Классификация видов деятельности. Основные виды деятельности 8 страница



Экстремальная

Значимость базовых

Психологических

Свойств личности

Экстремально значимы и основные психологические (базовые) свойства личности. Они характеризуют развитость трех основных сфер психологии личности (см. п. 3.4, а также рис. 3.5): направленности, операциональной и

психофизиологической.

Направленностьпредставляет собой систему побуждений личности к активности (систему мотивации), определяющую ее избирательность и интенсивность, а также оказывающую регулирующее воздействие на другие сферы и свойства личности. Ей принадлежит функция инициации активности, ее «запуска», энергетического обеспечения успеха поведения и действий (рис. 5.3).

Основные побуждения исходят от потребностей личности. Можно выделить восемь групп потребностей1, находящихся в определенной иерархии (рис. 5.4):

1 Впервые иерархию потребностей (мотивов) построил американец А. Маслоу (1908—1976), включив в нее пять групп: 1) физиологические; 2) мотивы безопасности; 3) мотивы принадлежности и любви; 4) мотивы оценки; 5) мотивы самореализации. Он считал их инстинктоподобными и удовлетворяемыми, обязательно начиная с первого. Актуализация, проявление в качестве побуждения каждого следующего, осуществляется только после удовлетворения нижележащих.

• трансцендентной духовности (8);

• в самоуважении (7);

• в самовыражении, созидании, творчестве, личностном росте, индивидуальности (6);

• в социальном статусе — в занятии достойного положения в сообществе, в признании и уважении со стороны других, в дружбе и любви (5);

• в контактах с людьми — в жизни среди людей, общении, социальной включенности, принадлежности к определенному сообществу, группе, в совместной жизнедеятельности (4);

 

• в жизнеобеспечении — в информации о происходящем вокруг, в материальных, бытовых, жилищных, транспортных и иных удобствах, в добывании средств для жизни, в труде (3);

• в безопасности — в сохранении жизни (инстинкт самосохранения), защите от боли, травм, болезней, угроз, риска, неприятных переживаний (2);

• физиологические — в пище, воде, тепле, продолжении рода (1).

Глубинные, первичные, животные, примитивные потребности находятся внизу (1-я, 2-я группы), и чем они выше (вплоть до 8-й группы), тем более социальны, духовны, развиты. Первые три снизу — потребности организма, верхние три (6-я, 7-я, 8-я группы) — потребности социально и духовно развитой личности (с повышающимся уровнем этого развития); потребности 4-й и 5-й группы имеют промежуточный характер. Было бы, однако, неверным относить первые три группы потребностей к чисто биологическим. Все потребности изменяются и формируются у каждого человека прижизненно под влиянием процесса социализации — овладения достижениями человечества, опытом старших поколений и изменений в опыте жизни в обществе. Потребности организма имеют врожденные предпосылки, но и они сильно видоизменяются, социализируются (особенно 3-й группы) и превращаются в материальные потребности. Результаты этого процесса, имея общее, индивидуализированы у каждого человека, что находит выражение в неодинаковом развитии системы потребностей, каждой из потребностей, даже отсутствии у части людей потребностей высшего уровня (6—8-й группы), в доминировании разных потребностей, направляющих поведение человека.

На удовлетворение каких потребностей данный человек направляет свои основные силы и возможности — показатель доминирующей мотивации. Так, жизнь, подчиненная усиленному удовлетворению первых трех групп, — это жизнь на потребу своих органов, сходная с жизнью пещерного жителя на заре человечества. Ограниченность ими — показатель низко развитой личности, обладающей

реликтовой психикой. Сегодня — это ползанье по «дну» жизни в океане современной цивилизации и достижений человеческого ума, культуры, морали. Такая примитивизация смысла жизни унижает ныне живущего человека.

Восьмая группа потребностей — высшая по своим социально-психологическим признакам. Это потребности, характеризующие подлинную духовность — потребность приносить пользу другим людям, группе, обществу, человечеству, отдавать силы утверждению в жизни справедливости, человечности, морали и других духовных ценностей, вносить вклад в культуру, совершать научные открытия, заниматься миротворчеством и гуманитарной деятельностью. Это трасцен-дентная1 духовная потребность — вынесенная личностью за пределы корыстных расчетов на каждом шагу сшей жизни. Человеку, обладающему такой потребностью, удовлетворение приносит не то, что он сделал лично для себя, а то, что сделано бескорыстно для других. Трансцендентность не означает, что у человека нет других потребностей и он их не удовлетворяет. Главное, что она есть в системе потребностей и преобладает над другими при столкновении разных побуждений.

Система потребностей конкретного человека определяет и его поведение в экстремальных ситуациях. «Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценное в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы»2. Доминирование у конкретного человека потребностей низших уровней, стремление «шевелить пальцем» только тогда, когда есть личная выгода, индивидуализм, эгоизм, потребительство, подрывают его устойчивость в подавляющем большинстве экстремальных ситуаций, особенно когда надо помочь другому, выполнить свой долг перед товарищами, коллективом, обществом, Россией. От такого человека надо ожидать подлости, трусости, предательства. История не знает героев, которые подвергали бы опасности свою жизнь, а, тем более, жертвовали ею из материальных соображений.

Большое мотивирующее значение имеют убеждения, идеалы и интересы человека. Первые — глубоко осознанные знания, идеи, представления о потребном, должном, необходимом, внутренне одобряемые человеком и признаваемые как истинные, единственно возможные. Идеалы — образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности. К. Маркс писал: «Идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчи-

1 От лат. transcendo — выхожу за пределы.

2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995. — С. 337.

няют себе наши убеждения — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Это демоны, которые человек может победить, лишь подчинившись им»1. Во имя убеждений (в том числе и религиозных), жизненных идеалов и интересов люди сражались, конфликтовали, жертвовали жизнью. Это происходит и сейчас.

Побуждают и направляют активность человека и его ценностные ориентации1, и их разновидность — социальные установки. Вобществе много социальных ценностей, одобряемых большинством населения и исторически традиционных для него идей, идеалов, убеждений, норм поведения, отношений, оберегаемых, защищаемых им и государством. Это, например, ценности жизни, Родины, ее истории и культуры, свободы человека, прав человека, ответственности, демократии, гуманизма, закона, труда, собственности, морали, об-щинности, коллективизма, справедливости, честности, верности, преданности, порядочности, традиций, культуры поведения и общения, заботы о природе, образованности, профессионализма и др. Ценностные ориентации — те социальные ценности, которые поняты, внутренне одобрены, приобрели личностный смысл и значение именно для данного человека. Социальные установки — устойчивое предрасположение, готовность человека к определенному реагированию на различные общественные явления как на представляющие для личности ту или иную ценность или отсутствие ее. Если социальные ценности, стоящие за словами «Родина», «долг», «ответственность», «порядочность», «коллективизм», «верность», «совесть» и т.п. для данного человека пустой звук, то экстремальные трудности им просто обходятся ирешаются просто: «пропади все пропадом, лишь бы мне было хорошо».

Мотивы осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий3. Цель — к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы и цели — это не просто мысли, соображения, образы, но и побуждения, содержащие в себе большой заряд психологической энергии.

В Аргунском ущелье под Улус-Кертом более 2 тыс. чеченских бандитов пытались 29 февраля 2000 г. концентрированным ударом на узком участке вырваться из окружения и выйти в тылы наших войск. На пути их мощной группировки находился участок 6-й роты 104-го полка Псковской диви-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1. — С. 118.

2 От франц. orientation — установка.

3 В психологии понятие мотив употребляется в двух значениях: в широком — мотивами называют все силы человека, побуждающие его к активности. В этом смысле все компоненты направленности являются мотивами, а сама она - системой мотивации. В узком смысле мотив — личностный смысл той или иной активности, показатель того, ради чего он ее проявляет.

зии воздушно-десантных войск, воины которой приняли на себя этот удар. Десантники сражались до последнего, проявили мужество и героизм и остановили хорошо вооруженных головорезов. Свою задачу они решили ценой жизни, не выпустив бандитов на равнинную часть Чечни. Героически погибли 84 бойца, а в живых осталось только шестеро. Бессмертный подвиг нового поколения молодых россиян сравним с героическим подвигом матросов, оборонявших Гангут в начале Великой Отечественной войны, героев-панфиловцев при обороне Москвы зимой 1941 г. и другими подвигами советских солдат и офицеров. Этот подвиг войдет в боевую историю нашего народа и станет вечным примером силы любви к своей Родине и верности воинскому долгу.

Особенности системы мотивации существенно характеризуют личность и ее дела. Человек отдает все свои силы для достижения одних результатов, преодолевая любые трудности на пути к ним, и остается глухим к самым правильным призывам, не ударит палец о палец, чтобы получить другие, даже если это вовсе не связано с трудностями.

Операциональная сфера личности,как отмечалось выше, включает в себя отношения, привычки, общие умения, качества, выступающие в качестве средств и способов достижения результатов, определяемых направленностью. Она содержит ряд влияющих на экстремальную устойчивость особенностей человека.

Характер личности — сложившаяся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Эти отношения во многом зависят от сферы направленности, но связаны и со специальными знаниями личности, регулирующими отношения, умениями, навыками реализации отношений, а также соответствующими привычками и качествами. Таковы, например, добросовестность, трудолюбие, доброжелательность, общительность, вежливость, опрятность, требовательность к себе, самокритичность и др. Характер проявляется во всем, всегда и везде. Его нельзя, образно говоря, оставить дома, идя на работу, или в казарме, отправляясь в бой.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер, по существу, воплощает в себе морально-психологические особенности личности, арсенал моральных отношений, порождающих поступки с соответствующим выбором способов поведения и решения задач. Аморальные средства и способы, а не добросовестный труд, высокий профессионализм и иные личностные достоинства используются частью наших граждан, жаждущих личного обогащения любой ценой. Ныне остра не столько проблема частной, сколько честной собственности.

Система привычных, сложившихся у человека отношений, образующих его характер, не холодно рассудочна. Как всякие отношения она эмоционально окрашена, сопряжена с социальными чувствами. Значительная часть последних выражена у развитой личности в чувствах долга, ответственности, порядочности, гуманности, товарищества, коллективизма и др. Важно чувство совести — привычки человека не поступаться социальными ценностями и моральными принципами, постоянно сверять свое поведение с ними, остро переживать малейшие отступления от них (испытывать муки, угрызения совести) и избегать подобных переживаний.

Особое значение имеет воля. Это качество выражает способность человека мобилизовывать свои возможности на преодоление встречающихся трудностей. Однако не всякая воля хороша. Способность преодолевать трудности не чужда и животным. Перелетным птицам, например, требуются исключительные усилия весной и осенью, чтобы перемещаться на многие тысячи километров и достигать далеких теплых и богатых пищей краев. Ослиное упрямство — то же подобие воли. Пьяница проявляет исключительное упорство, изобретательность, идет на риски, чтобы раздобыть желанную бутылочку, но это не характеризует его развитую волю. В подобных поступках человек нередко поступает вопреки разуму, во вред себе и другим, побуждаясь мотивом «я хочу». Черты же развитости воля приобретает тогда, когда поступки продиктованы глубоким пониманием ситуации, целей, необходимости, высоким уровнем развития потребностей и движима мотивом — «я должен».

Феномен отологического стресса, столь характерный для экстремальных ситуаций и тесно связанный с особенностями организма человека, подчеркивает значимость его

психофизиологических особенностей.

Традиционно психофизиологические особенности человека соотносятся с понятием темперамента совокупностью динамических особенностей психической деятельности человека, обусловленных типом его высшей нервной деятельности. Выдающийся исследователь высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849—1936) называл ее тип у человека не фенотипом, но гено-

1 Петровский В.А. Психология нададаптивной активности. — С. 77—78.

2 Сеченов И.М. Философские и психологические произведения. — М., 1947. — С. 523.

типом, имея в виду определенную прижизненную изменчивость физиологических черт. Широко известна классификация типов темперамента по совокупности характерных для них особенностей нервных процессов (рис. 5.5). И.П. Павлов выделял также типы высшей нервной деятельности по особенностям соотношения в ней словесных и непосредственных раздражителей (воздействий объектов и явлений внешней среды и их следов, сохраняющихся в памяти): мыслительный и художественный. Человек с первым типом — более рассудительный, со вторым — более впечатлительный, податливый внешним воздействиям, более эмоциональный.

 

Типы темперамента Свойства нервных процессов
сила подвижность уравновешенность
Холерик + + -
Сангвиник + + +
Флегматик + - +
Меланхолик -    

Рис. 5.5. Классификация типов темперамента (по И.П. Павлову)

К характеристикам темперамента относятся его основные черты, т.е. перечень особенностей. К важнейшим из них принадлежат:

сила — интенсивность, энергичность, выраженность психических процессов;

подвижность — быстрота возникновения и прекращения психических процессов;

скорость протекания психических процессов;

уравновешенность — сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

ригидность1, пластичность — трудность или легкость психологических изменений, образования и изменения внутренних связей;

активность — устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;

сенситивность2повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств;

1 От лат. rigidus - оцепенелый, твердый.

2 От лат. sensus — чувство, ощущение.

эмоциональность — эмоциональная реактивность, степень эмоционального реагирования на воздействия;

психофизиологическая устойчивость — устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям (вызванным возможно видом крови, трупа, жизненными неудачами и др.);

работоспособность — запас психофизиологической выносливости и др. (рис. 5.6).

Очевидна значимость приведенных психофизиологических особенностей для экстремальной устойчивости человека. Особо велика роль силы, обусловленной соответствующими физиологическими особенностями нервных процессов. Ее отрицательное значение — слабость — проявляется в плохой переносимости человеком психических и нервных нагрузок, его подверженности психическим травмам и расстройствам. Люди с меланхолическим темпераментом (слабым, бывающим примерно у 2% людей) наименее устойчивы в экстремальных ситуациях. Меланхолик повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, восприятию явлений «сквозь черные очки», пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Он, как тонкая струна, «звучит» от малейших прикосновений, но может порваться от грубых. Особенности меланхолика имеют, правда, и плюсы: ему присуща хорошая

наблюдательность, внимание к бедам других, отзывчивость, повышенная самокритичность.

Остальные типы темпераментов экстремально приемлемы: флегматик психофизиологически наиболее устойчив, а холерика И.П. Пав-

лов называл «боевым типом» за его высокую активность, энергичность, подвижность, скорость реакций, легкую переключаемость, быструю адаптацию к новым условиям, склонность отвечать на неприятности и трудности повышением упорства и настойчивости, хотя ему свойственны и выраженная эмоциональность, неуравновешенность. Однако говорить о психофизиологических достоинствах следует с некоторыми оговорками. Так, сангвиник и особенно холерик бывают излишне самоуверен-

ными, недооценивают трудности, проявляют торопливость, а флегматик медлителен, ригиден, недостаточно гибок.

К психофизиологическим особенностям человека, имеющим экстремальное значение, часто относят:

• помехоустойчивость — возможность не ухудшать качество действий при воздействии посторонних помех;

• устойчивость к риску;

• устойчивость к экстренному напряжению;

• устойчивость к перенапряжению;

• долговременную устойчивость;

• спонтанную отвлекаемость и др.1

Отношение к опасности

Как индивидуальная

Особенность

Экстремальные ситуации, как уже отмечалось, часто связаны с опасностью для человека. Поэтому особый интерес представляют индивидуальные особенности отношения людей

к ней. Концепция структуры этой особенности предложена В.А. Петровским2. Он выделил две противоположные категории реакций, связал с ними разные варианты реагирования и объяснил их причины (рис. 5.7).


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!