Политический режим, понятие, типы



   Политическая история ХХ века ввела в политический лексикон одно из пожалуй самых употребляемых понятий - «политический режим». Однозначной трактовки данной категории в научной литературе еще не выработано. Одни исследователи считают, что понятие «политический режим», «политическая система» понятия одного порядка и обозначают фундаментальную организацию политической жизни общества. Другие соотносят данные категории по степени общности. Так «политический режим» рассматривают как форму существования «политической системы», то есть политическая система является базовой, определяющей относительно режима. В юридической литературе акцентируется внимание на формализованные нормы (законы, указы) и правила осуществления власти уполномоченными на то институтами государства. Политические науки рассматривают режим более широко, системно, учитывая не только на формальные и неформальные (теневые) аспекты функционирования власти, но также и на социально-классовые, социокультурные, этнонациональные особенности и традиции, характер и способы взаимодействия власти и общества.

   Таким образом, политический режим можно охарактеризовать как систему формальных и реальных способов, ресурсов и стратегий взаимодействия государства и общества, опосредованных через существующую политическую культуру в целом.

   В политической науке существует устоявшаяся типология политических режимов - тоталитарной, авторитарный, демократический и их вариации. Однако, прежде чем выделять характерные черты и особенности того или иного политического режима, необходимо обозначить некоторые методологические основания, чтобы избежать смешения понятий. Во-первых, указанные типы политических режимов целесообразно применять только к республиканской форме организации политической системы и публичной власти. Во-вторых, для типологии конкретного политического режима, в первую очередь следует определить базовые или системообразующие факторы и отношения. Такими будут:

Ø тип экономической системы, цель и задачи политической системы, а также их непосредственное взаимодействие;

Ø социальные предпосылки - социально-классовая структура общества, этнонациональный состав населения, межгрупповая борьба внутри правящей элиты, личностные качества политических лидеров;

Ø социокультурные - духовная матрица общества, включая доминирующие идеологии, религии, менталитет, традиции, а также субкультурные проявления (регионализм, конфессии, пр.);

Ø информационные - доступ к информации, возможность влияния на производство самой информации, ее направленности, объективности.

   Главным измерением содержания политического режима является мера осуществления власти и реализация властными субъектами принципов легитимности в политической деятельности. Политический режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа отношений власти, общества и личности. Существуют также и другие параметры содержания политического режима способ и порядок формирования представительных учреждений, взаимоотношения трех ветвей власти; положение и условия деятельности политических партий; правовой статус личности; политическая стабильность общества; характер политического сознания. Если формам правления характерна статичность, то политический режим характеризуется динамизмом. Он может менять свою природу, не касаясь сущности самой формы правления. Например, Германия с 1933 по 1945 годы оставалась республикой, как Франция, и Швейцария, но режим здесь был принципиально другой. То же самое можно сказать и об Италии времен Б. Муссолини. По форме - конституционная монархия, как и Великобритания, однако по способам осуществления власти, ее задачами, формальными и реальными правами человека, политика этих стран резко отличалась.

 

  12.2 Тоталитаризм как феномен ХХ века

Тоталитаризм как явление политической реальности начал формироваться в 20-х годах прошлого века в Италии, с приходом к власти фашистской партии во главе с Б. Муссолини. Термин «тоталитаризм» впервые предложил итальянский философ Джованни Джентиле (министр образования в правительстве Б. Муссолини), который считал, что государство как организационное начало нации должна иметь неограниченную власть и установить всеобъемлющий контроль над обществом и индивидом. Понятие «тоталитарный» (от латинского totalitas - «целостность», «целое» и итальянского totalita, totalitario - «относящийся к целому», «всеобъемлющий») стала применяться для характеристики политической власти, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни, включая частную. Первоначально данный термин применялся только для обозначения фашистских режимов, которых только в Европе в 20-40-х годах было установлено в 17 странах. Необходимость глубокого системного анализа политических режимов тоталитарного типа, В. Парето охарактеризовал как последнюю попытку прихода к власти «элиты львов», вызвала у многих исследователей интерес к данной проблеме. Разработка теории тоталитаризма началась с работ Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма», К.Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». В указанных исследованиях была предпринята попытка концептуального определения основных признаков и характеристик тоталитаризма как системы, детерминанты его возникновения, ресурсы и перспективы дальнейшего развития. В этих работах также впервые был сделан сравнительный анализ тоталитарных режимов в гитлеровской Германии и СССР, показаны общие черты и специфика данных режимов. Огромный вклад в познание сути и логики тоталитаризма внесли известные писатели - Дж. Оруэлл, Ф. Кафка, Г. Грин, А. Замятин и другие, которые, используя средства литературы, сформировали в общественном сознании крайне негативное отношение к тоталитарному режиму.

К странам с тоталитарным режимом можно отнести следующие: Италия при Б. Муссолини, фашистская Германия, Румыния при Антонеску, СССР с начала 30-х годов и до распада в конце 80-х годов, Северная Корея, Куба и т.д. (более 30 стран).

Понятие «тоталитаризм» характеризует не только государство или политическую власть, но и общественно-политической организации общества в целом. Специфика тоталитарной власти не ограничивается только сферой политического, а пронизывает все составляющие общественной жизни, изменяя состояние всей социальной системы. Она активно вмешивается в отношения собственности, материального и духовного производства и воспроизводства жизни, в гражданское общество и даже в личную жизнь граждан, пытаясь покорить все единой идеи и цели. Это режим политического, экономического и идеологического господства правящей элиты, организованной в единый иерархически бюрократический партийно-государственный аппарат, подчиняет и контролирует общественное и личную жизнь человека.

Тоталитаризм - это унифицированная система, характеризующаяся преимущественно насильственным, как морально-психологическим, так и физическим воздействием на население в процессе реализации власти.

Характерной чертой тоталитарных обществ есть две основные его особенности:

- Во-первых, тоталитарные режимы призваны воплотить в жизнь социально значимую идею, мобилизуя для этого все общество, создавая атмосферу массовой поддержки;

- Во-вторых, тоталитарные политические режимы пытаются контролировать не только поведение, но и настроения и мнения населения.

Разнообразие тоталитарных режимов позволяет выделить некоторые, весьма существенные, различия, характерные для различных его проявлений. Многие исследователи выделяют правый тоталитаризм - фашизм, нацизм и левый - коммунизм. И хотя между фашизмом и коммунизмом существуют большие различия (в идеологии, в управлении экономикой, методах внешней политики и т.д.), как политические системы эти две разновидности антидемократического способа организации общественной жизни, имеют много общего, что и позволило политологам классифицировать их как проявления тоталитаризма.

Некоторые авторы добавляют еще и такая разновидность тоталитаризма, как теократический, характерный для стран, в которых верховная власть принадлежит клерикалам - Иран при режиме А.Хомейни, Афганистан во время правления талибов. Безусловно, многие признаки данных режимов можно охарактеризовать как тоталитарные, однако по целому ряду системных признаков, трактовка теократического правления как тоталитарного не совсем обоснованны.

Анализ тоталитарной власти, как общества закрытого типа, необходимо начинать с экономической сферы. В целом, данному режиму присущ директивный или плановый тип экономики, основанный на централизованной роли государственного регулирования. Для тоталитарных режимов закономерностью является или полная национализация средств производства (СССР), или принудительное включение частного капитала в систему государственного планирования и управления в тех странах, где национализация была локальной (Италия, Германия). Таким образом, первой предпосылкой тоталитаризма является общая или секуляризованная экономическая несвобода индивида, что приводит к полной или существенной зависимости гражданина от государства. Экономически зависимый человек всегда будет более лояльным и сдержанным относительно политики своего работодателя, то есть государства.

Социальные условия возникновения тоталитарных режимов первой половины ХХ века особые тем, что для более отсталых в социально-экономическом плане стран этот период совпал с переходом к индустриальной фазе развития. Переход к конвейерному производству вызвал нарушение сложившихся стереотипов, ценностей и всего уклада жизни, на что повлияли также мировые войны. Широкие слои населения, в период системного кризиса и деструктуризации общества лишились традиционных статусов, были обречены на потерю сложившейся самоидентификации. Массовое производство, динамика социально-экономического развития и традиционное отставание индивидуального сознания и политической культуры, создали условия для некритического восприятия новых идей, ценностей, превратив их в новый «символ веры». Идеи социального равенства и справедливости трансформировались в сознании маргинализированных слоев населения в уравнительно-распределительную систему ценностных ориентаций, активно насаждаемых государством.

Духовная сфера тоталитарного общества построена на моноиделогии, пронизывающей абсолютно все сферы общественного сознания - культуру, науку, право, этику. Тоталитарные идеологии по своей природе мифологичны, в них эклектично соединены героизированное прошлое и светлое будущее, а реальная жизнь подается как борьба за перспективу - коммунистическую, или «тысячелетнего рейха». Такие идеологии отличаются также крайней конфронтационностью; они не допускают даже сомнений, не говоря уже о критике в свой адрес. Основной целью тоталитарной идеологии является бомбежки и манипулирования общественным сознанием для легитимации политического режима, который она обслуживает. С этой целью все подобные режимы монополизируют средства массовой коммуникации, используя жесткую цензуру.

Ядром политической структуры общества в условиях тоталитаризма является единственная, жестко централизованная массовая политическая партия, которую возглавляет безальтернативный вождь, фюрер, дуче. Завоевав власть или с помощью переворота, или более легитимным путем, партийная элита начинает приспосабливать политическую систему под свое видение перспектив развития. Политизируя все органы государственной власти, партия превращается в «партию-государство» путем слияния с государственными институтами, переходят под полный партийный контроль. Политическая оппозиция уничтожается, любые ее проявления жестоко подавляются. Правоохранительные органы выполняют несвойственные им функции - полицейские, а именно - осуществляют контроль за умонастроениями граждан, выискивая в каждом преступлении политические мотивы, превращаясь таким образом в репрессивные. Итак, партия устанавливает тотальный контроль над всеми сферами общественной и личной жизни граждан. Партийная идеология становится господствующей, пронизывающую всю гамму общественных отношений. Происходит огосударствление и сужение сферы гражданского общества. Право и закон, в первую очередь, охраняют существующую власть. Безусловно, что такая система власти, даже при наличии конституционной нормы о распределении власти реально не может иметь системы сдерживания и противовесов. Партийный аппарат является частью системы государственности, вернее, надгосударственной ее частью. Причем, это та часть, которая управляет всеми другими элементами политической системы общества.

Командная, сверхцентрализованная плановая экономика могла концентрировать в едином центре сравнительно небольшие (в расчете на душу населения) материальные ресурсы, что позволяло решать такие задачи как индустриализация, повышение образовательного и культурного уровня населения, развитие науки и тех видов искусства, которые отвечали идеологической парадигме данного режима. В течение определенного времени, до завершения перехода от доиндустриальной к индустриальной фазы развития государства, это способствовало его укреплению. Однако в дальнейшем, по мере усложнения задач и исчерпания экстенсивных методов развития, идеологически догматизированной система власти не смогла переориентироваться на динамические запросы времени. Закрытые экономическая и политическая системы, отсутствие стимулов и механизмов саморазвития привели к распаду практически всех тоталитарных систем. Можно сказать, что тоталитаризм, исчерпав внутренние ресурсы своего развития, пришел к самоуничтожению. Это не значит, что тоталитаризм уже в прошлом. Рецидивы его возрождения можно наблюдать в ряде посттоталитарных или транзитивных странах, а также довольно многочисленные ограничения прав и свобод человека (борьба с терроризмом, легализации и поддержка массовых движений нетрадиционалистов) в современной Европе и Америке. Недаром в последнее время появились такие определения как «тоталитарная демократия» и «демократический тоталитаризм».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!