ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 5 страница



ХС. ФЕОДОР309, епископ фракийского города Гераклеи, выделяющийся изящным и ясным изложением своих мыслей, а также значительными познаниями в истории, написал при принципсе Констанции толкования на Евангелие Матфея и Иоанна, на апостольские послания и на Псалтырь.

XCI. ЕВСЕВИЙ, епископ Эмесы310, человек высокого ума и большого красноречия, написал бесчисленное множество книг, способных возбуждать народные аплодисменты, но при этом он строже других придерживался исторических фактов. Его сочинения весьма усердно читаются теми, которые желают научиться декламаторскому искусству.

49

Из его сочинений особенно хороши книги против иудеев, язычников и новациан, десять книг «На послание к галатам» и очень много, хотя и кратких, бесед на Евангелия. Он жил во времена императора Констанция, при котором и скончался, и погребен в Антиохии.

ХСИ. ТРИФИЛЛИЙ, епископ города Ледра, или Лев-конфеона, на острове Кипр3", был самым красноречивей-шим и самым знаменитым из своих современников при царе Констанции. Я читал его толкования на книгу «Песнь Песней». Говорят, что он написал и многие другие сочинения, которые до наших рук не дошли.

ХСШ. ДОНАТ312, от которого распространились в Африке донатисты при принципсах Констанции и Константине. Он утверждал, что книги Писания были выданы нашими313 во время гонения язычникам, и своими уверениями ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Есть много его сочинений, относящихся к его ереси, а также книга «О Святом Духе», проникнутая арианской ересью.

LCFV. АСТЕРИЙ314, философ арианской партии, написал в правление Констанция толкования на послания к римлянам, на Евангелие и на книгу Псалмов и многие другие сочинения, которые весьма усердно читаются людьми, принадлежащими к его партии.

XCV. ЛЮЦИФЕР315. Когда Люцифер, епископ Карали-танский, вместе с клириками римской церкви Панкратием и Иларием был направлен епископом Либерией к императору Констанцию послом по делу о защите веры, он не захотел под видом осуждения Афанасия осудить Никейский символ веры. Люцифер был сослан в Палестину, где он, преисполненный удивительной твердости и готовности к мученичеству, написал книгу против императора Констанция и послал ему эту книгу для прочтения. Некоторое время спустя, при принципсе Юлиане, он возвратился в Карал и скончался в правление Валентиниана316.

XCVI. ЕВСЕВИЙ, родом из Сардинии, отец его был чтецом римской церкви. Будучи Верчелльским епископом317, он был сослан императором Констанцием за исповедание веры в Скифополь, а оттуда в Каппадокию. К своей церкви Евсевий возвратился при императоре Юлиане и издал переведенные им с греческого языка на латинский толкования Евсевия Кесарийского на псалмы. Он скончался в правление Валентиниана и Валента.

50

XCVII. ФОРТУНАТИАН, родом из Африки, епископ Аквилеи, в правление Констанция, выделив в Евангелии определенные части, написал на них краткие толкования крестьянским языком. Он считается достойным порицания за то, что Либерия, Римского епископа, за веру отправившегося в ссылку, первый обольстил, сломил и побудил к подписанию ереси318.

XCVIII. АКАКИЙ319, которого называли одноглазым, поскольку он одним глазом ничего не видел, был епископом Кесарии в Палестине. Он написал семнадцать книг толкований на книгу «Екклезиаст», шесть исследований о разных предметах и, кроме того, много различных трактатов. Он до такой степени прославился при императоре Констанции, что на место Либерия в Риме поставил епископом Феликса320.

XCIX. СЕРАПИОН, епископ Тмуиса321, своими прекрасными дарованиями заслуживший прозвание Схоластика, искренний друг Антония монаха. Он написал прекрасную книгу «Против манихеев», книгу «О названиях псалмов», полезные послания к разным лицам. При принципсе Констанции прославился как исповедник.

С. ИЛАРИЙ322, епископ города Пиктавов в Аквитании, был сослан по инициативе партии Сатурнина, епископа Арелата, решением Битерренского собора323 во Фригию. Он составил двенадцать книг «Против ариан», книгу «О соборах», написанную им к епископам Галлии, и толкования на псалмы: первый, второй, от пятьдесят первого до шестьдесят второго и от сто восемнадцатого до последнего. В этом творении он, воспроизводя тексты Оригена, добавил также и некоторые свои. Есть также и другие его творения: небольшая книга «К Констанцию», которую он подал ему в Константинополь еще при его жизни, книга «Против Констанция», которую он написал после его смерти, книга «Против Валента и Урсакия», содержащая в себе историю Аримин-ского и Селевкского соборов324, книга «К префекту Саллю-стию325, или Против Диоскора», книга песнопений и обрядов, употребляемых при совершении таинств, толкования на Евангелие Матфея, трактат на книгу Иова, который он перевел с греческого текста Оригена по смыслу, превосходная книга «Против Авксентия»326 и несколько посланий к разным лицам. Некоторые говорят, что он написал толкование и на книгу «Песнь Песней», но нам это творение

51

неизвестно. Он скончался в Пиктавии, в правление Валентиниана и Валента.

CI. ВИКТОРИН327, родом из Африки, при принципсе Констанции в Риме учил риториков. В глубокой старости он уверовал во Христа, написал против Ария книги, но из-за правил диалектики очень темные, которые понятны только ученым, и толкования на апостольские послания.

СИ. ТИТ, епископ города Бостры328, при принципсах Юлиане и Иовиане написал замечательные книги «Против манихеев» и некоторые другие сочинения. Он скончался при Валенте.

СШ. ДАМАС, епископ Рима329, имел от природы превосходные способности к стихосложению и написал стихами много кратких сочинений. Он скончался при принципсе Феодосии330, имея от роду почти восемьдесят лет.

CIV. АПОЛЛИНАРИЙ, епископ Лаодикеи в Сирии331. Его отец был пресвитером. Аполлинарий в юности более других наук изучал грамматику, а впоследствии написал много сочинений на книги Священного Писания. Он скончался при императоре Феодосии. Есть его тридцать книг «Против Порфирия», которые среди других его творений признаются наиболее достойными похвалы.

CV. ГРИГОРИЙ, епископ города Элибери в Бетике332, дожив до глубокой старости, написал средним слогом различные трактаты и превосходную книгу «О вере». Говорят, что он и теперь еще жив.

CVI. ПАЦИАН, епископ Барселоны, находящейся на горах Пиренейских, чьи чистота, красноречие и сама жизнь были прославлены речью. Он написал различные сочинения, в среди которых есть книга под названием «Олень» и книга «Против новациан». Он скончался при принципсе Феодосии в глубочайшей старости.

CVII. ФОТИАН333, родом из Галлогреции, ученик Мар-целла. Будучи рукоположенным в сан епископа Сирмий-ского, он попытался восстановить ересь Евиона334. Впоследствии изгнанный принципсом Валентинианом из церкви, он написал много книг, из которых наиболее замечательны книги «Против язычников» и «К Валентиниану».

CVIII. ФЕБАДИЙ335, епископ галльского города Агена, написал книгу «Против ариан». Говорят, что есть и другие его творения, которых я еще не читал. Он, достигши глубокой старости, доселе находится в живых.

52

CIX. ДИДИМ, родом из Александрии"6, с детства ослеп и поэтому не знал даже азбуки. Однако на своем примере он всем явил чудо, поскольку изучил в совершенстве кроме других наук еще диалектику и геометрию, для изучения которых наиболее необходимо зрение. Написал он очень много творений: толкования на все псалмы, толкования на Евангелия Матфея и Иоанна, книгу «О догматах», две книги «Против ариан», одну книгу «О Духе Святом», которую я перевел на латинский язык, восемнадцать книг толкований на Исайю, три книги толкований на Осию, написанные ко мне, пять книг «На Захарию»337, написанных по моей просьбе, толкования на книгу Иова и множество других сочинений, перечисление которых составило бы особый каталог. Он и теперь жив, и имеет от роду восемьдесят три года.

СХ. ОПТАТ Афр338, епископ Милевитанский, принадлежавший к католической партии, при принципсах Валентиниане и Валенте написал против клеветы партии донатистов шесть книг, в которых доказывает, что преступление, совершенное самими донатистами339, ложно ими перенесено на нас.

CXI. АХИЛИЙ СЕВЕР, испанец, из рода Севера, к которому написаны две книги посланий Лактанция, написал прозой и стихами книгу в форме путевого журнала, содержащую в себе описание всей его жизни и названную им «Катастрофой» или «Испытанием». Он скончался при принципсе Валентиниане.

СХИ. КИРИЛЛ, епископ Иерусалима340, часто изгонявшийся из церкви и возвращавшийся к ней, наконец, при принципсе Феодосии в течение восьми лет, непрерывно занимал епископскую кафедру. Есть его катехизисы, которые он написал в молодости.

СХШ. ЕВЗОЙ341, будучи юношей, учился вместе с Григорием, Назианзенским епископом, в Кесарии у ритора Феспесия и, став впоследствии епископом того же города, с величайшим трудом старался восстановить подлинный текст на пергаменах поврежденной уже библиотеки Ори-гена и Памфила. При принципсе Феодосии он был изгнан из церкви. Известны его различные и многочисленные трактаты, которые весьма легко встретить.

CXFV. ЕПИФАНИЙ, епископ города Саламина на острове Кипр342, написал книги «Против всех ересей» и многие другие сочинения, которые много читаются учеными ради

53

их содержания, а менее образованными — ради их языка. Он доселе находится в живых и в глубокой уже старости пишет разные сочинения.

CXV. ЕФРЕМ, диакон Эдесской церкви343, написал на сирийском языке много сочинений и приобрел такую славу, что его творения всенародно читаются в некоторых церквях после прочтения книг Писания. Я читал в греческом переводе его книгу «О Духе Святом», которую кто-то перевел с сирийского языка и понял даже из перевода величие его возвышенного ума. Он скончался при принципсе Валенте.

CXVI. ВАСИЛИЙ, епископ Кесарии Каппадокийской344, которая прежде называлась Мазакой345, написал превосходные книги «Против Евномия»346, книгу «О Духе Святом», девять бесед на Шестоднев, книгу аскетических правил и различные краткие трактаты. Он скончался в правление Грациана347.

CXVII. ГРИГОРИЙ, епископ Назианский348, муж крас-норечивейший, наставник мой, у которого при толковании им Священного Писания я учился этому искусству. Он написал до тридцати тысяч строк своих творений: книги «О смерти брата Кесария», «О милосердии к нищим», «Похвальное слово Маккавеям», «Похвальное слово Киприану», «Похвальное слово Афанасию», «Похвальное слово Максиму философу»349, по возвращении его из ссылки. Имя Максима в заглавии этой книги некоторые несправедливо заменили именем Герона (на том основании, что есть другая книга Григория, заключающая в себе порицание этого Максима, как будто бы нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое — порицать). Есть написанное гекзаметром сочинение «О девстве и браке», в котором описывается отличие одного от другого, одна книга «Против Евномия», одна книга «О Духе Святом» и две книги «Против императора Юлиана». По характеру речи он имеет сходство с Полемоном. Поставив еще при своей жизни на свое место епископа, Григорий посвятил себя в деревне жизни отшельника и скончался почти за три года до текущего времени при принципсе Феодосии.

CXVIII. ЛУЦИЙ350, епископ арианской партии, управлял после Афанасия церковью в Александрии вплоть до воцарения Феодосия, которым и был изгнан. Есть его праздничные послания по случаю Пасхи и несколько небольших сочинений на разные темы.

CXIX. ДИОДОР, епископ Тарса351, был более известен, пока являлся пресвитером в Антиохии. Есть его толкования на по-

54

ания апОстольские и многие другие сочинения, по своему апактеру имеющие сходство с творениями Евсевия Эмес-ского. Но, следуя его мыслям, Диодор не мог подражать его красноречию, поскольку не был сведущ в светских науках.

СХХ. ЕВНОМИЙ, из партии ариан, епископ Кизика, в своей явной ереси разразился такой хулой, что публично высказал то, что они скрывают. Говорят, что он доселе живет в Каппадокии и пишет много сочинений против церкви. Ему отвечали Аполлинарий, Дидим, Василий Ке-сарийский, Григорий Назианзенский и Григорий Нисский.

CXXI. ПРИСЦИЛЛИАН, епископ Абилы352, который по наущению партии Идация и Ифация3" был казнен в городе Трире тираном Максимом354, написал много сочинений, некоторые из которых дошли до нас. Одни до сих пор обвиняют его в гностической ереси, то есть в ереси Василида и Маркиона, о которых писал Ириней, однако другие в защиту его говорят, что он не придерживался того учения, в котором его обвиняют.

СХХП. ЛАТРОНИАН, родом из провинции Испания, муж весьма ученый, чьи поэтические произведения можно сравнить с древними произведениями, также казнен в Трире вместе с Присциллианом, Фелициссимом, Юлианом и Евхротией, основателями той же партии. Есть его поэтические произведения, написанные различными размерами.

СХХШ. ТИБЕРИАН, уроженец Бетики, написал напыщенным, но хорошим языком апологию в защиту ереси, в которой он обвинялся вместе с Присциллианом, но после смертной казни своих сообщников он был побежден скукой изгнания и изменил свой образ мыслей. Как по слову Священного Писания, «пес возвращается на свою блевотину» (Притч. 26:11.; 2 Петр. 2:22), свою дочь, посвященную Христу девственницу, сочетал браком.

CXXIV. АМВРОСИЙ, Медиоланский епископ355, пишет и до настоящего времени, но поскольку он жив, то я не выскажу о нем своего мнения, чтобы, при похвале ему или при неодобрении, не подвергнуться порицанию либо за лесть, либо за истину.

CXXV. ЕВАГРИЙ, епископ Антиохии356, муж острого и выдающегося ума, читал мне свои еще не изданные им трактаты о различных предметах, когда был еще пресвитером. Он также перевел с греческого языка на наш «Житие блаженного Антония», написанное Афанасием.

55

CXXVI. АМВРОСИЙ, александриец, ученик Дидима, написал против Аполлинария большую книгу «О догматах» и толкование на книгу Иова, как я недавно узнал из рассказа одного человека. Амвросий и теперь жив.

CXXVII. МАКСИМ, философ357, родом из Александрии, был поставлен епископом в Константинополе. Впоследствии изгнанный, он написал против ариан замечательную книгу «О вере», которую подал принципсу Грациану в Медиолане.

CXXVIII. ГРИГОРИЙ, Нисский епископ358, брат Василия Кесарийского, несколько лет назад читал мне и Григорию Назианзенскому свои книги «Против Евномия». Говорят, что он написал и теперь пишет много других сочинений.

CXXIX. ИОАНН, пресвитер Антиохийский церкви359, ученик Евсевия Эмесского и Диодора, написал, говорят, много сочинений, из которых я прочитал только его творение «О священстве».

СХХХ. ГЕЛАСИЙ, после Евзоя, епископ Кесарии Палестинской360, тщательно обработанным и изящным языком написал, как говорят, некоторые сочинения, но скрывает их.

CXXXI. ФЕОТИМ, епископ скифского города Томы361, по образцу диалогов и древних афоризмов написал трактаты, состоящие из кратких и отрывочных изречений. Я слыхал, что он пишет и другие сочинения.

СХХХИ. ДЕКСТР, сын Пакациана362, о котором я выше сказал, муж известный в светском мире и преданный вере Христовой, написал, как говорят, для меня «Всеобщую историю», которой я еще не читал.

СХХХШ. АМФИЛОХИЙ, епископ Иконии363, недавно прочитал мне свою книгу «О Духе Святом, о том что Он есть Бог, что Он достопоклоняем и что Он всемогущ».

CXXXIV. СОФРОНИЙ, муж весьма ученый364, написал еще в молодости «Панегирик Вифлеему», а недавно написал замечательную книгу «О ниспровержении идола Сераписа»365. Кроме того, он прекрасным слогом перевел на греческий язык мои сочинения: «Послание к Евстофии о девстве» и «Житие отшельника Илариона»366, а также переведенные мною с еврейского языка на латинский книги Пророков и Псалтирь.

CXXXV. ИЕРОНИМ. Я, Иероним сын Евсевия367, из города Стридона, который находился на границе между Далмацией и Паннонией и был разрушен готами368, написал вплоть до текущего года правления императора Феодосия369

56

следующие сочинения: «Житие отшельника Павла»1™, одну книгу посланий к разным лицам, одобряющее послание «К Гелиодору», «Спор между последователем Люцифера и православным», «Хронику всеобщей истории», перевод с греческого языка на латинский двадцати восьми «Бесед» Оригена на книги Иеремии и Иезекиля, послание «О серафимах», послание «О слове осанна», послание «О бережливых и расточительных сыновьях», послание «О трех спорных вопросах касательно древного закона», две беседы на книгу «Песнь Песней», книгу «Против Гельвидия371 о присно-девстве Марии», послание «К Евстохии о хранении девства», одну книгу посланий «К Марцелле», утешительное послание «К Павле372 о смерти ее дочери», три книги толкований на послание апостола Павла «К галатам», три книги толкований на послание «К эфесянам», одну книгу толкований на послание «К Титу», одну книгу толкований на послание «К Филимону»373, толкования на книгу «Екклезиаста», одну книгу «О местностях», одну книгу «О еврейских именах», перевод в одной книге с греческого языка на латинский книги Дидима «О Духе Святом», тридцать девять бесед Оригена на Евангелие Луки, семь трактатов на Псалмы от девятого до шестнадцатого, «Житие пленного монаха» и «Житие блаженного Илариона». Я выправил греческий текст Нового Завета, Ветхий Завет перевел с еврейского и написал к Павлу и Евстохию много посланий, число которых неизвестно, так как они писались ежедневно. Кроме того, я написал толкования на Михея374 две книги, на Софонию375 одну книгу, на Наума376 одну книгу, на Аввакума377 две книги, на Аггея378 одну книгу и на книги пророческие, которые еще не имею на руках и которые еще не завершены.

Геннадий Массилийский

КНИГА О ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЯХ

PROLEGOMENA

Иероним наш, в Риме весьма наученный грамотам греческой и латинской, там же и возведен был в сан пресвитера1. Переехав позже в Вифлеем, он нес там службу2 подобно тому благоразумному волу, что стоял на страже яслей Иисуса, Господа нашего3. Среди прочих принадлежит ему труд «Об известных мужах», охватывающий период от жизни апостола Петра до правления императора Феодосия. Сверх того, постоянно издавая и приводя в порядок книги апостолов и пророков, возвел он несокрушимую для натиска неверующих крепость православной Церкви. Обученный грамотам еврейской и халдейской, перевел он на латинский язык с еврейских, как известно доподлинно, списков все книги Ветхого Завета. Книга Иова и Книга пророка Даниила, изложенные соответственно на языках халдейском и аравийском, были в совершенстве переведены им на язык латинян. С еврейского перевел он и Евангелие от Матфея. Так, проповедуя и соблюдая чистоту помыслов и девственность плоти, он единственный из римлян откомментировал все шестнадцать книг пророков. Помимо этого, как в предисловиях к собственным сочинениям, так и в необозримом эпистолярии своем4, он выказал себя столь блестящим, неуязвимым и убедительнейшим толкователем, что никто и никогда не смог упрекнуть его в потворстве и уступках неверию и недоброжелательству. Умер он, как передают, приблизительно в возрасте девяноста лет. Так что, будучи уроженцем Стридона, просветил он прославленный Рим, облагодетельствовал Вифлеем, и дух его принят в Царствие Небесное. Слава его достигла высот в правление императора Феодосия и сыновей его Аркадия и Гонория5.

61

ГЛАВА I

Яков, по прозвищу Мудрый, некогда прославившийся как епископ персидского города Низибены6, был из числа пострадавших при Максимине Гонителе7, а также тех, кто на Никейском соборе выступил против Ариева учения как ереси8. То, что блаженный Иероним, упоминая Якова как мужа великих достоинств и доблести в «Хрониконе», не включает его в свой каталог, легко объясняется тем, что он не знал сирийского языка, ведь на включенных им в каталог сирийских авторов он ссылается как на переведенных на греческий и им самим прочитанных. Сочинения же Якова, к тому времени ни на один язык еще не переведенные, оставались, таким образом, для него недоступны. Сочинения следующие: «О вере», «Против всех ересей», «О всеобщем воздаянии», «О посте», «О молитве», «О любви к ближнему», «О воскрешении», «О жизни после смерти», «О смирении», «О терпении», «О раскаянии», «О наказании», «О девственности», «О душе», «Об обрезании», «О благословении Господнем», что сравнивается с виноградной кистью в Книге пророка Исайи (Ис. 65:8), «О Христе, Сыне Господа, единосущном Отцу», «О целомудрии», «Против язычников», «К празднику кущей», «О государстве персов», «О гонениях». Написан был им и «Хроникой», который отличало менее всего любопытство к делам греков, но более первоначальная убежденность в том, что, будучи составлен на высоком авторитете Священного Писания, заставит он замолчать тех, кто, строя всякого рода самонадеянные догадки, размышляет попусту то о приходе Антихриста, то о Господе нашем. Умер он в правление Констанция, и по указанию отца последнего, императора Константина9, и в согласии с его вероисповеданием, похоронен у стен Нисибы, для охранения и блага города, должно быть. Несколько лет спустя, од-


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!