Ментальная карта «Экзистенциальный абсурд существования»




 

Задание:

 

Приведите собственный пример абсурдности существования (реальный или гипотетический). Пример должен быть сформулирован в одном предложении.

 


 

Неделя 2.

 

2.1. Человек в поисках себя (сознание себя и Другого). Человек перед лицом современного общества.

 

Среди всех концепций развития личности, индивидуального сознания и взаимодействия сознания и общества одну из ведущих позиций занимает психоанализ, созданный З. Фрейдом. Его преемники и последователи, развивавшие психоаналитический подход, обратили внимание на существенный недостаток этой концепции – слишком большое внимание к внутреннему миру человеческой психики в ущерб изучению ее контактов с социумом, с другими людьми. Развитие личности как социально интегрированной, включенной в общество единицы стало предметом неофрейдистского направления в исследованиях общества и человека.

 

 

Эрик Эриксон, ведущий представитель неофрейдизма, одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. Согласно его теории, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

Стадия 1. Младенчество: вызов доверия (против недоверия). В период от рождения и приблизительно до восемнадцатого месяца жизни младенцы сталкиваются с первым из вызовов жизни: им нужно обрести чувство доверия к миру как безопасному месту. В том, как младенец разбирается с этим вызовом, ключевую роль играют члены семьи.

Стадия 2. Ходунковый возраст: вызов автономии (против сомнения и стыда). Действует до трехлетнего возраста. Состоит в научении навыкам уверенного обращения с окружающим миром. Неудача в приобретении самоконтроля побуждает детей сомневаться в своих способностях.

Стадия 3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины). 4-5-летние дети должны научиться быть занятыми в своей среде – включая взаимодействие с людьми вне семьи – или испытывать чувство вины как не оправдавшие ожидания родителей и других людей.

Стадия 4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноценности). Между 6 и 13 годами дети поступают в школу, приобретают друзей, становятся все более самостоятельными. Они либо гордятся своими успехами, либо боятся, что не соответствуют своему статусу.

Стадия 5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности). В отрочестве молодые люди ведут борьбу за обретение идентичности. Тинейджеры отчасти идентифицируют себя с другими, но также желают быть уникальными. Почти все тинейджеры переживают некоторое смешение идентичности в ходе борьбы за ее приобретение.

Стадия 6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции). Для молодых взрослых вызовом становится установление и подержание близких отношений. Влюбленность (а также приобретение близких друзей) подразумевает, что потребность в связи уравновешивается с потребностью в обладании независимой идентичностью.

Стадия 7. Средний зрелый возраст: вызов продуктивности (против инертности). Вызов среднего возраста состоит в том, чтобы внести свой вклад в судьбы членов своей семьи, на работе и в мире вообще. Неудача делает людей инертными, поглощенными собственными мелкими хлопотами.

Стадия 8. Преклонный возраст: вызов интеграции (против отчаяния). К закату жизни люди хотят оглянуться на свои достижения, ощутив интеграцию и почувствовав удовлетворение. Тем, кто был поглощен лишь собой, старость приносит одно отчаяние, касающееся упущенных возможностей.

 

На всех стадиях развития личности значительную роль играют окружающие человека люди – так называемые значимые другие (или агенты социализации). К ним относятся члены семьи, сверстники, школа, средства массовой информации и другие медиа, работа, группы по интересам.

 

Жизненный путь – прохождение человеком в течение жизни различных социально определенных этапов.

 

 

Для социологов понятие «жизненный путь» предпочтительнее понятия «жизненный цикл», так как оно допускает значительное разнообразие этапов жизни, обнаруженных в различных обществах в разные исторические периоды. Стадии жизненного пути человека по своей природе являются социальными в той же мере, что и биологическими. На эти стадии влияют культурные различия, а также материальные условия жизни людей. Так, опыт детства в феодальных обществах существенно отличался от современного: детство не было жизненным этапом, отделенным от взрослости. Дети рассматривались и выглядели как «маленькие взрослые», которые могут начинать деятельность настолько рано, насколько это возможно, и обращались с ними соответствующим образом.

 

 

В современном западном обществе о смерти обычно думают в связи со старостью, потому что большинству людей удается прожить семьдесят лет и больше. Однако в традиционных обществах гораздо больше людей умирало в молодости, чем доживало до преклонных лет.

Отдельные постмодернисты полагают, что верность идее переходных этапов может привести к тому, что жизненный путь наделяется уже не существующей структурой или возвращает нас к биологической модели жизненного цикла. Для постмодернистов человеческая жизнь – это скорее континуум, чем множество отдельных стадий. Попытки выделить определенные этапы жизни навязывают ей ложную упорядочивающую последовательность. Однако подобная критика, возможно, не способна учесть полного воздействия социальных маркеров, связанных с конкретными этапами жизненного пути, таких как обязательное школьное образование, право на получение социальных пособий, возраст принудительного выхода на пенсию.

 

Одним из важнейших элементов в становлении личности является поиск собственной идентичности.

Идентичность – это отличительные аспекты характера индивида или группы, которые связаны с чувством самости (и сопричастности к группе). По существу, идентичность – это понимание человеком того, кем он является как индивид. У данного аспекта психики есть четкие социальные аспекты: наша идентичность связана с идентичностями других людей, а их – с нашей. Человеческие идентичности носят как социальный, так и личностный характер, поскольку формируются в непрерывных процессах взаимодействия. Идентичности – это сложные и текучие образования, меняющиеся вследствие принятия или оставления людьми тех или иных социальных ролей. Идентичность редко бывает постоянной и находится в процессе постоянной трансформации. Личная идентичность часто переживается нами как уникальная и отличная от других. К примеру, имена. Коллективные идентичности, напротив, демонстрируют сходства между людьми. Идентифицировать себя и быть идентифицируемым другими в качестве, к примеру, рабочего, эколога или профессионального социолога значит дать основания для гордости, групповой солидарности или, наоборот, стыда.

 

 

«Субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности, которое я бы назвал ощущением идентичности, кажется, лучше всего описано У. Джеймсом в письме к жене: «Характер человека проявляется в том его умственном или моральном состоянии, когда в нем наиболее интенсивно и глубоко ощущение собственной активности и жизненной силы. В такой момент внутренний голос говорит ему: «Это и есть настоящий я! […] Какое-то восторженное блаженство, горькая решимость сделать все, что угодно, все преодолеть… и хотя это всего лишь настроение или эмоция, не выраженная в слове, она является глубочайшей основой для моих практических и теоретических устремлений»»

(Эриксон Э. Юность и кризис идентичности. М.: ФЛИНТА: МПСИ: Прогресс, 2006.)

 

По мнению многих авторов (в первую очередь, левых взглядов), современное общество развивается путем, который ставит под угрозу личностное развитие и провоцирует формирование искаженных идентичностей.

 

«Я выбрал термин «рыночная личность», чтобы подчеркнуть, что человек этого типа самого себя воспринимает как товар на «рынке личностей». Если бы наличия знаний и умений было достаточно, чтобы прокормиться, то самооценка индивида зависела бы от его способностей. Но поскольку успех в основном зависит от того, насколько удачно он себя продает, человек одновременно ощущает себя и продавцом, и предметом торга, вещью, выставленной на продажу. И тогда человек думает не о жизни и счастье, а о своем товарном виде. Человек этого типа больше не имеет своего эго, ибо меняет свое «Я» постоянно, исходя из принципа: «Я таков, каким ты хочешь меня купить». Рыночная личность не умеет любить и ненавидеть. Чувства мешают индивиду функционировать в алгоритме «мегамашины», частью которой он является.

«Кибернетическая религия» рыночной личности соответствует всей ее личностной структуре. Мы обожествили машину и сами приравняли себя к Богу, поскольку мы обслуживаем эту машину. Ясно одно, что человек глубоко заблуждается и в минуту своей полной беспомощности он воображает себя всемогущим благодаря прогрессу в науке и технике. Однако по мере того, как возрастает режим нашей изолированности друг от друга, чем меньше у нас возможностей эмоциональной реакции на окружающий мир и чем реальнее видение приближающейся катастрофы, тем более агрессивной становится новая религия. Мы уже больше не хозяева техники, мы – ее рабы.

Если считать верным допущение, что от экономической и психологической катастрофы человечество может быть спасено только ценой фундаментальных перемен в структуре человеческой личности (а именно в ходе вытеснения обладательных ориентаций и замены их экзистенциальными), то возникает вопрос: а возможны ли вообще глубокие личностные перемены, и если да, то каким образом их можно осуществить?

Я убежден, что характер человека может реально измениться при наличии следующих предпосылок:

1. Мы страдаем и сознаем это;

2. Мы понимаем причину нашего дискомфорта;

3. Мы видим возможность преодолеть этот дискомфорт;

4. Мы понимаем, что нам для этого необходимо усвоить некоторые нормы поведения, а нынешнюю практику жизни существенно изменить».

(Фромм Э. Иметь или быть. // Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть. М.: АСТ, 2009)

 

Глоссарий

 

Теория психосоциального развития - теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает восемь стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Психосоциальная идентичность - как субъективное чувство, так и объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженного с верой этого Я в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека.

Значимый другой ‑ общий термин для обозначения человека, который имеет важное значение для жизни индивида, например, член семьи или близкий друг.

Жизненный цикл ‑ закономерная смена всех этапов развития организма.

Жизненный путь – прохождение человеком в течение жизни различных социально определенных этапов.

Рыночная личность (по Эриху Фромму) — тип психологической ориентации человека, при которой человек рассматривает себя, свои силы и возможности как товар, отчужденный от него.

 

Литература

1. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

2. Эриксон Э. Юность и кризис идентичности. М.: ФЛИНТА: МПСИ: Прогресс, 2006.

3. Фромм Э. Иметь или быть. // Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть. М.: АСТ, 2009.


 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!