Ментальная карта «Общество и человек»



Человек и общество. Социальная картина мира. Общество через призму сознания, сознание через призму общества.

 

Неделя 1.

 

1.1. Общество как социальная система. Человек как социальное существо. Взаимодействие в обществе. Роль интеракций и коммуникаций.

 

…В социальном порядке нет ничего специфического, нет никакого социального измерения, никакого «социального контекста», никакой отдельной области реальности, которой можно было бы навесить этикетку «социальное» или «общество»; […] «общество», вовсе не являясь всеохватывающим контекстом, должно скорее мыслиться как один из множества связующих элементов, циркулирующих внутри тонких каналов.

(Б. Латур. Пересборка социального)

 

Мы часто говорим об обществе, однако не всегда понимаем, о чем именно мы при этом говорим. Что такое общество? При всем разнообразии взглядов и определений можно выделить общее понимание. Общество (социум) – это группа (или группы) людей, взаимодействующих по определенным правилам, выстраивающих структурированные, упорядоченные отношения и институты.

 

 

В этом смысле общество – это социальная система (совокупность взаимосвязанных элементов) и само по себе состоит из систем более низкого уровня (подсистем). Примерами подсистем общества является экономика, политика, культура (Т. Парсонс), то есть относительно независимые целостностные группы социальных связей. Например, экономическая подсистема общества является теми социальными отношениями, которые выстроились вокруг производства, потребления и обмена. Когда мы спрашиваем товар в магазине, расплачиваемся на кассе или помещаем объявление о продаже чего-либо на avito, мы создаем или воспроизводим социальные взаимосвязи, являясь элементами социальной системы.

 

Представление об обществе как обезличенной системе не означает, что общество существует отдельно от человека. По сути, понятия социальной системы, социальной структуры, социального института – умственные конструкции, призванные упростить и упорядочить наше познание человеческих отношений.

 

Человек является социальным существом в равной степени, как и биологическим.

 

Э. Гидденс пишет: «Животные, расположенные внизу эволюционной шкалы — такие, как большинство видов насекомых, способны позаботиться о себе почти сразу после рождения, нуждаясь в минимальной помощи взрослых особей или вообще обходясь без нее. У низших животных нет поколений, поскольку поведение “молодых” представителей вида более или менее идентично поведению “взрослых”. Однако по мере того как мы движемся вверх по эволюционной шкале, мы обнаруживаем, что эти наблюдения применимы все менее и менее; высшие животные должны учиться соответствующим способам поведения. Детеныши млекопитающих практически совершенно беспомощны после рождения, они нуждаются в заботе старших, и человеческие младенцы наиболее беспомощные из всех. Ребенок не выживет, не получая постороннюю помощь в течение по крайней мере первых четырех—пяти лет.

Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился».

 

“Авейронский дикарь”

9 января 1800 года близ деревни Сен-Серин в Южной Франции из леса вышло странное существо. Несмотря на то, что оно передвигалось прямо, оно походило больше на животное, чем на человека, хотя вскоре в нем опознали мальчика одиннадцати или двенадцати лет. Он изъяснялся только пронзительными, странными звуками. Мальчик не имел представления о личной гигиене и облегчался там, где ему этого хотелось. Его передали местной полиции, затем поместили в местный приют. Первое время он постоянно пытался убежать, причем обратно его возвращали с трудом, и не мог примириться с необходимостью носить одежду, срывал ее с себя. Никто не обратился за ним и не признал себя его родителями.

Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких существенных отклонений от нормы. Когда ему показали зеркало, он, по-видимому, увидел отражение, но не узнал себя. Однажды он попытался схватить в зеркале картофелину, которую там видел. (На самом деле картофелина находилась позади него.) После нескольких попыток, не поворачивая головы, он схватил картофелину, протянув руку назад. Священник, наблюдавший мальчика изо дня в день, писал:

«Все эти маленькие детали, а также многое другое, доказывают, что этот ребенок не является абсолютно лишенным разума и способности рассуждать. Тем не менее, мы вынуждены сказать, что во всех случаях, не связанных с естественными потребностями и удовлетворением-аппетита, от него можно ожидать поведения, подобного животному. Если у него и есть ощущения, то они не рождают никакой мысли. Он даже не может сравнивать свои ощущения друг с другом. Можно подумать, что между его душой, или разумом, и его телом не существует связи».

 

 

Позднее мальчика доставили в Париж, где предпринимались систематические попытки превратить его “из зверя в человека”. Это удалось лишь отчасти. Его приучили соблюдать элементарные гигиенические нормы, он стал носить одежду и научился самостоятельно одеваться. И все же его не интересовали ни игрушки, ни игры, он так и не смог овладеть больше чем несколькими словами. Насколько можно судить по детальному описанию его поведения и реакции, это не было вызвано умственной отсталостью. Казалось, он либо не хочет освоить человеческую речь, либо не может. В дальнейшем своем развитии он достиг немногого и умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет.

 

Многие подобные случаи указывают на то, что для развития высшей умственной деятельности, активности и полноценной функциональности человека ему необходимо взаимодействие с другими людьми, выстраивание социальных связей, понимание общественных норм и регуляторов. Постепенное включение человека во все более сложный и многообразный общественный контекст и представляет собой социализацию. Она продолжается всю жизнь, поскольку человек на протяжении всей жизни накапливает опыт взаимодействия с другими людьми.

 

 

По сути, общественные (социальные) нормы, образцы поведения, парадигмы мышления являются тем, что Э. Дюркгейм назвал социальными фактами, подчеркивая тем самым их внеположенность, объективность по отношению к социализирующемуся человеку:

«…[Социальные факты ‑ это] категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных». (Э. Дюркгейм. Метод социологии)

Таким образом, социализация человека осуществляется через усвоение им социальных фактов с помощью взаимодействия с другими людьми. Внешние по отношению к индивидуальному сознанию человека факты становятся в процессе его вхождения в общество внутренними (интернализируются). Общество существует в сознании принимающих его правила и нормы людей.

 

Внутреннее сознание социально организуется привнесением в него социальной организации из внешнего мира.

(Дж.Г. Мид. Механизм социального сознания)

 

Одним из ключевых подходов, объясняющих существование человека в обществе, является интеракционизм (от «интеракция», interaction – взаимодействие). Основателем этого направления является Дж.Г. Мид.

 

Центральным понятием у Мида является Я – термин, означающий ту часть личности, которая складывается из самосознания и образа «Я». Во-первых, Я развивается только при наличии социального опыта, то есть взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, социальный опыт есть обмен символами. Собака реагирует на то, что вы делаете, а человек реагирует на то, что у вас на уме, когда вы это делаете. В-третьих, для понимания намерения необходимо представить ситуацию с чужой точки зрения. Социальная интеракция в таком случае предполагает, что мы смотрим на себя чужими глазами – процесс, который Мид назвал принятием роли другого. Четвертое соображение Мида состоит в том, что мы, принимая роль другого, осознаем себя. «Я», следовательно, состоит из двух частей. В качестве субъекта это Я (I) активно и спонтанно. Но Я еще и объект, когда мы видим себя глазами других. Объективную сторону Мид назвал me (меня).

 

 

«Разумеется, человек в перцепции другого человека является физическим объектом и является таковым столь же реально, как дерево или камень. Но человек - больше чем физический объект; именно это «больше» конституирует его как социальный объект, или Я (self); и именно это Я связано с тем особым поведением, которое может быть названо социальным поведением.

Если мы рассуждаем правильно, то объективное Я человеческого сознания - это соединение реакций человека с социальной стимуляцией, посредством которой он на себя воздействует. «Me» есть ответ человека на собственный разговор. Это привнесение из области социальных объектов в бесформенную, неорганизованную область того, что мы называем внутренним опытом. Через организацию этого объекта, Я, этот материал сам организуется и ставится под контроль индивида в форме так называемого самосознания. Самосознающее, действительное Я в социальном общении - это объективное «me» или многие объективные «me», пребывающие в непрерывно продолжающемся процессе реагирования и предполагающие фиктивное «I», всегда сокрытое от собственного взора». (Дж.Г. Мид. Механизм социального сознания)

 

Процесс социализации предполагает постоянное расширение круга интеракций и, следовательно, принятие на себя все большего, потенциально бесконечного количества социальных ролей, позиции потенциально любого возможного Другого. Успешность взаимодействия человека с другими людьми, с обществом, с разнообразными социумами, их системами и подсистемами напрямую связана с общением, взаимодействием с Другими, количеством и качеством этого взаимодействия.

 

 

Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание десоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии. Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке. Начальный момент заключения вызывал шок, поскольку людей безжалостно вырывали из семьи и круга друзей и перед помещением в лагерь нередко подвергали пыткам. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли muselmanner — “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”, и их настроение сильно колебалось из-за тривиальных событий.

 

Таким образом, взаимодействие и коммуникация являются ключевыми процессами для формирования общества, передачи и воспроизводства социальных норм, но также и для формирования отдельной самостоятельной личности, ее полноценного становления и развития на протяжении всей жизни. Человеческое сознание, личностное самосознание развивается из интеракций с другими людьми; общество как социальная система представляет собой динамически меняющуюся сеть интеракций всех его членов и фактически определяется совокупностью индивидуальных сознаний, мыслящих и действующих на основании интернализированных общественных принципов сосуществования и взаимодействия. Общество (социум) неотделимо от индивидуального сознания, а сознание в полной мере развивается только в обществе.

 

Глоссарий

 

Общество (социум) – группа (или группы) людей, взаимодействующих по определенным правилам, выстраивающих структурированные, упорядоченные отношения и институты.

Социальная система ‑ совокупность взаимосвязанных элементов социума.

Социализация – процесс принятия и усвоения социальных норм и правил.

Интернализация – здесь - процесс превращения внешних по отношению к человеческому Я установок во внутренние.

Интеракция – социальное взаимодействие.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации.

Другой – социальная и философская категория, означающая того, кто не является мной, не тождественен мне, но принадлежит к человеческому роду и способен быть понят.

 

Литература

1. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал-УРСС, 1999.

3. Масионис Дж. Социология. М.: Питер, 2004.

4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

6. Мид. Дж.Г. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009.

 


 

Ментальная карта «Общество и человек»

 

 


 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 1314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!