V.7. К АРМА В ФИЛОСОФИИ Д ЖАЙНИЗМА



Карма в философии Джайнизма подразделяется на восемь классов:

- та, которая действует как препятствие к знанию об истине;

- та, которая действует как препятствие к правильному внутреннему взгляду различного рода;

- та, которая даёт человеку наслаждение и страдание и

- та, которая производит изумление.

Остальные четыре опять подразделяются на подклассы настолько детально, что ученик, изучающий Джайни-

стскую философию Кармы, может проследить любое последствие для отдельно взятой Кармы. Люди, которые с

помощью правильной веры, правильного знания, правильного поведения уничтожили все Кармы и таким обра-

зом полностью развили природу своей души, достигают высшего совершенства, становятся божественными и

называются Джайнами. Те Джайны, которые на каждой стадии проповедовали закон и устанавливали порядок,

называются Тиртханкарами.

Субъективный по отношению к закону Кармы человек должен отработать последствия своих предыдущих

действий. Эта Карма является своего рода силой, которая удерживает душу в рабстве и мешает ей полностью

познать себя. Существует много разновидностей этой силы. Рабство Кармы возникает из-за тенденций, и самая

преобладающая из них определяет тип тела, которое душа должна создать для себя для своего будущего вопло-

щения. Суммой этих тенденций является то, что называется характером, и этот характер сам по себе состоит из

хорошо переваренных и усвоенных переживаний всего прошлого души. Теперь, если мы хотим проанализиро-

вать представление о тенденции, мы не потерпим неудачу в наблюдении, поскольку оно является модификацией

ума в различных способах. Джайнистская литература учит, что Кармическая сила является продуктом разновид-

ности материи, частицы которой вступают в комбинацию с душой. Это объясняет природу силы, которая пре-

пятствует душе реализовать свою собственную божественную природу. Это очевидно также, что всё, что должна

сделать душа, - это избавиться от частиц материи, которые она притянула к себе. Как только это будет соверше-

но, душа будет свободна от всех видов рабства и обретёт совершенное знание и блаженство.

Карма является энергией, которую производит воплощённое существо, - будь то жизненная, умственная или

моральная, - и которая поддерживает его в мирском мире, в Самсаре. Короче говоря, Карма является полностью

Самсарическим устройством воплощённого существа. Это прекрасно разоблачает идею жертвоприношения.

Кармы, которые удерживают индивидуума в отсталом состоянии, известны как Папа; а те, которые помогают

ему в развитии, называются Пунья. Джайнистская философия даёт подробный перечень Карм и объясняет, как

они притягиваются (Ащрава), как они используются индивидуумом (Бандха), как их приток может быть оста-

новлен (Самвара), как они могут быть полностью выработаны (Нирджара) и что является конечным состоянием

совершенного индивидуума (Мокша). Следовательно, эта особая ветвь философии включает такие предметы,

как ощущение, восприятие, сознание, страдание и наслаждение, мораль жизни, мораль испорченности, строение

тела и все факторы индивидуальности.

 

V.8. П УРУШАРТХА ПРОТИВ П РАРАБДХИ

Один философ говорит: .Очень трудно сказать, каким образом Пурушартха приносит результаты и как она

действует.. Другой философ говорит: .Всё заранее подготовлено в великом плане или великой схеме. Бог знает

все детали эволюции человека от минеральной жизни до того времени, как он станет Дживанмуктой или осво-

бождённой душой. В действительности всё это является лишь Прарабдхой. Мы должны проповедовать Пуру-

шартху просто для того, чтобы дать импульс для человека трудиться с должной серьёзностью. Иначе он будет

ленивым и вялым..

Человек, который защищает теорию Пурушартхи, говорит: .Что я . соломинка, которую ветер носит туда-

сюда? Я могу изменить свою Прарабдху. Я уничтожу её с помощью Ведантической практики. Я имею свою соб-

ственную свободную волю. Я сделаю её чистой и неотразимой. Я выработаю своё спасение. Я сам стану свобод-

ным..

Никто не может остаться спокойным ни на секунду. Никто не может стать фаталистом. Существует побуж-

дение или стимул изнутри к работе. Поэтому Гита говорит:

.Никто не может даже мгновение оставаться бездеятельным; поскольку беспомощен каждый движущийся к

действию благодаря качествам, порождённым природой..

Теория Прарабдхи не может сделать кого-либо фаталистом. Для Бхакты всё это является лишь Прарабдхой,

поскольку он является человеком самоподчинённым, отдающим себя. Он прославляет силу Господа. Для Ведан-

тиста всё это также является лишь Пурушартхой, поскольку он является человеком, опирающимся на себя. Он

должен прославлять силу своей собственной сильной воли (Атма Бала). Оба правы со своей собственной точки

зрения.

Прарабдха . это лишь Пурушартха предыдущих рождений. Бог и Пурушартха являются синонимами. Это два

названия единого. Испытания или удача, Пурушартха или Прарабдха, свободная воля или неизбежность . все

они являются синонимами. Если человек преуспевает в своей попытке, он называет это Пурушартхой. Он гово-

рит: .Я действительно много приложил усилий. Я преуспел.. Если он терпит неудачу, тот же самый человек

говорит: .Что я могу поделать, мой друг? Всё это Прарабдха. Без Него ничто не может быть совершено. Без Гос-

пода даже атом не может двигаться, даже лист не может колыхаться под действием ветра.. В Махабхарате вы

обнаружите, что комбинация напряжения и Прарабдхи приносит плоды. Если вы больны, вы должны делать Пу-

рушартху. Вы должны принять лекарство. Вы должны привести результаты к Прарабдхе.

На протяжении Йоги Васиштхи, Шри Васиштхаджи рекомендует Шри Раме только Пурушартху. С помощью

Пурушартхи Маркандея победил смерть. Несомненно, человек является хозяином своей судьбы. В конце кон-

цов, что такое судьба? Это собственное изобретение человека. Вы создали определённые вещи. Вы также може-

те разрушить или уничтожить их. Сейчас вы думаете примерно так: .Я . господин Такой-то и Такой-то. Я .

Брахмин. Я . врач. Я сильный. Я . домохозяин.. Это . Прарабдха. Вы можете изменить этот специфический

способ мышления. Думайте так: .Я . Брахман. Я . всемогущий. Я . свидетель или Сакши. Я . Бог. Я . не тело,

не ум. Я всепроникающая Истина или чистое сознание.. Это . Пурушартха.

 

 

V.9. П ОВЕДЕНИЕ

В Брихадараньяка Упанишаде сказано: .Согласно тому, как человек действует, и согласно тому, как он ведёт

себя, таковым он будет.. Поведение является причиной качества нового рождения.

Упанишады утверждают:

.Те, чьё поведение было хорошим, быстро достигнут хорошего рождения . рождения Брахмином, Кшатрий-

ем или Вайщйей, когда плоды их добрых действий будут исчерпаны на Чандралоке, или в сфере Луны. Но те,

чьё поведение было плохим, быстро достигнут плохого рождения . рождения собакой или свиньёй..

В некоторых местах о поведении говорится не как о Пурушартхе, а как о Карманге. В этом случае оно не

производит отдельного результата. А когда оно рассматривается как Пурушартха, оно обладает своим собствен-

ным, особым результатом.

 

Шри Свами Шивананда. ПРАКТИКА КАРМА ЙОГИ

 

Г ЛАВА VI.

Г ИРЛЯНДА К АРМА Й ОГИ

VI. 1 . Ч ЕТЫРЕ ПУТИ

Союз с Богом является целью этой человеческой жизни. Это является смыслом нашего существования. Это

величайшее благо жизни. Этого можно достигнуть, следуя по пути Бхакти Йоги, Раджа Йоги или Карма Йоги.

Бхакти Йога . это путь преданности или путь любви, который подходит для людей преданного темперамен-

та, в которых преобладает элемент любви. Женщины подходят для этой Бхакти Йога Марги, поскольку любовь

преобладает в них. Раджа Йога подходит для людей мистического темперамента. Некоторые любят приобретать

Сиддхи (силы). Они могут выбрать этот путь. Джнана . это путь Веданты. Люди рационального темперамента,

обладающие силой рассудка, сильным индивидуальным мышлением и смелым рассуждением, могут выбрать

этот путь. Те, кто обладает активным темпераментом, могут следовать по пути Карма Йоги.

Бхакти Йога подходит для громадного большинства преданных. Обычно во всех людях существует смешение

преданного и интеллектуального темпераментов. Некоторые являются чисто преданными, некоторые . чисто

интеллектуальными. Человек может также реализоваться через бескорыстную Карма Йогу. Карма Йога очищает

ум (Читта Шуддхи) и подготавливает ученика к Джнана Йоге. Люди активного темперамента должны выбрать

Карма Йогу. Бхакти Йога классифицируется также как умственная Карма. Она идёт, если так можно выразиться,

под вывеской Карма Йоги. Раджа Йога также является формой Бхакти Йоги. В Бхакти Йоге преданный абсолют-

но подчиняется Богу. Раджа Йог обладает тонким эгоизмом. Бхакта зависит от Бога. Он необычайно покорный.

Раджа Йог напрягается и утверждается. Он является типом Сватантра (независимый). Бхакти Йога и Джнана

Йога не являются несовместимыми, как кислота и щёлочь. Человек может комбинировать однонаправленную

преданность с Джнана Йогой. Плодом Бхакти Йоги является Джнана. Высшая любовь (Парабхакти) и Джнана

едины. Совершенное знание является любовью. Совершенная любовь является знанием.

Шри Шанкара, Кевала Адвайта Джнани, был великим Бхактой Бога Хари, Хара и Дэви. Джнана Дэв из Алан-

ди, Пуна, великий Йог, был Бхактой Господа Кришны. Шри Рамакришна Парамахамса поклонялся Кали и обрёл

Джнану с помощью Свами Тотапури, своего Адвайта Гуру. Бог Гауранга из Бенгалии был великим Адвайта Ве-

дантическим учёным, и, тем не менее, он танцевал на улицах и рыночных площадях, воспевая Имена Хари. Ап-

пая Дикшитар, знаменитый Джнани из Адайяпалама (Северный Район), автор .Сиддханта Леши. и различных

других Ведантических книг, был преданным Господа Шивы.

Следовательно, можно заключить, что Бхакти может с большим успехом сочетаться с Джнаной. Целью Рад-

жа Йоги является контроль всех мыслеволн, или умственных видоизменений. В первой главе Йога Даршаны во

второй Сутре Патанджали Махариши можно прочесть:

.Йога является сдерживанием умственных модификаций..

(Йогащ Читта Вритти Ниродхах.)

Это определение Раджа Йоги согласно Патанджали Махариши. Шри Джнана Дэв, Горакнатх, Раджа Бхар-

трихари и Садащива Брахман . все были Раджа Йогами большой репутации и славы.

Бхакти является средством для достижения цели. Она даёт чистоту ума. Она устраняет Викшепу (блуждание

ума). Сакамья Бхакти (преданность с ожиданием) приносит Сварга и Брахмалоку для преданного (Уттамалока

Прапти). Нишкамья Бхакти (любовь без ожидания плодов или результатов) приносит Читта Шуддхи, и посред-

ством чистоты ума ученик обретает Джнану.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!