ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 4 страница



LVII. ТРИФОН, ученик Оригена, к которому написаны некоторые его послания, был весьма сведущ в Священном Писании. Частично это демонстрируют многие его творения, но преимущественно это видно из книги, написанной им о рыжей юнице, упоминаемой во Второзаконии, и о рассеченных пополам жертвенных животных, которые, по свидетельству книги Бытия, были положены Авраамом вместе с голубем и горлицею (Быт. 15:9, 10).

40

LVIII. МИНУЦИЙ ФЕЛИКС, выдающийся судебный защитник в Риме, написал разговор между христианином и язычником, который озаглавлен «Октавий»230. Известно также под его именем и другое сочинение — «О судьбе, или Против математиков», хотя также достойное ученого мужа, но по слогу, мне кажется, уступает предыдущей книге. Об этом Минуции упоминает и Лактанций в своих книгах231.

LIX. ГАЙ при Зефирине, Римском епископе, то есть в правление Антонина, сына Севера, написал весьма замечательную книгу против Прокула, последователя Монтана, обличая его в безрассудстве относительно защиты нового пророчества и перечисляя в той же книге только тринадцать посланий апостола Павла. О четырнадцатом, известном под именем послание «К евреям», говорит, что оно не принадлежало ему232. У римлян же оно и до настоящего времени как бы не считается посланием Павловым.

LX. ВИРИЛЛ, епископ Аравийского города Бостры233, хотя в течение некоторого времени со славою управлял церковью, но когда впал в ересь, отрицающую Христа прежде воплощения, то был обращен к истинной вере Оригеном. Вирилл написал различные сочинения и преимущественно послания, в которых он приносит благодарность Оригену; есть также и Оригеновы послания к нему. Существует разговор между Оригеном и Вириллом, в котором последний обвиняется в ереси. Он славился при Александре, сыне Маммеи, и при преемниках его в правлении Максимина234 и Гордиана235.

LXI. ИППОЛИТ236, епископ какой-то церкви (ибо имя города я не мог узнать), написал книгу о вычислении Пасхи и временном каноне, доведенном им до первого года правления императора Александра, и изобрел шестнадцатилетнее кругообращение [пасхальных лун], которое греки называют шестнадцатилетием. Евсевий же написал книгу о девятнадцатилетнем цикле, то есть девятнадцатилетии237.

Ипполит написал некоторые толкования, из которых я нашел следующие: «На Шестоднев», «На книгу Исход», «На Песнь Песней», «На книгу Бытия», «На книгу пророка Захарии», «На Псалмы», «На книгу пророка Исайи», «На книгу Даниила», «На Апокалипсис», «На книгу Притчей», «На книгу Екклезиаст», «О Сауле и прорицательнице», «Об антихристе», «О воскресении», «Против Маркиона», «О Пасхе», «Против всех ересей» и беседу «О славе Господа

41

Спасителя», в которой замечает, что он говорил ее в церкви в присутствии Оригена. Из соревнования (с Ипполитом) Амвросий, о котором мы сказали, обратившийся от ереси Мар-киона к истинной вере, убедил Оригена написать толкование на книги Священного Писания, дав ему семь и более того скорописцев, деньги на их издержки и такое же число переписчиков и, что важнее всего, с невероятным рвением требуя от него нового сочинения. Поэтому Ориген в одном послании называет его своим побудителем к работе.

LXII. АЛЕКСАНДР, епископ Каппадокийский. Когда он, желая посетить святые места, приближался к Иерусалиму, а Нарцисс, епископ церкви этого города, уже достиг старости, то и Нарциссу и многим из его клириков было откровение о том, что на другой день утром вступит в город епископ, который должен быть помощником епископской кафедры. Когда это действительно произошло так, как это было предсказано, то с согласия собравшихся в одно место всех палестинских епископов и особенно по настоянию самого Нарцисса Александр принял на себя совместное с ним управление Иерусалимской церковью. Александр в конце одного послания, написанного им к жителям города Анти-ноя238 о мире церковном, говорит: «Нарцисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти сто шестнадцать лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии». Он написал также послания «К антиохийцам», посланное им через Климента, пресвитера Александрийского, о котором мы сказали выше, «Оригену» и «Против Димитрия» в защиту Оригена, так как он рукоположил последнего в сан пресвитера согласно рекомендации самого Димитрия. Известны также и другие его послания, написанные к разным лицам. Во время седьмого гонения, бывшего при Деции, когда пострадал в Антиохии Вавила, он, будучи приведен в Кесарию и заключен в темницу, был увенчан мученическим венцом за исповедание Христа.

LXIII. ЮЛИЙ АФРИКАН239, чьи пять книг «О временах» до сих пор существуют, был послом при императоре Марке Аврелии Антонине, преемнике Макрина240, по делу о восстановлении города Эммауса, названного впоследствии Никополем241. Есть его послание «К Оригену» по поводу вопроса о Сусанне, где он говорит, что этой истории в еврейс-

42

кой Библии нет и что выведение глагола axicrou от названия дерева a\ivos и глагола фр'ьаои от названия дерева TTpivo? не соответствует принципам еврейской этимологии. Против этого его сочинения Ориген написал к нему свое исполненное учености послание. Есть также послание Юлия Афри-кана «К Аристиду», в котором он весьма подробно рассуждает о кажущемся разногласии между евангелистами Матфеем и Лукой в родословии Спасителя.

LXIV. ГЕМИН, пресвитер Антиохийской церкви, оставил немногочисленные памятники своего ума. Он был известен при принципсе Александре и епископе своего города Зебене242, главным образом в то время, когда епископом Александрийской церкви был поставлен Геракл.

LXV. ФЕОДОР, который потом был назван Григорием и стал епископом понтийского города Неокесарии243. В весьма юном возрасте он отправился из Каппадокии в Берит244 для изучения греческой и латинской литературы, а оттуда в Кесарию Палестинскую, взяв с собою своего брата Афино-дора245. Когда Ориген заметил их отличные природные дарования, то склонил братьев к изучению философии, во время преподавания которой понемногу привел их к вере во Христа и сделал своими последователями. Получив от Оригена в течение пяти лет ученое образование, они были отпущены им к матери. Перед отъездом своим в отечество Феодор в благодарность написал Оригену панегирик и, созвав весьма многолюдное собрание, в присутствии самого Оригена прочитал вслух это слово, которое и доселе существует. Он написал и толкование на книгу «Екклезиаст», хотя краткое, но очень полезное. Известны также и многие его послания, но преимущественно знамения и чудеса, которые он, будучи уже епископом, совершил к великой славе Церкви.

LXVI. КОРНЕЛИЙ, епископ Римский246, к которому есть восемь посланий Киприана, написал послание «К Фабию», епископу Антиохии247, о Римском, Италийском и Африканском соборах, другое послание «О новацианах и о падших», третье послание «О деятельности собора»248, четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси. Он управлял церковью два года при Галле и Волузиане и когда увенчался мученичеством за Христа, то ему наследовал Луций249.

LXVII. КИПРИАН АФР250 сперва прославился как учитель риторики, потом, по увещанию Цецилия, от которого

43

и получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Некоторое время спустя он был посвящен в сан пресвитера, а затем был поставлен и епископом Карфагена. Излишне перечислять творения его ума251, когда они светлее солнца. Он пострадал при принципсах Валериане и Галлиене252 во время сильного восьмого гонения253 в тот же день, в который пострадал в Риме Корнелий, но не в том же году.

LXVIII. ПОНТИЙ, диакон Киприана, терпевший вместе с ним изгнание вплоть до дня его мученической кончины, оставил превосходную книгу о жизни и мученической смерти Киприана.

LXIX. ДИОНИСИЙ, епископ Александрийский254. При епископе Геракле в сане пресвитера он управлял Александрийской школой и был знаменитым учеником Оригена. Согласившись с мнением Киприана и Африканского собора о перекрещивании еретиков255, он написал об этом к разным лицам большое количество посланий, которые до сих пор существуют. Кроме того, он написал послание «О покаянии» к Фабию, епископу Антиохии, и другое послание через Ипполита «К римлянам», два послания «К Ксисту»256, преемнику Стефана257, два послания «К Филимону» и «К Дионисию», пресвитерам римской церкви, послания к тому же Дионисию258, ставшему впоследствии епископом Рима, «К Новациану», который оправдывался тем, что он против воли был поставлен епископом Рима. Начало этого последнего послания следующее: «Дионисий Новациану брату желает здравия. Если ты против воли, как говоришь, возведен на епископскую кафедру, то ты докажешь это, когда добровольно откажешься от нее».

Есть также послание «К Домецию» и другое послание «К Дидиму», много праздничных посланий «О Пасхе», написанные декламаторским языком, послание «К Александрийской церкви», написанное из ссылки, «К Гиераку», одному из египетских епископов, и другое «О смертности», «О субботе» и «О гимнасии», «К Гермаммону» и другое «О гонении Деция», две книги «Против епископа Непота», который своими сочинениями распространял учение о тысячелетнем царстве плоти259, — в этих книгах Дионисий весьма обстоятельно рассуждает об Апокалипсисе Иоанна, «Против Савеллия», «К Аммону», епископу города Вероники260, «К Телесфору» и «К Евфранору», четыре книги «К Диони-

44

сию, римскому епископу», «К лаодикийцам о покаянии», «К Конону о покаянии», «КОригену о мученичестве», «Кжите-лям Армении о покаянии и о ряде грехов», «К Тимофею о природе» (говорят, что этот Тимофей был его собственным сыном, который написал изящную книгу о природе) и «К Евфранору об искушениях». Есть также много его посланий «К Василиду», в одном из которых Дионисий пишет, что он начал писать толкования на книгу «Екклезиаст». Известно также замечательное послание против Павла Само-сатского, написанное за несколько дней до смерти последнего. Дионисий скончался в двенадцатый год правления Галлиена.

LXX. НОВАЦИАН261, римский пресвитер, который пытался вопреки кандидатуре Корнелия вступить на епископскую кафедру, создал ересь новациан, которая по-гречески именуется ересью «чистых» (кабаршу), поскольку не желает принимать раскаявшихся отступников. Основателем этой ереси был Новат262, пресвитер Киприана. Новациан написал сочинения: «О Пасхе», «О субботе», «Об образовании», «О священнослужителе», «О молитве», «О пище иудеев», «О необходимости», «Об Аттале» и многие другие, а также большую книгу «О Троице», сделав ква-зиэпитому книги Тертуллиана, которую очень многие по незнанию считают Киприановой263.

LXXI. МАЛХИОН264, красноречивый пресвитер Анти-охийской церкви, был весьма известен как преподаватель риторики. Он нанял скорописцев и написал существующий до сих пор диалог против Павла Самосатского265, который, будучи епископом Антиохии, возобновил ересь Артемо-на266. От лица же собора было им написано другое большое послание — к Дионисию и Максиму, епископам Римской и Александрийской церквей267. Малхион был известен при Клавдии268 и Аврелиане269.

LXXII. АРХЕЛАЙ, епископ Месопотамский270, написал на сирийском языке книгу, включавшую в себе его исследование против Манихея271, выходца из Персии. Эта книга, переведенная на греческий язык, имеется у многих. Архе-лай прославился при императоре Пробе272, который был преемником Аврелиана и Тацита273.

LXXIII. АНАТОЛИЙ, родом из Александрии, епископ сирийского города Лаодикия274, был известен при императорах Пробе и Каре275. Он обладал удивительными познаниями

45

в арифметике, геометрии, астрономии, грамматике, риторике и диалектике. О величии его ума мы можем судить по книге, которую он написал о Пасхе, и по десяти его книгам об арифметических правилах.

LXXFV. ВИКТОРИН, Питавионский епископ, знал латинский язык не так хорошо, как греческий. Поэтому его творения, важные по смыслу, кажутся более слабыми по стилю. Это следующие сочинения: толкования на книги «Бытия», «Исход», «Левит», «Исайи», «Аввакума», «Екклезиаст», «Песнь Песней» и «Апокалипсис» Иоанна, книга «Против всех ересей» и многие другие. Наконец, он увенчался мученической кончиной276.

LXXV. ПАМФИЛ, пресвитер277, друг Евсевия, епископа Кесарии, так сильно любил книги духовного содержания, что собственноручно переписал большую часть книг Оригена, и эти списки доселе имеются в Кесарийской библиотеке. Я нашел также переписанные его рукой двадцать пять книг толкований Оригена на двенадцать пророков, которыми я дорожу и храню с такою радостью, что мне кажется, будто бы я имею богатства Креза. Ибо если приятно иметь одно послание мученика, то во сколько раз приятнее иметь столько тысяч строк, которые, мне кажется, он запечатлел следами крови своей! Он написал раньше Евсевия апологию в защиту Оригена и пострадал в Кесарии Палестинской во время гонения Максимина278.

LXXVI. ПИЕРИЙ, пресвитер Александрийской церкви279, при принципсах Каре и Диоклетиане280, в то время, когда этой церковью управлял епископ Феона281, с великою славою учил народ. Он дошел до такого совершенства в составлении проповедей и разных сочинений, которые доселе существуют, что назывался младшим Оригеном. Известно, что он был удивительным аскетом и подвижником добровольной нищеты, что был весьма сведущ в диалектическом и ораторском искусстве и что после гонения282 все остальное время своей жизни провел в Риме. Есть его весьма обширное слово «О пророке Осии»283, которое, как это самое сочинение показывает, было произнесено им во время ночного бдения Пасхи.

LXXVII. ЛУКИАН, муж красноречивейший, пресвитер Антиохейской церкви284, столько потрудился в изучении Писания, что некоторые экземпляры книг Писания доселе именуются «Лукиана мученика». Известны его небольшие книги

46

«О вере» и краткие послания к некоторым лицам. За исповедание Христа он пострадал в Никомидии во время гонения Максимина и погребен в Вифинском городе Еленополе285.

LXXVIII. ФИЛЕЙ, родом из египетского города, который называется Тмуис286, человек благородного происхождения и с немалыми средствами. Он принял сан епископа и написал превосходную книгу «О подвиге мучеников». После диспута с судьей, который принуждал его совершить жертвоприношение, Филей был за Христа обезглавлен, при том же виновнике гонения в Египте, при котором пострадал в Никомедии Лукиан.

LXXIX. АРНОБИЙ287 при принципсе Диоклетиане в африканском городе Сикке был знаменитейшим преподавателем риторики. Он написал книги «Против язычников», которые находятся у многих.

LXXX. ФИРМИАН, он же и Лактанций288, ученик Арно-бия, был приглашен в Никомедию при принципсе Диоклетиане вместе с Фабием грамматиком, у которого есть написанные стихами книги о медицине. Там он преподавал риторику, и так как город этот был населен греками, то вследствие малочисленности учеников Фирмиан посвятил себя писательству. Мы имеем его книгу «Пир», написанную им еще в молодости, описание путешествия из Африки до Никомедии, написанное гекзаметром, книгу под названием «Грамматик», прекрасную книгу «О гневе Божием», семь книг «О божественных установлениях против язычников», сокращение того же творения в одной книге, не имеющей начала, две книги «К Асклипиаду», одну книгу «О гонении», четыре книги посланий «К Пробу», две книги посланий «К Северу», две книги посланий к своему ученику Деметрию и одну книгу к нему же «О творении Божием, или Об образовании человека». В глубокой старости он был в Галлии учителем сына Константина цезаря289 Криспа, который потом был убит отцом290.

LXXXI. ЕВСЕВИЙ, епископ кесарии Палестинской291, весьма ревностно изучавший Священное Писание и вместе с мучеником Памфилом весьма прилежный собиратель духовных книг, издал много сочинений, среди которых следующие: «Доказательство в пользу Евангелия» двадцать книг, «Приготовление к Евангелию» пятнадцать книг, «О богоявлении» пять книг, «Церковной истории» десять книг, «Полное изложение хронологических таблиц» и их сокращение,

47

«О разногласии между Евангелиями» одну книгу, «На книгу Исайи» десять книг, «Против Порфирия»292, который в то же время писал в Сицилии, как некоторые думают, двадцать пять книг. «Ономастикой» одну книгу, «Апология в защиту Оригена» шесть книг, «О жизни Памфила» три книги, «О мучениках» небольшие сочинения, весьма ученые толкования на сто пятьдесят псалмов и многие другие сочинения. Он наиболее был известен при императоре Константине и Констанции293 и, вследствие дружбы с мучеником Памфилом, получил прозвище от его имени.

LXXXII. РЕТИЦИЙ, епископ эдуев, то есть Августодун-ский294, при Константине пользовался величайшей славой в Галлии. Известно его толкование на книгу «Песнь Песней» и обширная книга «Против Новациана». Кроме этих сочинений, никаких других его творений я не нашел.

LXXXIII. МЕФОДИЙ, епископ ликийского города Олимпа, а потом Тира295, известный блестящим и стройным языком, написал книги «Против Порфирия», сочинение под названием «Пир десяти дев», превосходную книгу против Оригена «О воскресении» и против него же «О Пито-ниссе» и «О свободной воле», а также толкования на книги «Бытия» и «Песнь Песней» и многие другие сочинения, которые повсюду читаются. К концу последнего гонения или, как некоторые утверждают, при Деции и Валериане он в греческом городе Халкида увенчался мученической кончиной.

LXXXTV. ЮВЕНК происходил из весьма знатного испанского рода. Будучи пресвитером, он переложил почти буквально четыре Евангелия гекзаметром, составил из них четыре книги и написал тем же размером некоторые стихотворения, относящиеся к ряду таинств. Он был известен при принципсе Константине.

LXXXV. ЕВСТАФИЙ296, родом из города Сидет в Пам-филии, сначала управлял церковью сирийского города Верии, а потом Антиохии. Он написал много книг «Против догматов ариан»297 и при принципсе Константине был сослан во фракийский город Траянополь, где он доселе пребывает погребенным. Есть его книги «О душе», «О чревовещательнице» против Оригена и великое множество посланий, которые долго было бы перечислять.

LXXXVI. МАРКЕЛЛ, епископ Анкиры298, был известен при принципсах Константине и Констанции, написал много книг о различных предметах и особенно против ариан.

48

Известны написанные против него книги «Астерия» и «Ап-полинария», обвиняющие его в савеллиевой ереси. И Ила-рий также в седьмой книге «Против ариан» упоминает о нем, как о еретике. Однако Маркелл утверждает, что он не принадлежит к ереси, в которой его обвиняют, поскольку находится в церковной общности с Юлием299 и Афанасием, Римским и Александрийским понтификами.

LXXXVII. АФАНАСИЙ, епископ Александрии300, поскольку терпел многочисленные козни со стороны ариан, бежал к Константу, принципсу Галлии, откуда возвратился с его письмами. После смерти Константа Афанасий был снова изгнан и скрывался вплоть до правления Иовиана301, от которого снова принял в управление церковь, и скончался уже при Валенте302. Известны его две книги «Против язычников», одна книга «Против Валента и Урсакия»303, книги «О девстве», очень много книг о преследованиях от ариан, книга «О заголовках Псалмов», «История», заключающая в себе житие Антония отшельника, пасхальные послания и многие другие сочинения, которые долго перечислять.

LXXXVIII. АНТОНИЙ, монах304, жизнь которого описал в замечательной книге Афанасий, Александрийский епископ, послал разным монастырям семь написанных на египетском языке посланий апостольского духа и слова, которые переведены на греческий язык и между которыми особенно замечательно послание «К арсиноитам»305. Антоний был известен в период правления Константина и его сыновей.

LXXXIX. ВАСИЛИЙ, епископ Анкиры306, врач по профессии, написал одну книгу «Против Маркелла», другую «О девстве» и некоторые другие сочинения. При императоре Констанции он вместе с Евстафием Севастийским307 был главой македонианской партии308.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!