Классификация видов деятельности. Основные виды деятельности 7 страница



Первая группа социально-психологических свойствопределяет взаимосвязи личности с окружающим миром и осознание своей жизни. Для характеристики конкретной личности, качества ее жизни и стойкости перед трудностями первейшее значение имеют особенности понимания ею окружающего мира, человечества, общества и отношения к ним. Это находит свое выражение в мировосприятии и ми-роотношении, которые у развитой и образованной личности характерны научной картиной мира и понимания себя в нем. Развитый человек — идентифицирований (погруженный, включенный, тождественный, сливающийся, живущий) своим сознанием, мыслями, чувствами, намерениями и действиями в современное Человечество, его ценности, жизнь и проблемы. Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1881—1960) писал: «способность осмыслить жизнь в большом плане, распознать в ней то, что есть истинно и значимо, есть нечто, превосходящее бесконечно всякую ученость: это драгоценное и редкое свойство — мудрость»1. Решение общих проблем улучшения жизни и прогресса, сохранения жизни на Земле, флоры и фауны, экологии, повышения плодородия почв, предотвращения войн и самоуничтожения Человечества, борьбы с болезнями и за продление жизни, обеспечение каждому человеку равных прав и условий для достойной жизни развитый человек считает и своими проблемами. Он ориентирован на гармоничное решение этих проблем своей жизни, обеспечение ее полноты, счастья, достатка, удовлетворенности. Это Человек Мира, Человек Разумный, а потому и более устойчивый в трудностях жизни.

Развитая личность отличается жизненной целеустремленностью. Важно не просто жить, а как жить; не просто быть, а каким быть; не просто существовать, а кем быть, какое место занимать среди людей, быть уважаемым или презираемым ими. Не что-то делать, а вносить свой вклад в общее стремление людей жить лучше, достойнее, создавать условия для будущего своих детей, участвовать в общественном прогрессе и сохранении жизни на Земле. Развитый человек — Человек, Целеустремленный в жизни, Хозяин ее.

Если человек иной, то его жизнь перестает быть целеустремленной, а, значит, становится податливой случайностям, в которых статистически успехи и неудачи соотносятся в лучшем случае как 50 : 50. Человеку без цели, как гласит поговорка, ни один ветер не бывает попутным. Отсутствие должной активности, леность, праздность и ограниченность ума приводят к жизненной беспечности, от которой

1 Рубинштейн С.Л. Избранные философские и психические произведения. — М., 1947. - С. 523.

рукой подать до любых промахов и трагедий. Праздный человек — есть животное, поедающее время, — говорил француз А. Делакруа. Праздное поведение — одна из причин развития у человека так называемого экстернального локуса1 контроля — склонности считать, что все зависит от других, что в них причина всех его бед и неудач, но не в нем самом. Люди с таким локусом контроля более повержены психологическому стрессу, менее уверены в себе, чем люди с интернальным локусом (склонные видеть возможности и причины в себе). Деятельный человек решает проблемы, а нежелающий действовать целеустремленно и осмысленно — ищет причины для самооправданий. Склонность валить все на других и жить за счет других порождает пассивность, формирует чувство обреченности, недовольство, завистливость. Еще страшнее — потеря смысла жизни, ее перспектив, приводящая к тяжелым душевным кризисам, а иногда к совершенно противоестественному самоуничтожению (суициду).

Глубокое, достоверное, научное понимание мира и себя в нем, высшее проявление деятельного начала и поведения личности в экстремальных ситуациях выражено в таком социально-психологическом свойстве как духовность личности. Духовность — мировоззренческое и аксеологическое (ценностное) начало личности, результат и показатель приобщения человека к высшим достижениям человеческой цивилизации, духовным ценностям, их глубинной, пронизывающей сознание значимости для нее и подчиненности им своих переживаний, отношений, поступков. Развитый социально-психологически человек — это Человек Духовный и поэтому всегда устойчивый в жизни, последовательный, выверяющий свои поступки, в том числе в экстремальных ситуациях по высшим духовным ценностям.

В.А. Пономаренко, длительно и глубоко исследовавший летный труд и труд космонавтов, убедительно показал зависимость поведения летчиков в экстремальных ситуациях от состояния их духа. Сами летчики выделяют дух как силу, служащую им защитой от тревожного ожидания возможной гибели в сложных, аварийных условиях полетов, силу, подавляющую подспудный страх. Духовный слой сознания, отмечает В.А. Пономаренко, «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсоз-

нания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. По-

1 От лат. lokus — место.

этому если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии»1.

Важное социально-психологическое свойство личности — самоосознанность, «Я-образ». Это умение и склонность оценивать себя в социуме, мысленно смотреть на себя со стороны глазами других людей, с их позиций. Самооценка личных достоинств и недостатков и представление о мнении других о себе примерно в равной степени бывает завышенной или адекватной, реже заниженной. Самомнение, самодовольство, самоуспокоенность или недооценка в равной степени могут подвести в экстремальной ситуации. В самооценке большую роль, часто негативную, играют механизмы психологической защиты. Люди защищают свое сознание, не признаваясь даже себе в имеющихся личных недостатках, ранящих их самолюбие. Так часто поступают трусы, чувствующие свою неспособность достойно преодолеть опасности, оправдывая себя мыслью о том, что «все люди трусы, только скрывают это». Для преступников, например, свойственна демонстрация убежденности, что все совершают преступления, только многим удается быть неуязвимыми для правосудия. Надо помнить: как ты живешь, чего добился — таков ты и есть. Развитый человек — это Человек Честный перед собой, Требовательный к себе и Владеющий собой.

Вторая группа социально-психологических свойстввыражает социальную жтегрированностъ личности в социум, общество, группы людей. Показатель интегрированности — степень осмысленности и совершенства построения своих взаимосвязей с другими людьми и группами, солидарности с ними, духовной близости, принятия норм и ценностей, существующих в них, согласованной с ними жизни и деятельности.

Главный критерий совершенства социальной интегрированности личности — цивилизованность ее отношений с миром, людьми, обществом. Живущим ныне выпало счастье жить в эпоху величайших духовных, культурных, научных, технических, социальных достижений. Но надо не только пользоваться достижениями цивилизации, надо и цивилизованно жить. Цивилизованность личности как социально-психологическое свойство — показатель соответствия ее сознания и самосознания, ума, личных качеств, поведения уровню достижений и ценностям человеческой цивилизации. Сегодня не только товары и техника должны отвечать мировому уровню, но и каждый человек должен быть развит, образован, культурен в своих отношениях и поведении на мировом уровне социальных достижений. Развитый социально-психологически человек в жизни, пове-

' Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М., 1997. — С. 272.

дении, труде, отношениях с людьми руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в обществе. К сожалению, часть людей живет канувшими в прошлое, отмирающими, бескультурными, порой дикими представлениями о поведении. Не все оказались готовыми жить в условиях свободы, про которую говорят, что она, как солнце, заставляет цвести природу, но и поднимает зловоние из болот. Развитый человек — Человек Моральный. Такой человек ответственен, трудолюбив, добросовестен, оптимистичен, стоек перед трудностями и неудачами, в экстремальных ситуациях он поступает в соответствии с нормами морали и совести.

Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме. Это отношение человека к России как к своей Родине, в истории которой глубокие корни его предков, а в будущем — личное счастье, счастье детей и всего народа. Это преданность ей, интересам и чаяниям ее народа. Это любовь к культуре своего народа, родному языку, сохранение его красоты и богатства; охрана его от уродующего засорения почерпнутым из различных субкультур словечками. Это чувство долга и ответственности перед народом, страной, Родиной, осознание необходимости участия в ее вооруженной защите, если это потребуется.

События, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, начиная с первых минут и часов после взрыва на 4-м энергоблоке в 1 ч 26 мин 26 апреля 1986 г., наполнены героизмом множества людей и прежде всего персонала дежурной смены, состоявшей из 50 человек. Все абсолютно выполняли свой гражданский и служебный долг самоотверженно. Все оставались на своих рабочих местах и, подвергая опасности жизнь и жертвуя собой, сделали возможное и невозможное, чтобы предотвратить развитие аварии, спасти станцию от еще больших разрушений и бед для окружающего; помогали, подвергаясь сильному облучению, эвакуировать пострадавших из аварийной зоны.

Пример ответственности и самоотверженности проявлял начальник смены Александр Федорович Акимов. Он первым оценил ситуацию как радиационную аварию большого масштаба. Не считаясь с опасностью для своей жизни, он выявил состояние механизмов и значение параметров непосредственно на месте аварии, принял меры для вывода персонала из зоны разрушения, организовал блокирование ее. Оберегая жизнь подчиненных, А.Ф. Акимов прибегал к их помощи лишь в тех случаях, когда не мог выполнить работу один. Утром прибыла новая дежурная смена, но Александр Федорович отказался уходить.

«Говорю ему, — вспоминал начальник новой смены В.А. Бабичев, — Саша, обстановку я уяснил, можешь уходить.... Сдавай смену». «Нет, — возражает, — побуду еще немного. Вдруг понадоблюсь тебе...... «И все мне что-то

подсказывает, советует. Вижу — уже сознание теряет. Позвал я санитаров. Унесли Акимова на носилках...».

Сам В.А. Бабичев в условиях тяжелой радиационной обстановки и смертельной опасности обрушения поврежденных строительных конструкций продолжал разведку характера и масштабов аварии, принимал все меры для ее локализации. Когда его потом спросили: знал ли он о большом уровне радиации и опасности, которой подвергался, он ответил:

— Конечно....

— И все-таки вы пошли в опасную зону....

— А как же иначе? И я.... И другие. Все мы отлично знали, что нас ожидает... Но за нами были наши близкие, наши дети, наш чудесный город Припять....1

Патриотизм — одно из величайших достоинств человека, позволяющее ему выдерживать огромные испытания. Самые великие подвиги были совершены из любви к Родине. Развитая социально-психологически личность — это Человек — Гражданин, Патриот.

Для характеристики человека и его поведения важна групповая интегрированность, его осознание себя как члена определенного социального слоя, группы. Она проявляется как идентичность, солидарность, коллективистичность, потребность к взаимодействию, конформность, суггестивность (внушаемость), имидж, авторитетность, харизматичность2, социально-психологический статус (место, занимаемое в неформальной групповой иерархии ее членов, выполняемые роли). Групповая интегрированность бывает социально зрелой, когда не ограничивается интегрированностью в отдельную малую группу, но проявляется как гражданственность, интегрированность в общество в целом, не вступает с ней в противоречия.

Развитая личность обычно бывает членом нескольких групп и во всех она на высоте: достойный и уважаемый член группы, доброжелательный, верный, готовый помогать другим, активно участвующий в ее жизни, строго соблюдающий нормы, традиции и обычаи группы, оберегающий и защищающий ее честь. Такой личности присуща культура отношений с людьми: общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, эмпатийность (способность понимать и переживать состояния и чувства другого человека), чувствительность к чужой беде, альтруистичность (бескорыстная забота о других). Противоположные характеристики этого свойства, свиде-

1 Солдаты Чернобыля: Сборник статей. — М., 1989. — С. 53—56.

2 От греч. charisma — милость, божественный дар. Применяется к характеристике личности, наделенной выраженными особенностями внешности и поведения, привлекающими к себе внимание других членов группы и оцениваемыми как способность к лидерству.

тельствующие о слабом социально-психологическом развитии личности, — индивидуализм, эгоизм, черствость, несправедливость, конфликтность, враждебность, грубость, жестокость, агрессивность. Американские исследователи обеспокоены негативной ролью индивидуализма для устойчивости человека перед трудностями решения общественно значимых задач, повышенной психологической ранимостью людей, отличающихся индивидуализмом, распространнос-тью среди американских граждан вызываемых им нарушений психического здоровья, становящихся угрозой и для общества1.

Поучительны факты из истории гибели «Титаника», произошедшей в 1912 г. и описанной в документальной повести У. Лорда «Последняя ночь «Титаника».

«Пассажиры были охвачены ужасом. Команда лайнера в темноте ночи пыталась посадить на шлюпки прежде всего женщин с детьми. Но посадка и спуск шлюпок шли с большим трудом, ибо на них пытались проникнуть десятки и сотни наседавших мужчин. Приходилось применять силу, но и после этого многие посторонние пытались самостоятельно пробраться на спущенные шлюпки по талям и тросам, свисавшим с борта, или предварительно спрыгнув в воду. Шлюпки неизбежно бы затонули из-за сильного перегруза. Некоторые члены команды лайнера пытались стрелять вдоль борта, а на воде другие члены команды продолжали освобождать шлюпки от проникавших все же в них мужчин, применяя силу и не разбираясь в средствах.

Когда шлюпки отходили от тонущего лайнера, многие плававшие в воде несчастные пассажиры, захлебывавшиеся в ледяной воде, истошно взывали о помощи. Кого-то по возможности подбирали, но бывало и иначе. Например, на шлюпке номер 6 оказалось всего 24 женщины, мальчик со сломанной рукой и 3 человека из команды. Но она была рассчитана на 65 человек. Женщины стали уговаривать командира шлюпки взять на борт хотя бы нескольких из находящихся в воде. Но тот ответил отказом:

— Нет, мы спасаем наши жизни, а не других.

Никакие уговоры женщин не помогли. Позже одна из них вспоминала: «Командир шлюпки был полон страха, он помешался на этом страхе. Он стоял за рулевым веслом и говорил нам об ужасах, которые нас ожидают в случае, если мы начнем подбирать людей из воды. Он пытался внушить нам ужас, говоря об огромной воронке, которая образуется на месте тонущего судна и затягивает в глубины всех находящихся рядом, о непременном взрыве котлов, заливаемых холодной водой, о том, насколько крепка хватка утопающих, которые потопят нашу шлюпку...». Недогруженная шлюпка и люди на ней спаслись, но она могла без угрозы для себя спасти еще 37 человек. Так было и на многих других шлюпках».

Для развитой личности приоритетно членство в семье, учебном, трудовом, спортивном, служебном или воинском коллективе. Она

1 XIX Международный конгресс общества исследователей стресса и тревожности (STAR) //Психологический журнал. 1999. Том 20, № 2, март—апрель. — С. 133.

разборчива в членстве и самоустраняется от участия в жизни групп с низкой культурой, моралью, криминогенными потенциями, увлекающихся наркотиками, алкоголем и иными вредными привычками.

Все это говорит о том, что развитый человек, должным образом интегрированный в группы, — это Человек Солидарный, Коллективистский.

Самореализованность — практическое выражение реальной воп-лощенности человеком своих возможностей в жизни, в достижения, отвечающие ценностям, признаваемым и уважаемым другими людьми. Задача любого появившегося на свет человека — сполна использовать в ходе жизни все свои возможности, «наполнить» себя достоинствами, а жизнь — делами, которыми можно гордиться самому, родителям, супругу, детям и подающими пример другим.

Реализация достигается самоактуализацией личных возможностей, саморазвитием их, самораскрытием имеющихся задатков и способностей, целенаправленным формированием у себя качеств, которые отвечают мировому уровню достижений человеческой цивилизации и в которых обнаруживается уникальность и индивидуальная духовная красота человека, стремлением повысить свои возможности в реализации жизненных планов. Самоутверждение — одно из проявлений, продукт и способ самореализации. Человек — это его дела, поступки. Плохо быть умным, если об этом знаешь только ты сам. Человек — не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, юля, его мораль, упорный труд, что ценимо и пользуется спросом у других. Человек самовыражается и самоутверждается в делах, в том длинном шлейфе-следе их, который он оставляет в жизни. Он самоутверждается во мнении людей о нем и результатах его дел, в положении среди них. Самоутверждение через достижения рождает объективно обоснованное уважение к самому себе как к действительно достойному, не замаравшему себя ничем человеку, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться ни сейчас, ни в будущем. Оно повышает и веру в себя, в возможность преодоления любых трудностей.

Самоактуализация и самоутверждение находят выражение в стремлении быть на земле не потребителем, а созидателем; не паразитом, живущим за счет других, а творцом. Развитая личность не просто хочет добиться чего-то, а возможно большего (доступных вершин — «акме»1), реализоваться полностью, раскрыть и проявить все свои возможности и индивидуальность. Социально-психологически развитый человек поэтому Человек Самореализующийся, Са-

1 В последнее десятилетие получила развитие особая научная дисциплина — акме-ология, занимающаяся изучением проблемы достижения каждым человеком вершин в своей жизни.

моутверждающийся, Деятельный. Такого человека не пугают трудности. Встречаясь с ними и преодолевая их, он самоутверждается, самовыражается и гордится этим, уважая самого себя. У человека не самореализовавшего себя, не ставшего достойным уважения человеком, но обладающего высокими притязаниями, нередко возникает комплекс неполноценности. При наличии у человека хотя бы задатков социальных или моральных достоинств, этот комплекс может помочь выйти на верную дорогу в жизни. В противном случае он побуждает компенсировать неприятное, поддерживающее стресс, подсознательное чувство неполноценности стремлением выделиться внешне хоть в чем-то, что на деле по-человечески примитивно (демонстративно некультурным поведением, вычурной и безвкусной раскраской лица, прической, одеждой, манерами, жаргоном, агрессией, жестокостью, курением в раннем возрасте, обнародованием своей нетрадиционной сексуальной ориентации, слепым подражанием тому, кто не заслуживает подражания и пр.). Почти как у А.С. Пушкина: «он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Все социально-психологические качества характеризуют соответствующую развитость человека, которая входит в структуру его экстремальной устойчивости.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!