ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 2 страница



22

епископов, против Керинфа69 и других еретиков и особенно против усилившегося в то время лжеучения евионитов70, которые учили, что Христа прежде Марии не было. С ними Иоанн боролся и говорил о Божественном рождении Христа. Но указывают и другую причину написания этого Евангелия: когда он прочитал Евангелие Матфея, Марка и Луки, то он одобрил текст их истории и признал, что сказанное ими истинно, но в то же время засвидетельствовал, что они изложили историю одного только года земной жизни Господа, в который он и пострадал, то есть события, последовавшие после заключения Иоанна в темницу71. Посему опустив год, события которого изложены тремя евангелистами, он рассказал события предыдущего времени до того, как Иоанн был заключен в темницу, что будет очевидно для тех, которые внимательно прочитают четыре книги Евангелий. Это обстоятельство и устраняет разногласие, представляющееся между Иоанновым и прочими Евангелиями. Написал он также и одно послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Иоан. 1:1), которое признается всеми церковными и учеными мужами. Остальные же два, из коих одно начинается словами: «Старец избранной госпоже и детям» (2 Иоан. 1:1), а другое: «Старец возлюбленному 1аю, которого я воистину люблю» (3 Иоан. 1:1), приписываются Иоанну пресвитеру, чью гробницу до сих пор показывают в Эфесе, хотя некоторые думают, что были две гробницы одного и того же Иоанна евангелиста. Обо всем этом мы будем говорить, когда дойдем по порядку до Папия, ученика Иоаннова. В четырнадцатый же год правления Домициана72, когда он начал второе после Нерона гонение73, сосланный на остров Патмос Иоанн написал книгу Апокалипсис, которую так называют Иустин мученик и Ириней. После убийства Домициана и отмены сенатом74 его постановлений вследствие их крайней жестокости Иоанн при императоре Нерве75 возвратился в Эфес и там постоянно пребывал вплоть до правления Траяна76. Он создал и управлял всеми Азийскими церквями и, достигши глубокой старости, скончался в шестьдесят восьмой год по страдании Господнем77 и погребен возле того же города.

X. ЕРМ78, о котором упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «Приветствуйте Флегонта79, Ерма

23

Патробана80, Ермия81 и других с ними братьев82», как уверяют, является автором книги, которая называется «Пастырь» и в некоторых греческих церквях читается даже всенародно. И поистине эта книга полезна, и многие из древних писателей приводили из нее свидетельства; но у латинян она почти не известна.

XI. ФИЛОН, иудей83, родом из Александрии, происходил из священнического рода. Он помещается нами среди церковных писателей потому, что, написав книгу о первой церкви евангелиста Марка в Александрии, с похвалою отозвался о наших, говоря, что они находятся не только там, но и во многих областях, и называя их жилища монастырями. Из этого видно, что вначале церковь верующих во Христа была такой, какими и теперь стараются и желают быть монахи, что ни у кого из них не было ничего собственного, никто между ними не был богатым, никто не был бедным. Они раздавали имущество бедным, проводили время в молитве и песнопениях, а также в учении и воздержании, каковыми были вначале, по повествованию Луки84, и верующие в Иерусалиме. Говорят, что Филон в правление Гая Калигулы85 подвергался опасности в Риме, куда был отправлен послом от своего народа86. Когда в другой раз он прибыл в Рим к Клавдию87, то, говорят, в этом городе он беседовал с апостолом Петром, пользовался его дружбой и поэтому последователей Марка, ученика Петра, в Александрии превознес похвалами. Замечательны его превосходные и бесчисленные творения на пять книг Моисеевых88: «О смешении языков» одна книга, «О природе и открытии» одна книга, «О чувствах, привлекающих и отдаляющих нас» одна книга, «О воспитании» одна книга, «О наследниках божественных дел, или О выделении общего и отличного» одна книга, «О трех силах» одна книга, «О том, почему имена некоторых в книгах священного Писания изменены» одна книга, «О договорах» две книги, «О жизни мудрого» одна книга, «Об исполинах» одна книга, «О том, что сны посылаются от Бога» пять книг, «Вопросов и ответов на книгу Исход» пять книг, «О скинии89 и Десятословии» четыре книги, также и «О жертвах и обетах, или О проклятиях», «О Промысле», «Об Иудеях», «О провождении жизни», «Об Александре», «О том, что бессловесные животные имеют свой собственный разум», «О том, что всякий безумный есть раб, и о жизни наших, то есть о мужах апостольских» одна книга, о ко-

24

торой мы сказали выше и которую он озаглавил следующим образом: «О созерцательной жизни, или просящих убежища» потому, очевидно, что они проводят время в созерцании небесного и в постоянной молитве Богу. Есть у него под иными заглавиями — и «О земледелии» две книги, «О пьянстве» две книги. Есть и другие памятники его ума, которые не дошли до наших рук. О нем у греков сложилась пословица: «Или Платон подражает Филону, или Филон — Платону», — так велико у них сходство в мыслях и изложении.

XII. ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА, родом из Кордовы90, ученик стоика Сотиона91 и дядя по отцу поэта Лукана92, был весьма умеренной жизни. Я не поместил бы его в списке церковных писателей, если бы меня не побудили к этому известные послания Павла к Сенеке и Сенеки к Павлу93, которые читаются весьма многими. В этих посланиях Сенека, несмотря на то что был учителем Нерона и весьма влиятельным лицом того времени, говорит, что он желал бы занимать такое же положение у своих, какое Павел занимал у христиан. Сенека был убит Нероном за два года до того времени, когда Петр и Павел увенчались мученичеством.

XIII. ИОСИФ, сын Маттафии, иерусалимский священник, который был взят в плен Веспасианом94, затем остался с сыном его Титом95. Впоследствии, прибыв в Рим, он преподнес императорам, отцу и сыну96, семь книг о завоевании Иудеи, которые и были переданы в общественную библиотеку. Иосиф так прославился своими великими дарованиями, что удостоился и статуи в Риме97. Он написал и другие сочинения: двадцать книг «Древностей», в которых описывалась история от начала мира до четырнадцатого года правления Домициана98, и две книги «О древности против Апиона» — Александрийского грамматика, который был отправлен при Калигуле послом от партии язычников и написал против Филона книгу, содержащую в себе порицание иудейского народа. Есть также и другая весьма искусная его книга под заглавием «О своенравном размышлении», в которой описаны и мученичества Маккавеев99. В восемнадцатой книге «Древностей» Иосиф очень откровенно сознается, что Христос был умерщвлен фарисеями100 за то, что совершал великие чудеса, что Иоанн Креститель был истинно пророк и что Иерусалим разрушен за убийство апостола Иакова. А о Господе он написал следующее: «Около

25

 

этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени»101.

XIV. ЮСТ, родом из Тивериады, находящейся в области Галилее, старался также написать историю Иудейского народа и составить некоторые краткие толкования на книги Священного Писания, но его Иосиф уличает во лжи. Известно, что он писал в то время, когда и Иосиф102.

XV. КЛИМЕНТ103, о котором апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: «С Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни» (Флп. 4:3), был четвертым после Петра епископом в Риме, ибо вторым был Лин104, третьим Анаклет105, хотя многие из латинян думают, что вторым после апостола Петра был Климент. От лица Римской церкви он написал к церкви Коринфской очень полезное послание106, читаемое даже в некоторых местах всенародно. Мне кажется, что по характеру оно сходно с известным под именем Павла посланием к евреям и заимствует из этого послания не только мысли, но и соответствующее расположение слов. Вообще, между обоими посланиями существует очень большое сходство. Есть, говорят, и второе послание, приписываемое ему, которое древними писателями отвергается, и «Диспут Петра и Аппиона» — записанный длинный диалог, который Евсе-вием в третьей книге «Церковной истории» опровергается107. Он скончался в третий год правления Траяна108, и память о нем доныне хранит воздвигнутая в Риме в его честь церковь.

XVI. ИГНАТИЙ, третий после апостола Петра епископ Антиохии109, во время гонения, начатого Траяном110, был осужден на растерзание зверями и в оковах отослан в Рим. Когда на корабле прибыл в Смирну, где епископом был Поликарп, ученик Иоанна, то написал одно послание к Ефес-цам, другое к Магнезийцам, третье к Траллиянам, четвертое к Римлянам, а отправившись оттуда, написал послания

26

к Филадельфийцам и Смирнийцам''', и лично к Поликарпу, поручая ему антиохийскую церковь. В этом последнем послании он и из Евангелия, которое недавно мною переведено, приводит свидетельство о лике Иисуса Христа, говоря: «Я же и по воскресении видел Его во плоти и верую, что Он есть. И когда Он пришел к Петру и к бывшим с Петром, то сказал им: вот Я, прикоснитесь ко мне и удостоверьтесь, что Я не дух бесплотный. И тотчас прикоснулись к Нему и уверовали». Поскольку мы упомянули о таком муже, нам кажется подобающим привести несколько следующих строк и из послания его, написанного к Римлянам: «На пути от Сирии до Рима я на море и на суше, днем и ночью веду борьбу со зверями, будучи скован с десятью леопардами, то есть с воинами, которые меня стерегут. Когда окажешь им благодеяние, они делаются еще худшими; их злоба — для меня вразумление; но через то я не оправдан. О, как желал бы я быть растерзанным зверями, для меня приготовленными, о которых и молю, чтобы они были скоры на погибель мою и которых буду возбуждать к пожранию меня, чтобы они не боялись коснуться моего тела, как боялись касаться других мучеников. Но если они не захотят напасть на меня, я употреблю против них силу, я сам брошусь к ним, чтобы они меня пожрали. Не препятствуйте мне, дети: я знаю, что мне полезно. Ныне я начинаю быть учеником Христовым, не желающим ничего из того, что видимо, чтобы обрести Иисуса Христа. Пусть будут употреблены против меня огонь, крест, звери, преломление костей, рассечение членов, сокрушение всего тела и все муки дьявола, лишь бы только наслаждаться Христом!» И когда он уже был приговорен к растерзанию зверями, то, пылая желанием пострадать, он услышал рыкающих львов и сказал: «Я пшеница Христова, пусть буду я смолот зубами зверей, чтобы сделаться чистым хлебом». Он пострадал в одиннадцатый год правления Трояна112. Останки его тела лежат в Антиохии за Дафнит-скими воротами на кладбище113.

XVII. ПОЛИКАРП, из учеников апостола Иоанна, был поставлен им епископом Смирны114. Поликарп был главою верующих всей Азии, ибо имел учителями некоторых из апостолов и из видевших Господа. Он по поводу некоторых разногласий касательно празднования Пасхи115 прибыл в Рим при императоре Антонине Пие116 во время управления Римскою церковью Аникетом117, где очень многих из верующих,

27

уверовавших в ложное учение Маркиона и Валентина1 '8, возвратил к вере. Когда с ним случайно встретился Маркион и сказал: «Узнай нас», он отвечал: «Узнаю первенца дьявола». Впоследствии, в правление Марка Антонина и Луция Аврелия Коммода119, в четвертое после Нерона гонение120, он был брошен в огонь в амфитеатре в присутствии проконсула и при криках против него всего народа. Поликарп написал к Фи-липпийцам очень полезное послание, которое до настоящего времени читается в собрании азийских христиан121.

XVIII. ПАПИЙ, ученик Иоанна, был епископом азий-ского города Иераполя122. Он написал только пять книг, которые озаглавил так: «Истолкование изречений Господних». В предисловии к этим книгам Папий указывает, что он следовал не различным мнениям, а только сообщениям апостолов: «Я обращал внимание, что сказано было Андреем, что Петром, что Филиппом123, что Фомою124, что Иаковом, что Иоанном, что Матфеем125 или каким-либо другим из учеников Господних, что также говорили Аристион126 и старший Иоанн127, ученики Господни. Ибо для меня не столько полезны книги для чтения, сколько живой голос, даже до настоящего времени громко раздающийся от их авторов». Из этого самого перечня имен видно, что один был Иоанн, который считается между апостолами, а другой старший Иоанн, о котором он упоминает после Аристиона. Это мы сказали по поводу вышеприведенного мнения, переданного, как мы заметили, очень многими, что из трех посланий Иоанновых два последних128 принадлежат Иоанну не апостолу, а пресвитеру. Говорят, что он обнародовал иудейское [предание] «Для последующих» о тысячелетии, которому последовали Ириней и Аполлинарий, и другие, которые говорят, что по воскресении Господь во плоти будет царствовать со святыми. Тертуллиан в книге «О надежде верных», Викторин Питавионский и Лактанций также следуют этому мнению.

XIX. КВАДРАТ129, ученик апостолов, после мученической кончины за веру Христову Публия, епископа Афинского, был поставлен на его место и своей верой и деятельностью собрал рассеявшуюся в великом страхе церковь. Когда Адриан проводил зиму в Афинах130, он посещал Элевсин-ские таинства131 и, будучи посвящен во все почти языческие таинства Греции132, подал этим повод ненавистникам христиан и без повеления императора преследовать верующих.

28

Квадрат подал ему составленную в защиту нашей религии книгу133, очень полезную, исполненную разума и веры и достойную апостольского учения, в которой, демонстрируя свою глубокую старость, между прочим говорит, что он видел очень многих из тех, которые во время земной жизни Господа, будучи подвержены в Иудее различным болезням, получили исцеление и которые воскресли из мертвых.

XX. АРИСТИД, весьма красноречивый Афинский философ и под прежней одеждой ученик Христов, подал императору Адриану134, в одно время с Квадратом, книгу, содержащую в себе доказательства нашего учения, то есть апологию христианства, которая существует и до настоящего времени и, по мнению ученых, свидетельствует о его великом уме135.

XXI. АГРИППА, по прозванию Кастор, муж весьма ученый, выставил весьма значительные возражения против двадцати четырех книг еретика Василида136, написанных им на Евангелие, открывая все его тайны и перечисляя его пророков, Варкавана и Варкова и, к ужасу слушающих, некоторые другие варварские имена, и высочайшего его бога Ав-раксаса, имя которого, если по греческому исчислению сосчитать буквы его, означает, кажется, год137. Василии же, от которого произошли гностики138, жил в Александрии во времена Адриана. В это же время и Кохеба, предводитель Иудейского возмущения139, различными истязаниями убивал христиан.

XXII. ГЕГЕСИПП, близкий ко временам апостольским140, составил из всех историй о церковных событиях, совершившихся со времени страдания Господня до его времени, одно целое. Он собрал отовсюду то многое, что служит к пользе читающих, и написал пять книг простым языком, чтобы отразить этим также и характер речи тех, жизнь которых он описывал. Гегесипп прибыл в Рим при Аникете, который был десятым после Петра епископом, и пробыл там до времен епископа того же города Элевтерия141, который был некогда диаконом Аникеты. Рассуждая против идолопоклонства о том, из какого заблуждения оно первоначально возникло, он добавил рассказ, в котором показывает, в какое время он жил. Ибо он говорит: «Они строили умершим гробницы и храмы, как мы видим это и теперь. Среди подобных есть и раб Адриана цезаря Антиной142, в честь которого проводятся гимнастические состязания близ города

29

Антиноя, который Адриан построил, назвал его именем и поставил в храм прорицателей». Этот Антиной, как пишут, был любимцем цезаря Адриана.

XXIII. ЮСТИН, философ143, родился в палестинском городе Неаполе144, сын Приска Вакхия, и, выступая в одежде философов145, весьма много трудился в защиту веры Христовой. Так он, не устыдившись поношения креста, подал одну книгу, написанную им против язычников, Антонину, по прозванию Пию, сыновьям его и сенату146, а другую книгу — преемникам того же Антонина, Марку Антонину Веру и Луцию Аврелию Коммоду147. Кроме этих есть у него другая книга против язычников, в которой он рассуждает о природе демонов, и четвертое сочинение против язычников, которому он дал заглавие «Обличение»148, а также одна книга «О единовластии Божием», другая книга, которую он озаглавил «Певец», книга «О душе», диалог «Против иудеев», который он имел с Трифоном, предводителем Иудеев149, а также замечательные книги «Против Маркиона», о которых упоминает Ириней в четвертой книге против ересей, и книга «Против всех ересей», о которой он сам делает упоминание в «Апологии»150, поданной им Антонину Пию. Когда он в Риме имел беседы и Кресцента киника, много выступавшего против христиан, обличал в чревоугодии и боязни смерти, в пристрастии к роскоши и распутству, то, наконец, благодаря его стараниям и козням обвиненный в том, что он христианин, пролил кровь свою за Христа151.

XXIV. МЕЛИТОН Азийский, епископ Сард152, подал императору Марку Антонину Веру, который был учеником оратора Фронтона153, книгу в защиту христианского учения. Он написал также и другие книги, которые мы здесь перечисляем: «О Пасхе» две книги, «О жизни пророков» одну книгу, «О Церкви» одну книгу, «О дне Воскресном» одну книгу, «О творении» одну книгу, «О душе и теле» одну книгу, «О крещении» одну книгу, «Об истине» одну книгу, «О рождении Христовом» одну книгу, «О пророчестве» одну книгу, «О гостеприимстве» одну книгу и другую книгу, которая называется «Ключ», «О дьяволе» одну книгу, «Об апокалипсисе Иоанна» одну книгу, «О воплощении Бога» одну книгу и «Эклог» шесть книг. Тертуллиан в семи книгах, написанных против Церкви в, защиту Монтана, восхваляя его превосходный ум и литературный талант, говорит, что он у очень многих из наших почитался пророком.

30

XXV. ФЕОФИЛ, шестой епископ Антиохии154, при императоре Марке Антонине Вере написал против Маркиона книгу, которая доныне существует. Ему же принадлежат три книги «К Автолику»155, одна книга «Против ереси Гермогена»156 и другие краткие и прекрасные трактаты, относящиеся к созиданию Церкви. Я читал известные под его именем комментарии на Евангелие и на Притчи Соломоновы, которые по изяществу формы и языку, мне кажется, уступают упомянутым прежде книгам.

XXVI. АПОЛИНАРИЙ, епископ азийского города Иераполя157, был известен при императоре Марке Антонине Вере, которому и подал замечательную книгу, написанную им в защиту христианской веры. Существуют и другие его творения: пять книг «Против язычников» и две книги «Об истине», «Против Катафригов», в то время впервые основанных Монтаном, вместе с безумными пророчицами Приской и Максимиллой158.

XXVII. ДИОНИСИЙ, епископ Коринфа159, отличался таким красноречием и усердием, что наставлял не только жителей своего города и провинции, но через свои послания и епископов других городов и провинций. Из этих посланий есть одно «К лакедемонянам», другое «К афинянам», третье «К никомидийцам», четвертое «К критянам», пятое «К церкви Амастринской и к прочим церквам Пон-тийским»160, шестое «К жителям города Кноса и к епископу того же города Пиниту», седьмое «К римлянам», которое написано к епископу их Сотеру161, восьмое «К Христофоре», благочестивой женщине. Он славился при императорах Марке Антонине Вере и Луции Аврелии Коммоде.

XXVIII. ПИНИТ Критянин, епископ город Кносса, написал к Дионисию, епископу Коринфскому, весьма замечательное послание, в котором учит, что не следует постоянно питать людей млеком, чтобы они не были застигнуты последним днем в состоянии духовного младенчества, но следует питать их и твердой пищей, чтобы они постепенно достигали возраста полной духовной зрелости162. Он также был известен при Марке Антонине Вере и Луции Аврелии Коммоде.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!