Лента времени «Исследования проблемы взаимодействия общества и человека»



 

Задание:

1). Пользуясь любыми доступными источниками информации, найдите ученых и исследователей, изучавших взаимодействие человека и общества.

2). Постройте ленту времени (линейный график), на которой отметьте имена этих ученых.


 

1.2. Личность и мир. Прагматизм и абсурд существования (рефлексия сознания). Жизнь как бунт.

 

Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит – это значит ответить на основополагающий вопрос философии.

(А. Камю. Миф о Сизифе)

 

Каждый человек обладает некоей человеческой сущностью. Как проявляется сущность человека в реальном мире, подвержена ли изменению и развитию его сущность в этом мире, как он сам определяет себя в отношениях с другими людьми – это одни из наиболее принципиальных вопросов для современных гуманитарных наук.

 

Что именно первично в человеке, что его определяет, от чего зависит его поступки и поведение – в этом вопросе нет полного согласия. Условно можно выделить крайние позиции: натуралистическую и социоцентрическую, то есть, соответственно, определяющие сущность человека через его биологическую природу или через его социальное окружение. Однако есть и третья трактовка сущности человека – экзистенциалистская. Экзистенция человека (от лат. existentia – существование) ‑ это уникальное, личностно, непосредственно переживаемое человеческое существование. Для экзистенциалистского взгляда существование человека (экзистенция) предшествует его сущности.

 

«Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает.

 

[…] Но нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определённый образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще». (Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм).

 

Человек выбирает, кем ему стать, ориентируясь на те образцы, которые предоставляет ему общество. Наблюдая, воспринимая, осмысляя окружающих людей, Другого, человек формирует свое собственное Я, свою сущность, свою личность. Принимая определенные ценности и образцы как свои собственные, он утверждает их как свою жизненную программу, свой собственный личностный путь – и тем самым обосновывает важность и позитивность этих ценностей. Однако сам выбор остается ответственностью самого человека, и в этом смысле личность оказывается наедине с безграничным миром возможностей построения себя.

 

 

Понятие "личность" может характеризовать человека только как целостное существо в единстве как его социально значимых, так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности. Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей в обществе.

Личность - это всегда единичность (уникальность); самоопределяемость (свобода); саморегуляция (целостность), она - пересечение различных ценностей и окончательная основа всех вещей.

Личность человека - это уникальная экзистирующая сущность, которая сформировалась под воздействием общественных отношений, и поэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфически индивидуальным для него способом. Неразрывное единство индивидуально особенного и социально общего в человеке и составляет содержание понятия "личность".

 

 

Человек в своей активности, в проявлении себя как личности, в понимании окружающего мира, людей, норм и практик всегда выступает в качестве субъекта. Субъектность личности напрямую зависит от ее осознанных действий, стремления осознавать, понимать мир и общество, воздействовать на них, принимать самостоятельные решения, свободно совершать выбор и быть ответственным за него. В этом смысле человек в качестве субъекта является активным началом, которое совершает некое действие, направленное на объект.

 

 

Объектом может быть любая вещь, явление или процесс в окружающем мире, в том числе другие люди. Рефлексивное самопознание – пример ситуации, когда человек выступает одновременно и как субъект познавательной деятельности, и как объект познания.

 

 

Одно из наиболее насыщенных, глубоких и проблемных описаний взаимодействия человеческого сознания и окружающего его мира, субъекта и объекта, принадлежит А. Камю.

« Когда мир подается объяснению, хотя бы и не слишком надежному в своих доводах, он для нас родной. Напротив, человек ощущает себя чужаком во вселенной, внезапно избавленной от наших иллюзий и попыток пролить свет на нее. Разлад между человеком и окружающей его жизнью, между актером и декорациями и дает, собственно, чувство абсурда […].

 

Сам по себе этот мир неразумен – вот все, что можно сказать о нем. Абсурдно же столкновение этой иррациональности с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в глубинах человеческой души. Абсурд зависит от человека в той же мере, в какой он зависит от мира. В настоящий момент он их единственная связь.

Человек испытывает желание быть счастливым и постигнуть разумность жизни. Абсурд рождается из столкновения этого человеческого запроса с безмолвным неразумием мира.

И что, как не мое сознание, лежит в основе этого конфликта, этой трещины между миром и моим духом? А значит, если я хочу сохранить этот конфликт, то не иначе, как благодаря постоянному осознаванию, всякий раз возобновляемому, всегда пребывающему в напряженности. Это позволяет вернуться к существованию в безымянном людском множестве, только отныне человек оказывается там вместе со своим бунтом и ясным видением вещей. Такой бунт придает жизни ценность. Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем разум в схватке с превосходящей его действительностью.

Сознание и бунт - оба эти вида неприятия действительности противоположны отречению. Наоборот, их одухотворяет собой все, что в сердце человеческом проникнуто непокорством и страстью. Абсурд – это предельное напряжение, которое он постоянно поддерживает своим одиноким усилием, потому что знает: своим сознанием и бунтом изо дня в день он свидетельствует о своей единственной правде, которой является вызов».

 

Абсурд ‑ характеристика отношений человека, стремящегося к значимости, осмысленности, ясности, с миром, лишенным смысла и враждебным человеческой индивидуальности.

(Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010)

«Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергался обратно к подножью. Боги не без основания полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежд впереди.

 

 

Если этот миф трагичен, то все дело в сознательности героя. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и возмущенный, знает сполна все ничтожество человеческого удела – именно об этом он думает, спускаясь вниз. Ясность ума, которая должна бы стать для него мукой, одновременно обеспечивает ему победу.

Здесь-то и коренится молчаливая радость Сизифа. Его судьба принадлежит ему самому. Обломок скалы – его собственная забота. Созерцая свои терзания, человек абсурда заставляет смолкнуть всех идолов. И тогда-то во вселенной, которая внезапно обрела свое безмолвие, становятся различимыми тысячи тонких чудесных земных голосов. Загадочные невнятные зовы, приветы, излучаемые каждым лицом – все это неизбежно приносит с собой победа, есть награда за нее».

 

«Я извлекаю из абсурда три следствия – мой бунт, мою свободу и мою страсть».

 

«Бунт порождается осознанием увиденной бессмысленности, осознанием непонятного и несправедливого удела человеческого. Однако слепой мятежный порыв требует порядка среди хаоса, жаждет цельности в самой сердцевине того, что ускользает и исчезает […]

В опыте абсурда страдание индивидуально. В бунтарском порыве оно осознает себя как коллективное. Оно оказывается общей участью. Зло, испытанное одним человеком, становится чумой, заражающей всех. Бунт – это первая очевидность. Я бунтую, следовательно, мы существуем [ … ] .

Бунт не может обойтись без странной любви. Те, кто не находит покоя ни в Боге, ни в истории, обречены жить ради тех, кто, подобно им, не находит в себе сил для жизни, - ради обездоленных. Так, испанские заключенные католики отказываются сегодня от причастия, потому что священники, верные режиму, сделали его обязательным в некоторых тюрьмах. Будучи единственными свидетелями распятой невинности, они отказываются от спасения, если оно должно быть оплачено ценой несправедливости и насилия. Такая безрассудная щедрость свойственна бунту, который готов не мешкая поделиться с кем угодно силой своей любви и, не раздумывая, отвергнуть несправедливость.

Всем этим бунт доказывает, что он – движение самой жизни и что его нельзя отрицать, не отрекаясь от нее. Стало быть, он – либо воплощение любви и щедрости, либо ничто. А бесчестная, расчетливая революция, предпочитающая абстрактного человека человеку из плоти и крови, отрицает живое существо столько раз, сколько ей это необходимо, и подменяет любовь злопамятством».

(Камю А. Человек бунтующий)

 

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В живом русском языке слово «свобода» в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать, как самому хочется. Свободное действие по Ж.-П. Сартру – «аутентичное» и ответственное, т.е. совершенное в соответствии с задачами, выдвигаемыми конкретной ситуацией действия.

(Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010)

 

Глоссарий

 

Экзистенция человека (от лат. existentia – существование) ‑ это уникальное, личностно, непосредственно переживаемое человеческое существование.

Личность человека - это уникальная экзистирующая сущность, которая сформировалась под воздействием общественных отношений, и поэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфически индивидуальным для него способом.

Экзистенциальный (личностный) выбор ‑ экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каждым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой выбор так, как если бы он выбирал благо для всего человечества, так что в выборе ответственность человека распространяется на все человечество.

Субъект ‑ активное начало, которое совершает некое действие, направленное на объект.

Объект ‑ любая вещь, явление или процесс в окружающем мире, по отношению к которому совершается некое действие.

Абсурд ‑ характеристика отношений человека, стремящегося к значимости, осмысленности, ясности, с миром, лишенным смысла и враждебным человеческой индивидуальности.

Экзистенциальный бунт – фундаментальное стремление личности внести упорядоченность, смысл и ценностное содержание в очевидно бессмысленный и хаотичный мир.

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

 

Литература

1. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. // Камю А. Сочинения в пяти томах. Харьков: Фолио, 1998.

2. Сартр Ж.-П. Экзистенция – это гуманизм. // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

3. Гобозов И.А. Социальная философия. М.: Академический проект, 2010.

4. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010.


 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!