодарить вас за езду на безопасной скорости. Вы — порядочный человек. Штат Вирджиния высоко ценит ваши усилия по поддержанию порядка на дорогах, и сегодня я хочу вручить вам награду как лучшему водителю Вирджинии. К ней прилагается сертификат, который вы можете обменять на интересующие вас товары в любом авто магазине. Примите поздравления и счастливого пути!» — и полицейский вручает мне сертификат.

Вот это да! Я был бы ошеломлен. А вы? Еще бы! Подобные эпизоды в нашей жизни происходят нечасто. На самом деле я сомневаюсь, что такое вообще возможно. Я еще ни разу не слышал, чтобы полицейский остановил кого-нибудь, чтобы похвалить за хорошее вождение.

Закон почему-то обращает на нас внимание только тогда, когда мы делаем что-то неправильно. Аналогичным образом закон Моисея только указывает на наши недостатки. Ищете любви и ободрения? Вы никогда не найдете их в законе. Вот почему самый строгий из всех известных вам законников может создавать видимость нравственности, однако законничество никогда не производит любви. У живущего под законом склад ума — как у раба, находящегося в подчинении у самого требовательного надсмотрщика. Он всегда требует больше, и вы никогда не сможете сделать достаточно, чтобы удовлетворить его. Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10, курсив автора).

 

Все или ничего

Не имеет значения, сколько процентов из закона вы исполняете - 1 или 99. Представьте себе человека, который может мириться с большей частью закона, но время от времени нарушает только одно маленькое правило.

 

Однако, исполняя даже большую часть закона, мы все равно находимся под его проклятием точно так же, как если бы вообще не подчинялись ему. Как отмечает апостол Павел, «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галатам 3:10, курсив автора).

Как может Павел быть на столько категоричным? Мы знаем, что Павел (в прошлом —Савл) был тем, кто старался подчиняться всем требованиям закона. Говоря о себе филиппийцам, он даже отмечает: «...по правде законной — непорочный» (Филиппийцам 3:6).

Окружение Павла, наверное, считало его безупречным, но ему было лучше знать. Ему был знаком вкус неудач, с которыми все мы сталкиваемся, пытаясь подчиняться закону. Говоря о своей несостоятельности, Павел отмечает:

Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы

закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание... Римлянам 7:7-8

Закон предлагает или все, или ничего. Или вы исполняете каждую его йоту, или находитесь под проклятием. Других альтернатив не существует. Имеем ли мы право выбирать из закона то, что нам нравится? Или нас наградили особой привилегией частично смешивать закон со Христом? Павел предупреждает, что если мы к нашей жизни во Христе добавим хотя бы щепотку закона, Христос перестанет представлять для нас какую-либо ценность:

Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Галатам 5:2-3 (курсив автора)

Для христиан принимать фрагменты закона Моисея в качестве жизненного руководства — просто нелепость. Мы предполагаем, что Бог оценивает нас, сравнивая с успехами других людей. Однако закон совершенно несовместим с нашей попыткой «стараться изо всех сил». Закон — это система вида «пан или пропал».

Один промах — и вы проиграли.

Закон постоянно стимулирует грех Вооружаясь законом, мы каждый раз обрекаем себя на неудачу

В Соединенных Штатах некоторые христиане борются за право вывешивать на стенах общественных зданий Десять заповедей. Мы говорим, что не хотим, чтобы наше общество лишилось своих христианских корней.

Однако христианство никогда не зиждилось на законе — даже на Десяти заповедях.

Закон порождает грех

Заповеди не предназначены, чтобы руководить христианами. Они не обуздывают греховных желаний. По сути, закон приводит к увеличению греха:

Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Римлянам 7:5 (курсив автора)

Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Римлянам 7:8 (курсив автора)

Приведет ли следование Десяти заповедям к благочестивой жизни? Павел подводит нас к прямо противоположному заключению. Богословы спорят, о каком из своих состояний говорит Павел в седьмой главе Послания к римлянам: о жизни в спасении или вне спасения. Как бы там ни было, основная мысль заключается в том, что человек — неважно, спасен он или нет — не может исполнить закон. Закон постоянно стимулирует грех.

Он пробуждает греховные страсти. Через закон грех обретает свою силу. Именно это разъясняет седьмая глава Послания к римлянам. А если так, то насколько многообещающе выглядит перспектива христианской жизни как старания в совершенстве исполнить Десять заповедей? Павел показывает, что каждый человек, который по-настоящему пытается изо всех сил исполнить закон, в конце концов осознаёт, закон убивает. В полном соответствии с Божьим замыслом, Моисей дал начало служению осуждения. Недавно в одной книге были с юмором описаны приключения человека, попытавшегося в течение целого года жить строго по уставам Ветхого Завета. В ней в деталях показано, на что может быть похожа такая жизнь в современной Америке. Герой изменил свое меню, исключив из него определенные виды мяса и рыбных блюд. Он перестал носить одежду, сделанную из более чем одного вида ткани. Ему даже пришлось приносить в жертву разных животных! В конце концов, он, смеясь, честно признался, что не смог выполнить даже половины постановлений Ветхого Завета. Автор также приводит изощренные умозаключения некоторых его знакомых евреев, решивших, что в наши дни всё обстоит несколько иначе и им не обязательно придерживаться всех ограничений закона — достаточно только некоторых.

 

Десять заповедей

Сегодня многие соглашаются с тем, что обрядовый закон, ограничивающий всё от питания до гардероба, — не для христиан. И действительно, следовать этим правилам пытаются совсем немногие христиане. Однако должны ли они по-прежнему рассматривать Десять заповедей как свои нравственные руководящие принципы?

Говоря о законе, пробуждающем греховные страсти, Павел использует слово «пожелание». Он открывает, что одна из Десяти заповедей стимулирует грех в его жизни. Грех использует повеление «не желай» для того, чтобы принудить Павла прилагать человеческие усилия к подавлению желания. И получается естественный результат - желание. Когда плотские потуги пытаются преодолеть грех, последний всегда побеждает, поэтому Павел, в конце концов, обнаружил, что сражается со «всяким» желанием.

 

Мне представляется забавным, что пламенный религиозный лидер не мог победить в себе желание владеть вещами, принадлежащими другим! Конечно, Савл Тарсянин мог наводить внешний лоск, однако внутренне он был виновен в том, что желал чужого добра.

Павел как бы постоянно повторяет: «Я сражался с законом, и закон победил». Во Втором послании коринфянам мы видим подтверждение того, что Десять заповедей не приносят ничего, кроме осуждения и смерти:

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

2 Коринфянам 3:7-9 (курсив автора)

Откуда мы узнаём, что Павел имеет в виду Десять заповедей, а не какие-нибудь обрядовые постановления? Он особо подчеркнул, что служение было «буквам, начертанным на камне», а это относится только к Десяти заповедям. Таким образом, это было служение, предназначенное для осуждения.

Если мы живем по закону, то грех будет властвовать над нами. Если мы живем свободными от закона (по благодати), то грех не одолеет нас: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Римлянам 6:14). Желанная всеми нами свобода от власти греха находится прямо у нас под носом.

Преграда, не дающая нам побеждать искушение, — неверный способ ведения сражения. Вооружаясь законом, мы каждый раз обрекаем себя на неудачу.

Мы можем называть это «самодисциплиной», «подотчетностью» или изобрести любое другое слово, но если в основе не лежит зависимость от пребывающего внутри нас Христа, то мы неизбежно приводим в движение колёса человеческих усилий. В нашем сражении с грехом перспектива — это всё.

«Но разве Бог не помогает нам соблюдать закон?» — спросите вы.

Если эту мысль развить до крайности, то не должен ли Святой Дух побуждать нас избегать свинины, носить одежду, сделанную только из одного вида ткани, изолировать друзей и родных с кожными заболеваниями и удерживаться от работы с вечера пятницы до вечера субботы? Это означает, что мы должны запретить барбекю, выбросить нейлоновые чулки, перестать проверять в пятницу вечером электронную почту и не работать в саду по субботам. Но разве это — намерение Божьего Духа для вашей жизни?

Подумайте сами.

 

Чихуахуа

«Погодите минутку! — кричал мне один из них. — Вы впали в крайность! Я согласен, что Святой Дух не собирается помогать нам жить по всей книге Левит, но мы по-прежнему должны исполнять Десять заповедей. И мы должны просить Святого Духа помочь нам в этом!».

Я проводил двухдневный семинар для пасторов, студентов семинарии и церковных лидеров в мексиканском городе Чихуахуа. Это был уже второй день, и наша аудитория по сравнению с предыдущим днем выросла с сорока до почти двухсот человек. Дискуссия становилась все более жаркой.

Люди явно освобождались от гнета религиозности.

Мы сделали перерыв, и я вышел в фойе выпить кофе. Не успел я отхлебнуть из чашки, как меня неожиданно окружили четыре лидера, которые были злее шершней. Молча выслушав в течение нескольких минут их страстные замечания, я понял, что больше всего их разозлило мое решительное заявление о том, что христиане свободны даже от Десяти заповедей.

-Но ведь одна из Десяти Заповедей повелевает чтить субботу. Вы же не соблюдаете еврейский шаббат с пятницы по вечер субботы? – спросил я.- Ну... нет.- В таком случае, исключая четвертую заповедь о субботе, получается, что вы подчиняетесь уже Девяти заповедям? - В этот момент объявили об окончании перерыва, и наша дискуссия прервалась.- Поразмышляйте об этом на досуге, — сказал я, пока мы возвращались в аудиторию.

 

Плохая замена

Бог никогда не давал нам разрешения делить закон на части согласно своим предпочтениям и потом выбирать, чему мы будем подчиняться, а чему — нет. Он избавил нас от всего закона, исполнив его через Иисуса Христа. Теперь мы не обязаны исполнять ничего из закона.

Но как же мы можем жить благочестиво, не используя в качестве руководящих принципов Десять заповедей? Это естественный вопрос, возникающий у каждого, кто слышит, что верующим не нужен закон. Короткий ответ гласит: когда мы уверовали, в нас поселяется Святой Дух, и Его достаточно!

Того плода, который исходит от Святого Духа внутри нас, достаточно. И «на таковых нет закона» (Галатам 5:23).

Новый Завет учит, что водимые Духом не под законом. Закон — плохая замена водительству Святого Духа. Мы можем думать, что, подчиняясь Десяти заповедям, мы получаем хороший способ навести порядок в своем духовном доме. Однако жизнь, направляемая законом, приводит к прямо противоположному результату. Единственный разумный выбор — позволить Христу проявлять Себя через нас. Это — Божий способ влиять на нас и демонстрировать Его жизнь окружающим.

Некоторые говорят: «Я не живу по закону Моисея. Я знаю, что я свободен от всех этих заповедей. Вместо этого я живу по христианским принципам». Это лишь благозвучный вариант все того же законнического подхода. И он крадет у верую щих радость жизни, основанной на зависимости от Христа. Мы знаем, что «правильная жизнь», согласно нравственным стандартам, мешает понять суть спасения. Однако выбор в пользу «нравственности » может даже помешать христианину всецело зависеть от Христа. «Возвышенная» жизнь для верующих — это скрытый барьер на пути к жизни в благодати.

Притягательность правил

Принципы, правила и стандарты, какими бы «христианскими» они нам ни казались, — дешевые заменители жизни, вдохновляемой Самим Богом. О правилах и их действительной значимости для христиан мы читаем в Послании к Колоссянам:

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. Колоссянам 2:20-23 (курсив автора)

Павел осознает притягательность норм, повелений и уставов как средств самосовершенствования.

Однако он отвергает их как бессильных принести в нашу жизнь какие-либо реальные перемены. Обратите внимание, что он здесь не говорит о путях обретения спасения. Речь идет о нашем подходе к жизни уже после того, как мы умерли со Христом.

Как возникает истинное поклонение? От чего происходит настоящее смирение? Что приносит реальную победу над грехом в нашей жизни? Павел говорит о повседневной жизни верующего. И он категорически заявляет, что правила и уставы — не то, что нам нужно.

Кто-то может сказать: «Я знаю, что жизнь по правилам не спасает меня, но теперь, когда я спасен, нужны правила, чтобы направлять меня». Именно так говорили галаты, и это заставило Павла написать следующее:

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Галатам 3:2-3

Павел здесь обращается к христианам, которые уже приняли Духа, но решили вернуться к закону как средству самосовершенствования. Они приняли Духа по вере, и Павел увещевает их не заканчивать человеческими усилиями!

Этот и другие подобные отрывки Нового Завета касаются повседневной жизни. Павел развен чивает миф о том, что Богу нравятся методы «самосовершенствования», основанные на правилах. Он и сегодня задает нам тот же вопрос: «Неужели присутствия воскресшего Христа внутри вас не достаточно?».

Бог не хочет, чтобы верующие мотивировались законом или правилами, однако важно прояснить, чего я сейчас не имею в виду. Закон сам по себе не греховен. Ненавистники закона, известные как антиномисты, неверно толковали Писание со дней первой церкви. Они утверждают, что закон — это зло. Сражаясь с этой ложной доктриной, апостол Павел отмечает, что закон не является грехом. По сути, он даже свят, праведен и добр: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12).

Таким образом, в самом законе нет несовершенства. Он безупречен. Подходить к закону с той точки зрения, что он ущербен, в корне неверно. Однако его совершенный стандарт в комбинации с человеческими усилиями открывает нашу несостоятельность. Другими словами, закон совершенен, но он никого не делает совершенным.

 

 

На том стоим

Закон не исчез только потому, что у нас появилось Новое. Он и сегодня в действии как нструмент обличения неверующего мира. Согласно словам Иисуса, закон будет оставаться действующей силой, пока не исчезнут небо и земля:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Матфея 5:17-18

Может показаться, что заявление Иисуса противоречит сказанному Павлом в Послании к Ефесянам, где он говорит об устранении барьера между евреями и язычниками (закона):

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир.

Ефесянам 2:14-15

Слова Павла иногда неверно толкуют, говоря, что закон был аннулирован. Однако это противоречит учению Иисуса о том, что закон будет действовать до тех пор, пока существует этот мир. Очевидно, Павел имеет в виду, что закон не имеет отношения к жизни во Христе. Как евреи, так и язычники теперь спасены по одной и той же благодати. Отличительного фактора, разделявшего евреев и язычников, больше не существует. Это совсем не то же самое, что аннулирование закона.

Наверное, наиболее ясное утверждение о применимости закона в наше время мы находим в Послании к Тимофею:

«А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника...» (1 Тимофею 1:8-9). Это и есть сбалансированный взгляд на закон. Он все еще существует и преследует определенную цель, однако не предназначен для христиан как средство или руководство для повседневной жизни. Единственное назначение закона — обличать нечестивых в том, что они духовно мертвы.

Понимание роли закона в современном мире сохраняет нас от ошибки антиномизма («ненависти к закону»), а понимание того, что ему нет места в жизни христианина, — от ошибки законничества.

Исполнен

Итак, Божье намерение сегодня не заключается в том, чтобы исполнять закон в среде христиан. Почему так?

Потому, что Он уже исполнил закон. По этой причине Святой Дух не пытается ни подчинять христиан закону, ни помогать им исполнять его. Иисус уже выполнил требования закона, и теперь это же приписывается и рожденным от Духа:

Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.     Римлянам 8:3-4 (курсив автора)

Бог уже совершил нечто и полностью выполнил требования закона. Он послал Своего Сына стать жертвой за грех, чтобы получить возможность осудить грех. Бог достиг Своей цели? Несомненно. Когда Он это сделал? Почти две тысячи лет назад. Тогда пытается ли Бог исполнить закон и сегодня? Нет, Он его уже исполнил. Это — свершившееся событие.

Обратите внимание, что Бог сделал это, чтобы закон полностью исполнился в нас, а не нами. Когда мы приходим ко Христу, все, что Он совершил для исполнения закона, помещается внутрь нас и приписывается нам. Благодаря этому наша праведность превосходит все усилия фарисеев, вместе взятые, с самого первого дня, как мы уверовали.

 

«Для меня ты мертв»

В фильмах про мафию иногда встречается эпизод, когда крестный отец в порыве разочарования сообщает своему сыну о том, что их отношениям пришел конец. Он восклицает: «Сын, отныне для меня ты мертв!». Сын стоит, потупившись в пол. По его щекам бегут слезы. Он медленно выходит из комнаты и навсегда покидает семью. Связь между ним и его отцом разорвана. Сын навсегда отлучен от семьи без возможности восстановить отношения.

В Послании к римлянам сказано, что мы мертвы для закона. Точно так же как крестный отец мафии был разочарован поведением своего сына, «Дон Закон» разочарован нами. Мы не способны справиться со всеми его требованиями, чтобы заслужить его благоволение. Жизнь под его крышей убивает нас.

И какое же решение предложил Бог? Он умертвил нас для закона, чтобы мы могли родиться в новую семью и наслаждаться новообретенной свободой. Как пишет Павел:

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Галатам 2:19).

В тот момент, когда мы умираем для семьи Закона, нас принимает к себе гораздо более влиятельная семья. И поскольку мы теперь — часть новой семьи, мы больше не подвластны требованиям «Дона Закона»:

Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых... Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Римлянам 7:4, 6 (курсив автора)

Помните, что закон пришел увеличить, а не уменьшить грех (Римлянам 5:20). Бог знал действие закона. Посредством закона мы начинаем различать грех. Через закон мы умираем. Закон убивает. Когда мы понимаем это, мы готовы принять совершенно новый подход.

 

Колумбийский труп

В детстве моя жена Кэтрин четыре года прожила в южноамериканской Колумбии, где ее родители служили миссионерами. В этой стране она столкнулась с самыми законническими церквями, какие только можно себе представить. Глубокоуважаемых в своей среде старейшин и дьяконов заставали с чужими женами, а церковные лидеры, которыми все восхищались, на поверку оказывались пьяницами, азартными игроками и вымогателями.

Наверное, наиболее удивительный случай произошел, когда машина одного из лидеров взорвалась, когда тот отъезжал от своего дома. Было похоже, что ему подложили бомбу. Из огня смогли извлечь только обуглившееся тело, которое с почестями и похоронили. И вдруг, где-то год спустя, этого человека встречают живым и невредимым другом городе женатым на другой женщине! Как выяснилось, он выкопал труп на кладбище и инсценировал собственную смерть. Весь этот хитроумный спектакль ему пришлось разыграть по причине огромных долгов перед местной мафией, в которые он залез из-за азартных игр.

Кэтрин была свидетелем одновременно крайнего законничества и крайней безнравственности. Эти скандальные происшествия хорошо иллюстрируют один важный факт в отношении жизни под законом. Мы можем надевать маски, играть в церковь и завоевывать уважение окружающих, трубя о строгости своих религиозных правил, однако никакой маскарад не в силах изменить реальность. Рано или поздно, жизнь под законом даст о себе знать.

Во Христе мы умираем и вновь возрождаемся свободными от закона, поэтому нам не нужно притворяться. Игра же в церковь всегда ведет только к большему греху.

Итак, мы свободны от закона, но как насчет соблюдения субботы и десятины? Мы не можем оставить эти аспекты без внимания, поскольку они лишают верующих свободы точно так же, как любые другие элементы закона.

Да, еженедельное соблюдение субботы и десятина уходят корнями в закон. Если мы сегодня навязываем их верующим, то должны также соблюсти и остальную часть закона. Закон — это система вида «все или ничего». Мы не можем произвольно выбирать к исполнению только какую-то одну его часть.

Суббота наших дней

Для евреев суббота была, по сути, напоминанием о седьмом дне творения, в который Бог почил по завершении Своих дел. Соответственно, Бог повелел израильтянам «помнить» субботний день, отделив его для отдыха.

Сегодня мы также вспоминаем завершенное дело творения. Мы восклицаем вместе с царем Давидом, как удивительно и прекрасно устроена вселенная (Псалмы 8 и 18). Однако, существует еще одно великое событие, даже более выдающееся, чем сотворение мира: искупление, совершенное Иисусом Христом на кресте. Точно так же, как Бог, назвав Свое творение «хорошим», почил, Иисус провозгласил с Голгофы: «Совершилось!» — и воссел по правую руку Бога.

Автор Послания к евреям приглашает нас почить вместе с Богом. Мы входим в покой, оставляя

мертвые дела, которые, как мы думали, могут заслужить нам Божье благоволение. Вместо того, чтобы заниматься религиозной акробатикой в попытке избавиться от грехов, мы можем сесть рядом с Иисусом и просто согласиться: «Да, это действительно совершилось». Это и есть вход в Божий покой. Это — суббота наших дней.

Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный... Евреям 4:9-11 (курсив автора)

Высоту дерева можно вычислить, измерив его тень на земле. По виду тени вы также получаете представление о форме дерева. Тень предоставляет средства, чтобы оценить реальность. Суббота евреев была лишь тенью настоящего. Реальность — это Христос, и настоящее субботство — в Нем. Просто поразительно, что евреи тысячи лет почитали тень - субботу. А мы, находясь по эту сторону креста, можем переживать реальность покоя во Христе!

 

Обкрадывать Бога?

Многие из тех, кто осознает свою свободу от ежедневного соблюдения субботы, по-прежнему утверждают, что Бог требует не менее 10 процентов нашего дохода. Если вы не приносите в церковь хотя бы столько, говорят они, то вы «обкрадываете Бога». Но откуда исходит понятие десятины? Брат Иосифа Левий стал прародителем особого рода, названного левитами. Когда израильтяне вышли из Египта и завоевали обещанную Богом землю, они разделили новую территорию между родами.

Однако левиты не получили земли для возделывания и выращивания плодов. Вместо этого им было приказано служить священниками при скинии. По закону священникам не позволялось владеть домами, землей и имуществом. Тогда за счет чего же жил священнический род? Благодаря поддержке других колен Израиля. Таким образом, закон повелевал отдавать десятину (т. е. десять процентов) священникам. За счет этого род священников мог поддерживать приемлемый уровень жизни, отдавая все время служению Богу.

Современные христианские учения о приношениях зачастую нелогичны. Если пастор или лидер церкви использует термин «десятина» либо определяет 10 процентов как стандарт даяния, он учит закону. Если мы исследуем жизнь этого же лидера, то можем увидеть вопиющее противоречие. Он владеет домом, землей и имуществом! Он также, возможно, имеет дополнительный доход от написания книг, преподавания в семинарии или даже собственного бизнеса. Тот же закон, который повелевает отдавать 10 процентов, не позволяет ему делать то, что он делает.

Кроме одного исторического упоминания о том, как Авраам почтил священника не из Левиного колена, Мелхиседека, отдав ему десятую часть своих военных трофеев (Евреям 7:6), и слов Иисуса, обращенных непосредственно к фарисеям в Матфея 23:23, десятина в посланиях Нового Завета больше ни разу не упоминается. В таком случае как должно выглядеть даяние в Новом? Бог хочет, чтобы верующие жертвовали:

• сообразно существующей нужде (2 Коринфянам 8:14);

• в соответствии с тем, что они имеют (2 Коринфянам 8:11-12);

• не из чувства вины или по принуждению (2 Коринфянам 9:7);

• охотно, от всего сердца (2Коринфянам 9:7).

Я уверен, что мы, церковные лидеры, должны преподавать освобождение от приношения десятины наряду с учением о добровольном даянии. Верующие свободны отдать 1 процент, 10 процентов или 100 процентов. В здоровой церкви должна быть абсолютная ясность в отношении благодати даяния.

Для нас учить чему-либо другому — это принуждение.

Три четверти вашей Библии

Теперь, когда мы обсудили нашу свободу от субботнего дня и десятины, возникает естественный вопрос:

«А в чем же тогда польза Ветхого Завета?». Для того чтобы ответить на этот важный вопрос, мы должны помнить следующее:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для

наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу

приготовлен.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!