ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 1 страница



Иероним Стридонтский

КНИГА О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ

 

ПРОЛОГ

Ты советуешь мне, Декстер1, чтобы я последовал примеру Транквилла2 и изложил по порядку сведения о церковных писателях, чтобы я сделал в отношении наших писателей то же, что он сделал в перечне книг знаменитых мужей языческой литературы, то есть чтобы я кратко изложил тебе сведения о всех оставивших потомкам какие-либо сочинения духовного содержания, начиная со времен страдания Христова до четырнадцатого года правления императора Феодосия3. Подобное было сделано в отношении знаменитых языческих мужей и греческими писателями — Гермиппом перипатетиком4, Антигоном Каристским5, Сатиром, мужем весьма ученым6, и самым ученым из всех — Аристоксеном музыкантом7, и латинскими — Варроном8, Сантрой9, Непотом10, Гигином" и Транквиллом, подражать которому ты нас всех призываешь. Но мое и их положение не одинаково. Ибо они, раскрыв древние исторические сочинения и хроники, могли, как с обширного луга, сплести большой венок своего творения. Что же могу сделать я, который, не имея ни одного предшественника, должен, как говорится, иметь наихудшего руководителя — самого себя? Правда, Евсевий Памфил в десяти книгах «Церковной истории» весьма значительно помог нам, и книги каждого из тех, о ком мы собираемся писать, зачастую свидетельствуют о времени жизни своих авторов. Итак, молю Господа Иисуса Христа, чтобы то, что твой Цицерон, достигший вершины римского красноречия, не пренебрег сделать для Брута, — составить каталог, охватывающий латинских ораторов12, — и мне, по твоему совету, достойно исполнить при перечислении писателей Его церкви. Если же кто-либо из тех, которые и ныне пишут, мною в этой книге пропущен будет, то должен он в этом

11

винить более себя, нежели меня. Ведь поскольку они скрывают свои сочинения, то я не могу знать те, которые не читал, и что другим, может быть, было известно, то мне в этом уголке земли было неизвестно. Конечно, когда своими трудами они прославятся, то не очень будут сожалеть о нашем молчании. Итак, пусть узнают Цельс13, Порфирий14, Юлиан15, неистовствующие против Христа псы, пусть узнают их последователи, которые думают, что Церковь не имела ни философов, ни ораторов, ни учителей, сколь многие и какие мужи ее основали, возвеличили и украсили. Пусть перестанут они обвинять нашу веру в деревенской простоте и пусть лучше сознаются в своем невежестве. Будь здрав во Господе Иисусе Христе.

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ:

I. Симон Петр.

П. Иаков, брат Господень.

III. Матфей, он же Левий.

IV. Иуда, брат Иакова.

V. Павел, что прежде — Саул.

VI. Варнава, он же Иосиф.

VII. Лука, евангелист.

VIII. Марк, евангелист.

IX. Иоанн, апостол и евангелист.

X. Ерма, автор книги, называемой Пастырь.

XI. Филон Иудей.

XII. Луций Анней Сенека.

XIII. Иосиф, сын Матфея.

XIV. Юст Тивериадский. XV. Климент, епископ.

XVI. Игнатий, епископ.

XVII. Поликарп, епископ.

XVIII. Папий, епископ.

XIX. Квадрат, епископ.

XX. Аристид, философ.

XXI. Агриппа, он же и Кастор.

XXII. Гегесипп, историк.

XXIII. Юстин, философ.

XXIV. Мелитон, епископ. XXV. Феофил, епископ.

XXVI. Аполинарий, епископ.

XXVII. Дионисий, епископ.

XXVIII. Пинит, епископ.

XXIX. Татиан, ересиарх.

XXX. Филипп, епископ.

XXXI. Музан.

13

XXXII. Модест. LXXIII.

XXXIII. Вардесан, ересиарх. LXXIV.

XXXIV. Виктор, епископ. LXXV.

XXXV. Ириней, епископ. LXXVI.

XXXVI. Пантен, философ. LXXVII.

XXXVII. Родон, ученик Татиана. LXXVIII.

XXXVIII. Климент, пресвитер. LXXIX.

XXIX. Мильтиад. LXXX.

XL. Аполлоний. LXXXI.

XLI. Серапион, епископ. LXXXII.

XLII. Аполлоний, другой — сенатор. LXXXIII.

XLIII. Феофил, другой — епископ. LXXXIV.

XLFV. Вакхил, епископ. LXXXV.

XLV. Поликрат, епископ. LXXXV1.

XLVI. Гераклит, епископ. LXXXVII.

XLVII. Максим. LXXXVIII.

XLVIII. Кандид. LXXXIX.

XLIX. Аппион. ХС.

L. Секст. XCI.

LI. Арабиан. хсп.

LII. Иуда. хеш.

LIII. Тертуллиан, пресвитер. XCIV.

LIV. Ориген, который называется и Адамантием, XCV.

пресвитер. XCVI.

LV. Аммоний, пресвитер. XCVII.

LVI. Амвросий, диакон. XCVIII.

LVII. Трифон, ученик Оригена. XCIX.

LVIII. Минуций Феликс. с.

LIX. Гай. CI.

LX. Вирилл, епископ. СИ.

LXI. Ипполит, епископ. сш.

LXII. Александр, епископ. CIV.

LXIII. Юлиан Африкан. CV.

LXFV. Гемин, пресвитер. CVI.

LXV. Феодор, он же и Григорий, епископ. CVII.

LXVI. Корнелий, епископ. CVIII.

LXVII. Киприан, епископ. CIX.

LXVIII. Понтий, диакон. сх.

LXIX. Дионисий, епископ. CXI.

LXX. Новациан, ересиарх. схп.

LXXI. Малхион, пресвитер. схш.

LXXII. Архелай, епископ. CXIV.

14

Анатолий,епископ.

Викторин,епископ.

Памфил, пресвитер.

Пиерий, пресвитер.

Лукиан, пресвитер.

Филей, епископ.

Арнобий,ритор.

Фирмиан, он же Лактанций, ритор.

Евсевий, епископ.

Ретиций,епископ.

Мефодий, епископ.

Ювенк, пресвитер.

Евстафий, епископ.

Маркелл, епископ.

Афанасий, епископ.

Антоний, отшельник.

Василий,епископ.

Феодор, епископ.

Евсевий, другой — епископ.

Трифиллий, епископ

Донат, ересиарх.

Астерий, философ.

Люцифер, епископ.

Евсевий, другой — епископ.

Фортунатиан, епископ.

Акакий,епископ.

Серапион, епископ.

Иларий,епископ.

Викторин, ритор.

Тит, епископ.

Дамас, епископ.

Аполлинарий, епископ.

Григорий, епископ.

Пациан, епископ.

Фотин, ересиарх.

Фебадий, епископ.

Дидим.

Оптат, епископ.

Ахилий Север, сенатор.

Кирилл, епископ.

Евзой, епископ

Епифаний, епископ.

15

CXV. Ефрем, диакон. CXVI. Василий, другой — епископ. CXVII. Григорий, другой — епископ. CXVIII. Луций, епископ. CXIX. Диодор епископ. СХХ. Евномий, ересиарх. CXXI. Присциллиан, епископ. СХХН. Латрониан, епископ. СХХШ. Тибериан, епископ. CXXIV. Амвросий, епископ. CXXV. Евагрий, епископ. CXXVI. Амвросий, ученик Дидима. CXXVII. Максим — из философа епископ. CXXVIII. Григорий, другой — епископ. CXXIX. Иоанн, пресвитер. СХХХ. Геласий, епископ. CXXXI. Феотим, епископ. СХХХИ. Декстр, сын Пакациана, ныне префект преторианский. СХХХШ. Амфилохий, епископ. CXXXIV. Софроний. CXXXV. Иероним, пресвитер.

КНИГА О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ

I. СИМОН ПЕТР, сын Иоанна16, родился в области Галилее, в селении Вифсаиды, брат апостола Андрея" и первый из апостолов. После того как он был епископом в Ан-тиохии и проповедовал Евангелия тем из находившихся в рассеянии обрезанных, которые уверовали в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии18, он прибыл в Рим во второй год правления императора Клавдия19 для одоления Симона волхва20 и там занимал святительскую кафедру двадцать пять лет, до последнего года царствования Нерона, то есть до четырнадцатого21. В гонение Нерона распятый на кресте, он увенчался мученичеством: был повешен на кресте головой вниз, а ногами вверх, почитая себя недостойным быть распятым так, как его Господь. Он написал два послания, называемые соборными, и второе из них весьма многие не признают принадлежащим ему, поскольку это послание различается по стилю с первым. Но зато говорят, что ему принадлежит и Евангелие от Марка, который был его учеником и толкователем. Другие же книги — «Деяния» его, «Евангелие», «Проповедование», «Апокалипсис», «Завещание», — отвергаются как апокрифические сочинения. Погребенный в Риме, в Ватикане, близ Триумфальной дороги, он прославляется почитанием всего мира.I

I. ИАКОВ, называемый братом Господним22, по прозвищу Праведный, был, как некоторые думают, сыном Иосифа от другой жены, а как мне кажется, сыном Марии, сестры матери Господа (Ин. 19:25)23, о которой упоминает Иоанн в своей книге. Сразу после страданий Господних Иаков был поставлен апостолами во епископы Иерусалима и написал одно только послание, причисляемое к семи соборным посланиям, которое, как уверяют, издано кем-то другим под

17

его именем, хотя с течением времени приобрело авторитет. Гегесипп, близкий к временам апостольским, в пятой книге «Комментариев» говорит об Иакове: «Принял в управление церковь Иерусалимскую после апостолов брат Господень Иаков по прозвищу Праведный. Многие из апостолов назывались Иаковами. Сей же от рождения был свят, не пил вина и сикера24, не вкушал никакого мяса, никогда не стриг волос, не умащался благовонными маслами, не пользовался баней. Ему одному дозволено было входить во Святая Святых; он не носил шерстяных одежд, а только льняные; он один входил в храм и, преклонив колена, молился за народ так много, что кожа на его коленах, казалось, приняла жесткость верблюжьей». Он говорит и многое другое, что долго было бы приводить. Также Иосиф в двадцатой книге «Древностей» и Климент в седьмой книге «Наставлений», говорят, что после смерти Феста, который управлял Иудеей25, Нерон направил в качестве преемника ему Альбина26. Но прежде чем Альбин прибыл в эту провинцию, молодой первосвященник Анан27, сын Анана, из священнического рода28, воспользовавшись временем анархии, созвал народное собрание и потребовал публично от Иакова, чтобы он отрекся от Христа Сына Божия. Когда же Иаков отказался, Анан приказал побить его камнями. Когда же Иаков, сброшенный с вершины храма, с переломанными голенями, уже полумертвый, простирая к небу руки, говорил: «Господи, отпусти им, не видят, что творят» (Лук. 23:34), то, пораженный в голову до самого мозга вальком суконщика, которым обыкновенно выбиваются намоченные сукна, скончался. Иосиф также передает, что Иаков славился такою святостью и такой известностью в народе, что было верование, будто бы Иерусалим разрушен за убиение его29. Это тот самый Иаков, о котором апостол Павел пишет к Галатам: «Больше никого из апостолов я не видел, кроме Иакова, брата Господня»30 и о котором книга Деяний Апостольских упоминает очень часто31. Также и так называемое Евангелие от евреев, переведенное мною недавно на греческий и латинский языки32, которым и Ориген часто пользовался, после повествования о воскресении Спасителя сообщает: «Господь же, когда отдал погребальные пелены рабу священника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо поклялся, что он не вкусит хлеба с того часа, в котором пил чашу Господню, до тех пор, пока не увидит Его воскресшим из мертвых».

18

И далее: «Принесите, — говорит Господь, — стол и хлеб», а затем добавляется: «Взял хлеб и благословил, и преломил, и дал Иакову праведному, и сказал ему: "Брат мой, вкуси хлеб твой, ибо воскрес Сын человеческий из мертвых"». Итак, он управлял Иерусалимской церковью тридцать лет, то есть до седьмого года правления Нерона33, и был погребен подле храма, с которого он и был сброшен34. Гробница его была весьма известна даже до осады Тита35 и последней осады Адриана36. Некоторые из наших думали, что он погребен на горе Елеонской37, но мнение их ложно.

III. МАТФЕЙ, он же и Левий, из публиканов38, первый апостол в Иудее. Для уверовавших из обрезанных он написал Евангелие еврейскими буквами и словами. Кто потом перевел его на греческий язык, — это точно не известно. Само же еврейское Евангелие и доселе находится в Кеса-рийской библиотеке, которую весьма тщательно собрал Памфил мученик39. Я также имел возможность списать это Евангелие у назореев40, которые в сирийском городе Верие41 пользуются этой книгой. В нем примечательно то, что везде, где евангелист приводит свидетельства из ветхозаветных книг, или от своего лица, или от лица Господа Спасителя, он следует не переводу Семидесяти толковников, а еврейскому подлиннику. Из этих свидетельств вот, например, следующие два: «Из Египта воззвал я сына моего», «Что он на-зореем наречется»42.

IV. ИУДА, брат Иакова, оставил небольшое послание, которое является одним из семи соборных посланий. Но так как он в этом послании приводит свидетельство из книги Еноха43, которая считается апокрифической, то оно многими отвергается. Однако вследствие своей древности и частого употребления это послание заслужило авторитет и считается священной книгой наряду с другими.

V. ПАВЕЛ, апостол, который прежде именовался Саулом, не принадлежал к числу двенадцати апостолов. Он происходил из колена Вениаминова44и был родом из иудейского города Гискалы, откуда вместе со своими родителями переселился в киликийский город Таре45 после захвата Гискалы римлянами. Родители послали его для изучения закона в Иерусалим, где он учился у Гамалиила, ученейшего мужа46, о котором упоминает Лука. Когда же Саул, присутствовавший при убиении мученика Стефана47, получил письмо от первосвященника храма и шел в Дамаск для преследования

19

уверовавших во Христа, то, обращенный к вере явлением, которое описывается в книге Деяний Апостольских48, он сделался из гонителя сосудом избранных. И так как первым после его проповеди уверовал Сергий Павел, проконсул Кипрский49, Саул принял имя Павла. Присоединив к себе Варнаву, пройдя с проповедью многие города и возвратившись в Иерусалим, Павел был поставлен в апостола язычников Петром, Иаковом и Иоанном. Но так как в Деяниях Апостольских весьма подробно написано о его апостольской деятельности, то я скажу только то, что в двадцать пятый год по страдании Господнем, то есть во второй год правления Нерона50, в то время, когда Фест, прокуратор Иудеи, стал преемником Феликса51, Павел был заключен в оковы и послан в Рим. Находясь там два года под домашним арестом, Павел ежедневно проповедовал против иудеев о совершившемся пришествии Мессии. Следует отметить, что при первой его защите на суде, когда власть Нерона еще не усилилась и когда он еще не дошел до таких злодеяний, какие о нем рассказывает история, Павел Нероном был освобожден, чтобы Евангелие Христово проповедовалось и в западных странах, как об этом он сам пишет во втором послании к Тимофею, написанном в то время, когда он пострадал и диктовал послание из темницы: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердить благовестие и услышали все язычники и я избавился от львиных челюстей» (2 Тим. 4:16—17). Очевидно, что в только что приведенных словах «и я избавился от львиных челюстей» под именем льва он подразумевал Нерона по причине его свирепости; а следующие слова: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства» (2 Тим. 4:18) свидетельствуют о предчувствии им мученической кончины именно теперь. Итак, в четырнадцатый год правления Нерона52, в тот самый день, в который Петр пострадал в Риме, Павел был обезглавлен за Христа мечом и погребен на Остийской дороге в тридцать седьмой год по страдании Господнем. Написал же он к семи церквям девять посланий: к Римлянам одно, к Коринфянам два, к Галатам одно, к Ефесцам одно, к Фи-липпийцам одно, к Колоссянам одно, к Фессалоникийцам два, а также к ученикам своим: Тимофею два, Титу одно, Филимону одно. Что же касается так называемого послания

20

к евреям, то по причине несоответствия его с другими посланиями Павла по стилю и образу изложения считают, что оно принадлежит не ему, а или Варнаве, по мнению Тертул-лиана, или евангелисту Луке, по мнению некоторых, или Клименту, бывшему потом епископом Римской церкви, который, говорят, сопутствуя Павлу, связно изложил его мысли и украсил своим собственным языком. Либо возможно, что поскольку Павел писал к евреям, то, учитывая их ненависть к нему, он опустил в начале приветствия свое имя. Написал он, как еврей, это послание по-еврейски, то есть на своем языке, весьма красноречиво, для того чтобы красноречиво написанное на еврейском языке было довольно красноречиво и в переводе на греческий, и это, кажется, было причиной того, что оно отличается от прочих посланий Павла. Некоторые читают и его послание к Лаодикий-цам, но оно всеми отвергается.

VI. ВАРНАВА, родом с Кипра, называемый также Иосифом левитом53, был вместе с Павлом поставлен апостолом язычников. Он написал одно относящееся к созданию церкви послание, читаемое в числе апокрифических сочинений. Потом из-за ученика Иоанна, который именуется и Марком, Варнава отделился от Павла, но тем не менее продолжал возложенное на него дело евангельской проповеди54.

VII. ЛУКА, врач из Антиохии, как показывают его труды — сведущий в греческой обиходной речи55, ученик апостола Павла и спутник всех его путешествий. Он написал Евангелие, о котором тот же Павел говорил: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за Евангелие» (2 Кор. 8:18), и в послании к Колоссянам: «приветствует Вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14), и в послании к Тимофею: «Один Лука со мною» (2 Тим. 4:10). Написал он также и другую превосходную книгу под названием «Деяния Апостолов», повествование коей доведено до двухлетнего пребывания Павла в Риме, то есть до четвертого года правления Нерона56 (Деян. 28:30). Отсюда мы заключаем, что книга была написана в том же городе. Поэтому сказание о путешествиях Павла и Феклы и весь рассказ о крещении льва мы причисляем к апокрифическим писаниям57. Ибо каким образом могло быть то, чтобы неразлучный спутник апостола из всех его дел не знал только этого? Впрочем, и Тертуллиан, близкий к тем временам, сообщает, что один пресвитер в Азии, ревностный почитатель

21

апостола Павла, будучи уличен пред Иоанном в том, что он автор упомянутых сочинений58, сознался, что сделал это из любви к Павлу, и был лишен своего сана. Некоторые предполагают, что всякий раз, когда в своих посланиях Павел говорит «по Евангелию моему», он подразумевает под этими словами книгу Евангелия Луки и что Лука узнал Евангелие не только от апостола Павла, который не общался с Господом во время пребывания Его во плоти, но и от прочих апостолов. Он и сам это говорит в начале своей книги: «Как передали то нам бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лук. 1:2).

Итак, Евангелие написал он как слышавший, а Деяния Апостольские — как очевидец. Он погребен в Константинополе, куда мощи его были перенесены в двадцатом году правления Констанция59 вместе с останками апостола Андрея60.

VIII. МАРК61, ученик и истолкователь Петра, по просьбе братьев в Риме написал краткое Евангелие на основании того, что слышал от Петра. Когда Петр узнал об этом Евангелии, то одобрил его и, засвидетельствовав его достоверность, передал для чтения церквям, как об этом пишут Климент в шестой книге «Наставлений» и Папий, Иерапольский епископ. Об этом Марке Петр упоминает в первом послании, в котором под именем Вавилона иносказательно обозначал Рим: «Приветствует Вас избранная, подобно Вам, Церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Петр. 5:13).

Итак, взяв с собою написанное им Евангелие, он отправился в Египет. Он первым стал проповедовать о Христе в Александрии и создал там церковь таким учением и умеренностью жизни, что всех последователей Христовых привлекал к подражанию себе. Поэтому Филон, ученейший из иудеев, видя в Александрии еще иудействующую церковь, написал книгу об их образе жизни и как бы в похвалу своего народа62. И как Лука пишет, что верующие в Иерусалиме имели все общее63, так же он передал, что помнил об Александрии при Марке учителе. Умер же Марк в восьмой год правления Нерона64 и погребен в Александрии, передав еще при жизни своей управление Александрийскою церковью преемнику своему Анниану65.

IX. ИОАНН, апостол, которого Иисус особенно любил66, сын Зедея, брат Иакова апостола67, обезглавленного Иродом68. После страдания Господня он написал Евангелие позже всех прочих евангелистов, по просьбе Азийских


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!