Феминисты также выделяют ряд случаев, когда мужчинам не следует заниматься проблемами женщин
1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со стороны мужчины;
2) женщины, которые враждебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время терапевтического процесса;
3) женщины, которые стремятся обольстить терапевта;
4) женщины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женственность с пассивностью и покорностью;
5) женщины, у которых в самом разгаре кризис, связанный с разводом, и которые могут перенести свои чувства на мужчину-терапевта и рассматривать его как заменителя супруга
Билет 22. Экзистенциональный подход в социальной работе
Лекция:
Заключительный этап развития социальной работы. Модель направлена на гуманизацию практики социальной работы.
Развитие свое получила в 1960-е – в связи с развитием движений, которые выступали за отстаивания прав дискриминирующих групп населения.
Экзистенциональная философия начала развиваться в литературе, легла в основу теории экзистенционального подхода в социальной работе. Этот подход пытался осмыслить высокие понятия, такие как смерть, жизнь.
Соц.работник должен сострадать и сопереживать клиенту, только так можно понять истинную глубину проблемы.
Понимание сострадания, как необходимого опыта жизни. Правильное отношение к состраданию.
|
|
Развитие направления профилактики проф.выгорания, комнаты отдыха, ротации клиентов
С одной стороны сострадание, с другой держим дистанцию
Смена производственных заданий. (Сегодня консультиуем полдня, а полдня с бумагами – нет узкой специализации)
Изменение отношения к самому соц.работнику.
ЭСР:
Экзистенциальная српредставляет собой не новую теоретическую модель и не систему "экзистенциальных вмешательств». Это скорее некая новая перспектива, которая подталкивает профессиональных социальных работников к совершенствованию и не дает им заснуть.
Можно выделить основные принципы для экзистенциальной социальной работы:
1) помощь в процессе избавления от иллюзий и самообмана;
2) раскрытие необходимости и потенциального смысла страдания;
3) признание свободы выбора и неотъемлемой от нее ответственности;
4) уяснение важности диалога как процесса, в котором осуществляется взаимосвязь развития личности с качеством ее отношений с людьми,
5) понимание значимости личного дома и обязанностей и их соотношения с внутренней цельностью личности
Психологические и социальные теории вторичны, не играют главной роли при оценке ситуации клиента. Это противоречит традиционной одержимости обобщениями, классификациями симптомов, видов поведения и проблем "патологического развития". Знание, полученное с помощью, какой бы то ни было теории, увеличивает чуткость социального работника по отношению к проблеме человека и к способам ее решения, но ни одна из теорий не должна обожествляться как "истина". Изучение и понимание проблемы клиента подразумевают совместную деятельность работника, клиента и значимых для него лиц; такое понимание не достигается автоматически, с помощью одной лишь теории.
|
|
Значительно более важными, чем формализованное концептуальное знание, являются человеческая чувствительность, интуиция и воображение. Социальные работники развивают свои способности к сочувствию и спонтанному проявлению чувств посредством сопереживания различным ситуациям клиентов. Необходима также способность к постоянному и сравнительно полному самоосознанию. По мнению экзистенциалистов, практический социальный работник должен быть контактным, жизнеспособным и личностно неповторимым, поскольку чуткий работник значительно лучше решает проблемы клиента и вселяет надежду на перемены.
Возникающие у клиентов проблемы обычно раскрывают исповедуемые ими ценности и сложности, связанные с образом жизни. Хотя социальные работники отвергают роль гуру, они все-таки помогают клиентам уяснить ценностный характер их проблем. Эти проблемы связаны обычно с пятью экзистенциальными темами, о значимости которых для социальной работы уже говорилось выше.
|
|
1) Клиенты могут обманывать себя и других в отношении природы своих потребностей и срывов, а также источников действительной вины и тревоги.
2) Клиенты могут сомневаться в своей способности к выбору и бояться ответственности за свой выбор.
3) Клиенты часто полагают, что боль и страдание свидетельствуют о незрелости или неудаче. Поэтому они предпочитают избегать страданий, а не противостоять им.
4) Клиенты очень часто думают, что тождественность личности определяется ее самопониманием и самоактуализацией. Поэтому они не способны оценить важность для своей жизни высококачественных, достойных человеческих взаимоотношений.
5) Клиенты думают, будто осмысленная жизнь является результатом приспособления и исполнения социальных ролей и ожиданий, которые имеют по отношению к ним другие люди. Они могут не понимать взаимосвязи целостности, долга и личного экзистенциального переживания.
|
|
Экзистенциальный диалог представляет собой творческое взаимодействие между людьми. Социальные работники стимулируют диалог, будучи чувствительными к спонтанности и жизнеспособности, как в себе, так и в реакциях клиента. Наиболее эффективная форма терапевтического диалога направляет мотивы клиента, особенно страх и надежду, постепенно обучает клиента самообладанию. Чтобы освободить творческий поиск и рефлексию, взаимоотношения клиента и социального работника следует строить не в плоскости манипуляции, игры и ролевых установок, а в терминах доверительности, искренности и откровенности.
Следовательно, главными приоритетами в лечении являются ключевые для клиента отношения, их укрепление и восстановление или же помощь в построении новых значимых взаимоотношений. Этот межличностный акцент отличает экзистенциальную социальную работу от экзистенциальной психологии.
Межличностный акцент также влияет на выбор способа терапии. Предпочтение отдается семейной и брачной терапии, реже — групповой терапии. Индивидуальная терапия занимает третье место в этом ряду, но даже при таком подходе сохраняется акцент на взаимоотношениях клиента с другими людьми в его повседневной жизни. Индивидуальная и групповая терапия направлена на то, чтобы терапевтические успехи клиенток отражались в их повседневных взаимоотношениях.
Вера экзистенциалистов во взаимное совершенствование через диалог отражается на выборе клиентов, с которыми они предпочитают иметь дело. Хотя они уверенно чувствуют себя и с клиентами из среднего класса, они все же предпочитают работать с клиентами, серьезно отличающимися от них самих, — с постоянными клиентами социальной работы, с населением группы повышенного риски. Они отвергают грубые и бесчеловечные методы, столь часто применяемые для оказании помощи таким группам, и используют результаты исследования, чтобы поднять уровень обслуживания этих людей.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!