ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 6 страница



62

нако, проезжавший через Нисибену Юлиан приказал убрать из города святые мощи, то ли из ненависти к славе погребенного, то ли к христианской вере Константина, род которого, по той же причине, он тогда преследовал10. Император Иовиан, преемник Юлиана, предоставил этот город в распоряжение варварам, персам", власти которых Нисибенасо всей своей округой подчиняется и по сей день.

ГЛАВА II

Юлий, епископ Римский12, автор послания к некоему Дионисию «О воплощении Господнем», направленного против тех, кто находил природу воплощения Христа двойственной. Письмо и поныне остается в силе, ведь утверждением этим питаются две ереси — Евтихиева13 и Тимофеева14.

ГЛАВА III

Павлин, пресвитер15, ученик блаженного Ефрема диакона16, острого ума человек, и в Писании был весьма научен, и как богослов успел уже прославиться при жизни своего учителя, и не в последнюю очередь благодаря своей способности без всякой на то подготовки составить проповедь. После смерти своего наставника, бывшего для него единственным авторитетом, и все более отдаляясь от церкви, написал он многое противное вере. Ведь завещал ему на смертном ложе блаженный Ефрем: «Смотри, Павлин, не предавай себя в руки размышлений своих, но умаляй их. И сочтешь когда, что различил ты Господа, доверься вере, не разуму», предвидя как бы, что своими учеными занятиями и разговорами начнет тот рано или поздно домогаться чего-то необычного и в представлениях своих дойдет до ереси. Потому-то и называли часто Павлина «новым Вардесаном»17.

ГЛАВА IV

Вителлий Афр18, защищая донатову схизму19, написал труд «О том, кто ненавистен рабам божьим», в котором представил бы он весьма достойное учение, если бы нас20 не упоминал постоянно под именем гонителей. Писал он как против язычников, так и против нас, как якобы отступивших от Писания во времена гонений. Разобрал он и многое относительно устроения Церкви. Известен стал при Константе, сыне императора Константина.

63

ГЛАВАV

Макробий, пресвитер21, донатист. Как узнаем мы из сочинения Оптата22, тайно был и епископом донатистов в Риме. Будучи еще пресвитером православной Церкви, написал он книгу, обращаясь ко всем верующим, особенно же к целомудренным девам, и несмотря на то, что рассматривались в ней вопросы преимущественно этического толка, призывал он в ней к соблюдению нравственной чистоты и целомудрия, тесно увязывая это с донатовым учением. Среди наших он стал известен первоначально в Африке, а позже и среди своих — донатистов или монтанитов23, в Риме.

ГЛАВА VI

Гелиодор, пресвитер24, автор книги «О начале природы»: доказывает он в ней единое первоначало всего и невозможность чего-либо, что в нем бы сосуществовало Богу. Бог — не виновник зла, но творец всего Благого, так что и материя сотворена была Богом, а во зло обращена лишь по появлении зла; не должно полагать, что что-либо материальное сотворено было некогда без Божьего промысла, однако помимо Бога предстает (потом) и другое сотворяющее начало, которое-то, предвидя гибель материального, и предвещает страдание.

ГЛАВА VII

Пахомий, монах25, отличившийся столь же учением, сколь и делами своими, человек апостольского склада, основатель монастырей в Египте, упорядочил он по наущению свыше правила как мужского, так и женского общежитийных уставов. Обращался он и с посланиями к соратникам своим, в которых тайнописью были изложены его мистические откровения, превосходящие опыт обычного человеческого понимания, и расшифрованные благодаря, надо полагать, лишь их, соратников, заслуге. Принадлежат ему и послания к настоятелям Сирию и Корнелию, а также всем монастырским настоятелям: в последнем предлагал он установить навсегда заведенный порядок празднования дня Пасхи при полном их, настоятелей, собрании в одном из старинных египетских монастырей — Фаюме. В другом послании предложил он им же собраться раз в год в одном из монастырей в День Прощения, отмечаемого в августе. К братьям, посланным нести службу вне пределов монастыря, обратился он также с отдельным посланием.

64

ГЛАВА VIII

Феодор, пресвитер26, унаследовав пост и влияние упомянутого настоятеля Пахомия, также обращался с посланиями к различным монастырям, толкуя Священные Писания и постоянно упоминая учителя своего и наставника Пахомия, приводя примеры из жизни его и учения и излагая последнее с Божией помощью, так же как и некогда сам Пахомий. Одновременно призывал он к соблюдению постоянства и благоразумию, к единству тех, кто после смерти настоятеля из-за расхождений всяческих отделил себя от общежитийного целого27. Посланий таких насчитывается три.

ГЛАВА IX

Оресиесий, монах28, соратник Пахомия и Феодора, Святые Писания знал в совершенстве, автор труда, созданного по истинно Божьему вдохновению и ставшего орудием монастырского воспитания, и в котором, говоря вкратце, изложил он посредством кратких выкладок чуть ли не полностью оба Завета, Старый и Новый, сообразно потребностям монашеской жизни. По кончине своей оставил он этот труд как свое духовное завещание.

ГЛАВАХ

Макарий Египетский29, монах, добродетелью своей славный и духовными достоинствами. Известен он обращением своим к молодым монахам, в котором он излагает путь свой к возможно более совершенному служению Господу, знающему все о чадах своих и равно возложившему на всех труды и тяготы, как и на него, Макария, взывающего к Божией помощи и борющегося со всеми искушениями приятной жизни, приближаясь к подлинной чистоте и воздержанности, ибо только жертвенное служение исполнит долг наш перед жизнью.

ГЛАВА XI

Евагрий, монах30, ближайший ученик Макария, автор следующих сочинений, замечательных и богодухновеннос-тью своей и ученостью, и весьма необходимых в монашеском обиходе (из коих принадлежат ему и Жития Отцов, которые позволяют судить о нем как о муже в высшей степени образованном и сведущем): «Против восьми греховных наущений»31, к которым он первый привлек столь пристальное

65

внимание, либо был одним из первых, кто столь подробно изучил их, составив на этот счет, следуя заветам и свидетельствам Священных Писаний, соответственно восемь трактатов, последовав здесь, очевидно, Господу нашему Иисусу, который противопоставил святые предписания искусителю своему, да так, что всякое соблазняющее проявление дьявола ли, искушающей ли природы, против самое себя и обращалось. Сочинение это, сохранив всю простоту и безыскусность оригинала, перевел я с языка греческого на латинский. Составил он и сборник из ста высказываний анахоретов32, исключительно его современников, разделенный на главы. Собрал он также и восемьдесят высказываний мужей ученейших и просвещенных, и я был первым, кто перевел этот сборник на латинский, восстановив, собственно, уже существующий перевод сообразно авторскому оригиналу, частью исправив его от многих несуразностей и искажений, а частью заново. Составил он и правила, упорядочивающие жизнь монашеских и монашествующих собраний. Принадлежит ему также и книга, в которой, сообразуясь с верой и пониманием их высокого предназначения, обращается он к посвятившим себя служению Господу девам. Издал он несколько сборников высказываний своих, достаточно, впрочем, темных, и, как сам он отмечал, только для монашеского уразумения доступных; и они были переведены мной согласно подлиннику. Прожил он долгие лета, в достоинстве и благочестии.

ГЛАВА XII

Феодор, пресвитер Антиохийской Церкви33, муж образованный и красноречивый, автор труда «О Господнем воплощении» против последователей Аполлинария34 и евноми-ан35 в пятнадцати книгах и тысяче стихах. Доказывает он, и аргументируя в совершенстве и к свидетельствам Священных Писаний обращаясь, единосущность и полноту божественного и человеческого в Иисусе, указывая также, что и человек несет в себе два начала — божественное и плотское, что суть не две противоположные сущности, но врожденные свойства самой души — и мыслящей и чувствующей. В четырнадцатой книге своего труда разобрал он вопросы, связанные с объяснением единой, нетварной и господней природы Святой Троицы, а также замысла творения, опираясь в рассуждениях своих на авторитет Священного Писания. Завершает работу пятнадцатой книгой, составленной в том числе из цитат Отцов Церкви.

66

ГЛАВА XIII

Пруденций, человек светски образованный36, на основе Ветхого и Нового Заветов составил парные жизнеописания. В той же греческой манере откомментировал он священное предание о первых шести днях творения, сотворении Адама и грехопадении его. Он автор трех трактатов, озаглавленных по-гречески как «Апотеосис», «Психомахия» и «Гамартаге-ния», что означает соответственно: «О божественном», «О борении духовном», «О происхождении греха». Принадлежат ему же сочинения во славу мучеников и мученичеств их под разными названиями; также и книга гимнов, направленная против Симмаха37, защищавшего идолопоклонство. Из последней, кстати, мы узнаем, что автор состоял на службе в императорской армии.

ГЛАВА XIV

Ауденций, епископ Испанский38, писал против мани-хеев39, савеллиан40 и ариан, в особенности же против последователей Фотина, известных ныне под именем боноси-ан41. Против последних выступил он в сочинении «О вере», доказывая совечность Господу Сына Его Иисуса в противоположность тем утверждениям, которые полагают восприятие господнего начала Иисусом от Господа Отца лишь по рождении от Девы Марии, по божьему помыслу совершенного.

ГЛАВА XV

Коммодиан42, увлекаясь сочинениями светскими, прочтя и кое-что из наших, внезапно обратился к вере. Став таким образом христианином и желая каким-либо из научных занятий своих послужить Господу, написал он против язычников сочинение в стихах, по слогу весьма заурядных. И так как в духовных вопросах научен он был недостаточно, то и послужило оно более опровержению языческих учений, чем утверждению нашего. Так, выступая против язычников по вопросу о божественных обетах, рассмотрел он его столь необдуманно и неумело, что, приведя-таки в замешательство противников, в наших вызвал отчаяние, ибо апеллировал он к таким почитаемым авторам, как Тертуллиан43, Лак-танций44 и Папий45. Человек высокой нравственности, он был поборником христианской морали и скромного образа жизни, внушая то же и ученикам своим.

67

ГЛАВА XVI

Фаустин, пресвитер46, обращаясь к императрице Фла-цилле47, написал семь книг против ариан и македониан48, опровергая и изобличая их посредством тех именно свидетельств Священного Писания, которые им истолкованы были дурно и извращены. Судя по книге, которую он, защищая себя, представил императорам Валентиниану и Аркадию49 посредством некоего пресвитера Марцеллина50, поддерживал он люциферианову схизму51, вменяя в вину Хиларию Пиктавийскому52 и епископу Римскому Дамасу53 то, что те с целью восстановления мира в Церкви обратно принимали в нее и допускали к службе якобы не порвавших с ересью епископов: недовольны были люцифериане тем, что возвращаются в Церковь те из них, которые приняли некогда участие в арианском собрании в Аримине54, как прежде и в [схизме] новациан55, но после раскаявшихся в вероотступничестве своем.

ГЛАВА XVII

Руфин, пресвитер Аквилейский56, не мало отличившийся как богослов, обладал безупречным переводческим талантом. Перевел он с языка греческого на латинский труды Василия Каппадокийского57, Григория Назианзина58, мужа красноречивейшего, трактаты Климента Римского59, «Историю Церкви» Евсевия60, высказывания Ксиста61 и Евагрия. Им же переведены были суждения Памфила Мученика62 против математиков. Те из этих трудов, которые ныне доступны на латыни и снабжены предисловием, переведены Руфином; без предисловия — кем-то другим. Труды же Ори-гена63, следуя Иерониму, перевел он не все, а лишь частично; от других переводов они также отличаются наличием предисловия. Первейшим же делом для Руфина явилось объяснение Символа Веры: с Божьей помощью и благодаря божьему дару своему дал он такое истолкование, что в сравнении с ним все остальные меркнут. Истолковал он с трех сторон и «Благословение патриархам» Якова64 с точки зрения исторического, морального и мистического его содержания. Принадлежит ему и ряд посланий, побуждающих к страху перед наказанием Господним, из них выделяются те, что обращены к Пробу. К переведенной им, как уже отмечалось, и откомментированной «Истории Церкви» Евсевия присовокупил он книги десятую и одиннадцатую. При-

68

страстному критику ответил он написанием двух сочинений, где, отстаивая правоту свою, апеллировал он к собственным божественным прозрениям и к пользе Церкви, во благо которой, с Божьей помощью, направляет он талант свой, и единственно из пристрастия к истине приходится вступать ему во всякие споры и пререкания.

ГЛАВА XVIII

Тихон, по происхождению из Африки65, образование получил духовное, не чурался науки светской и в истории был сведущ. Известен как деятель Церкви. Написал он «О внутренней распре» в трех книгах, а также «Изложение противоположных мнений», где, отводя обвинения от себя и своего окружения, упоминает постановления древних синодов. По этим книгам можно судить о его принадлежности к донатистам. Составил он «Руководство к постижению замысла Священного Писания» в семи частях, объединенных в одну книгу. Апокалипсис Иоанна истолковал он заново, призывая воспринимать его не буквально, а духовно и иносказательно, рассматривая состояния плоти как некие состояния души. Предположил он, что по всеобщем воскрешении на земле настанет тысячелетнее царство праведников, утверждая также, что разделения на праведников и грешников при воскрешении не будет, но воскреснут воедино все, в том числе и преждевременно погибшие во чреве и мертворожденные, и никто не пропадет из человеческого рода, явленного как некая одушевленная субстанция. Выделяет он, однако, две ступени всеобщего воскрешения, различив их следующим образом: «Первая, полагаем мы, следуя Апокалипсису, — за праведниками и чадами Церкви, которые, будучи оправданы в смертельных грехах своих крещением и верой, воскреснут к вечной жизни; вторая же — за всеми остальными». Прославился сей муж одновременно с Руфином в правление императора Феодосия и сына его66.

ГЛАВА XIX

Север, пресвитер, по прозвищу Сульпиций67, из провинции Аквитания, муж образованный и знатный по происхождению. Отличался пристрастием к жизни скромной и крайне непритязательной, известен был святым Мартину, епископу Турскому68 и Павлину Ноланскому69, автор ряда примеча-

69

тельных трудов. Так, широко известны его многочисленные письма к сестре своей, в которых рассуждает он о любви к Богу и пренебрежении суетой мирской. Обратился он и к упомянутому Павлину с двумя посланиями, да и к другим адресовал множество, но так как казались они большей частью вопросов частных и личных, то и распространения не получили. Написал он «Хронику». Житие блаженного Мартина, монаха и епископа, замечательного делами своими и чудесами, а также героическими подвигами, принадлежит ему же. Диалог о своеобразии монашеств восточного и западного, который он составил между Постумианом и Галлом, с одной стороны70, и самим блаженным Мартином, с другой, себя же выведя в роли судьи и посредника, заключил он по ходу изложения тремя выводами. Так, в первом припоминает он одно постановление синода епископов, вынесенное некогда в Александрии относительно сочинений Оригена, а именно, что людьми учеными и образованными должны они восприниматься с известной осторожностью, остальными же, менее опытными, — безусловно отвергаться. Он, введенный в заблуждение пелагианами и сознавая за собой грех излишней говорливости, на старости лет уже дал обет молчания, сдержав его вплоть до своей кончины, дабы грех, который навлек он на себя чрезмерным красноречием, в молчании, каясь, был им искуплен.

ГЛАВА XX

Антиох, епископ71, написал «Против корыстолюбия» — сочинение весьма пространное. Принадлежит ему и полная смирения и благочестия проповедь, обращенная к тем, кто в заботе о других, слепой и бескорыстной, был просвещен Спасителем. Умер он в годы правления императора Аркадия.

ГЛАВА XXI

Севериан, епископ Габаленской Церкви72, в Священных Писаниях был сведущ и известен своими проповедями. Призывался он часто в Константинополь епископом Иоанном73 и императором Аркадием, которые стремились к его обществу и к разговору с ним. Читал я и его размышления о крещении в «Послании к галатам», также и «О празднестве Богоявления» — сочинение исключительно похвальное. Умер он в годы правления Феодосия Младшего74.

70

ГЛАВА XXII

Никей, епископ Ремесианский75, автор «Наставления к входящим во храм» в шести книгах, сочинения замечательного по простоте своей. В первой книге он касается вопроса, как должно вести себя тем, кто готовится принять крещение. Во второй — «О заблуждениях язычников» — описывается, как стал он свидетелем обожествления некоего Мелодия и крестьянина Гадария: первый был причислен к богам за какое-то особое благодеяние и небывалую щедрость, второй — за храбрые поступки. Третья книга, «О вере», поразительна по достоинствам своим и силе убеждения. В четвертой выступает он против астрологии. В пятой разбирает Символ Веры. Шестая посвящена Пасхальному Агнцу. Сочинение «О падшей женщине» принадлежит ему же: всех падших он побуждает к исправлению.

ГЛАВА XXIII

Олимпий, епископ76, родом из Испании, написал книгу, направленную против тех, кто источник греховности усматривает не в воле человека, а в изначальной природе его. Доказывает он, что зло от непослушания Богу сопровождает природу человеческую, а не от сотворения.

ГЛАВА XXIV

Бахиарий77, получив духовное образование и решив уже посвятить себя служению Господу, духовному сану, предпочел, однако, странничество. Принадлежит ему, как говорят, целый ряд достойных внимания трактатов, я же прочел одно его сочинение, «О вере», где он обращается к епископу Римскому, защищаясь от нападок порицавших его добровольное изгнание, указывая, что из страха не перед людьми, но перед Богом, удалился он, уподобившись праотцу Аврааму, покинувшему, как известно, пределы земли своей по приказу Господа78.

ГЛАВА XXV

Савватий, епископ Галликанской Церкви79, по просьбе некой девы, посвятившей себя служению Господу, составил трактат «О вере», выступив против Маркиона80 и учителя его Валентина81, а также против Евномия и наставника его Аэция82. Доказывал он, апеллируя как к доводам

71

разума, так и к свидетельствам Священного Писания, что начало Господнее едино и что Бог есть источник вечности и мир сотворил из ничего. Равно и в отношении Христа показывал он, что не в человеческом воображении Он пребывал, а телом был из плоти и крови, и истинно как человек и ел Он, и пил Он, и страдал, и воскрес. Маркион же и Валентин, исходя из того же, утверждали обратное, а именно, что личность Иисуса двойственна и что Господнее начало в ней является исключительно в умственном представлении. Также [доказывал] и Аэцию и Евномию, что Отец и Сын — не два божественных начала, но единосущны: Сын же от Отца и друг другу совечны Они. Аэций же и Евномий, по недомыслию своему, ему на это немало возражали.

ГЛАВА XXVI

Исаак83 написал книгу «О Святой Троице» и воплощении Господнем: исследование это весьма темное и для понимания труднодоступное. Триединство Господа, как он утверждает, таково, что каждое начало несет в себе нечто такое, что отсутствует у другого и только ему присуще: так, Отец, не будучи порожден кем-либо, порождает Сына; Сын же, являясь порождением Отца, Ему совечен; Святой же Дух никем не порожден и не сотворен, но представляет из себя начало третье и от других отличное. Относительно Господнего воплощения утверждает он истинно следующее: един Христос, Сын Господа, о двух началах — и Господнем начале и человеческом.

ГЛАВА XXVII

Урсин, монах84, писал против тех, кто повторно крестил еретиков. Полагал он, что воистину не должно это, да и Богу противно вторично крестить человека, пусть и примкнувшего к ереси, но крещеного уже во имя Отца и Сына и Святого Духа. Достаточно бы было во спасение его простого возложения руки, совершаемого православным священником по признании тем веры в Святую Единосущную Троицу и Иисуса Христа, Господа нашего.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!