ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 3 страница



XXIX. ТАТИАН, который преподавал сначала ораторское искусство, приобрел себе немалую славу искусством риторики, был учеником Юстина мученика и славился в церкви, пока не отпал от ее лона163. Впоследствии, возгордившись

31

известностью своего красноречия, он создал новую ересь, называемую ересью энкратитов164 и распространенную потом Севером, от которого еретики этой секты до настоящего времени называются северианами. Татиан написал бесчисленное множество книг, в числе которых существует одна превосходнейшая книга «Против язычников», которая между всеми его творениями наиболее блистательна. И он был известен при императорах Марке Антонине Вере и Луции Аврелии Коммоде.

XXX. ФИЛИПП, епископ Критский, то есть города Гор-тины, о котором упоминает Дионисий в своем послании, написанном к церкви того же города165, издал прекрасную книгу «Против Маркиона» и славился во времена Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода.

XXXI. МУЗАН, небезызвестный между писавшими о церковном учении, при императоре Марке Антонине Вере написал книгу к некоторым братьям, которые от церкви отклонились к ереси энкратитов.

XXXII. МОДЕСТ. При императоре Марке Антонине и Луции Аврелии Коммоде также написал против Маркиона книгу, которая доселе существует166. Известны под его именем и другие сочинения, но учеными мужами они отвергаются как ложно подписанные.

XXXIII. ВАРДЕСАН167, знаменитый житель Месопотамии. Сперва последователь Валентина, потом его противник, он составил новую ересь. Сирийские писатели приписывают ему пламенный и сильный в прениях ум. Он написал весьма много сочинений против всех почти еретиков, которые в его время размножились. Среди этих сочинений находится та очень замечательная и весьма смелая книга «О судьбе», которую он вручил Марку Антонину, и многие другие о гонении книги, которые последователи его перевели с сирийского языка на греческий. Если же таковы сила и блеск их в переводе, то каковы же они должны быть в подлиннике?

XXXIV. ВИКТОР, третий епископ города Рима168, написавший по поводу вопроса о дне празднования Пасхи'69, а также и некоторые другие небольшие сочинения, управлял церковью при императоре Севере170 в течение десяти лет.

XXXV. ИРИНЕЙ171, пресвитер епископа Потина172, управлявшего Лугдунской церковью в Галлии, был направлен мучениками этой местности послом в Рим для решения некоторых церковных вопросов, где представил рекоменда-

32

тельные письма Элевтерию173. Впоследствии, когда Потин, почти девяностолетний старец, принял мученическую кончину за Христа, Ириней был поставлен на его место. Известно, что он был учеником Поликарпа, святителя и мученика, о котором мы выше упомянули.

Ириней написал пять книг «Против ересей», небольшое сочинение «Против язычников», сочинение «О дисциплине», «К Маркиану брату об апостольской проповеди», книгу различных трактатов, «К Власту174 о схизме», «К Флорину175 о единоначалии, или О том, что Бог не создал зла» и превосходное сочинение «Об октае»176, в конце которого, упомянув о том, что он был близок к временам апостольским, приписал следующее: «Заклинаю тебя, переписывающего эту книгу, именем Господа Иисуса Христа и славным Его пришествием, когда Он будет судить живых и мертвых, заклинаю, списавши эту книгу, тщательнейше сличить и исправить ее по оригиналу, с которого списал, а также подобным образом списать и это заклинание, как ты нашел оное в оригинале». Известны и другие его послания: «К Виктору, епископу Римскому, о дне празднования Пасхи», в которых он убеждает Виктора, что не следует без особо уважительных причин расторгать единую общность. Ибо Виктор считал осужденными многих азийских и восточных епископов, которые праздновали Пасху в одно время с иудеями, в четырнадцатый день месяца. Но с этим мнением Виктора не согласились также те, которые были несогласны с теми177. Ириней был известен главным образом при императоре Коммоде178, который был преемником Марка Антонина Вера.

XXXVI. ПАНТЕН, философ стоической школы в Александрии179, где по древнему обычаю со времен евангелиста Марка всегда были церковные учителя180, столь славился умом и образованностью как в писаниях, так и в светской литературе, что по просьбе послов индийского народа был послан Димитрием, епископом Александрийским181, в Индию. По прибытии в Индию он узнал, что Варфоломей182, один из двенадцати апостолов, проповедал там пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию Матфея, написанному на еврейском языке, которое по возвращении в Александрию он привез с собой. Хотя существует много его толкований на Священное Писание, но он более всего принес пользы церквям живым голосом. Он учил при императоре Севере Антонине по прозванию Каракалла183.

33

XXXVII. РОДОН, родом из Азии184, изучил Священное Писание в Риме под руководством Татиана, о котором мы сказали выше, и написал очень много сочинений. Между ними особенно замечательно его творение «Против Маркиона», в котором он сообщает, что среди самих маркионитов нет согласия и что они некогда пришли к старику Апеллесу185, другому еретику, для беседы и осмеяли его за то, что он говорил, что он не знает Бога, которого почитает. Родон в книге, написанной им «К Каллистиону», упоминает о том, что он был в Риме учеником Татиана. Он также написал прекрасные беседы на Шестоднев и замечательное творение против катафригов. Он был известен во времена Коммода и Севера.

XXXVIII. КЛИМЕНТ186, пресвитер Александрийской церкви, ученик Пантена, о котором мы выше сказали, после его смерти управлял в Александрии церковной школой и был наставником обучаемых. Известны его замечательные творения в сфере как духовной, так и светской литературы, исполненные учености и красноречия. Эти творения следующие: «Строматы» восемь книг, «Наставления» восемь книг, «Против язычников» одна книга187, «Педагога» три книги, «О Пасхе» одна книга, «Разговор о посте» и другая книга под названием «Кто из богатых спасется», «О злословии» одна книга, «О церковных правилах против тех, которые следуют заблуждению иудеев», одна книга, посвященная Александру, епископу Иерусалимскому. Он упоминает в своих «Стро-матах» о книге Татиана против язычников, о которой мы выше сказали, и о хронографии какого-то Кассиана188, каковое сочинение я не мог найти. Также Татиан рассказывает и об иудеях — некоем Аристобуле, Димитрии и Эв-полеме, писавших против язычников189, которые, подобно Иосифу, доказывают древность происхождения Моисея и иудейского народа.

Есть послание «К антиохийцам» Александра, епископа Иерусалимского, который потом управлял Иерусалимскою церковью вместе с Нарциссом190, написанное по случаю рукоположения Асклепиада исповедника191, в конце которого, приветствуя антиохийцев по этому случаю, он пишет следующее: «Это послание я переслал к вам, братья во Господе, через Климента, блаженного пресвитера, мужа знаменитого и уважаемого. И вы знаете, а теперь еще более узнаете, который когда пришел сюда по промыслу и внушению Бо-

34

жию, то утвердил и умножил церковь Господню». Известно, что Ориген был учеником Климента. Климент был известен во времена Севера и сына его Антонина.

XXXIX. МИЛЬТИАД, о котором упоминает Родон в своем сочинении, написанном им против Монтана, Приски и Максимиллы, написал против тех же еретиков превосходную книгу, а также другие книги против язычников и иудеев, и подал правившим в то время принципсам апологию. Он был известен во времена Марка Антонина Коммода.

XL. АПОЛЛОНИЙ192, муж весьма красноречивый, написал против Монтана, Приски и Максимиллы замечательную и обширную книгу, в которой рассказывает, что Мон-тан и безумные его пророчицы погибли от повешения, и излагает многое другое, в числе коего о Приске и Макси-милле говорит следующее: «Если они отрицают, что брали дары, то пусть признают, что принимающие дары не есть пророки, а я тысячью свидетелей уличу их в принятии даров. Но и по другим признакам узнаются пророки. Скажи мне, подкрашивает ли пророк волоса? Румянит ли свое лицо? Украшает ли себя дорогими одеждами и драгоценными камнями? Играет ли пророк на шахматной доске и в кости? Берет ли проценты? Пусть они ответят, позволительно ли это делать или нет, а мое дело — доказать, что они это делали». В той же книге он говорит, что со времени первоначального появления ереси катафригов до написания им этой книги прошло почти сорок лет.

Тертуллиан, издавший против церкви шесть книг, написанных им об экстазе, седьмую книгу написал собственно против Аполлония и в ней старается защитить все то, что последний обличает. Аполлоний был известен при принцип-сах Коммоде и Севере.

XLI. СЕРАПИОН в одиннадцатый год правления Коммода был поставлен епископом Антиохии193. Он написал послание «К Кариму и Понтию о ереси Монтана», в котором добавляет следующее: «А чтобы вы знали, что безумие ложного учения, то есть нового пророчества, отвергается всем миром, я послал вам сочинения блаженнейшего Аполлинария, который был епископом в Иераполе Азийском». Он также составил книгу «К Домну», который во время гонений к иудеям отклонился, и другую книгу — «Об Евангелии, известном под именем Петра»194, написанную к Розен-ской церкви в Киликии195, которая от чтения этого Евангелия

35

впала в ересь. Есть и рассеянные по разным местам краткие его послания, соответствующие аскетическому настрою и жизни их автора.

XLII. АПОЛЛОНИЙ, римский сенатор, при принципсе Коммоде был выдан рабом в том, что являлся христианином196. Испросив разрешение представить изложение своей веры, Аполлоний написал замечательную книгу, которую читал в сенате, но, несмотря на это, он был обезглавлен по решению сената, поскольку у сенаторов сохранился закон, по которому христиан, однажды привлеченных к их суду, не отпускают [без отречения от своей веры]197.

XLIII. ФЕОФИЛ, епископ Кесарии Палестинской, которая некогда называлась Башней Стратоновой, при принципсе Севере составил вместе с прочими епископами весьма полезное послание против тех, которые праздновали Пасху в одно время с иудеями, в четырнадцатый день месяца198.

XLIV. ВАКХИ Л, епископ Коринфский, славившийся при том же принципсе Севере, написал от лица всех епископов, которые в то время были в Ахайе, изящную книгу «О Пасхе»199.

XLV. ПОЛИКРАТ, епископ Эфеса, вместе с прочими азий-скими епископами, которые по некоему древнему обычаю праздновали Пасху в одно время с иудеями, в четырнадцатый день месяца, написал против Виктора, епископа Римского, синодальное послание200, в котором говорит, что он следует авторитету апостола Иоанна и древних. Из упомянутого послания мы выписываем это немногое: «Итак, мы празднуем день Пасхи незыблемо, ничего не прибавляя и не убавляя. Ибо в Азии почили величайшие основатели, которые воскреснут в день Господа, когда Он придет с небес в величии Своем, чтобы воскресить всех святых, а именно: Филипп, один из двенадцати апостолов, который почил в Иераполе, и две его дочери, которые состарились в девстве, и третья его дочь, которая, преисполненная Духа Святого, скончалась в Эфесе; также Иоанн, возлежавший на груди Господа и бывший Его первосвященником, носящим на челе золотую дщицу, мучеником и учителем, почил в Эфесе; и Поликарп, епископ и мученик, почивает в Смирне; и Фрасей, епископ и мученик из Эвмении201, почил в той же Смирне. Нужно ли упоминать еще о Сагари-се, епископе и мученике, который почивает в Лаодикее202,

36

о блаженном Папирии203; и о Мелитоне евнухе204, который, во Святом Духе всегда служа Господу, скончался в Сардах и ожидает воскресения в Его пришествии? Все они, не уклоняясь от евангельского предания ни в какую сторону и следуя церковному правилу, праздновали день Пасхи в четырнадцатый день месяца. И я также самый малый из всех вас, Поликрат, поступаю так, как передано мне моими родственниками, которым и я последовал, поскольку семь моих родственников были епископами и я восьмой. И всегда праздновали Пасху в то время, когда народ Иудейский делал неквашенный [хлеб]205. Итак, братья, имея во Господе от роду шестьдесят пять лет и наученный многими со всей вселенной братьями, я, по изучению всего Священного Писания, не устрашусь тех, которые нам угрожают. Ибо предки мои сказали: «Должно повиноваться Богу более, нежели людям». Эти слова я привел для того, чтобы из небольшого отрывка показать ум и авторитетность этого мужа. Он был известен во времена императора Севера, в то же время, когда и Нарцисс в Иерусалиме.

XLVI. ГЕРАКЛИТ в правление Коммода и Севера написал толкования на послания апостола Павла.

XLVII. МАКСИМ при тех принципсах написал замечательную книгу, заключавшую в себе знаменитое исследование о том, откуда зло и что материя сотворена Богом.

XLVIII. КАНДИД в правление упомянутых принципсов написал превосходные трактаты на Шестоднев.

XLIX. АППИОН при императоре Севере подобным образом написал трактаты на Шестоднев.

L. СЕКСТ при принципсе Севере написал книгу «О воскресении».

LI. АРАБИАН при том же принципсе издал некоторые сочинения, касающиеся христианского учения.

LII. ИУДА весьма подробно исследовал пророчество Даниила206 о семидесяти и довел хронографию о прошедших временах до десятого года правления Севера207. Его обвиняют в заблуждении за то, что он в означенном сочинении сказал, что пришествие антихриста наступит в его времена, но это было сказано им потому, что жестокость бывших в то время гонений208 предвещала близкий конец света.

LIII. ТЕРТУЛЛИАН пресвитер209 упоминается только теперь первым из латинских писателей после Виктора и Аполлония. Он родился в провинции Африка, в городе

37

Карфагене, отец его был проконсульским центурионом. Отличаясь проницательностью и сильным умом, Тертуллиан был в великой славе при императорах Севере и Антонине Каракалле и написал много книг, которых мы не перечисляем, поскольку они известны очень многим.

Я видел одного старика по имени Павел, из итальянского города Конкордия, который говорил, что он, когда сам был еще очень молодым, видел в Риме уже престарелого нотария блаженного Киприана и что этот нотарий рассказывал ему, что Киприан имел обыкновение никогда, ни одного дня не пропускать без чтения Тертуллиана и часто говорил ему: «Дай учителя», разумея Тертуллиана.

До средних лет оставаясь пресвитером церкви, Тертуллиан впоследствии, из-за зависти и оскорблений со стороны клириков римской церкви впал в ересь Монтана и во многих книгах упоминает о новом пророчестве. В частности, против Церкви он составил книги: «О целомудрии», «О гонении», «О постах», «О единобрачии», шесть книг «Об экстазе» и седьмую, написанную им против Аполлония. Говорят, что Тертуллиан дожил до глубокой старости и написал много таких книг, которые ныне не существуют.

LFV. ОРИГЕН210, именуемый также Адамантием, после смерти отца своего Леонида, который принял мученическую смерть за Христа в десятый год правления Севера Пер-тинакса2", во время гонения на христиан. Ориген, имея от роду около семнадцати лет, остался с шестью братьями и матерью вдовой в бедности, ибо их имущество за исповедание Христа было конфисковано в казну. На восемнадцатом году своей жизни Ориген стал распространять церковь Александрии, приняв на себя дело преподавания. Позднее Димитрием, епископом упомянутого города212, он был поставлен на место Климента пресвитера и оставался известен на протяжении многих лет. Когда он достиг уже средних лет, то отправился в Ахайю для урегулирования церковных дел, поскольку Ахайская церковь была подвержена многим ересям, судя по свидетельству церковного послания. И когда он направлялся в Афины через Палестину, то принял рукоположение в сан пресвитера от Феоктиста и Александра, Кесарийского и Иерусалимского епископов. Этим был оскорблен Димитрий, который рассвирепел на него до такого неистовства, что написал о нем по всему миру213. Известно, что Ориген, прежде чем отправиться в Кесарию, был в Риме

38

при епископе Зефирине214, и сразу после возвращения в Александрию он сделал своим помощником в преподавании Геракла215 пресвитера, который продолжал и в сане пресвитера носить одежду философа и который после Димитрия управлял Александрийскою церковью.

То, какова была слава Оригена, видно из того, что Фир-милиан, епископ Кесарии216, со всеми каппадокийцами пригласил его в свой город, долго держал его у себя и впоследствии, прибыв в Палестину по случаю посещения святых мест, долго изучал под его руководством в Кесарии Священное Писание. Это видно также из того, что, будучи приглашен к Маммее217, матери императора Александра218, женщине религиозной, он прибыл в Антиохию и был принят там с величайшим уважением. Также это видно и из того, что он написал к императору Филиппу, который первый из римских императоров был христианином219, и к его матери письмо, которое доселе существует.

Кто не знает и того, что он имел такое усердие к изучению Священного Писания, что, несмотря на свои лета и вопреки природным склонностям своего народа, учился даже еврейскому языку и кроме перевода Септуагинты собрал в одну книгу и другие издания Священного Писания? А именно: Акилы, понтийского прозелита220, Феодотиона евионита221 и Симмаха, последователя той же ереси222, написавшего также и комментарии на Евангелие от Матфея, из которого он старался извлечь доказательства в защиту своего лжеучения. Сверх того, он нашел пятое, шестое и седьмое издания Священного Писания, которые мы и имеем из его библиотеки, и с удивительным трудолюбием сличил оные с прочими изданиями.

Так как я поместил перечень творений Оригена в книгах посланий, написанных нами к Павле223, употребляя в одном из этих посланий творения его как оружие против сочинений Варрона, то перечень этот теперь я опускаю, но, говоря о бессмертном уме его, я не могу умолчать о том, что диалектику, геометрию, арифметику, музыку, грамматику, риторику и учения всех философов он изучил в такой степени, что имел по каждой из этих светских наук усердных слушателей и преподавал им оные ежедневно. Собрания этих учеников были очень многочисленные и собирались им для того, чтобы под предлогом преподавания светской литературы наставлять их в вере Христовой. О жестокости же гонения на христиан при Деции224, настолько усилившейся, что

39

он разъярился за религию на императора Филиппа, которого убил. Излишне говорить, что и Фабиан, епископ Римской церкви225, скончался мучеником во время этого гонения, и Александр и Вавила, понтифики Иерусалимской и Антиохийской церквей226, скончались тогда же в темнице за веру. Если же кто-либо желает знать, что произошло в то время у Оригена, то лучше всего это можно узнать прежде всего из посланий самого Оригена, написанных им после этого гонения к разным лицам, а потом из шестой книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и из шести книг, написанных им же в защиту того же Оригена.

Ориген жил до времен Галла и Волузиана227, то есть до шестьдесят девятого года своей жизни, и умер в городе Тире, в котором и погребен.

LV. АММОНИЙ, муж красноречивый и весьма сведую-щий в философии228, был известен в Александрии в одно время с Оригеном. Среди многочисленных и знаменитых памятников своего ума он оставил превосходную книгу о согласии между Моисеем и Иисусом и составил евангельские каноны, которым последовал Евсевий Кесарийский. Порфирий229 несправедливо обвиняет Аммония в том, что из христианина он сделался язычником, так как известно, что до конца своей жизни он оставался христианином.

LVI. АМВРОСИЙ был сперва последователем Маркио-на, потом, исправленный Оригеном, он стал диаконом церкви и пребывал в великой славе за исповедание Господа. Ему и Протоктету пресвитеру Ориген написал книгу о мученичестве. Благодаря его усердию, денежным средствам и настойчивости Ориген написал бесчисленное множество книг.

Но и сам Амвросий, как муж благородный, отличался замечательным умом, как показывают это его послания к Оригену. Он скончался ранее Оригена, и очень многими обвиняется в том, что, будучи человеком богатым, он, умирая, не вспомнил о своем престарелом и бедном друге.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!